Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ДИАГНОСТИКА ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Пономарева Т.М. 1 Чукаев О.В. 1 Алексеева Е.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
Современная образовательная ситуация характеризуется изменением требований к целям, содержанию, технологиям, результатам профессионального становления будущего учителя, в связи с чем приобретает особую актуальность проблема развития студента как субъекта профессионального самоопределения, составной частью которого выступает интерес к педагогической профессии. Важность этой проблемы подтверждается результатами диагностического исследования, проведенного среди студентов 1–5-х курсов факультета математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» (ТГПУ им. Л.Н. Толстого). В педагогической профессии студентов привлекают работа с людьми (47%), возможность достичь социального признания (33%), а также важность данной профессии в обществе (27%) и ее творческая составляющая (53%); отталкивают частый контакт с людьми, маленькая заработная плата и нагрузка, переутомление на работе. В ходе неформализованного интервью студенты отметили, что для формирования устойчивого интереса к педагогической профессии необходимо, чтобы дисциплины, изучаемые в вузе, были ориентированы на школьное обучение; в процессе обучения преподаватели учитывали потребности учеников, использовали различные формы самостоятельной работы. Было выявлено, что традиционность, ориентация многих учебных дисциплин на формирование системы теоретических знаний, однообразие предлагаемых форм самостоятельной работы студентов, невозможность посещать уроки практикующих учителей приводят к снижению интереса к профессии педагога. Результаты диагностики студентов позволили определить перспективы развития их интереса к педагогической профессии посредством индивидуализации самостоятельной работы, проектирования комплекса заданий, в основе которых лежит анализ текстов публицистического, художественного стилей речи, посвященных специфике педагогической деятельности, трудностям и рискам в работе современного учителя; заданий эмпирического, творческого типа; и др.
профессиональное самоопределение
профессиональная направленность
интерес
интерес студентов к педагогической профессии
индивидуализация самостоятельной работы студентов
1. Исследование механизмов оценивания новых результатов образовательного процесса в вузе / Под ред. А.А. Орлова. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 194 с.
2. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. 501 с.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
4. Белова О.В. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов педагогических вузов. автореф. дис. … канд. псих. наук. Москва, 2013, 27 с.
5. Байтимирова А.Т. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 116-118.
6. Нурмурадова Ш.И. Формирование у студентов интереса к профессии учителя в процессе педагогической практики // Молодой ученый. 2016. № 9. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/113/28316/ (дата обращения: 25.08.2019).
7. Методология исследования механизма оценивания новых результатов образовательного процесса / Под ред. А.А. Орлова. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 180 с.
8. Сафонова Е.И., Евсеева Е.Н., Емышева Е.М., Корчинский А.В., Коссов И.А. Рекомендации по проектированию и использованию оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения. М.: Изд-во РГГУ, 2013. 75 с.

Современная образовательная ситуация характеризуется изменением требований к целям, содержанию, технологиям, результатам профессионального становления будущего учителя. На первый план выходят проблемы подготовки педагога, способного решать профессиональные задачи, обладающего творческими способностями, позволяющими наиболее полно реализовать себя в педагогической деятельности, готового выстраивать субъектную стратегию жизнедеятельности.

В период вузовского обучения в жизни студента происходят значительные изменения: перестраиваются его сознание и самосознание, иерархия мотивов и ценностей, меняется не только социальная, но и учебная позиция. В это сложное время бывший школьник должен выступать как активный субъект самостоятельной познавательной деятельности. Именно поэтому в образовательном процессе следует создавать условия, позволяющие обучающимся выстроить индивидуальную траекторию своего профессионального развития. Другими словами, основной целью обучения в вузе является развитие студента в образовательном процессе как субъекта профессионального самоопределения [1].

Цель исследования: изучение особенностей интереса студентов к педагогической профессии и определение возможностей его развития посредством индивидуализации самостоятельной работы.

Материал и методы исследования. В качестве методов исследования применялись анкетирование, использование методики В.А. Ядова (в модификации Н.В. Кузьминой и А.А. Реана), интервьюирование студентов; проектирование заданий для самостоятельной работы.

