Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ВРАЧА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Носова М.Н. 1 Носова О.В. 2 Фадеева О.П. 2 Шахматов И.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России
2 ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Цель исследования – выявить различия в мотивах выбора профессии врача представителями разных поколений. В качестве респондентов были выбраны практикующие врачи Алтайского краевого госпиталя для ветеранов войн и студенты-медики 2 и 6 курсов лечебного факультета Алтайского государственного медицинского университета. В исследовании использовалось полуформализованное интервью. Независимо от возраста и сферы деятельности (студент или практикующий специалист) респонденты характеризовали врача как трудолюбивого, ответственного человека, обладающего, помимо гуманистических качеств, волевым и требовательным характером, для которого неприемлемы такие личностные качества, как трусость, алчность, раздражительность, равнодушие, замкнутость, лень и нетерпимость к людям. Благодаря своему опыту лечащие врачи имеют реальные представления о профессии, понимание всей сложности системы здравоохранения, в то время как студенты больше идеализируют врачебную практику, связывая ее только с лечением пациентов. Основные различия между группами респондентов, выявленные в ходе исследования, касаются мотивов выбора профессии врача – альтруистический характер выбора практикующих врачей постепенно сменяется прагматичным, но менее осознанным выбором профессии студентами-медиками. Необходимо отметить, что респондентов трех групп объединяет осознание важности и значимости выбранной специальности, а также желание оказывать помощь людям.
выбор профессии
мотивация
практикующий врач
студент-медик
лечебная деятельность
1. Абитуриент. Приложение к газете Самарского государственного медицинского университета «Медик». 2014. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.samsmu.ru/files/smu/medic/Medic_210414.pdf (дата обращения: 24.10.2019).
1. Горина Е.Е., Шикина Е.А. Особенности выбора будущей профессии: результаты трендового исследования // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 3. С. 11–15.
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html (дата обращения: 28.10.2019).
3. Указы президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25/6.pdf (дата обращения 27.10.2019).
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Российская газета. 9 мая 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 02.10.2019).
5. Василенко Е.О., Ковтун Е.Р. Профессия врача: ожидание и реальность // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: материалы XXXIII международной студенческой научно-практической конференции (г. Новосибирск, 16 ноября 2017 г.). Новосибирск, 2017. № 22 (33). [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/studconf/science/xxxiii (дата обращения: 06.10.2019).
6. Махкамова З.Р., Голубова Т.Н., Баснаева А., Баснаев У. Оценка уровня эмоционального выгорания у врачей в Республике Крым // Инновации в науке: материалы LXIV международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 28 декабря 2016 г.). Новосибирск: СибАК, 2016. № 12–1 (61). С. 52–58.
7. Довнар А.А. Мотивация выбора профессии врача и ценностная ориентация студентов медицинского вуза // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием (г. Витебск, 2 декабря 2016 г.). Витебск: Издательство Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета», 2016. С. 263–265.

Выбор профессии – важный шаг в жизни любого человека, который зависит от множества факторов и жизненных ситуаций. Следует отметить, что врачебная деятельность занимает особое место в ряду других профессий, поскольку может еще и формировать мировоззрение человека, который решает связать свою жизнь с помощью другим людям [1].

Для молодежи приоритетными являются не знания о профессии, профессиональных обязанностях и компетенциях, способах трудоустройства по полученному направлению подготовки, а внешние атрибуты профессии, престиж и возможность утвердиться в обществе, высокий уровень материальной обеспеченности и социальный статус [2, с. 12]. Профессия же врача требует длительного обучения, большого погружения в образовательный процесс и масштабного накопления практического опыта, т.е. значительных инвестиций в человеческий капитал будущего специалиста, при этом не давая быстрой отдачи в виде высоких доходов и престижа в обществе. С этих позиций она все в меньшей степени соответствует запросам современных молодых работников, которые предъявляются ими к рынку труда.

Для увеличения мотивации выбора профессии врача в современном обществе разрабатываются государственные программы, способствующие привлечению молодых профессионалов в сферу медицинского обслуживания. Они направлены на улучшение условий труда, рост заработной платы, обеспечение стабильного трудоустройства с получением дополнительных социальных выплат, создание благоприятных условий для оказания медицинской помощи населению и повышение ее доступности [3-5].

Цель исследования – выявить различия в мотивах выбора профессии врача представителями разных поколений.

Материал и методы исследования. Сформированная нами выборочная совокупность состояла из трех групп респондентов. В первую группу вошли практикующие врачи, представители женского и мужского пола в возрасте 30–50 лет, работающие в должности врача-хирурга, невролога, уролога, анестезиолога-реаниматолога и терапевта в Алтайском краевом госпитале для ветеранов войн. Вторую и третью группы составили студенты-медики 2 и 6 курсов лечебного факультета Алтайского государственного медицинского университета.

