Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ КОНФИГУРИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ В «1С: ПРЕДПРИЯТИЕ» СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ

Шарафеева Л.Р. 1 Иванова А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Елабужский институт
Государственная политика в области подготовки ИТ-специалистов нацелена на поддержку работы с существующим и разработку нового отечественного программного обеспечения, на импортозамещение в этой сфере. Лидером в этой области является фирма 1С, которая предоставляет возможность преподавателям высших учебных заведений пройти сертификацию и внедрить курсы 1С в учебный процесс, встраивая их в учебные дисциплины. Актуальность изучения студентами высших учебных заведений основ конфигурирования и программирования технологической платформы «1С: Предприятие» для создания программных приложений не вызывает сомнений. Поэтому вузы должны обеспечивать соответствующими учебниками, учебно-методическими материалами всех студентов. Авторами подмечено, что в свободном доступе отсутствуют учебно-методические материалы по изучению основ конфигурирования и программирования в «1С: Предприятие», которые можно использовать в учебном процессе. Для решения этой проблемы разработан электронно-образовательный ресурс, содержащий теоретический материал, задания к лабораторным работам и для самостоятельного выполнения студентами, вопросы для самоконтроля и тестовые задания. Апробирование электронного образовательного ресурса проходило в Елабужском институте КФУ в рамках дисциплины «Автоматизированная система обработки экономической информации». Результаты показали эффективность ресурса в подготовке студентов.
1с:предприятие 8
электронный образовательный ресурс
студент
программирование
конфигурирование
1. Иванова А.А., Шарафеева Л.Р. Этапы подготовки программистов 1С // Наука и образование: новое время. 2019. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://articulus-info.ru/category/zhurnal/?tag=2-mart-aprel-2019-g (дата обращения: 19.06.2019).
2. Официальный сайт фирмы 1С. [Электронный ресурс]. URL: https://1c.ru (дата обращения: 15.06.2019).
3. Радченко М.Г., Хрусталева Е.Ю. 1C: Предприятие 8.3. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы. М.: «1С-Паблишинг», 2018. 965 с.
4. Радченко М.Г. 1С: Программирование для начинающих. Детям и родителям, менеджерам и руководителям. Разработка в системе «1С: Предприятие 8.3». М.: ООО «1С-Паблишинг», 2017. 780 с.
5. Гилев Е.М. Курсы по 1С.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/UCIhPhYDHX5hGVzOsHSVxy_w/featured (дата обращения: 01.07.2019).
6. Моисеенко Н.А. Аналитический обзор учебно-методических изданий фирмы «1С» по «1С: Предприятие» // Новые информационные технологии в образовании. М.: Фирма «1С», 2019. С. 584-604.
7. ООО «1С–Учебный центр № 3». Введение в конфигурирование в системе «1С: Предприятие 8». Основные объекты. Версия 8.3. М.: Фирма «1С», 2015. 126 с.

С каждым годом увеличивается значение информационных технологий в экономике и образовании. Модернизация любого предприятия неразрывно связана с внедрением информационных технологий, с включением в бизнес-процессы актуальных программных разработок.

Среди отечественных компаний, специализирующихся на разработке, поддержке программ и баз данных делового и домашнего назначения, является фирма 1С. Наиболее известной из разработок фирмы является технологическая платформа «1С: Предприятие», позволяющая разрабатывать современные программные продукты, автоматизирующие рутинные процессы и задачи.

Программисты 1С востребованы в связи большим спросом программных продуктов фирмы и невысокой конкуренцией среди квалифицированных специалистов. Отчасти это связано с тем, что минимальный набор навыков, необходимый для успешной работы программиста, сравнительно большой. Чтобы работать с 1С, необходимо обучаться этому целенаправленно, иметь глубокие знания программ семейства 1С, уметь конфигурировать и программировать. С каждым годом все больше образовательных учреждений включают в программу обучения изучение программных продуктов этой компании. В Елабужском институте КФУ при подготовке педагогов профессионального обучения по профилю «Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии» используются такие программы 1С, как «1С: Предприятие», «1С: Бухгалтерия», «1С: ERP Управление предприятием» и др. Педагоги профессионального обучения по информатике – это педагоги, преподающие ИТ-дисциплины в профессиональных учебных заведениях (техникумы, колледжи, училища).

