Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКРИМИНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ

Байгулова Н.В. 1 Беляев А.Г. 2
1 Томский государственный педагогический университет
2 МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Томск
В статье представлен опыт формирования антикриминальной позиции обучающихся пенитенциарной системы в условиях муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 68 г. Томска в рамках совместной деятельности с преподавателями Томского государственного педагогического университета. Для формирования у обучающихся антикриминальной позиции, понимания реальности современной действительности, ресоциализации использовались специальные средства, обозначенные в идее нового проекта «Я-система в системе мира» и программы развития. Новые проекты и программа развития сделали возможным погружение в такую действительность, где негативные переживания осужденного обучающегося могут меняться на кардинально противоположные, обучающиеся поняли свои возможности и попытались принять самостоятельное решение в условиях той стратегии поведения, которая социально приемлема и включает желаемые и возможные способы взаимоотношений. Только в совместной деятельности обучающихся между собой, с педагогами, стали возможны позитивные изменения (промежуточные) в понимании себя и соотнесение своих реальных возможностей и современных реалий жизни. Окружение целенаправленно воздействует на заключённого, стремясь обратить его в правила (духовный кодекс) и ценности своей культуры. Высококвалифицированное кадровое, соответствующее ФГОС, информационное, научно-методическое и материально-техническое обеспечение способствуют ресоциализации заключенных.
ресоциализация
пенитенциарная система
обучающиеся
антикриминальная позиция
исправительное учреждение.
1. Официальный сайт МКОУ ВСОШ № 8 г. Томска (МАОУ СОШ № 68 г. Томска). [Электронный ресурс]. URL: http://vschool8.tomsk.ru/official (дата обращения: 03.06.2019).
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/e185d59b595b6bf58b8716c9d5129a3dd5b7630a/ (дата обращения: 30.05.2019).
3. Беляев А.Г. Духовно-нравственное воспитание в вечерней школе как ресурс ресоциализации обучающихся в условиях пенитенциарной системы // Наука и образование: материалы XXII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 16-20 апреля 2018 г.). Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2018. Т. 4. С. 124-127.
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.05.2019).
5. Корнилов Ю.В., Левин И.П. Геймификация и веб-квесты: разработка и применение в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26865 (дата обращения: 15.06.2019).

По официальным данным Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, около 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования. В настоящее время общеобразовательное обучение осужденных организовано в 315 вечерних общеобразовательных школах и 521 учебно-консультационном пункте. Социум нашей школы ограничивается исправительной колонией № 3. Деятельность школы регламентирована режимом учреждения, который запрещает всякие внешние контакты согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом МВД РФ от 30 мая 1997 года № 330 и Договору об организации обучения с Управлением исполнения наказаний (в разделе «Компетенция школы»). 7 ноября 2018 года согласно Постановлению администрации города Томска № 1011 мэр города Томска И.Г. Кляйн постановил создать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 68» г. Томска путем изменения типа существующего Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 8» г. Томска [1].

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.

Обучающиеся МБОУ «СОШ № 68» г. Томска, осужденные в возрасте 18-30 лет, формировались во время кризиса образования. Они прочно впитали вместо морали созидателя потребительскую мораль в худшем её проявлении. В большинстве своём они являются представителями неблагополучных семей или выходцами из детских домов. При этом Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В этой же статье (пункт 5) говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и суждений [2]. Эти задачи конкретизированы в планируемых личностных результатах учащихся, осваивающих основные образовательные программы всех уровней общего образования в соответствии с ФГОС, которых нет для школ исправительных колоний. Кроме того, в образовательном пространстве на сегодняшний день нет понятной философии (картины мира), которая ценностно и этически ориентирует обучающихся, только язык морали, неприемлемый в процессах личностного формирования – самоидентификации. При этом предпосылкой такого личностного результата, как самоопределение, является самоидентификация личности. Не определены и алгоритмы построения свободной личности, способной к осознанному выбору (становлению), задающие качественное направление развития (то, чем служили для идеологий других периодов развития страны, например, религиозные каноны или правила октябрят, законы пионеров, устав ВЛКСМ).

