Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Козилова Л.В. 1
1 ФГБОУ ВО МПГУ, Институт социально-гуманитарного образования
В статье раскрываются основные понятия «профессионально-ориентирующая образовательная среда педагогического университета», «педагогическая практика». Под профессионально-ориентирующей образовательной средой педагогического университета понимается специальный ресурс развития личности и самореализации студента, внутри которого осуществляется совместная деятельность всех субъектов образования, в рамках которого выстраиваются определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию социальных и личных целей образования. Педагогическая практика является одним из условий реализации профессионально-ориентирующей функции педагогического образования. В статье описывается положительный опыт реализации программы психолого-педагогического модуля по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» бакалавриата очной формы обучения на базе кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО МПГУ, который разработан группой преподавателей кафедры и рассчитан на 3 года реализации. Психолого-педагогический модуль обеспечивает тесную связь теории с практикой. Знакомство студентов на практике начинается с первого дошкольного уровня образования и продолжается по всем уровням образования, а также включает общественные организации. Сотрудничество МПГУ с разными базами практик обеспечивает взаимодействие обучающихся высшего образования с участниками образовательного процесса в рамках приобретения профессиональных навыков, социального опыта на основе его сравнения, обобщения. Сформулированы выводы дальнейшего исследования совершенствования профессионально-ориентирующей функции педагогического образования.
образовательная среда
практико-ориентирующая образовательная среда педагогического университета
педагогическая практика
программа психолого-педагогического модуля
1. Учебная практика: учебно-методическое пособие / Array. Казань: Издательство КНИТУ, 2013. 90 с.
2. Лидак Л.В., Гущина Е.В. Влияние развивающей образовательной среды вуза на динамику самореализации студента // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 3. С. 7.
3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
4. Корчак Я. Как любить ребенка. Варшава: Издательство политической литературы, 1990. 496 с.
5. Левашова Е.А. Формирование профессиональных компетенций бакалавров изобразительного искусства и дизайна // Преподаватель XXI век. 2018. № 4-1. С. 186-195.
6. Широких О.Б. Модернизация педагогического образования в условиях регионального вуза // Педагогическое образование и наук. 2018. № 1. С. 68-71.

В современных условиях развитие педагогической науки происходит непрерывно и неравномерно, это касается в первую очередь проблем педагогического образования, а именно формирования профессиональной компетентности будущих педагогов на уровне бакалавриата и совершенствования профессиональной компетентности педагогов-практиков в рамках профессионально-ориентирующей образовательной среды педагогического университета.

По результатам материалов международной конференции Сбербанка «Больше, чем обучение» (26–27 октября 2017 г.), а также материалов Пленарного заседания Всероссийского форума «Наставник» (13.02.2018) – основных трендов развития мира профессий, выступлений ведущих мировых и отечественных аналитиков и футурологов выделены главные направления реформирования педагогического образования, связанные с обеспечением качества подготовки будущих педагогов. На основе анализа полученных результатов в ходе указанных мероприятий на сегодняшний день выявлено, что актуальной профессией на ближайшие полвека останутся педагогические профессии. Однако педагогические профессии претерпят существенные изменения, к которым необходимо начать подготовку уже сейчас [1].

Цель: определение роли педагогической практики в совершенствовании профессионально-ориентирующей функции педагогического образования.

Материал и методы исследования: наблюдение, опросы студентов, обобщение результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение: в исследовании приняли участие обучающиеся первой ступени высшего образования бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» очной формы обучения в количестве 31 человек. Реализация психолого-педагогического модуля, который включал аудиторные (лекционные и практические), а также внеаудиторные (выездные на базы образовательных организаций) занятия, осуществлялась в течение трех лет, с первого года обучения.

Профессионально-ориентирующая образовательная среда педагогического университета является специальным ресурсом развития личности и самореализации студента, внутри которой осуществляется совместная деятельность субъектов образования, выстраиваются определенные связи и отношения, которые обеспечивают реализацию социальных и личных целей образования.

Профессионально-ориентирующая образовательная среда педагогического университета представляет собой единство информационного, социального и технологического компонентов, обеспечивающих профессионально-личностное становление студентов. В образовательной среде педагогического университета существуют различные источники профессионально-личностного становления и профессионального самоопределения студентов [2].