Освоение будущими педагогами профессионального обучения системы «1С: Предприятие» важно по нескольким причинам. Во-первых, профессионально овладев программными продуктами 1С, студент повышает свою конкурентоспособность на рынке труда. Во-вторых, внедрение отечественных программных продуктов позволяет модернизировать не одно предприятие, а всю экономику России.

Для того чтобы работать с «1С: Предприятие», необходимо владеть поэтапно следующими базовыми знаниями и умениями [1]:

1. Знание технологической платформы, конфигуратора, основных объектов и умение работать с ними.

2. Знание основ встроенного языка программирования и умение программировать объекты конфигурации.

3. Знание языка запросов и умение их создавать.

Кроме этого, для освоения программного продукта «1С: Предприятие» студентам необходимо знание основ экономических процессов, а именно: процесс купли-продажи товаров, заполнение необходимой документации и отчетности, автоматизация бизнес-процессов и т.д.

Как видим, от педагогов ИТ-направлений в области 1С требуется широкий спектр знаний основных объектов, навыков конфигурирования и программирования, знание предметной области и типовые решения.

Актуальность исследования связана с массовым внедрением программных продуктов 1С в российский рынок и необходимостью высококвалифицированных педагогов в этой области.

Для того чтобы научиться программировать и конфигурировать на технологической платформе «1С: Предприятие», имеются многочисленные учебно-методические материалы, книги и курсы, обучающие разрабатывать, модифицировать и пользоваться программными продуктами фирмы 1С. Фирма тесно сотрудничает с учебными заведениями и предлагает им встраивать сертифицированные курсы 1С в учебные дисциплины для подготовки высококвалифицированных ИТ-кадров. При встраивании курсов фирмой предоставляются пособия в печатном виде, также на официальном сайте [2] имеется банк тестовых заданий.

Вузы должны обеспечивать студентов учебно-методическими материалами. Немало времени преподаватель вуза тратит на анализ, отбор содержания учебного материала по предмету. Он должен быть понятно изложен, четко структурирован и последователен. Также немаловажным является стоимость учебного материала.

В Интернете можно найти множество дистанционных курсов, книг, пособий, лабораторных практикумов для обучения технологиям 1С. Однако в рамках нашего исследования выявлено отсутствие единого электронного образовательного ресурса (ЭОР), который содержит теоретический, практический и контролирующий контент, также многие интернет-ресурсы являются платными, что делает их недоступными для использования в учебных заведениях. Это позволило определить проблему исследования, суть которой заключается в необходимости создания электронного образовательного ресурса студентам для изучения основ работы в системе «1С: Предприятие».

Цель исследования – разработать электронный образовательный ресурс, обеспечивающий изучение основ конфигурирования и программирования в системе «1С: Предприятие» студентам вузов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ специальной технической литературы, учебников, учебно-методических пособий, ресурсов сети Интернет по 1С;

- разработать программное приложение в системе «1С: Предприятие» для создания его студентами в рамках лабораторных занятий;

- разработать электронный образовательный ресурс «Основы конфигурирования и программирования в «1С: Предприятие»;

- использовать разработанный ЭОР в рамках учебной дисциплины «Автоматизированная система обработки экономической информации»;

- оценить эффективность ЭОР.

Материал и методы исследования

В ходе исследования применялись различные теоретические и экспериментальные методы. Теоретические методы, которые применялись при исследовании, сводятся к анализу учебно-методической литературы по проблеме, анализу состояния внедрения «1С: Предприятие» в систему высшего образования и личного педагогического опыта. Теоретической основой и источниками исследования послужили научно-методические труды фирмы 1С, разработки М.Г. Радченко [3; 4] и Е.М. Гилева [5].

Из экспериментальных методов использовались анкетирование, педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся.

Наиболее подходящим инструментом для разработки ЭОР оказался Google Класс, который предоставляет доступ к учебно-контролирующим материалам, позволяет обмен сообщениями по почте между преподавателем и студентом, информирует обучающихся о предстоящих событиях.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование проводилось в три этапа: 1) изучение проблемы исследования, анализ имеющихся разработок; 2) этап разработки электронного образовательного ресурса; 3) применение разработанного ЭОР в учебном процессе и его апробирование.

