Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Двадненко М.В. 1 Привалова Н.М. 1 Двадненко И.В. 1
1 ФГБОУ ВО Кубанский государственный технологический университет
Изменения в развитии профессионального образования, происходящие в нашей стране по аналогии с европейскими странами, интересуют многих исследователей. Оглядываясь на Европу и стараясь быть на них похожими, мы перешли на двухуровневое высшее образование. Среднее и высшее профессиональное образование у населения определяет общий уровень культуры в обществе, степень развития научно-технического прогресса всей страны в целом. В связи с изменяющимися требованиями со стороны потребителей – современного общества, на образовательные услуги, становится актуальным вопрос не только по развитию самих образовательных учреждений, их информатизации, оснащению новыми современными технологиями, но и вопрос совершенствования и пересмотра образовательных программ, а также трансформация ранее традиционных моделей формирования знаний. Подготовка новых специалистов на основе разработанных профессиональных компетенций предполагает появление новых моделей в обучении, воспитывающих неординарное мышление и способность поиска оптимальных нестандартных способов решения по профессиональным вопросам. Все вышеперечисленные вопросы стали актуальными и в Кубанском государственном технологическом университете. Успешно решается вопрос не только по развитию самого образовательного учреждения, его информатизации, оснащению новыми современными технологиями, но и вопрос совершенствования и пересмотра образовательных программ, а также трансформация ранее традиционных моделей формирования знаний.
профессиональное образование
высшая школа
обучение
образовательные программы
многоуровневая модель образования
качество образования
мониторинг
1. Андриенко Е.В. Основные тенденции развития мирового образования. [Электронный ресурс]. URL: http://prepod.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=23860 (дата обращения: 01.06.2019).
2. Бобыло А.М. Современные тенденции развития высшего образования и угрозы национальной безопасности России. [Электронный ресурс]. URL: http://ifl.wl.dvfu.ru/8452 (дата обращения: 01.06.2019).
3. Андриенко Е.В., Пономарева Е.С. Коммуникативная компетентность учащихся в контексте развития современного профильного обучения // Педагогический профессионализм в образовании: материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня основания г. Новосибирска: в 2 частях. Новосибирск, 2013. С. 288-296.
4. Крайник В.Л. Высшее образование в России: тенденции и перспективы развития // Биологический вестник МДПУ. 2015. № 1а. С. 81-85.
5. Сластенин В.А., Андриенко Е.В. Содержание высшего образования: компетентностный подход через универсальные технологии // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы V Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 18-21 февраля 2009 г.). Новосибирск, 2009. С. 28-45.
6. Дорогинин Ю.В., Басина Н.И., Шинкаренко Ю.В. Образовательные инновации как фактор обеспечения соответствия российского высшего профессионального образования международным стандартам качества // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PDMN218.pdf (дата обращения: 01.06.2019).
7. Привалова Н.М., Двадненко М.В., Бурлака С.Д. Современные педагогические технологии процесса обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5-3. С. 361-362.
8. Привалова Н.М., Двадненко М.В., Бурлака С.Д. Новые технологии в современном образовательном пространстве // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5-3. С. 370-371.
9. Двадненко М.В., Привалова Н.М., Трухляк А.С. Игровые педагогические технологии // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 5. С. 11-12.
10. Скворцова Н.В. Проблема эффективности обучения студентов в условиях реформ современного образования // Специалисты АПК нового поколения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Саратов, 12-13 апреля 2018 г.). Саратов, 2018. С.587-590.

Качество профессионального образования в России обсуждается многими современными исследователями, и до сих пор эта тема остается актуальной. Уровень развития профессионального образования всегда являлся критерием и, соответственно, высокий уровень – признаком прогрессивных стран.

Изменения в развитии профессионального образования, происходящие в нашей стране по аналогии с европейскими странами, интересуют многих исследователей. Оглядываясь на Европу и стараясь быть на них похожими, мы перешли на двухуровневое высшее образование, на замену технологам и инженерам стали появляться бакалавры и магистры [1; 2]. Многоуровневое профессиональное образование стало отличительным признаком современности. Основной тенденцией современных изменений в российском образовании можно назвать стремление к уничтожению международных границ между странами в процессе обучения студентов, международному признанию российских дипломированных специалистов в различных странах мира.

