Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Варламова Л.Ф. 1 Варламова С.И. 2
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
2 ГБПОУ РС(Я) «Транспортный техникум»
В статье рассмотрены вопросы подготовки и разработки учебно-методических указаний в «Транспортном техникуме», в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, с учетом требований профессионального стандарта, нацеленного на формирование компетенций у обучающихся, специфики будущей сферы трудовой деятельности, конкретно области и объектов профессиональной деятельности выпускников по специальности «23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте». Профессиональные стандарты диктуют серьезный подход образовательным организациям в построении и обеспечении учебного процесса качественно продуманной, отвечающей новым стандартам, учебно-методической документацией. Разработанные учебно-методические комплексы дисциплин содержат все компоненты и обеспечивают необходимый уровень подготовки специалистов, способствуют осмыслению и освоению студентами дисциплины, повышению качества образования, помогают в выполнении самостоятельных работ студентов. Показаны диаграммы неуклонного роста качества обучения студентов по двум дисциплинам. Этому способствовали грамотно подготовленные и разработанные преподавателями техникума учебно-методические комплексы, которые апробированы и содействовали эффективности применения в учебном процессе, повышая качество успеваемости студентов. АК «Железные дороги Якутии» при приеме на работу наших выпускников ориентируется профессиональными стандартами, сформированными компетенциями, которые определяют соответствие специалиста предстоящей трудовой деятельности.
учебно-методический комплекс
учебная программа
компетенции
профессиональный стандарт
качество образования
конкурентоспособность специалистов
1. Федеральный Закон от 29.12.12 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 03.07.2019).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. №376 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/70569592 (дата обращения: 12.07.2019).
3. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. Р-н/Д.: Феникс, 2013. 381 с.
4. Муравьева Е.Е. Состав и структура учебно-методического обеспечения ФГОС. Учебно-методический комплекс. Сборник материалов семинара-конференции по теме «Разработка учебно-методического комплекса по дисциплинам общепрофессионального и профессионального цикла». [Электронный ресурс]. URL: https://slt-online.ru/wp-content/uploads/metodmater/материалы-семинара.pdf (дата обращения: 11.07.2019)
5. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учеб.-метод. пособие. СПб.: Детство Пресс, 2012. 112 c.
6. Пашковская Л.А. Учебно-методический комплекс как основа обеспечения качества профессионального образования. [Электронный ресурс]. URL: http://nok3yanao.ru/blog-l/entry/uchebno-metodicheskij-kompleks-kak-osnova-obespecheniya-kachestva-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.07.2019).
7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р). [Электронный ресурс]. URL: http://www.lexed.ru /search/detail/php? ELEMENT_ID=4264 (дата обращения: 18.07.2019).

В настоящее время государство ставит перед образовательными заведениями задачу подготовки высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» указано: «качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (п. 29 Статьи 2 Федерального Закона от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [1].

Тем самым внедрение в педагогическую практику более совершенных учебных программ, новейших методик обучения, обеспечивающих повышение качества обучения, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их профессиональных способностей, актуально как никогда.

Это порождает проблему поиска новых форм организации учебного процесса. От наличия и качества учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебного плана профессиональной образовательной программы во многом зависит уровень образования выпускников.

Цель исследования: разработка учебно-методического комплекса (далее - УМК) по специальности «23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте», способствующего качеству образования.

Материал и методы исследования

В составлении УМК нами применены: Приложение к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. № 376 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»; ФЗ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; теоретический метод – изучение и сопоставление федерального государственного образовательного стандарта с профессиональными стандартами, требуемыми работодателем, в нашем случае - АК РС (Я) «Железные дороги Якутии»; дедуктивный метод – на основе изучения нормативной документации при подготовке и разработке УМК для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»; обобщение полученных результатов; эмпирический метод – описание, наблюдение и анализ повышения качества обучения на основе разработанных УМК и результатов успеваемости студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Приводим характеристику профессиональной деятельности выпускников специальности «23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» (23.02.01 ОП и У на транспорте), где область профессиональной деятельности – организация и управление эксплуатационной деятельностью пассажирских и грузовых перевозок; вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность. А объекты профессиональной деятельности выпускников – процесс организации и управления эксплуатационной деятельностью пассажирского и грузового транспорта, учетная, отчетная и техническая документация [2].