Цель исследования: формирование антикриминальной позиции обучающихся в исправительном учреждении через качественные изменения личностной философии и этических норм.

Материал и методы исследования. Особенности условий, в которых осуществляется образовательный процесс в школах пенитенциарной системы, и в частности МБОУ «СОШ № 68» на территории ИК-3, не просто затрудняют, но и противоречат условиям реализации образования по ФГОС. Учитель фактически является единственным ФГОС-образовательным коммуникатором учащегося, и в нём заключается вся открытость образовательной среды. Пространство же социализации (в нашем случае – ресоциализации) [3] заключённого обучающегося образуют:

- представители трёх форматов криминальной субкультуры, в один из которых он должен встроиться, или его определяют местные «авторитеты». Это окружение транслирует в среде заключённых и традиционно жёстко насаждает противозаконные, асоциальные ценности;

- коллектив сотрудников ИК – представителей ФСИН, главной целью которой в любом случае является исполнение наказания – лишение осужденных свободы, имеет свой авторитарный стиль и язык общения с заключёнными, большей частью представляющий собой язык инструкций и приказов, допускающий при малейшем неповиновении более жёсткие формы наказания, чем содержание в бараках, строгое соблюдение общего режима и возможность работать, посещать школу и ПТУ в ИК. Реализация реформы Федеральной службы исполнения наказания требует перевода осуждённых из отряда в отряд, перевода в другие исправительные учреждения в зависимости от количества судимостей и степени тяжести совершённых преступлений. Соответственно, по причине внешних обстоятельств нестабильным является как количественный, так и персональный состав обучающихся, идёт его сокращение к середине и к концу учебного года;

- педагогический коллектив, целью которого является исполнение Закона «Об образовании в Российской Федерации». В статье 9 п. 2 говорится: «Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» [4].

Основной контингент школы – 235 учащихся на начало 2018-2019 учебного года, составляют осуждённые ИК-3 (мужчины) в возрасте 18-30 лет, совершившие преступления разного уровня тяжести. Относительно общими и устойчивыми характеристиками контингента являются выпадение из нормального возрастного образовательного потока и принадлежность к группам повышенного риска (маргиналы, беженцы, представители неблагополучных семей и воспитанники детских домов, низкокультурных слоёв населения из депрессивных районов, представители групп с антисоциальными ценностями, жители сельской местности (более 50%)). Обучающихся школы отличают большие пробелы в знаниях, неравнозначная и крайне слабая подготовка к обучению на основном уровне образования (перерывы в учебной деятельности у некоторых обучающихся составляют более 10 лет), разный (большей частью – низкий) уровень умственных способностей.

Каждое из вышеперечисленных окружений целенаправленно воздействует на заключённого, стремясь обратить его в правила (духовный кодекс) и ценности своей культуры, которые исключают правила и ценности и язык двух «соседних» культур.

Сознание заключённого, за которое ведётся борьба, более всего подвергается влиянию криминальной среды. Это происходит, в первую очередь, по причине того, что этот «лагерь» самый многочисленный. Во-вторых, это окружение, представляющее опасность для жизни и здоровья в случае неприятия заключённым криминальных норм и позиций. В-третьих, в этом окружении заключённый проводит самое большое количество времени. Далее по силе влияния, безусловно, выступает культура ФСИН, к которой примыкает часть заключённых (в криминальной среде именуемых как «красные»). Однако под вышеописанным давлением силы и бескомпромиссной, полной власти «начальников», сопровождающих и охраняющего персонала тюрьмы, у заключённых возникает ощущение агрессии и страха, безысходности и апатии. Без системы специальных условий, обозначенных в идее данного проекта, сознание заключённого деформируется, принимает искажённые формы законопослушности. В постоянном режиме настороженности, опасности у заключённого обостряются криминальные потенции. Совершенствуется лживость, «звериная» осторожность (часто доводящая заключённого до параноидальных состояний) и др. Сознание его становится управляемым и абсолютно несвободным, оно порабощено правилами либо криминальной (сопротивляющейся), либо «карающей» культуры, в нём нет места мотивации развития.