В нашем исследовании использовалось полуформализованное интервью. Данный метод позволяет вести беседу в рамках созданного гайда, внося некоторые корректировки и уточнения по ходу опроса. Таким образом мы можем выявить реальные мотивы и побуждения выбора профессии за счет отступлений в рассказе, которые позволяет себе респондент.

Результаты исследования и их обсуждение. В основу нашего интервью легли вопросы, разделенные на два блока: «Особенности восприятия профессии врача» и «Мотивы выбора профессии врача» (рис. 1). Не вызывает сомнения тот факт, что степень заинтересованности в получении медицинской специальности, мотивация молодых людей, стоящих перед выбором данного вида деятельности, зависят от особенностей восприятия ими этой профессии. В свою очередь, через призму восприятия профессиональной деятельности формируется образ профессии врача и, как следствие, мотивы ее выбора.

Рис. 1. Структурная схема объекта исследования

На основе проведенного анализа интервью мы можем говорить о том, что независимо от возраста и сферы деятельности респондента (студент или практикующий специалист) образ врача в понимании людей, связанных с медициной, примерно совпадает. Это человек, спасающий жизни людей, трудолюбивый, ответственный, обладающий, помимо гуманистических качеств, волевым и требовательным характером, для которого неприемлемы такие личностные качества, как трусость, алчность, раздражительность, равнодушие, замкнутость, лень и нетерпимость к людям.

Студенты-медики, как и практикующие специалисты уверены в том, что врач должен не только обладать теоретическими знаниями, но еще и уметь их применять на практике, быть компетентным как в своей специальности, так и во всех смежных областях для того, чтобы предвидеть и не допускать возможность осложнения заболевания и возникновения чрезвычайных ситуаций; постоянно развиваться, учиться и изучать научную литературу, находиться в непрерывном поиске нового опыта. По мере увеличения стажа работы у клиницистов приходило и понимание того, что работа в медицине – это не только лечение пациента, но и работа с множеством бумаг и преодоление других бюрократических сложностей. На момент выбора профессии они были мало посвящены в проблемы взаимоотношений между государством (в лице различных министерств и ведомств) и врачами, между страховыми компаниями и медицинскими учреждениями и, безусловно, не могли предвидеть изменения отношения общества к врачам и к медицинской помощи, в которой врач уподобился обслуживающему персоналу и утратил отношение к нему со стороны общества как к профессионалу с большой буквы. По их мнению, сложная как в эмоциональном, так и физическом плане работа забирает все силы без остатка, поэтому она должна быть высокооплачиваемой.

Наиболее выраженные различия между представлениями о профессии практикующих врачей и студентов-медиков были выявлены при ответе на вопрос: «Как Вы считаете, является ли профессия врача престижной в современном обществе?». В противоположность мнению врачей-практиков почти все студенты (80%), независимо от курса обучения, говорили о том, что получаемая ими профессия является престижной, востребованной, врачей почитают, уважают и ценят. Однако среди респондентов из студенческой среды также прозвучало высказывание, что пациенты считают врачей просто своим обслуживающим персоналом.

Выявлена обратная связь с высокой степенью достоверности между временем обучения респондентов и количеством разочарованных в собственном выборе: чем старше курс, тем больше студентов, считающих профессию врача своим призванием, и меньше уровень идеализации условий работы медицинского персонала [6]. В нашем исследовании практикующие врачи на основе своего опыта общения со студентами-медиками также отмечали некоторую идеализацию взглядов молодежи относительно лечебной практики, связывающих ее только с работой у постели больного. Данное заблуждение чревато тем, что при встрече с реальными трудностями носитель этой идеальной картины может прийти к отторжению реальности и, как следствие, к потере интереса к профессии. Подобное несовпадение идеальных образов и реалий зачастую завершается уходом из медицины в другую область или в парамедицинские отрасли. При этом в литературе активно обсуждаются проблемы дисфункций врачебной деятельности, когда ради оказания помощи другим врачу нередко приходится жертвовать своим здоровьем. Рабочие условия оказывают прямое влияние на психическое и физическое здоровье человека. Хронический стресс, наслаивающийся на напряженную работу врача, может подвергаться соматизации и вызывать ухудшение физического состояния субъекта. Кроме того, в современном мире наблюдаются негативные тенденции, характеризующиеся обесцениванием труда медицинского персонала, что является дополнительным стрессовым фактором у работников данной сферы. Все вышеперечисленное в сочетании с разочарованием, возникшим вследствие изначального идеалистического отношения к профессии врача у ряда студентов, может спровоцировать возникновение синдрома эмоционального выгорания [7].

