Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ ПО БОЕВОМУ СЛАЖИВАНИЮ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Богомолова Е.В. 1 Киселёв С.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина»
2 Рязанское высшее воздушно-десантное училище имени Генерала армии В. Ф. Маргелова
Необходимость совершенствования боевой подготовки и подготовки по боевому слаживанию заставляет искать подходы к целенаправленному формированию компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров, построению на этой основе модели формирования компетенции, проверки эффективности модели на практике. Проведенный широкий анализ психолого-педагогической литературы, практики подготовки современных офицеров, выделенных требований к офицеру, осуществляющему боевое слаживание в современных условиях, позволил дать определение компетенции по боевому слаживанию и определить ее компоненты. С опорой на выделенные компоненты компетенции по боевому слаживанию (мотивационнонно-ценностный, функциональный, информационно-коммуникативный и обучающе-рефлексивный) и выявленное содержание компонентов обоснованы педагогические подходы к формированию компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров - системный, деятельностный и компетентностностный. На их основе построена эффективная модель подготовки.Содержательный блок модели включает содержание обучения, используемые формы и методы, которые обеспечивают профессиональный рост, определяются на основе значимости рассматриваемых вопросов (предложения ко корректировке программ по дисциплинам боевой подготовки; реализацию факультатива «Боевое слаживание в современных условиях. Основы проведения боевого слаживания»). Технологический блок модели описывает процесс формирования готовности через конкретизацию задач реализации модели путем анализа выделенной цели.
компетенция по боевому слаживанию
подготовка офицеров
системный подход
коммуникативно-деятельностный подход
компетентностный подход
1. Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 2012. 20 февр. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/02/20/putin-armiya.html (дата обращения: 06.07.2019).
2. Сатин Б.В., Дмитриев С.А. Актуальные материалы по ведению боя (боевых действий) в урбанизированной пустынной местности: воен.-науч. сб. / Под общ. ред. С.И. Безрукова. Рязань: РВВДКУ, 2017. 144 с.
3. Байкова Л.А., Богомолова Е.В., Еременко Т.В. Актуальные педагогические проблемы современного образования в России: монография. Рязань: Концепция, 2018. 160 с.
4. Богомолова Е.В. Методика реализации компетентностного подхода в учебном процессе военного вуза // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2017. № 1 (63). C. 136-141.
5. Щедровицкий Г.П., Лубовский Д.В. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности: методологические основы психологии. М.: АНО ПЭБ, 2008. С. 19-22.
6. Варяница С.Ю Формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2017. 188 с.
7. Белова С.Н. Прогностическая модель внутренней системы оценивания качества образовательного процесса в вузе // Ученые записки Курского государственного университета. 2008. № 4. С. 73-86.

К условиям, определяющим необходимость формирования компетенции по боевому слаживанию, можно отнести меры по обеспечению и укреплению безопасности страны.

Недавно наша Армия прошла через сложные испытания. Боевая подготовка была практически свернута. Но сегодня в общество вернулось понимание истины – Вооруженными Силами надо дорожить. Их надо укреплять, иначе «придется кормить чужую армию» или вовсе оказаться в рабстве у бандитов и международных террористов, как сказал Президент РФ В.В. Путин [1].

Одним из основных направлений дальнейшего строительства и развития Вооруженных Сил в России является совершенствование боевой подготовки войск в тесной увязке с оперативной подготовкой органов военного управления с учетом опыта современных войн и вооруженных конфликтов [2]. В этих условиях существенно возрастает уровень запросов общества к профессиональной компетентности будущих военных, особенно в области боевой подготовки и подготовки к боевому слаживанию, к организации и проведению занятий по предметам боевой подготовки, включая обучение боевому слаживанию на высоком уровне.

Боевая подготовка – это целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением. А боевое слаживание – это один из важнейших элементов боевой подготовки, представляющий собой целенаправленное обучение военнослужащих согласованным действиям в составе подразделения, в ходе которого вырабатываются и совершенствуются умения и навыки, необходимые для четкого выполнения функциональных обязанностей, правильных действий, согласованного выполнения боевых задач с учетом конкретных особенностей местности, времени года, предстоящего театра боевых действий. Современный офицер должен обладать компетенцией по боевому слаживанию.