Таким образом, школа, в которой заключённый учащийся находится максимум 3 часа в день (у 13% учащихся, регулярно посещающих школу), должна быть очень сильным позитивным раздражителем, чтобы осужденный «освободил» своё сознание для восприятия и качественной обработки любой новой информации.

Новая информация и способы её подачи должны быть крайне актуальными для воспринимающего обучающегося. В этом смысле единственное, к чему имеет возможность апеллировать учитель, это ценностность сознания – отличительное качество заключённых. На обращении к ценностности строится модель новой системы условий для формирования созидательной самоидентификации – основы самоопределения, и в частности антикриминальной позиции.

Источником антикриминальной позиции личности является её созидательная направленность, включающая личностную философию – картину мира и этические нормы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания, являющаяся частью основной образовательной программы школы № 68 г. Томска, определяет концепты элементов системы духовно-нравственного развития и воспитания школы, работающей в сложном социальном контексте, т.е. в условиях исправительной колонии. Данные смыслы ресоциализации, определяющие направления развития личности ученика, содержатся в следующих элементах системы: в конфигураторе курса практической философии «Я-система в системе мира», преподаваемом в рамках элективного курса «Человек в современном мире», в содержании бланков технологии освоения алгоритмов личностных результатов «Дорожная карта самоопределения», методике формирования метапредметных результатов и алгоритмов проектирования «Форум проектов».

Ключевым элементом системы формирования личностной философии и этических норм в школе служит конфигуратор образовательного пространства, осваиваемый в МБОУ «СОШ № 68» г. Томска на уроках по предмету «Человек в современном мире». Содержанием рабочей программы по предмету в настоящий момент является сквозной авторский курс практической философии Е.Е. Макаровой «Я-система в системе мира». Курс включает понятийный аппарат и универсальную (не исключающую любую созидательную этику) систему мировосприятия, которые могут служить общепринятой картиной мира и взаимодействия личности с миром. В настоящий момент апробируемые материалы курса (рабочая программа и схемы, информационные элементы, дидактические материалы) малоэффективны в условиях школы колонии. В ходе реализации проекта материалы будут существенно расширены и адаптированы на контингент ИК, систематизированы в учебнике или учебном пособии. Курс будет оснащён рабочей тетрадью для обучающегося и методическими рекомендациями для учителя. В рамках расширения, с одной стороны, мы стремимся к системности и технологичности погружения обучающегося в целостное Знание, следуя тенденциям развития современной науки в направлениях конвергентных технологий. Один из запланированных к разработке продуктов проекта – технология геймификации образования, отчасти претендует на статус когнитивной конвергентной технологии. С другой стороны, мы учитываем, что в устремлении мира «одушевить» материи, усугубляется проблема «обесчеловечения» человека. В направлении решения этой проблемы мы обогатим содержание курса метапредметными заданиями с текстами, являющимися шедеврами литературного искусства, звуковым и визуальным рядом, наполненным гениальными классическими и качественными современными произведениями композиторов и художников. Таким образом, мы намерены осуществлять духовно-нравственное воспитание наиболее эффективным путём – через «вживление» традиционных паттернов российской культуры.

Дети последних трёх поколений мыслят алгоритмами, фокус их внимания – максимум 7 секунд (последствия ускорения процессов в связи с тотальной информатизацией). В этом смысле наиболее эффективными для восприятия будут когнитивные технологии геймификации. «…Еще одним ключевым образовательным трендом современного образования является геймификация, которая подразумевает использование элементов компьютерных игр в неигровых ситуациях. Целью этого процесса является привлечение и повышение внимания обучающихся для улучшения их мотивации при решении практических задач, обучения новым видам деятельности. Потребность в применении геймификации возникла в силу необходимости модернизации устаревших мотивационных схем, где поощрение и наказание уже не дают нужного результата» [5].

