Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ

Михайлов И.Л. 1 Михайлов И.В. 2 Боренштейн А.Л. 3
1 Штаб Центрального военного округа
2 Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
3 ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
В статье рассматривается актуальность проблемы формирования военно-профессиональных качеств подготовки солдат запаса в гражданских высших учебных заведениях. Качество навыков и умений определяет глубину и прочность знаний, лежащих в их основе. Чем сознательнее будущий солдат запаса усвоит знания, тем успешнее образуются у него гибкие, прочные и сложные навыки и умения, позволяющие ему успешно действовать в тяжелой и быстро меняющейся боевой обстановке. При обучении студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе руководитель занятия кратко и доходчиво объясняет, как образцово выполнять то или иное ситуационное задание. На занятиях создается обстановка, приближенная к боевой действительности. Организуя подготовку студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе, преподаватель должен учитывать их жизненный опыт, опираться на него, помогать им создавать новый опыт, отражающий специфику воинской деятельности. Необходимо учитывать, что современный солдат – специалист широкого профиля. Он обязан не только в совершенстве овладеть своей специальностью, но и быть готовым заменить товарища. Поэтому при определении цели и конкретных задач подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе необходимо определить также характер и объем знаний, навыков и умений, необходимых будущему солдату запаса для овладения смежными специальностями. Для того чтобы каждый будущий солдат запаса смог эффективно использовать свои знания для успешного выполнения учебно-боевых и служебных задач, теоретическое обучение должно проводиться в неразрывной связи с практической подготовкой. Определяя содержание военной подготовки, разрабатывая учебные планы и программы подготовки, необходимо учитывать не только требования современной войны, но и возросший уровень общеобразовательной и технической подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса, а также последние достижения науки и техники.
подготовка солдат запаса
военная подготовка
проектная деятельность
формирование компетенций
образование
1. Ивановский В.С. Методология организации дистанционного обучения иностранных слушателей в вузах РФ // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 3. С. 227-233.
2. Михайлов И.Л. Особенности подготовки солдат запаса в гражданских вузах // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 3 (203). С. 19.
3. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
4. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М., 1996. 545 с.
5. Михайлов И.Л. Модель педагогического обеспечения подготовки солдат запаса в гражданских вузах: структурное представление // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева Чувашия. 2017. № 1 (93). С. 149.
6. Томилина Н.В., Мясоедова Е.А. Программно-целевое проектирование образовательных систем: стратегии инновационного развития / Под ред. Н. В. Томилиной. Волгоград: Учитель, 2011. 351 с.

В настоящее время продолжаются преобразования в области военной подготовки. Они вызваны рядом обстоятельств: появляется более технологичное вооружение, практика военно-профессиональной подготовки приводит к развитию новых форм и способов ведения боевых действий, продолжают развиваться военная теория, общая и военная педагогика. Все это вызывает необходимость совершенствования учебных планов и программ подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе [1, с. 227].

В соответствии с научным анализом деятельности подготовки студентов по различным военно-учетным специальностям нами сосредоточено внимание на том, что студенты – будущие солдаты запаса должны знать и уметь в результате изучения учебной дисциплины.

Необходимо учитывать, что современный солдат – профессионал широкого профиля. Он обязан не только безукоризненно овладеть своей специальностью, но и быть готовым заменить товарища. Поэтому при определении цели и конкретных задач подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе необходимо определить также характер и объем знаний, навыков и умений, необходимых будущему солдату запаса для овладения смежными специальностями.

Осуществляется логический анализ каждого учебного предмета, из него устраняется все нелогичное, а также лишнее, второстепенное, устаревшее. При этом необходимо учитывать, что современное вооружение, военная и специальная техника развиваются чрезвычайно быстро и в войсках наряду с новейшей техникой всегда имеется некоторая часть вооружения, которое снято с производства, но еще не утратило своего значения.

Весьма перспективными и совершенно необходимыми являются разработка и включение в учебные программы алгоритмов (строгой последовательности) умственной и физической деятельности будущих солдат запаса при обслуживании и применении военной техники.

В соответствии с законодательством Российской Федерации договор для прохождения подготовки по программам подготовки солдат запаса при образовательной организации могут заключать граждане Российской Федерации:

– обучающиеся по очной форме обучения в соответствующей образовательной организации по основной образовательной программе высшего образования с получением квалификации «бакалавр», «специалист»;

– в результате медицинского освидетельствования по состоянию здоровья годные к военной службе или годные к военной службе с незначительными ограничениями;

– имеющие отличную или хорошую нервно-психическую устойчивость.

Для того чтобы каждый будущий солдат запаса смог продуктивно использовать свои знания для успешного выполнения учебно-боевых и служебных задач, теоретическое обучение должно проводиться в неразрывной связи с практической подготовкой.

Организуя подготовку студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе, преподаватель учитывает их жизненный опыт, опирается на него, помогает им создавать новый опыт, отражающий специфику воинской деятельности.