Для выявления приоритетных мотивов выбора профессии респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие основные мотивы лежали в основе Вашего выбора? Например, материальная составляющая профессии, Ваш личный интерес к самой профессии, ее практическая значимость в обществе? Назовите другие мотивы». Проанализировав интервью, мы можем сказать, что студенты при выборе профессии опирались как на свои образы представленности профессии врача на рынке труда (ее высокая востребованность и нереализованный спрос на специалистов), так и на свои личные пристрастия в изучении отдельных предметов. Интересно, что среди опрошенных были студенты, которые сделали выбор профессии спонтанно, не всегда осознавая, как в дальнейшем он отразится на их жизни. Молодые люди не склонны были акцентировать внимание на прагматичности своего выбора с точки зрения их будущих доходов как специалистов.

Мотивы выбора профессии у более зрелых людей – практикующих медиков, по их воспоминаниям, имели более альтруистический оттенок: ими двигало желание оказывать помощь людям, избавить их от страданий. Также важную роль сыграли интерес к профессии, осознание ее важности и значимости в обществе. Решение о поступлении в медицинский вуз было принято многими нашими респондентами, уже состоявшимися в профессии, в подростковом возрасте осмысленно и самостоятельно. В этой связи самая распространенная фраза в интервью звучала так: «Я знал, что меня ждет, я прекрасно все понимал». Помимо альтруистических устремлений (в 60% случаев), были названы интерес к профессии (22%), желание продолжить семейную династию (10%) или доказать себе, что им по плечу освоить данную специальность, а также реакция на смерть близкого человека, тяжелая болезнь в детстве, благодаря которой возникла эмпатия к больным людям (5%) (рисунок 2). Причем в качестве альтернативы другие специальности ими даже не рассматривались.

Рис. 2. Мотивы профессионального выбора у практикующих врачей и студентов-медиков (%)

На наш взгляд, различия в системе мотивации у представителей разных поколений можно отнести на счет изменения условий их социализации, нормативных ценностных ориентаций, господствующих в разных типах общества. При проведении интервью с каждым из врачей создавалась атмосфера, в которой они «растворялись» в любви к своему делу, каждый говорил с воодушевлением и трепетом о своей работе, о благодарных пациентах. Даже несмотря на вынужденное сокращение времени на лечебную деятельность из-за бумажной работы, прессинга со стороны страховых компаний, потока негатива в адрес врачей в СМИ и участившиеся со стороны больных проявления потребительского отношения к медицине, они не готовы уйти из профессии, хотя 30% участвовавших в интервью клиницистов когда-либо задумывались об этом. О материальной составляющей профессии в этой группе опрошенных почти не говорили, так как умудренные опытом люди уже давно приняли тот факт, что во главе угла врачебной деятельности не может стоять экономическая выгода. Однако и состоявшиеся, и будущие врачи уверены в необходимости достойной оплаты труда и, вопреки бытующему в обществе мнению, имеют право на личную жизнь и выходные дни, так как без полноценного отдыха невозможно качественно выполнять служебные обязанности, представляющие собой значительные физические и моральные нагрузки. Неоднозначные ответы мы получили и на вопрос: «Насколько Вы согласны с высказыванием: "Врачом нужно родиться, это призвание, а не работа"?». Одни считают ее такой же работой, как и любая другая, а человека можно всему научить; другие – призванием, так как помимо знаний и умений необходимо обладать определенным характером, складом ума, способностью и смелостью принимать на себя ответственность за решения, на которые порой есть буквально секунды или минуты, и от принятого решения зависит здоровье и жизнь пациента.

Возможно, объяснение мотивов выбора профессии в основном альтруистическими побуждениями у взрослых людей связано с особенностями человеческой памяти (несознательное искажение прошлых событий – аберрация памяти), приписывающей давним поступкам новые значения. Студенты же, которые хорошо помнят свои недавние действия, не стесняются говорить, что при выборе вуза для обучения либо опирались на мнение родственников и знакомых, либо принимали спонтанные решения в рамках сложившихся обстоятельств.

Так, студенты 2 курса делали свой профессиональный выбор скорее по наитию или методом исключения, не всегда рефлексируя по поводу того, с чем им придется столкнуться после окончания вуза. Юный возраст и недостаток жизненного опыта не способствовали тому, чтобы размышлять о выбранной профессии с материалистических позиций – ее «стоимости» на рынке труда. Зачастую в рассказе студентов звучало признание, что сделать выбор профессии им помогли родители (в 12% случаев). При этом неважно самостоятельно или с помощью родителей был сделан выбор, 49% респондентов ориентировались на востребованность профессии и ее актуальность в современном мире, а 32% опрошенных в качестве основного мотива приводили желание помогать людям. Непосредственно о заинтересованности в самой профессии говорилось крайне редко (3% респондентов), при этом данный выбор объяснялся желанием продолжить врачебную династию (рисунок 2). Вопросы о материальном вознаграждении в этой сфере молодых людей в момент поступления сильно не интересовали.