Результаты исследования и их обсуждение. Проблемами профессионального самоопределения занимались такие ученые, как Л.И. Божович, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.Я. Найн, А.В. Петровский, Д. Сьюпер, П.А. Шавир и др. Отметим некоторые подходы к определению сущности профессионального самоопределения. Так, Н.С. Пряжников считает, что профессиональное самоопределение представляет собой «поиск личностного смысла» в том виде деятельности, которую человек сначала выбирает, а затем начинает осваивать и выполнять [2].

Е.А. Климов характеризует профессиональное самоопределение в общем виде как процесс, в ходе которого происходит формирование отношения человека к выбранной профессиональной деятельности и к себе как к активному участнику этой деятельности [3].

Анализируя проблему профессионального самоопределения студентов, мы опираемся на точку зрения А.А. Орлова, который рассматривает данное понятие как «активную сознательную целенаправленную деятельность студента по определению своих профессиональных возможностей, поиску и выбору пространства будущей профессиональной деятельности, саморазвитию личностного и профессионального потенциалов, обретению личностного смысла в будущей профессиональной деятельности» [1, с. 10].

В научной литературе при рассмотрении структуры профессионального самоопределения ученые выделяют различные компоненты, например: ценностные ориентации (Н.С. Пряжников и др.); мотивы выбора профессии (А.К. Маркова и др.); направленность личности (В.А Сластенин); восприятие себя как субъекта профессиональной деятельности (Т.В. Кудрявцев и др.); ориентиры на будущее (Е.И. Головаха и др.) [4].

В своем исследовании мы ведем речь о таком компоненте профессионального самоопределения, как профессиональная направленность. В структуре профессиональной направленности В.А. Сластенин выделяет три компонента, среди которых особое место занимает интерес к профессии учителя, характеризующийся положительным отношением ко всем субъектам образовательного процесса и к педагогической деятельности в целом.

Интерес представляет собой многомерный феномен, который изучается многими науками: психологией, педагогикой, философией, социологией и др. Несмотря на разность подходов к определению структуры и содержания интереса, методологическими основами выступают положения, согласно которым: 1) интерес свойственен и человеку как биопсихосоциальному существу, и различным группам людей; 2) интерес лежит в основе развития мотивов человека, приводящих к разнообразным социальным действиям.

Однако общая методологическая база не привела к единству мнений о сущности интереса. Он рассматривается как направленность личности (Л.А. Гордон); как личностный мотив (С.Л. Рубинштейн); как отношение личности к тому или иному предмету (С.Е. Матушкин) и иное, что привело к разнообразию признаков, определяющих понятия: «интерес к профессии», «профессиональный интерес», «интерес к педагогической профессии».

Интерес к профессии включает в себя такие характеристики, как саморегуляторная активность личности (А.Г. Ковалев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, А.В. Петровский) и готовность к самовоспитанию (А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский, Ю.В. Шаров).

Профессиональный интерес связан с положительным отношением личности к конкретному виду профессиональной деятельности, характеризующимся избирательностью, активностью и желанием индивида овладеть этим видом деятельности [5].

Интерес к педагогической профессии включает осознанное, устойчивое, положительное эмоциональное отношение личности к конкретному предмету и волевую активность, связанную с процессом овладения профессиональным мастерством, со стремлением преодолевать жизненные и профессиональные трудности [6].

В рамках нашего исследования мы изучали сформированность у студентов педагогического вуза интереса к профессии учителя. Диагностика проводилась на факультете математики, физики и информатики, в ней принимали участие студенты 1–5-х курсов, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» (всего 106 человек).

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в педагогической профессии студентов привлекают: работа с людьми (47%), возможность достичь социального признания (33%), а также важность данной профессии в обществе (27%) и ее творческая составляющая (53%); отталкивают: частый контакт с людьми, маленькая заработная плата и нагрузка, переутомление на работе.

Результаты анкетирования студентов частично отражены в таблице.

Результаты анкетирования студентов по выявлению интереса к педагогической профессии

Вопрос / варианты ответов

Ответы студентов (%)

1-й курс

2-й курс

3-й курс

4-й курс

5-й курс

Что в Вашей будущей профессии представляется для Вас главным?