Компетенцию офицера по боевому слаживанию мы определим как компонент его военно-профессиональной компетентности по боевой подготовке, интегративную характеристику личности, обеспечивающую его способность и готовность эффективно осуществлять целенаправленное обучение военнослужащих согласованным действиям в составе подразделений с последующей подготовкой в составе воинской части и соединения для выполнения боевых (специальных) задач (задач по предназначению), представленную совокупностью мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного и обучающе-рефлексивного компонентов.

Цель проведенного исследования: выявить основные подходы целенаправленного формирования компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров в учебном процессе военного вуза, выстроить и реализовать на их основе модель формирования компетенции по боевому слаживанию, проверить эффективность модели.

На основе широкого анализа психолого-педагогической литературы, практики подготовки современных офицеров, выделенных требований к офицеру, осуществляющему боевое слаживание в современных условиях, дано определение компетенции по боевому слаживанию и определены ее компоненты.

Компетенция по боевому слаживанию – это компонент военно-профессиональной компетентности офицера по боевой подготовке, интегративная характеристика личности, обеспечивающая его способность и готовность эффективно осуществлять целенаправленное обучение военнослужащих согласованным действиям в составе подразделений с последующей подготовкой в составе воинской части и соединения для выполнения боевых (специальных) задач (задач по предназначению), представленная совокупностью мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного и обучающе-рефлексивного компонентов.

Мотивационно-ценностный компонент предполагает наличие у офицеров понимания тенденций развития ВС Российской Федерации, значимости мер по обеспечению безопасности страны, мотивов к профессиональному росту в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности; стремление к поиску путей и способов постоянного совершенствования боевого слаживания; осознание необходимости восхождения личности (своей и военнослужащего) к высокому уровню компетентности и другое.

Функциональный     компонент состоит в знаниях офицера способов непрерывного, гибкого и оперативного руководства подразделениями, боевым слаживанием; умении четко выполнять свои функциональные обязанности по боевому слаживанию с учетом конкретных особенностей предстоящего театра войны, местности и времени года; наличии практических навыков умелого руководства подразделениями и другом.

Информационно-коммуникативный компонент – это знание документов, принятых к руководству, согласно которым происходит слаживание частей и подразделений; умение непрерывно добывать, собирать, анализировать и оценивать информацию; владение методами работы с высоконадежной и мобильной системой связи, средствами автоматизации, вычислительной техникой.

Обучающе-рефлексивный компонент состоит в умении строить процесс обучения на научной основе, последних достижениях науки и техники, военной теории, педагогики, опыте войн, военных конфликтов, передовом опыте проведения боевого слаживания, наглядности и максимальном приближении к обстановке реального боя; знании основ системного, деятельностного и компетентностного подходов, современных методов обучения и умении их использовать; умении целенаправленно обучать военнослужащих согласованным действиям и другом.

Результаты исследования и их обсуждение

Опираясь на выделенные компоненты компетенции по боевому слаживанию (мотивационно-ценностный, функциональный, информационно-коммуникативный и обучающе-рефлексивный) и выявленное нами содержание компонентов, мы обосновали педагогические подходы к формированию компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров: системный, деятельностный и компетентностный.

Компетентностный подход направлен на формирование способности действовать профессионально в различных проблемных ситуациях. Данный подход является практико-ориентированным к приобретению способов деятельности, умений действовать и решать практические задачи в нестандартных ситуациях. Он усиливает практическую ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений для практического применения знаний [3]. Применение компетентностного подхода обеспечивает формирование у будущих офицеров мотивов, ценностного отношения к профессиональной деятельности, боевому слаживанию; знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач по управлению подразделениями, организации взаимодействиями с подразделениями [4].

Коммуникативно-деятельностный подход решает задачи выбора и организации деятельности обучающихся с позиции субъекта познания труда и общения, способствует целеполаганию, планированию учебной деятельности. Он предполагает организацию в учебном процессе сотрудничества, коллективной (командной) работы, поисковой деятельности, которые осуществляются в ситуации коммуникации. При реализации данного подхода применяются специальные формы, методы, средства обмена информацией, направленные на усиление информационной выразительности и уменьшение времени усвоения учебного материала.