Одного понятийного аппарата, пусть даже с алгоритмами личностных результатов, для формирования антикриминальной позиции недостаточно. От упражнений сознание не рождается, требуется опыт проживания (системно-деятельностный подход). Вторым элементом системы, технологией переживания такого опыта самоформирования в самодиагностике, самоидентификации, самоопределении, опыта самопроектирования, самореализации и самоанализа послужат бланки дорожной карты самоопределения. На основе заимствованной технологии, в которой впервые определены вопросы и позиции самоопределения, возможность осознания выбора – поле самодиагностики, поле и матрицы выбора, а также алгоритмы в поле самопроектирования и самореализации, будет создана адаптированная на школы колонии система. Расширенная система самодиагностики самоидентификации зафиксирует динамику смещения криминальных акцентов сознания в русло созидания (ресоциализации). В бланки войдут разработанные в проекте мотиваторы созидательной активности на основе фиксации самоуважения, принятия своих успехов в процессе самореализации. Также будет выработана модель социального лифта в ракурсе пропедевтики социализации, выраженная в конкретных вариантах специальных для заключённых индивидуальных образовательных и социальных траекторий, маршрутов, программ и планов. С помощью сопутствующей разработанной системы мониторинга динамики самоопределения появится возможность корректно отслеживать каждый личностный результат и эффективность новой технологии. Таким образом, все педагоги и учителя на уроках и во внеурочной деятельности создают образовательное пространство в единой картине мира, общаясь на одном языке. Для осуществления задуманного нами была разработана новая программа развития школы.

Результаты исследования и их обсуждение. Сложность в анализе результативности обозначенных выше курсов и программ заключается в том, что контингент обучающихся постоянно изменяется. Это связано с тем, что закончился срок отбывания наказания, осужденный перенаправляется в другое режимное учреждение и т.п. Однако направления реализации деятельности педагогического коллектива на базе СОШ следующие:

- организация системы поддержки и развития здоровьесберегающей образовательной среды школы, обеспечивающей формирование культуры здорового образа жизни, основанной на культуре образа мыслей, чувств и антикриминальной позиции; индивидуализации образовательного процесса и пропедевтики ресоциализации;

- формирование сетевого сотрудничества руководства и педагогов школы с руководством и сотрудниками ФКУ ИК-3, общественными организациями, социальными партнерами; расширение круга социальных партнёров за счёт привлечения в школу специалистов УФСИН, Центра занятости населения ТО, РПЦ, государственных и общественных организаций, заинтересованных в ресоциализации осуждённых;

- положительная динамика показателей формирования личностных и метапредметных результатов, в том числе профессиональных намерений учащихся и других ресурсов преодоления учениками выпускных классов кризиса первичной профессионализации; увеличение числа и рост качества участия обучающихся в олимпиадном движении, проектной деятельности, конкурсах в пяти направлениях внеурочной деятельности, общественно значимых мероприятиях; повышение качественной успеваемости обучающихся посредством развития и широкого использования личностно ориентированных технологий и технологий образовательной геймификации;

- развитие инновационной культуры педагогов, основанной на реализации интерактивных курсов и программ.

Заключение. Целенаправленно влияя на ценностность (особенность личности заключённого) личности учащихся посредством взаимодействия в системе индивидуализации, включающей в качестве элементов продукты проекта, мы претендуем на трансформацию криминальности позиции заключённых обучающихся в антикриминальную. По сути антикриминальное сознание продуцирует отказ заключённого от правил и ценностей криминальной культуры в пользу самопознания, самоформирования и созидательной самореализации в социуме. Данная динамика является основополагающим личностным результатом по ФГОС. Мы предполагаем, что с помощью созданной и действующей системы получим динамику ресурсов ресоциализации учащихся, выражающуюся в личностных результатах.


Библиографическая ссылка

Байгулова Н.В., Беляев А.Г. ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКРИМИНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29009 (дата обращения: 22.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074