На начальном этапе были рассмотрены возможности и доступность имеющихся учебных пособий, курсов, книг. В Интернете можно найти различные дистанционные источники обучения по 1С, которые отличаются по длительности, стоимости и качеству. Также можно пройти заочные видеокурсы, которые стоят значительно дешевле и позволяют заниматься в удобное для обучающихся время.

Почти в каждом городе есть филиал фирмы 1С. Один из видов их деятельности связан с обучением специалистов, работающих с продуктами данной фирмы. Фирма предоставляет возможность очного обучения, привилегией которого является то, что обучающиеся имеют непосредственную связь с преподавателями. Все курсы разработаны преподавателями-методистами учебных центров 1С, имеющими большой опыт внедрения программных продуктов «1С: Предприятие», и непосредственно специалистами отдела разработки фирмы 1С. Центр сертифицированного обучения получает от фирмы 1С готовый комплект материалов для проведения обучения, полностью соответствующий той методологии, которая была заложена при проектировании платформы «1С: Предприятие» и прикладных решений, при этом сертифицированные курсы поддерживаются и обновляются фирмой 1С по мере выхода новых редакций программных продуктов. Однако все курсы платные, и это делает их недоступными для большинства пользователей.

Существует множество книг, пособий, лабораторных практикумов для изучения 1С. Качественное учебное пособие должно помочь познакомиться с основными объектами конфигурации, разработкой прикладных решений. У фирмы 1С есть книги, выпущенные специально для пользователей, не знающих программирование и никогда не работавших с продукцией фирмы. Специалисты отмечают, что если книга выпущена под маркой 1С, то пособие: во-первых, содержит актуальную информацию, соответствует текущему состоянию развития продукта и законодательству, и, во-вторых, книги проверены методистами фирмы 1С и соответствуют методологии, заложенной в программных продуктах [6].

Однако такая форма обучения не обеспечивает возможность консультации со специалистами, а это важно при обучении. Новичку будет очень трудно обучиться, используя только пособия или сайты и интернет-курсы без консультации, поэтому лучше совмещать способы обучения для достижения лучшего результата.

Проанализировав всевозможные книги, учебные пособия, интернет-курсы по изучению платформы «1С: Предприятие», мы пришли к выводу, что нет единого ресурса, содержащего теоретические, практические и контрольно-измерительные материалы. Также большинство рассмотренных курсов оказались платными, что делает их недоступными для большинства пользователей. Поэтому нами было принято решение создать электронно-образовательный ресурс по изучению основ конфигурирования и программирования в платформе «1С: Предприятие».

На втором этапе исследования было создано программное приложение, позволяющее автоматизировать учет в некой фирме, деятельность которой направлена на закупку у своих поставщиков товаров (по ценам закупки), и перепродажа покупателям (по ценам продажи). Приложение делалось на основе учебного пособия фирмы 1С [7] с некоторыми изменениями и дополнениями. В разработанном приложении используются такие объекты конфигурации, как справочники, документы, регистры, константы, роли и другие. Оно позволяет сформировать печатную форму документов, создать отчеты в виде таблицы и в виде диаграммы, автоматизировать бизнес-процессы. Данное приложение будет создаваться студентами при изучении разработанного нами курса, в ходе которого они работают как в режиме пользователя, так и в режиме разработчика. Параллельно с созданием программного приложения разрабатывался лабораторный практикум, который включает в себя следующие темы:

1. Основные принципы работы в системе «1С: Предприятие».

2. Командный интерфейс. Подсистемы.

3. Константы. Создание управляемой формы прикладных объектов.

4. Справочники. Перечисления. Модели представления данных 1С: объектная, табличная. Создание печатных форм.

5. Документы. Модуль объекта и менеджера. Обработчик событий.

6. Журналы документов. Графы документов.

7. Регистр сведений. Виртуальные таблицы регистра сведений.

8. Функциональные опции. Возможности включения/отключения функционала конфигурации с помощью функциональной опции.

9. Планы видов характеристик.

10. Учетные объекты. Регистры накопления.