Системный подход в построении образовательного процесса по специальности «23.02.01 ОП и У на транспорте» показывает результат процесса обучения, выраженный в формировании у обучающихся компетентностей. Подготовка специалиста происходит с продуманным содержанием учебного процесса, с постановкой образовательной деятельности, соответствующей образовательным стандартам, и упором на профессиональный стандарт, предусматривающий комплексный подход, в котором важное место отводится организации и определении сроков производственных практик. Профессиональные знания и умения, подразумевающие высокий уровень освоения навыков, оцениваются работодателем как профессиональная компетентность, готовность трудиться, грамотно выполнять все те задачи, которые перед ним ставит будущая трудовая деятельность и применение современных технологий. В целом студента, окончившего техникум, можно охарактеризовать как конкурентоспособного работника на рынке труда, умеющего быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства и оперативно осваивать нововведения в технологиях и т.д. Сложившаяся ситуация предполагает повышение образовательного, культурного, профессионального уровня каждого человека и диктует необходимость повышения личной активности, ответственности и предприимчивости. В Законе Российской Федерации «Об образовании» указывается, что «содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации».

В приложении к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. № 376 Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «23.02.01 ОП и У на транспорте (по видам)» для Техника и Старшего техника включены по 9 для каждого общих компетенций (ОК), а профессиональных компетенций (ПК) около 20 в разделах «Организация перевозочного процесса (по видам транспорта)»; Организация сервисного обслуживания на транспорте; Организация транспортно-логистической деятельности; Анализ эффективности транспортной деятельности; Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Здесь приведем, какими профессиональными компетенциями должен обладать Техник в разделе «Организация перевозочного процесса»: ПК1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками; ПК1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций; ПК1.3. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса. Дальше в разделе «Организация сервисного обслуживания на транспорте» - Техник должен обладать следующими компетенциями: ПК2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса; ПК2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов; ПК2.3. Организовать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса [2].

Вот перечислили только некоторые компетенции. Осознаем всю ответственность разработки УМК и учитываем формируемые компетенции. УМК разрабатывается преподавателем, ведущим данный предмет. Содержание должно опираться на современные технологии и знания. Оно может варьироваться в зависимости от требований, предъявляемых ФГОС СПО, для качественного формирования системы базовых знаний, умений, навыков конкретной специальности. В УМК включаются: нормативная документация; весь комплект учебно-методического обеспечения образовательного процесса по всем темам, разделам, курсовым работам; средства обучения и средства контроля [3].

Структура УМК представляется по такой схеме, данной на рисунке 1.

Рис. 1. Состав УМК

1. Рабочая программа дисциплины – это программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям ФГОС, профессионального стандарта и учитывающая специфику подготовки студентов по избранному направлению или специальности, которая включает: цель освоения дисциплины; перечень планируемых результатов; содержание дисциплины, структурированное по темам, с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий:

– формы и методы проведения занятий;

– применяемые учебные технологии;

– содержание СРС;

– зачетные и экзаменационные вопросы;

– объёмы и сроки сдачи контролирующих материалов.

2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов –представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений по оптимальной организации процесса освоения изучаемых материалов для выполнения самостоятельных работ и подготовки к промежуточной аттестации, предусмотренной рабочей программой дисциплины.

3. Календарно-тематический план – нормативный документ, позволяющий строить методически грамотное планирование учебного процесса в соответствии с последовательностью изучения с учетом смежных дисциплин. Хорошо продуманный и своевременно составленный план помогает заблаговременно подготовить к занятиям необходимые наглядные пособия, дидактический материал, правильно спланировать проведение лабораторных и практических работ и является проектом учебной деятельности преподавателя [4].

4. Фонд оценочных средств – это перечень планируемых результатов обучения по дисциплине;

– показатели, критерии и шкала оценивания для промежуточной аттестации;

– типовые контрольные вопросы, задания;

– методические материалы, определяющие процедуры оценивания (конспект, тестирование, реферат, контрольная работа, курсовая работа и т.д.);

– зачетные и экзаменационные вопросы.