Опрошенные студенты-медики 6 курса были практически единодушны в определении основных стимулов выбора профессии: востребованность на рынке труда, дефицит медицинских специалистов, 54% этой аудитории назвали такой мотив приоритетным. Респонденты говорили о том, что они понимали, что, получив медицинское образование, они не останутся без работы, у них будет достаточно богатый выбор направлений трудовой деятельности. Одновременно с выше изложенными мотивами выбора медицинского университета, имеющими прагматичный характер, данной категорией участников интервью высказывалось желание оказывать помощь людям (22%). Среди других причин поступления в медицинский университет были озвучены любовь к биологии (10%), соответствующее наставление родителей (9%) и, как ни странно, стечение обстоятельств (рисунок 2). Люди не всегда думали о том, что они хотят получить именно эту профессию, их привлекла возможность обучения в престижном медицинском вузе. Студенты 6 курса, так же как их более младшие коллеги, при поступлении не размышляли по поводу того, сколько «стоит» труд медиков, а ориентировались лишь на их востребованность на рынке труда. Интерес к специфическим навыкам, компетенциям и требованиям, которые ассоциируются с разными медицинскими специальностями, почти не играл роль при выборе, скорее молодых людей привлекли практическая значимость профессии в целом и повышенный спрос на медиков. Немалую роль сыграл и юношеский максимализм, когда «ты стремишься доказать себе, что ты можешь». В этой выборке нам попалось также 2 случая династического выбора. Аналогичные данные описаны нашими коллегами по результатам опроса студентов 2-6 курсов лечебного и педиатрического факультетов. При определении мотивов своего выбора респонденты опираются на функциональное содержание данной специальности; причинами поступления в медицинский вуз они называют любовь к людям (30,1%), однако при этом есть и те, кто сомневается, что любовь к людям привела их в медицину (24,1%), получение высшего образования как самоцель (21,5%) [8, с. 264].

На момент интервью подавляющее большинство опрошенных нами студентов-медиков (80%) не потеряли интереса к выбранной профессии и не сомневались в принятом решении, лишь 10% респондентов твердо решили не связывать свою жизнь с клинической практикой, еще 10% не высказали определенного мнения при ответе на вопрос: «Было ли у Вас желание сменить высшее учебное заведение, отказаться совсем от медицины?». В литературе также приведены данные о тех, кто уже на студенческой скамье стал сомневаться в необходимости получения медицинской специальности. Только 14,6% респондентов были уверены в правильности выбора. Среди причин потери интереса к профессии были названы: маленькая зарплата (56,9%), отсутствие перспектив (14,3%), отсутствие карьерного роста (4,8%) [8, с. 264].

Отвечая на вопросы: «Помогали ли Вам с выбором профессии родители, другие взрослые, чье мнение было для Вас важным?» и «Отговаривал ли Вас кто-либо из Вашего близкого окружения от поступления в медицинский университет? Почему?» многие респонденты всех возрастных групп отмечали, что важную роль в их профессиональном самоопределении сыграли родители, даже если они не были медиками. Наряду с этим они столкнулись и с противоположным мнением из своего окружения о сложности, неблагодарности и низкой оплачиваемости профессии, что в конечном итоге не повлияло на решение молодых людей. Очень важно в контексте нашего исследования отметить, что респонденты обеих студенческих групп, как и их практикующие коллеги, на момент выбора профессии осознавали ее значимость и ответственность и в качестве основного мотива своего выбора отметили желание оказывать помощь людям.

Заключение. Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Практикующие врачи имеют реальные представления о лечебной деятельности, понимание всей сложности системы здравоохранения и не считают профессию достаточно престижной. Студентам свойственны идеализация лечебной деятельности, недостаток знаний об ответственности и обязанностях, характерных профессии врача, а сама профессия, по их мнению, является престижной, востребованной.

2. Мотивы выбора профессии у практических врачей носят альтруистический оттенок, а сам выбор – самостоятельный и осознанный характер. Выбор студентов в большинстве случаев имеет спонтанный характер или опирается на авторитетное мнение взрослых и обусловлен, в первую очередь, востребованностью профессии на рынке труда, а также пристрастиями в изучении профильных предметов.


Библиографическая ссылка

Носова М.Н., Носова О.В., Фадеева О.П., Шахматов И.И. МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ВРАЧА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29325 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674