11. Элементы администрации. Настраивание прав пользователей.

12. Запросы. Создание запросов с помощью конструктора запроса и конструктора запроса с обработкой результата. Пакетные запросы. Запросы с несколькими таблицами.

13. Отчеты. Принципы работы системы компоновки данных.

14. Формы списка.

15. Рабочий стол. Настройка рабочего стола.

16. Критерии отбора.

17. Обработка заполнения.

18. Обращение к методам объекта.

19. Хранилище значений. Загрузка и выгрузка фотографий.

20. Механизм полнотекстового поиска, область его применения.

21. Регламентные задания.

22. Бизнес-процессы, задачи.

Каждая лабораторная работа разделена на теоретическую и лабораторную часть. В конце каждой темы имеются вопросы для самоконтроля и тесты, которые можно использовать для оценки уровня усвоения материалов. Следует отметить, что все лабораторные работы снабжены пошаговыми иллюстрациями и примерами листингов для знакомства пользователя с технологической платформой. Предложенная структура лабораторного практикума позволяет студентам четко представлять цель работы, подводить промежуточные итоги и создавать готовое программное приложение.

Структурно электронный курс можно разделить на введение, 22 лабораторные работы, итоговый контроль и дополнительные материалы. Курс носит практический характер. Кроме лабораторных работ, студентам необходимо выполнить самостоятельную работу, суть которой заключается в разработке собственного автоматизированного приложения по предложенным темам. Также были разработаны методические рекомендации для студентов, которые дают возможность быстрее ориентироваться в электронном образовательном ресурсе.

На третьем этапе была обновлена рабочая программа по дисциплине «Автоматизированная система обработки экономической информации», разработанная для студентов очного отделения по направлению подготовки 44.03.04 - Профессиональное обучение (по отраслям).

Апробирование ЭОР проходило в 2018-2019 учебном году в Елабужском институте КФУ в рамках обучения данной дисциплине студентов профиля «Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии».

В конце обучения было проведено анкетирование, направленное на выявление недостатков разработанного ЭОР и оценки знаний студентов по пройденному курсу. Результаты анкетирования показали, что:

1. На вопрос «Достаточно ли, на ваш взгляд, понятно изложена информация по курсу?» 84,6% ответили «Да», а 15,4 ответили «Частично».

2. На вопрос «Понятна ли структура курса?» 92,3% ответили «Да», и только один ответил «Частично».

3. 84,6% поставили «5» содержанию курса, остальные «4».

4. 76,9% оценили на «5» методическое построение ЭОР, остальные поставили «4».

5. 69,2% опрошенных смогут разработать похожее приложение на платформе «1С: Предприятие 8», а 30,8% ответили «Частично».

6. На восьмой вопрос «На Ваш взгляд, достаточно ли полученных знаний для работы программистом 1С?» 46,2% ответили «Частично», 38,5% «Да» и 15,4% «Нет».

7. Все студенты оставили отзыв по усовершенствованию курса (рисунок).

Отзывы пользователей о курсе

Анкетирование показало, что курс был успешно освоен студентами и получил положительные отзывы. Из выходной анкеты и в результате наблюдения можно сделать вывод, что разработанный ЭОР был успешно апробирован, студенты научились работать с объектами конфигурации, создавать информационную базу и познакомились с основами конфигурирования и программирования на технологической платформе «1С: Предприятие».

Выводы

Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования разработанного ЭОР «Основы конфигурирования и программирования в «1С: Предприятие» для организации занятий со студентами ИТ-направлений. Применение ЭОР в учебном процессе позволяет студентам получить доступ к учебным материалам в любое время и на любом устройстве, при наличии Интернета. Наличие средств для обеспечения коммуникации с пользователями курса позволяет продолжить обучение вне рамок аудиторных занятий. Таким образом, использование разработанного ЭОР в процессе обучения дает базовые знания по конфигурированию и программированию в системе «1С: Предприятие» и способствует подготовке кадров, готовых к применению ЭОР в своей дальнейшей профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Шарафеева Л.Р., Иванова А.А. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ КОНФИГУРИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ В «1С: ПРЕДПРИЯТИЕ» СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29066 (дата обращения: 14.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074