УМК – это комплекс, включающий рабочую программу, учебно-методические материалы, программно-технические средства обучения, содействующие обучающимся осмыслению и усвоению материалов изучаемой дисциплины, предусмотренной учебной программой подготовки специалистов. Служит инструментом предварительного проектирования и системно-методического обеспечения образовательного процесса по основной образовательной программе. Раскрывает требования к содержанию изучаемых дисциплин и содействует формированию ряда общих и профессиональных компетенций, содержащихся в ФГОС по специальностям СПО [5].

Разработка УМК выполняется по следующим этапам:

1. Изучение и анализ ФГОС по направлениям подготовки в Транспортном техникуме (какие цели и задачи, объемы выделяемых часов, виды учебной деятельности, предъявляемые требования, формируемые компетенции, контролирующие материалы, оценочные средства, устанавливаемые сроки сдачи и т.д.).

2. Методический совет техникума оказывает помощь преподавателям в подготовке компонентов УМК (организуются семинары, круглые столы с участием представителей работодателя, которые вносят свои корректировки в программу обучения и учебный план исходя из своих требований к выпускникам и потребностей работодателя).

3. Разработка рабочей программы дисциплины, календарно-тематического плана, методических рекомендаций для студентов, фонда оценочных средств.

4. Рассмотрение и утверждение разработанных преподавателями УМК на заседаниях предметно-цикловых комиссий и методического совета техникума.

5. Экспертиза УМК сертифицированными экспертами от работодателей [6].

Образовательная деятельность невозможна без обеспечения условий для эффективного развития образования, направленного на формирование конкурентоспособного специалиста, которое является основной целью «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р [7].

Тем самым подготовленные и разработанные преподавателями техникума учебно-методические комплексы утверждены, внедрены в учебный процесс и дают следующие положительные трансформации для участников образовательного процесса:

1. Преподавателям помогают:

– строить учебные занятия в строго запланированном порядке;

- строго придерживаться последовательности изложения темы дисциплины;

– во внедрении новых образовательных технологий;

– в подготовке материалов и оборудования для лабораторных, практических работ.

2. Студентам помогают:

- качественно подготовиться к занятиям и выполнять самостоятельные работы;

– успешно овладеть профессиональными компетенциями.

Представляем отмеченные преподавателями качественные изменения в учебном процессе, которые содействовали серьезному отношению студентов к учебе, а всё это в комплексе дало положительные результаты для формирования соответствующих компетенций, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности, данные на рисунке 2.

Рис. 2. Итог применения УМК в образовательном процессе

Преподавателю необходимо владеть всеми методами обучения, знать и уметь организовывать процесс освоения студентом общекультурных и профессиональных компетенций, востребованных сегодня работодателями. В результате работы преподавателя у обучающихся должны сформироваться такие жизненно важные аспекты, как мотивация к обучению, повышение познавательного интереса, осознание приобретения необходимых знаний, умений и навыков, то есть компетенций, которые бы пригодились в будущей профессиональной деятельности, активная жизненная позиция, способствующая развитию творческого потенциала личности, и адаптация к новым условиям. В целом всё перечисленное для выпускника будет бесценным вложением в предстоящую самостоятельную трудовую деятельность. Самому преподавателю, кроме педагогической компетентности, должны быть присущи научно-исследовательские способности, он должен стремиться быть в курсе всех последних достижений в научной сфере своей дисциплины, постоянно заниматься самообразованием, быть в поиске нововведений.

Далее представляем мониторинг качества знаний у обучающихся по дисциплинам:

1. МДК 02.01 «Организация движения на железнодорожном транспорте»

2. ОП 05 «Технические средства на железнодорожном транспорте»

Заключение

На приведенных выше диаграммах показан неуклонный рост качества обучения студентов в Транспортном техникуме по дисциплине МДК 02.01 «Организация движения на железнодорожном транспорте», где первоначальный уровень качества обучения возрос на 13%, а по дисциплине ОП 05 «Технические средства на железнодорожном транспорте» увеличился на 32% по истечении 5 лет обучения. Такой положительной динамике способствовали качественно подготовленные и разработанные преподавателями техникума УМК, которые апробированы и содействовали организации учебных занятий по четко расписанному порядку в рабочих программах, что отразилось на усвоении дисциплины, сформировало осознанность у студентов в выбранной профессии, в конечном итоге это отразилось в качестве подготовки квалифицированных специалистов, которых готовы принять и трудоустраивать работодатели.


Библиографическая ссылка

Варламова Л.Ф., Варламова С.И. КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29106 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674