Структура профессионально-ориентирующей образовательной среды педагогического университета состоит из таких компонентов, как учебный, воспитательный, научно-исследовательский, информационный, коммуникационный, пространственно-предметный, предметно-материальный и иные, которые влияют на личность студента.

По мнению профессора В.А. Ясвина, любая образовательная среда может быть оценена по различным условиям: комфортность, эмоциональная насыщенность, темп жизнедеятельности, расширяющие познавательные способности, виды активности, здоровьесбережение и др. [3].

В свое время Я. Корчак писал о том, что образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [4].

Многозначность, обширность профессионально-ориентирующей образовательной среды педагогического университета, в которой протекают процессы становления и развития будущего педагога, целенаправленная подготовка к профессиональной деятельности связаны не только с процессом обучения, но и с внеучебной деятельностью, а именно с участием обучающихся в волонтерском движении, в различных тематических творческих интеллектуальных кружках, объединениях, клубах, акциях и т.д.

К выпускнику педагогического университета предъявляются с каждым годом все более высокие требования к квалификации современного учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога, среди которых выделяют такие качества его будущей профессиональной деятельности, как полнота и глубина теоретических педагогических знаний, научность и мобильность знаний, умение применить знания при решении профессиональных задач, нестандартных задач, а также способность и готовность будущего педагога к анализу своей деятельности, умение работать с разными категориями детей (с детьми талантливыми, с ограниченными возможностями здоровья, с детьми, для которых русский язык не является родным, с детьми с асоциальным поведением и др.).

Несмотря на целенаправленную деятельность по развитию интеллектуальных и творческих ресурсов обучающихся высшего образования, формированию культуры педагогического общения и социальных качеств личности, формированию ценностного отношения к будущей профессии, по нашему мнению, важно совершенствовать профессионально-ориентирующую образовательную среду педагогического университета  как комплекс условий и факторов, способствующих возникновению и развитию информационного, методического, культурного, дидактического взаимодействия между преподавателем педагогического университета и педагогами общеобразовательных организаций, а также студентами  по формированию профессиональных компетенций последних.

Для развития профессионально-ориентирующей образовательной среды педагогического университета  важно совершенствовать функции педагогического образования.

На наш взгляд, одним из основных условий по совершенствованию профессионально-ориентирующей функции педагогического образования является педагогическая практика. Она служит одним из этапов непрерывной подготовки студентов-бакалавров к будущей педагогической деятельности, одним из видов учебной деятельности в педагогическом университете, направленной на формирование, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практика позволяет познакомить студентов с организацией педагогического процесса в различных образовательных организациях, приобретать и закреплять первичные профессиональные умения и навыки профессиональной деятельности, обеспечивать развитие первичных практических умений в организации и проведении образовательного и воспитательного процессов в общеобразовательной организации, а также обеспечивать формирование профессионально значимых качеств личности будущих педагогов: дисциплинированность, сдержанность, организованность, доброжелательность, способствовать знакомству студентов с реализацией современных образовательных технологий и методик, обеспечивающих личностно-ориентированный подход к детям, и др. [4, 5].

Практика в педагогическом университете, являясь одним из видов учебной деятельности обучающихся высшего образования, направлена прежде всего на формирование практических навыков, умений и профессиональных, общекультурных компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей педагогической деятельностью.

На наш взгляд, особое внимание необходимо уделять готовности выпускников к возможным переменам, развивая в них такие качества, как креативность, целеустремленность, творческий и деятельный потенциал, конструктивность и способность адаптироваться к происходящим изменениям. Трудно не согласиться со словами профессора Е.А. Левашовой о том, что «… решение данных задач возможно при условии, когда процесс модернизации системы образования будет соответствовать как общемировым тенденциям в образовательной сфере, так и учитывать все лучшие традиции и опыт отечественного образования» [6].

При этом важно отметить, что система практических заданий на практику должна исходить из теории, в таком случае может стимулировать у студентов не только освоение инструментария, но и формирование профессиональных и общекультурных компетенций.

В соответствии с приказом МПГУ № 1334 от 14 ноября 2018 г. «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры)» организация практики направлена на получение обучающимися первичных профессиональных умений, навыков и опыта профессиональной деятельности, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

На сегодняшний день на кафедре управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО МПГУ накоплен положительный опыт реализации программы психолого-педагогического модуля (далее ППМ) по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» бакалавриат очной формы обучения. Целью освоения ППМ является формирование компетенций, обеспечивающих эффективную реализацию основных профессиональных функций при осуществлении педагогической деятельности в различных образовательных организациях (уровнях образования) в работе с обучающимися. Процесс практики направлен на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися высшего образования профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями общеобразовательной программы высшего образования и уровнем подготовки выпускника, установленными ФГОС ВО 3+.

