Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЫРАВНИВАНИЯ СТАРТОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Горбачева С.С. 1 Самойлова М.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»
2 ФГКОУ ВО «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Эффективное развитие экономики Российской Федерации и других стран мира, возрастающая глобализация и расширение культурных связей между странами, социальные преобразования, происходящие в обществе, – все это и многое другое обусловливает требования к современному специалисту. Современный компетентный специалист должен обладать широким кругозором, быть способным эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях, в которых иноязычная коммуникация занимает лидирующие позиции. Английский язык признан общепринятым мировым языком науки, культуры, экономики, общественной жизни. В наше время молодые люди должны владеть иностранным языком и быть способными к международной коммуникации не только на бытовом, но в большей степени на профессиональном уровне. Для достижения высокого качества в изучении иностранного языка в высших учебных заведениях необходимо обеспечить такие условия, при которых на начальном этапе обучения стартовые образовательные возможности обучающихся были бы скорректированы в соответствии с требованиями вузовской подготовки, с индивидуальными возможностями и способностями обучающегося. Компетентностный подход может служить методологической базой выравнивания стартовых образовательных возможностей, так как обеспечивает координацию образовательного процесса с учетом личностно-индивидуальных характеристик обучающихся.
компетентностный подход
выравнивание
стартовый образовательный уровень
стартовые образовательные возможности
методологический базис
гетерогенность группы
разноуровневые компетенции
1. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2018 г. № 94 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы». [Электронный ресурс].URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/110501_C_3_09032018.pdf (дата обращения: 19.05.2019).
2. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2018 г. № 95 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 11.05.02 Специальные радиотехнические системы». [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/110502_C_3_09032018.pdf (дата обращения: 19.05.2019).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» (с изменениями и дополнениями от: 13 июля 2017 г., 11 января 2018 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/400301_B_15062018.pdf (дата обращения: 19.05.2019).
4. Правила приема в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» на 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: https://ви.мвд.рф (дата обращения: 19.05.2019).
5. ФГОС ВО (3++) по направлениям специалитета // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 29.04.2019).
6. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/16802fc1bf (дата обращения: 18.05.2019).
7. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования. 1988. № 1. С. 27-38.

Интенсивно-концентрированное развитие экономики, расширение культурных связей стимулируют дальнейшую интеграцию нашей страны в мировое образовательное пространство. Система профессионального образования в России продолжает модернизироваться с учетом данных тенденций.

Результатом модернизации системы российского образования является не только совершенствование структуры образовательной системы, но и, что очень важно, подготовка компетентных специалистов, способных решать профессиональные задачи и эффективно функционировать в неопределенных ситуациях настоящего и будущего.

С этой точки зрения наибольшие перспективы в образовании приобретает компетентностный подход, суть которого заключается в формировании и развитии у обучающихся компетентностей, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность именно в условиях неопределенных, многообразных, малоизвестных и кросс-культурных ситуаций современного мира.

В данных условиях в качестве стратегического ориентира образовательной политики был актуализирован профессиональный заказ общества на подготовку языковой личности обучаемого как «глубоко национального феномена». Языковая личность складывается из способностей человека строить взаимодействие и взаимопонимание с партнерами по общению и окружающим его миром. Согласно ФГОС данная языковая личность, обладая интегративными качествами, должна стать объектом для формирования коммуникативной компетентности на уровне всех учебных дисциплин в любом типе учебного заведения, включая и военные вузы [1–3]. 

В системе современного вуза изучение иностранного языка начинается традиционно на той базе, что сформирована у обучающегося на уровне среднего (общего) образования. Но данная база именно в военных вузах, в том числе и в вузах МВД, более чем неравнозначна. Это обусловлено как спецификой целевого набора в военные вузы, так и прерогативой результатов медицинского и психологического освидетельствования при поступлении, утвержденных правовыми актами МВД России [4]. Кроме того, в вузах системы МВД для занятий формируют гетерогенные группы, что в свою очередь затрудняет изучение иностранного языка. Все это и обусловливает необходимость выравнивания стартовых образовательных возможностей при изучении иностранного языка.

При организации условий, обеспечивающих функционирование системы выравнивания стартовых образовательных возможностей при изучении иностранного языка курсантами вузов МВД, нами предпринята попытка анализа компетентностного подхода как методологической основы.  