Оплата труда

Получение удовольствия от работы

Возможность самосовершенствования и саморазвития

Условия деятельности

 

 

25

53

 

17

5

 

 

22

50

 

25

3

 

 

17

67

 

11

5

 

 

20

53

 

11

16

 

 

33

45

 

5

17

Считаете ли Вы, что после получения диплома необходимо совершенствовать свои знания и умения по специальности?

Да, если это повлияет на карьерный рост

Да, так как профессия педагога требует постоянного совершенствования

Да, но в исключительных случаях

Нет, знаний и умений, полученных в университете, мне будет достаточно

 

 

 

38

 

43

10

 

9

 

 

 

51

 

27

19

 

3

 

 

 

41

 

45

11

 

3

 

 

 

20

 

44

27

 

9

 

 

 

39

 

34

23

 

4

Оцените, насколько в процессе обучения в университете изменились Ваши представления о профессиональной деятельности учителя?

Изменились в позитивную сторону

Некоторые вопросы оказались лучше, чем я представлял(а)

Некоторые вопросы оказались хуже, чем я представлял(а)

Изменились в негативную сторону

Не изменились

 

 

 

 

11

 

28

 

19

5

37

 

 

 

 

15

 

21

 

15

20

29

 

 

 

 

33

 

25

 

11

5

26

 

 

 

 

23

 

33

 

15

9

20

 

 

 

 

15

 

35

 

27

8

15

Испытываете ли Вы затруднения при изучении дисциплин психолого-педагогической и профильной направленности?

Испытываю, хотя этот процесс интересный для меня

Испытываю, поскольку не справляюсь с учебной программой

Затруднений не испытываю, успеваю все вовремя

Затруднений никаких не испытываю, у меня остается достаточно свободного времени

 

 

 

 

 

50

 

25

 

17

 

8

 

 

 

 

 

47

 

26

 

19

 

8

 

 

 

 

 

67

 

17

 

11

 

5

 

 

 

 

 

53

 

15

 

30

 

2

 

 

 

 

 

59

 

23

 

11

 

7

Назовите причины, побудившие Вас выбрать профессию педагога

Мечта детства

Выбор родителей

Интерес к педагогической деятельности

Престижная профессия

Стабильный заработок

Не думал(а) о причинах

 

 

10

25

25

11

10

19

 

 

3

20

20

15

19

23

 

 

15

20

23

9

15

18

 

 

6

15

50

5

6

18

 

 

4

12

51

9

11

13

Занимаетесь ли Вы самообразованием по выбранной Вами специальности?

Да, хочу получить хорошее образование

Да, если этот процесс не занимает много времени и сил

Да, если на процессе самообразования настаивает преподаватель

Самообразованием не занимаюсь

 

 

15

 

19

 

55

11

 

 

10

 

17

 

50

23

 

 

10

 

45

 

30

15

 

 

15

 

10

 

48

27

 

 

10

 

16

 

45

29

 

Следует сказать, что для большинства студентов (1-й курс – 53%, 2-й курс – 50%, 3-й курс – 67%, 4-й курс – 53%, 5-й курс – 45%) главным в будущей профессии представляется получение удовольствия от работы. При этом ответ, связанный с профессиональным самосовершенствованием и саморазвитием, занимает лишь третью позицию среди ответов (1-й курс – 17%, 2-й курс – 25%, 3-й курс – 11%, 4-й курс – 11%, 5-й курс – 5%). Большая часть опрошенных (1-й курс – 43%, 2-й курс – 27%, 3-й курс – 45%, 4-й курс – 44%, 5-й курс – 34%) осознает необходимость самообучения и саморазвития после окончания вуза, считая эти процессы непременным атрибутом их будущей профессии и стимулом для карьерного роста.

Необходимо отметить, что данные анкетирования, касающиеся интереса студентов к педагогической профессии, можно проанализировать с нескольких позиций. Во-первых, изучение психолого-педагогических дисциплин, в рамках которых осуществляется подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности, многие опрашиваемые (1-й курс – 50%, 2-й курс – 47%, 3-й курс – 67%, 4-й курс – 53%, 5-й курс – 59%) посчитали процессом интересным, но сложным и требующим затрат времени и сил. Во-вторых, чтение дополнительной литературы по специальности, которая формирует представления о будущей профессии и помогает овладеть ею, большая часть студентов (1-й курс – 55%, 2-й курс – 50%, 3-й курс – 30%, 4-й курс – 48%, 5-й курс – 45%) практикует только по требованию преподавателя. В-третьих, изначальный выбор студентами профессии педагога был обусловлен различными факторами, среди которых первые позиции принадлежат таким, как «выбор родителей» и «интерес к педагогической деятельности». Примечательно, что последний ответ отличается у студентов разных курсов: на 1-м курсе такой ответ выбрали 25% студентов, на 2-м курсе – 20%, на 3-м курсе – 23%, на 4-м курсе – 50%, на 5-м курсе – 51%.