Очевидным фактом является то, что вклад, вносимый в образование молодого поколения, обязательно станет долгосрочной инвестицией в развитии будущего общества. Среднее и высшее профессиональное образование у населения определяет общий уровень культуры в обществе, степень развития научно-технического прогресса всей страны в целом. С целью обеспечения потребности российского общества в высококвалифицированных кадрах в технико-экономическом сегменте, в достойном социальном и культурном уровне развитии страны, необходимо повышать общедоступность профессионального образования.

Подготовка новых специалистов на основе разработанных профессиональных компетенций предполагает появление новых моделей в обучении, воспитывающих неординарное мышление и способность поиска оптимальных нестандартных способов решения по профессиональным вопросам [3].

Целью нашего исследования было проведение анализа необходимых изменений в системе организации российского образования, его качественных составляющих, после присоединения России к «Болонской декларации». В качестве конкретного примера была рассмотрена организация образовательного процесса в Кубанском государственном технологическом университете.

Материалы и методы исследования

В сентябре 2009 года, после официального присоединения Россия к «Болонской декларации», произошли грандиозные изменения в российском профессиональном образовании, наблюдается формирование многоуровневой модели процесса профессиональной подготовки [4-6]. Сформировавшиеся модели на основе профессионально значимых компетенций кардинально меняют учебные планы, программы, появляются механизмы формирования и контроля системы менеджмента качества образования. Новое поколение студентов приобретает высокую профессиональную мобильность.

Необходимость изменить механизмы образовательной деятельности согласно сформулированным профессиональным компетенциям заставляет высшие учебные заведения привлекать к образовательной деятельности ведущих ученых, исследователей, менеджеров и других сторонних специалистов. Очень важно создать почву для реализации научных и педагогических резервов профессиональных работников высокой квалификации. В связи с этим в высших и профессиональных учебных заведениях появляется необходимость повышения технической и информационной оснащенности с помощью существенных финансовых вложений и доскональной перестройки программных продуктов и комплексов:

- необходимо изменить формы реализации и содержания вузовских образовательных программ;

- увеличить его технологическое сопровождение, чтобы поднять на уровень современного естественно-научного знания.

Существенное обновление содержания учебных программ, а также создание инновационных форм и средств обучения могут внести специалисты со стороны - производственники. Они, как правило, стремятся изменять устоявшуюся лекционно-семинарскую модель донесения информации до студентов, при этом поощряют обучающихся осуществлять собственный выбор способов освоения образовательных программ. Такими инновационными методами обучения можно назвать: онлайн-курсы, дискуссии, дидактические и деловые игры, тренинги, рейтинги и др. [7-9]. Происходит переориентация с трансляции предметного материала на процесс коммуникации со студентами. Производственники приветствуют организацию процесса самостоятельного поиска ответов на поставленные задачи и овладения актуальной информацией, вся их деятельность, в объеме образования, направлена на наработку и преобразование собственного профессионального опыта в компетенции обучаемого.

Новое время порождает жизненную необходимость в создании так называемых инновационных университетов. Предполагается, что такие высшие учебные заведения будут подготавливать обучающихся нового формата, обладающих способностью трансформировать не только уже существующий социокультурный опыт, но и проектирующих новые, ранее не существовавшие общественно-полезные виды деятельности человека. Очевидно, что профессионалы, подготовленные в таком формате, будут эффективно востребованы в недалёком будущем во многих европейских странах. Безусловно, университетам нового типа, вобравшим в себя весь прогрессивный образовательный потенциал, уготована роль своеобразных «локомотивов» модернизации российской системы профессионального образования.

Безусловно, так называемые локомотивы образования должны обеспечивать качественно новый уровень образования и выпуск качественно новых специалистов.

Зачастую оценка качества образования сводилась к проведению тестирования студентов по целому ряду предметов, входивших в образовательные программы. Современные стандарты показывают, что оценить качество образования по результатам тестирования студентов – недостаточно. Необходимо анализировать образовательное учреждение комплексно, оценивать все направления его деятельности. Обеспечение качества образования формируется и с помощью проведения постоянного мониторинга, который предусматривает поэтапное обеспечение и контроль качества конечного результата. Контроль качества конечного результата можно осуществлять как с помощью самообследования - внутренний мониторинг, так и возможно привлечение внешних экспертов – аккредитующей организации, которые всегда назначаются государственными оргструктурами - это внешний мониторинг [10].