Умения формируются на основе знаний и навыков разными путями. В одном случае начальная стадия умения образуется у студента после объяснения учебного содержания преподавателем, в других случаях – после объяснения и показа или в результате самостоятельных действий обучающегося. В процессе упражнений умения совершенствуются, а их отдельные элементы превращаются в навыки. Однако умения не сводятся к сумме навыков; в умениях в большей или меньшей мере присутствуют элементы творчества, которые позволяют субъекту уверенно и инициативно действовать в самой различной обстановке.

Качество навыков и умений определяет глубину и прочность знаний, лежащих в их основе. Чем сознательнее будущий солдат запаса усвоил знания, тем успешнее образуются у него гибкие, прочные и сложные навыки и умения, позволяющие ему результативно действовать в тяжелой и быстро меняющейся боевой обстановке.

Студенты, изъявившие желание пройти подготовку по военно-учетным специальностям солдат запаса, должны соответствовать ряду требований. Обучение по программам военной подготовки в образовательных организациях высшего образования является добровольным и включается в учебный план образовательной организации. Общая характеристика военной деятельности обусловливает уровень требований к солдатам запаса. Для каждой военно-учетной специальности разрабатываются соответствующие квалификационные требования с учетом их специфики.

Например, квалификационные требования к подготовке по военно-учетным специальностям ракетно-технического и артиллерийско-технического обеспечения сержантов (солдат) граждан РФ из числа студентов государственных образовательных организаций высшего образования утверждает начальник центрального органа военного управления, являющийся заказчиком данной подготовки и определяющий контрольные цифры набора студентов для подготовки на факультете военного обучения или военной кафедре вуза. В данном случае это начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации.

Качество подготовки, ее действительность зависят не только от усердия обучающихся, но и от работы преподавателя, от того, как он представляет себе сущность подготовки, как понимает и решает свои задачи. В ходе правильно поставленной подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе преподаватель выполняет следующие виды работ:

– организовывает учебную деятельность студентов и руководит ею;

– в систематическом виде излагает содержание учебного предмета и показывает наиболее целесообразные приемы практической работы;

– развивает у студентов интерес к учению, желание учиться;

– помогает студентам учиться рационально, развивает у них способности и умение самостоятельно приобретать необходимые знания и навыки;

– контролирует, как студенты овладевают знаниями, навыками и умениями, своевременно и объективно оценивает результаты их учебной деятельности.

В процессе подготовки технические средства выполняют различную дидактическую роль. Так, например, видеофильмы, разрезное оружие, действующие макеты, стенды и иное обеспечивают наглядность и способствуют более успешному формированию у студентов – будущих солдат запаса соответствующих образов и представлений [2, с. 16].

Таким образом, можно обозначить место проектной деятельности в подготовке студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.

Цель статьи – определить организационно-педагогические условия программы подготовки студентов на военной кафедре гражданского вуза:

– теоретическая подготовка, в ходе которой учебно-познавательная деятельность студентов – будущих солдат запаса осуществляется путем решения задач, разработанных на основе межпредметных связей в освоении учебных дисциплин образовательных программ высшего образования и программ военно-профессиональной подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе;

– практическая подготовка, включающая обогащение знаний, умений, компетенций и обеспечение становления организационно-волевых качеств студентов – будущих солдат запаса посредством использования в образовательной деятельности современных технологий (технологии кейс-стади, информационно-коммуникационных технологий и др.) и ситуационных заданий;

– самостоятельная работа обучающихся, направленная на совершенствование полученных знаний и умений в ходе теоретической и практической подготовки;

– реализация проектов в ходе учебных сборов на базе воинских частей, обеспечивших приобщение студентов – будущих солдат запаса к военно-профессиональным действиям.

Наиболее востребованным способом проектирования является проблематизация проектных представлений за счет прогнозного видения [3, с. 345].

Для уточнения понятия «прогноз» обратимся к работам Ю.В. Громыко [4]. Он употребляет понятие «прогноз последствий» – эта форма размышления о последствиях действий. Обсуждение возможных ходов, постановка вопросов прогнозного характера и ответ на них являлись проблематизацией проекта. За счет проблематизации проект постепенно уточнялся. Проблематизация происходила в несколько этапов и длилась до момента, когда команда не в состоянии была далее проблематизировать проект или считала, что достаточно. Чем качественнее проводилось сопоставление проекта с прогнозом, тем совершеннее был продукт проектирования. Полученный вариант сопоставления проекта и прогноза мы рассматриваем как проект. Для проектной деятельности важным обстоятельством является представление окончательного результата и прогнозируемых целей.

Приведенные примеры свидетельствовали о гибкости и взаимосвязи реализации проектной деятельности студентами в ходе учебных сборов на базе воинских частей. Только учитывая эту взаимосвязь и потенциальные возможности каждого занятия, удалось добиться систематического повышения уровня подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.

В связи с повышением требований к уровню подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в военном деле резко возросло значение боевых действий войск в ночных условиях. Именно поэтому ряд проектов при прохождении учебных сборов со студентами реализуются ночью.