В ходе неформализованного интервью были выявлены факторы, способствующие или тормозящие развитие устойчивого интереса. Студенты отметили, что для формирования устойчивого интереса к педагогической профессии необходимо, чтобы дисциплины, изучаемые в вузе, были ориентированы на школьное обучение; в процессе обучения преподаватели учитывали их особенности и потребности, использовали различные формы их самостоятельной работы. При этом было выявлено, что традиционность, ориентация многих учебных дисциплин на формирование системы теоретических знаний, однообразие предлагаемых форм самостоятельной работы студентов, невозможность посещать уроки практикующих учителей приводят к снижению интереса к профессии педагога.

Опираясь на результаты педагогической диагностики, в качестве одного из факторов стимулирования интереса студентов к педагогической профессии мы выбрали трансформацию заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика». При этом мы стремились обеспечить возможность индивидуализации самостоятельной работы студентов, варьируя задания по объему, содержанию, форме представления результатов, уровню познавательной деятельности студентов.

Часть заданий предполагает анализ текстов разных стилей речи (публицистического, научного, художественного), посвященных специфике педагогической деятельности, трудностям и рискам в работе современного учителя, инновационной деятельности педагогов-практиков. Эти задания включают:

– задания реферативного типа, предполагающие изучение и анализ различных источников информации, а также отбор материала, необходимого для решения конкретной проблемы (в частности, составление словаря (глоссария) педагогических терминов, хрестоматии по истории педагогики и др.);

– задания эмпирического типа, в рамках которых осуществляются фиксирование и анализ практического опыта студентов (например, выполнение микроисследования, связанного с особенностями реализации ФГОС второго поколения в современной школе);

– задания творческого типа, выполнение которых способствует созданию творческого продукта (эссе на тему «Цифровая школа: плюсы и минусы», видеоролик «Образ современного учителя», коллаж «Мое педагогическое кредо», кроссворд, посвященный деятельности великих педагогов, календарь педагогических дат и др.).

Особая группа заданий – проектно-исследовательские задания, при выполнении которых студенты могут выбирать тему, тип исследовательской работы, форму ее представления. Использование проектного метода помогает студентам овладеть умениями проектирования, конструирования, организации и анализа педагогической деятельности; сформировать их опыт индивидуальной или совместной работы при решении педагогических задач [7].

В комплекс заданий для самостоятельной работы, стимулирующих интерес к педагогической профессии, входят также педагогические кейсы, включающие: формулировку темы учебного занятия, проблемных вопросов, задания; описание аналогичных педагогических ситуаций; предъявление дополнительной информации; учебно-методическое обеспечение: раздаточный материал, методические рекомендации по работе с кейсом, список основной и дополнительной литературы, критерии оценивания работы с кейсом. Выполняя задания кейса, студенты самостоятельно формулируют цели, отбирают необходимую информацию для решения ситуации, выдвигают гипотезы, осуществляют поиск оптимального решения проблемы, формулируют выводы и т.д. [8].

Заключение

Таким образом, в процессе диагностики интереса студентов к педагогической профессии были выявлены проблемы, решение которых возможно посредством корректировки заданий для самостоятельной работы. Эти задания спроектированы с учетом как запросов студентов, так и индивидуальных познавательных характеристик обучаемых. Определение степени влияния трансформированной системы заданий для самостоятельной работы студентов на их интерес к профессии педагога предполагает организацию следующего – формирующего – этапа нашего исследования.


Библиографическая ссылка

Пономарева Т.М., Чукаев О.В., Алексеева Е.Ю. ДИАГНОСТИКА ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29162 (дата обращения: 15.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074