В послеперестроечное время в России наблюдалось катастрофическое ухудшение качества образования всех уровней. Рыночные реформаторы были уверены, что к образовательной системе тоже можно применить законы рынка. Повышение качества образования усматривалось в расширении количества учебных заведений. Возникшая между ними конкуренция стала бы толчком к улучшению качества образования обучающихся. Однако этого не произошло. Формирование рынка и формирование качества образования – это два противоположных процесса. Нельзя назвать товаром образованность, это скорее «общечеловеческая ценность».

Результаты исследования и их обсуждение

Долгий период в нашей стране все показатели предварительно формировались в пятилетних, годовых и квартальных планах. Такая стратегия была характерна не только для производственных предприятий, но и для учебных заведений. Качественно высокий уровень показателей в образовании также необходимо было планировать, обеспечивать и, безусловно, постоянно контролировать. В связи с изменяющимися требованиями со стороны потребителей – современного общества, на образовательные услуги, становится актуальным вопрос не только по развитию самих образовательных учреждений, их информатизации, оснащению новыми современными технологиями, но и вопрос совершенствования и пересмотра образовательных программ, а также трансформация ранее традиционных моделей формирования знаний.

Уже несколько лет российский президент Владимир Путин в своих интервью о системе образования в России констатирует «нехватку квалифицированных специалистов рабочих профессий, не хватает не просто рабочих рук, а хорошо подготовленных специалистов по рабочим профессиям».

На встрече президента с одаренными школьниками, которая проходила 1 сентября 2018 года в образовательном центре «Сириус», прозвучал очень актуальный для школьников вопрос о востребованности молодых специалистов после окончания вуза. Владимир Владимирович сказал, что сегодня у нас главная задача - совместить подготовку специалистов в стране с возникающими запросами на рынке труда. Президент отметил, что наиболее популярным станет труд математиков, а будущее всего человечества - за информационными технологиями. Также он отметил, что в основе многих современных профессий лежит математика. «То есть она везде», - сказал Путин.

Отсюда можно сделать вывод, что все востребованные специальности, так называемые специальности будущего, есть в Кубанском государственном технологическом университете - в университете с многолетней историей, отметившем в 2018 году 100-летний юбилей.

Недавно при Кубанском государственном технологическом университете был открыт Инженерно-технологический колледж, то есть среднее профессиональное образование, на базе 9-х и 11-х классов, по наиболее востребованным направлениям обучения (08.02.01, 08.02.05, 08.02.09, 09.02.03, 10.02.03, 18.02.09, 19.02.10, 23.02.01, 23.02.03, 38.02.05, 43.02.04).

Во всем университете прослеживается сформировавшаяся цепочка последовательного получения образования, начиная со среднего профессионального, затем бакалавриат, магистратура и высшая ступень обучения - аспирантура. На базе университета еще вчерашние школьники могут получить начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, степени бакалавра и магистра, окончить аспирантуру по наиболее востребованным направлениям.

В настоящее время в Кубанском государственном технологическом университете (КубГТУ) прослеживается проведение активной работы с будущими студентами - одаренными школьниками. В университете регулярно проводятся профориентационные мероприятия. В марте 2019 года была завершена Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда». Учащиеся 10-11 классов, попавшие на заключительный тур Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» и заключительный тур региональной Политехнической олимпиады школьников, планирующие в дальнейшем обучаться в Кубанском государственном технологическом университете, были приглашены на профориентационное мероприятие, проводимое в Кубанском государственном технологическом университете - «Студент на один день». В рамках мероприятия «Студент на один день» было предусмотрено знакомство школьников со студенческой жизнью. В институтах ИКСИБ, ИМА, ИСТИ университета были разработаны маршруты «погружения» школьников в студенческие группы с целью их ознакомления с учебным процессом, с посещением лекционных, практических и лабораторных занятий, проводимых с использованием современных передовых методов обучения. Были выбраны студенты-наставники из числа активных студентов университета для сопровождения школьников по специально разработанным маршрутам. Студенты-наставники представляли свои институты и направления подготовки, отвечали на интересующие школьников вопросы.