Темнота не только усложняет действие студентов, но и увеличивает нагрузку на их психику. Поэтому ночные занятия требуют более тщательной подготовки, умения пользоваться инфракрасной техникой, соответствующего материального обеспечения, большей четкости и внимательности в ходе обучения. Зато методически правильно и систематически реализуемые проекты в ночное время в большей мере способствуют воспитанию у студентов смелости, решительности, осмотрительности и повышению готовности вести боевые действия в сложной обстановке.

Проект в большинстве случаев предполагает неопределенность, при которой невозможно было предсказать итоговый результат. Разработка проектов организуется посредством групповой работы в ходе практических занятий. Нами предлагается следующий алгоритм разработки и реализации проектов студентами.

  1. Обсуждение проектного задания: поставленных задач и планируемых результатов.
  2. Обсуждение и уяснение задач и действий каждого из личного состава отделения.
  3. Обсуждение и понимание взаимодействий личного состава подразделения при решении поставленных задач.
  4. Обсуждение действия подразделения как группы в целом при решении поставленных задач.Дальнейшее формирование навыков и развитие компетенций студента проводятся на учебных сборах в ходе совместных действий за счет реализации проектов. В период и по завершении учебных сборов на базе воинских частей группа студентов становится единой командой.
  5. Продуктом проектной деятельности является технологическая карта достижения поставленных целей. На теоретических занятиях и при самостоятельной работе студенты уясняют действия каждого члена команды и группы в целом при решении задачи. На этом этапе происходит окончательное оформление проекта. В ходе практических занятий у группы студентов при отработке вопросов взаимодействия и поиске оптимального способа реализации проекта появляется командное видение предстоящей совместной деятельности, формируются коммуникативные связи в составе подразделения.

В ходе реализации проектов деятельность студентов направляется путем систематической постановки перед ними частных задач. Определяемые сложившейся обстановкой и замыслом преподавателя, они облекаются в форму приказов и распоряжений. О сложности и разнообразии проектной деятельности в ходе учебных сборов на базе воинской части свидетельствует следующий пример. Поднятая по тревоге рота вышла на полевой выход. В трудных условиях, преодолевая многочисленные препятствия, студенты по лесным и полевым дорогам совершили марш в назначенный район. Некоторая часть маршрута при этом была пройдена ночью. Однако в выжидательном районе им не пришлось отдыхать: нужно было укрыть и замаскировать боевые машины пехоты, провести их тщательный осмотр, устранить неисправности, дозаправить боевые машины пехоты топливом.

Затем началось наступление. Тесно взаимодействуя с соседними подразделениями, будущие солдаты запаса развернулись в боевой порядок и с ходу открыли огонь по противнику. Успешная атака позволила наступающим проникнуть в глубь его обороны. Через некоторое время противник предпринял контратаку и по одному из соседних подразделений нанес «ядерный удар» [5, с. 147]. Студенты – будущие солдаты запаса атакующей роты реализовывали проект: стремительно выйти на выгодный рубеж и организовать оборону. От них требовалось: умело используя местность, быстро создать систему огня, а с появлением противника – обстрелять его. Далее – снова не менее сложные и не менее неожиданные изменения боевой обстановки, требовавшие от студентов напряжения физических и моральных сил.

Сложная обстановка полевого выхода и тактических занятий психологически приближала студентов к военно-профессиональной деятельности и тем самым способствовала совершенствованию боевого мастерства, формированию морально-боевых качеств, физической и психологической закалке. Если же при реализации проектов не создавалось острых ситуаций или события развертывались вяло, у студентов возникало чувство условности своей работы, которое в свою очередь порождало тенденцию уклониться от трудностей. Вывод из этого положения очевиден. Проектная деятельность была организована так, чтобы весь личный состав постоянно действовал с полным напряжением физических и моральных сил, добивался точного и быстрого выполнения всех действий, диктуемых обстановкой.

В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что к организационно-педагогическим условиям следует отнести:

– организацию учебно-познавательной деятельности студентов по решению задач на базе интеграции основных образовательных программ подготовки по специальностям и программ военной подготовки солдат запаса в вузе;

– обогащение знаний, навыков, умений и обеспечение развития организационно-волевых качеств и компетенций студентов при формировании их подготовленности по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе посредством использования в образовательной деятельности новых технологий и ситуационных заданий;

– приобщение студентов к военно-профессиональным действиям в ходе реализации проектов при прохождении учебных сборов на базе воинских частей, что способствует формированию подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузах [6].

Выводы. Для реализации модели подготовки студентов по военно-учетным специальностям в вузе нами обоснованы и предложены следующие организационно-педагогические условия: в ходе реализации проектов при прохождении учебных сборов на базе воинских частей следует приобщить студентов к военно-профессиональным действиям; при формировании подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе посредством использования в образовательной деятельности новых технологий и ситуационных заданий обеспечить развитие организационно-волевых качеств и компетенций; организовать учебно-познавательную деятельность студентов по решению задач на базе интеграции основных образовательных программ подготовки по специальностям и программ военной подготовки солдат запаса в вузе.


Библиографическая ссылка

Михайлов И.Л., Михайлов И.В., Боренштейн А.Л. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29177 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674