Разработанный профессорско-преподавательским составом кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой под руководством заведующего кафедрой М.В. Гончара психолого-педагогический модуль состоит из 6 разделов, рассчитанных на 3 года изучения, т.е. на 6 семестров. Каждый семестр включает 22/24 часа аудиторной нагрузки и 20/22 часа самостоятельной работы. Так, например, Раздел. 1. Введение в психолого-педагогическую деятельность включает 4 подраздела: Психология развития, Основы профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, История педагогики, Основы общей педагогики. Каждый подраздел реализует один преподаватель с кафедры, и параллельно он же разрабатывает перечень заданий в рамках своего раздела на практику. Практика рассредоточенная, проводится 1 раз в неделю в течение всего периода изучения ППМ. Данный модуль направлен на теоретическую подготовку студента-бакалавра и на закрепление полученного материала на практике с целью приобретения профессиональных навыков и умений по этой дисциплине. Важно отметить, что преподаватель знакомит обучающихся с новым материалом на занятии и составляет перечень заданий, который необходимо выполнить на практике. После того как студент выполнил задание на практике, на следующей встрече с преподавателем обсуждают результаты задания. Таким способом обеспечивается принцип связи теории с практикой, студенты знакомятся за семестр с 4 разными дисциплинами и преподавателями, каждый семестр студенты бывают в разных образовательных организациях и приобретают социальный опыт, начиная с дошкольного уровня образования и заканчивая средним основным общим уровнем образования.

За 3 года изучения психолого-педагогического модуля студенты овладели опытом работы с обучающимися дошкольного уровня образования, начального общего, среднего основного, среднего общего образования, дополнительного образования, приняли участие в работе благотворительных центров, изучив специфику деятельности их и общественных организаций.

Программа психолого-педагогического модуля реализуется с 2017 года в соответствии с ФГОС ВО 3+ и направлена на развитие у студентов общекультурных компетенций, таких как способности использовать основы философских и социокультурных знаний для формирования мировоззрения, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции, работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные, личностные различия, быть готовыми к самоорганизации и самообразованию. Формируются общепрофессиональные компетенции, такие как готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, осуществлять обучение, воспитание, развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся, готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса, готовность к обеспечению охраны и жизни обучающихся и др. А также происходит овладение профессиональными компетенциями, такими как готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса, способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности, проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся. Важно отметить, что студенты овладевают способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития, готовы использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования и др. Базами практик являются ГБОУ города Москвы Школа № 2006, директор Илюхина Вера Алексеевна, Заслуженный учитель России, Лауреат Премии г. Москвы, обладатель Гранта Москвы в сфере Образования, кандидат педагогических наук; Школа № 2101 «Филёвский образовательный центр» директор Модель Дмитрий Лазаревич, ГБОУ города Москвы Школа № 2097, директор Пискарева Галина Викторовна, и др.

Таким образом, дальнейшее исследование совершенствования профессионально-ориентирующей функции педагогического образования связано с:

– созданием социокультурной образовательной среды обучающихся высшего образования, которая включает различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность, создавая непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями соответствующей образовательной программы высшего образования подготовки выпускника, установленными ФГОС ВО;

– усилением работы в рамках практической деятельности и методической подготовки обучающихся высшего образования без ущерба фундаментализации теоретической и практико-ориентирующей подготовки студентов высшего образования;

– применением практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам;

– смещением в сторону личностно направленного образования с акцентом на развитие профессионально значимых качеств личности будущего педагога, на совершенствование нравственных ценностей и ценностных ориентаций личности будущего учителя, формируемых в процессе прохождения практики;

– применением современных интерактивных технологий обучения, технологий работы с МЭШ (Московская электронная школа) для развития критического мышления, самостоятельности обучающихся при решении нестандартных задач;

 – совершенствованием и развитием умений профессионального общения учителя-предметника в рамках изучения Основ педагогического мастерства с выступлением на семинарах, конференциях, круглых столах и др.


Библиографическая ссылка

Козилова Л.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28958 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674