На базе кафедры безопасности жизнедеятельности Кубанского государственного технологического университета состоялся один из этапов Всероссийского фестиваля «Наука 0+. Кубань» ‒ работала секции «Территория выживания». Научно-популярный проект «Наука 0+» ежегодно проводится при поддержке Министерства образования и науки, Российской академии наук и МГУ им. Ломоносова. Цель фестиваля ‒ в доступной, понятной и занимательной форме рассказать о значении науки, о современных достижениях людям всех возрастов, но прежде всего школьникам и студентам.

Участниками мероприятия в Кубанском государственном технологическом университете стали ученики 9 класса. Преподавателями кафедры безопасности жизнедеятельности были организованы тематические станции «Спасти рядового Макса», «Пожарный дозор», «Стражи-экологи» и проведены мастер-классы для школьников, с последующим закреплением полученного материала на практических занятиях. Оказание первой помощи при поражении электрическим током, способы и средства тушения пожаров, аналитические методы установления загрязнения ‒ об этом и многом другом рассказали сотрудники кафедры безопасности жизнедеятельности. Используя специальный стенд, участники занятий провели запуск системы пожарной сигнализации с различными типами датчиков, на тренировочном манекене показали практические навыки по оказанию доврачебной помощи, с использованием газоанализатора определили качество воздуха. Ребята узнали об опасностях техногенного, природного и антропогенного характера, где только умение правильно и быстро отреагировать на экстремальную ситуацию является важным фактором выживания. В завершение фестиваля самые активные и заинтересованные были награждены памятными подарками и сувенирами.

В Кубанском государственном технологическом университете также возможно получение дополнительного образования или повышение квалификации по разработанным в университете программам, которые перечислены на сайте вуза. Кубанский государственный технологический университет проводит обучение по образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Это программы по следующим направлениям:

- техническое;

- технологическое;

- социально-экономическое;

- педагогика.

Кубанский государственный технологический университет вошел в число победителей I Всероссийского конкурсного медиапроекта в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО) «Образовательный марафон-2016». Три программы факультета переподготовки и повышения квалификации (ФППК) стали победителями I Всероссийского конкурсного медиапроекта в сфере ДПО «Образовательный марафон-2016».

На сайте в полном объеме представлены учебные планы, рабочие программы и методические комплексы по соответствующим формам обучения и направлениям специализации. Высокая компьютеризация в университете позволяет некоторые дисциплины по выборочным специальностям изучать дистанционно. Это стало возможным, когда наиболее передовые преподаватели вуза разработали и разместили в системе Moodle на платформе Кубанского государственного технологического университета свои интерактивные учебные курсы. В системе Moodle каждый студент имеет «личный кабинет», в котором он может подключиться к изучению необходимых ему курсов. Такая модель обучения позволяет студентам дистанционно прослушать или прочитать лекционный материал и выполнить по нему тестовые задания, самостоятельно проработать материал практических и лабораторных занятий, ответить на вопросы после проработки практического материала дисциплины и в виде файла отправить свои ответы на задания преподавателю на проверку с помощью интернет-ресурсов. В то же время преподаватель также дистанционно может контролировать процесс проработки студентом всего материала и оценивать его знания.

Заключение. Анализируя сложившуюся ситуацию и подводя некоторые итоги по уже проделанной работе глобального изменения российского образования, можно заметить следующие тенденции в российском образовании:

- происходит унификация образовательных технологий;

- наблюдается реструктуризация многих вузов;

- формирование многоуровневой модели процесса профессиональной подготовки;

- развитие инновационных методов обучения на основе интернет-ресурсов;

- наблюдается востребованность прикладного знания.

Высокая компьютеризация и развитие интернет-ресурсов способствуют развитию индивидуализации в образовании, то есть процесс обучения сводится к индивидуальному контакту преподавателя с каждым студентом.


Библиографическая ссылка

Двадненко М.В., Привалова Н.М., Двадненко И.В. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28978 (дата обращения: 05.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074