 Системный подход позволяет рассмотреть процесс формирования компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров как целостную педагогическую систему, в которой все элементы взаимосвязаны. А деятельность обучаемых (по Г.П. Щедровицкому) сама может быть рассмотрена как система «с многочисленными и весьма разнообразными функциональными и материальными компонентами и связями между ними» [5].

Обоснованные подходы и принципы (функционального взаимодействия, ценностного отношения к командной работе, профессиональной направленности) позволили построить модель формирования компетенции по слаживанию, включающую: социальный заказ, цели, задачи, содержательный и технологический блоки, критерии, результат, уровни сформированности компетенции по боевому слаживанию. Содержательный блок модели включает содержание обучения, используемые формы и методы, которые обеспечивают профессиональный рост, определяются на основе значимости рассматриваемых вопросов (предложения по корректировке программ по дисциплинам боевой подготовки; реализацию факультатива «Боевое слаживание в современных условиях. Основы проведения боевого слаживания»).

Обучение будущих офицеров на факультативных занятиях осуществляется в тесной взаимосвязи с военными дисциплинами, направлено на формирование системы теоретических знаний о боевом слаживании, выработку умений проведения боевого слаживания. Особое внимание уделяется формированию умений работать в команде с использованием современных информационных технологий и средств связи. Методика проведения занятий предполагает использование интерактивных и модульных технологий, обучение в группе; использование метода групповых проектов, таких средств обучения, как видеоматериалы, презентации, тесты, геоинформационные системы, макеты; документы, карты, кейсы и другое.

Технологический блок модели описывает процесс формирования готовности через конкретизацию задач реализации модели путем анализа выделенной цели, профессиональной деятельности офицера по боевому слаживанию; выполнение диагностического, мотивационного, обучающего, рефлексивного этапов; использование технологий (интерактивных, модульных, обучения в группе); использование средств обучения (компьютерных средств обучения (презентаций, тестов, ГИС и другого), наглядных материалов, макетов; документов, карт, кейсов и другого). В модели отражены три уровня сформированности компетенции по боевому слаживанию (низкий, средний, высокий).

Критерии оценки уровня сформированной компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров определялись на основе анализа практики боевого слаживания, обучения согласованным действиям, научно-педагогической литературы. В качестве критериев оценки сформированной компетенции по боевому слаживанию определили уровень сформированности ее компонентов: мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного и обучающе-рефлексивного. Критерии были выбраны с опорой на положение о том, что они позволяют сравнить результаты с планируемым (прогнозируемым) эталоном сформированности каких-либо умений, качеств, компетенций [6, 7]. В таблице отражены критерии и показатели уровня сформированности компонентов компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров.

Критерии и показатели уровня сформированности компонентов компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров

Компоненты

компетенции по боевому слаживанию

Уровни

Критерии и показатели уровня сформированности компонентов компетенции по боевому слаживанию

 

 

 

Мотивационно-ценностный

Низкий
(критический)

Демонстрация знаний о тенденциях развития ВС РФ, отражение в поведении и высказываниях будущего офицера значимости мер по обеспечению безопасности страны, интереса к профессиональной деятельности; нацеленность на приобретение твердых практических навыков выполнения своих должностных обязанностей.

Средний
 (оптимальный)

Нацеленность на развитие у личного состава владения вооружением и военной техникой, повышение уровня готовности личного состава; склонность к совершенствованию своих знаний и полевой выучки, поиску путей совершенствования проведения боевого слаживания. Наличие волевых качеств (таких как терпение, настойчивость, целеустремленность и другие).

Высокий
 (эталонный)

Склонность к саморазвитию, самоактуализации, самообучению; мотивация к сотрудничеству и профессиональному росту; отражение в поведении и высказываниях будущего офицера понимания необходимости восхождения личности (своей и военнослужащего) к высокому уровню компетентности.

Отражение в поведении и высказываниях курсанта понимания ценностей конструктивного взаимодействия.

 

 

 

Функциональный

       Низкий
(критический)

Проявление знаний способов непрерывного, гибкого и оперативного руководства подразделениями, боевым слаживанием; демонстрация умений по подбору количества и номеров нормативов, отрабатываемых для совершенствования индивидуальных и групповых навыков владения личным составом, вооружением и военной техникой.

      Средний
 (оптимальный)

Демонстрация умений по определению уровня подготовки личного состава и подразделения согласно разработанным критериям.

Умение осуществлять контроль за выполнением военнослужащими их функциональных обязанностей, поставленных перед ними задач; способности к организации коллективной работы военнослужащих на штатной технике связи и вооружении и другое.

Проявление умений и навыков, свидетельствующих о выполнении своих функциональных обязанностей по боевому слаживанию, с учетом конкретных особенностей предстоящего театра войны, местности и времени года.

Высокий
 (эталонный)

Проявление осознанного использования умений и навыков, свидетельствующих об умелом руководстве подразделениями, осуществлении координации действий, мероприятий по организации взаимодействия.

 

 

 

Информационно-коммуникативный 

Низкий
(критический)

Проявление знаний о требованиях документов, принятых к руководству, согласно которым происходит слаживание действий частей и подразделений.

 

       Средний
 (оптимальный)

Умение непрерывно добывать, собирать, анализировать и оценивать информацию, необходимую для всестороннего учета реальных условий проведения боевого слаживания, принятия решений по руководству подразделениями, эффективному слаживанию.

Демонстрация умений ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, анализировать, передавать рациональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями других.

    Высокий
 (эталонный)

Проявление осознанного использования умений и навыков, свидетельствующих о владении методами работы с высоконадежной и мобильной заблаговременно созданной системой связи, средствами автоматизации, вычислительной техникой.

Умение обобщать и внедрять передовой опыт проведения боевого слаживания и своевременно доводить его до военнослужащих.

 

 

 

Обучающе-рефлексивный

     Низкий
(критический)

Умение строить процесс обучения на научной основе, последних достижениях науки и техники, военной теории, педагогики, опыта войн, военных конфликтов, передового опыта проведения боевого слаживания, наглядности и максимального приближения к обстановке реального боя.

Знание основ системного, деятельностного и компетентностного подходов, современных методов обучения и умение их использовать; демонстрация принятия корректирующего воздействия преподавателя.

   Средний
 (оптимальный)

Умение целенаправленно обучать военнослужащих согласованным действиям, проводить комплекс тренировочных мероприятий, соревнования, игры и другое.

Демонстрация уместного использования средств, форм и методов обучения  на основе использования рекомендаций военной педагогики и психологии.

Проявляемые умения саморефлексии выражаются в отслеживании результатов своей деятельности, уровня собственного развития, личностных достижений и достижений подчиненных.

    Высокий
 (эталонный)

Владение методами самопознания и определения личностных и профессиональных качеств подчиненных, демонстрация умений вступать в общение, устанавливая взаимодействие и контакт с собеседником.

Проявляемые умения саморефлексии выражаются в отслеживании своего коммуникативного стиля и своевременного внесения коррективов в собственное поведение при общении.

 

Выводы

Педагогический эксперимент, проведенный на базе Рязанского высшего воздушно-десантного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова по реализации разработанной модели, показал ее эффективность. Уровень сформированности компетенции по боевому слаживанию в экспериментальной группе существенно выше, чем в контрольной. На рисунке представлены уровни сформированности мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного, обучающе-рефлексивного компонентов после проведения обучающего эксперимента в контрольной (54 респондента) и экспериментальной (55 респондентов) группах.

Уровни сформированности мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного, обучающе-рефлексивного компонентов после проведения обучающего эксперимента

Анализ результатов эксперимента показал, что применение обоснованных подходов (системного, деятельностного и компетентностного) позволяет построить эффективную модель формирования компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров и успешно использовать ее в учебном процессе военного вуза.


Библиографическая ссылка

Богомолова Е.В., Киселёв С.В. ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ ПО БОЕВОМУ СЛАЖИВАНИЮ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29045 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674