Основополагающими при рассмотрении компетентностного подхода как методологии для выравнивании стартовых образовательных возможностей в изучении иностранного языка прежде всего явились такие принципы, как: вариативность образования; центрация образования на развитии и саморазвитии личности; сочетание автономности с коллективными и групповыми формами подготовки; неустойчивое динамическое равновесие образовательного процесса как основы развития и взаимосвязи личности, образования и будущей профессии; соразвитие личности, образования и деятельности.

Цель настоящего исследования заключается в разработке условий выравнивания стартовых образовательных возможностей обучающихся при изучении иностранного языка в системе компетентностного подхода.

Была поставлена задача: проанализировать эвентуальность компетентностного подхода как методологического базиса создания условий выравнивания стартовых образовательных возможностей обучающихся при изучении иностранного языка курсантами вузов системы МВД.

Материал и методы исследования

Был проведен теоретический анализ научной литературы в области компетентностного подхода и основ выравнивания стартовых образовательных возможностей обучающихся.   Методы: анализ нормативных документов, контент-анализ исследований, изучение и обобщение опыта педагогической деятельности, систематизация и обобщение результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам роль иностранного языка в подготовке специалистов важна для:

– адаптации в быстро изменяющемся мире;

– развития индивидуально-личностных качеств, помогающих реализации своих способностей на территории Российской Федерации и иностранных государств. Особенно это касается английского языка, так как среди изучаемых в Российской Федерации языков доминирует именно английский. В мире он признан интернациональным языком общения, политики, экономики и науки.

В специфической образовательной системе МВД России проблема выравнивания стартовых образовательных возможностей курсантов для качественного изучения иностранного языка приобретает особую актуальность, так как расхождение между результатами школьного обучения и практикой изучения иностранного языка в системе МВД слишком велико.

Обращение к концептам «стартовый образовательный уровень», «стартовые образовательные возможности» вызвано трансформациями образовательной практики в условиях компетентностного подхода с точки зрения ее функциональности, мерой которой является формирование компетентности, в нашем случае коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность многокомпонентна. Она состоит из нескольких видов компетенций: лингвистической, речевой, социокультурной, социальной, стратегической, дискурсивной, предметной, профессиональной. Коммуникативная компетентность в соответствии с ФГОС 3++ обеспечивает способность «осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном (ых) языке (ах)» [5].

Эвентуальность компетентностного подхода заключается прежде всего в том, что он задает результативность формирования коммуникативной компетентности и тем самым обеспечивает критериальную базу для отслеживания различных уровней сформированности компетенции, в том числе и на стартовом уровне.

В таких условиях становится особенно важно изучить стартовый уровень владения иностранным языком как определенный запас знаний, навыков, способностей, мотиваций, способствующий передаче новых знаний, развитию новых умений и навыков, позволяющий изменить установки и модели поведения обучающихся для дальнейшего профессионального овладения иностранным языком.

При определении у обучающихся стартового уровня владения иностранным языком мы выяснили, что он неоднозначен. Причин несколько:

– обучение в специализированной лингвистической школе, лингвистических курсах, с репетитором (2%);

– индивидуальная предрасположенность к изучению иностранных языков (7%);

– наличие положительной мотивации (5%);

– отсутствие положительной мотивации (17%);

– несерьезное отношение к данной дисциплине в рамках основного общего образования, среднего общего образования (31%);

– изучение другого иностранного языка в рамках основного общего образования, среднего общего образования и др. (12%);

– трудности в освоении иностранного языка (26%).

На основе «Общеевропейской классификации уровней владения языковой компетенцией» мы изучили также уровни освоения иностранного языка в рамках образовательных треков (образовательных программ). Согласно принятой модели выделяют 5 основных уровней владения иностранным языком:

1) начальный – уровень исходной ориентации в языке;

2) средний – уровень ограниченного диалога и понимания иноязычных фраз в типичных ситуациях;

3) продвинутый – уровень владения языком, который позволяет осуществлять ограниченное профессиональное общение;

4) профессиональный – уровень достаточно высокого владения языком, приближающийся к уровню носителей языка;

5) уровень носителей языка [6].

Получили следующие данные:

– начальный уровень имели 87% курсантов;

– средний уровень имели 12,5% курсантов;

– продвинутый уровень имели 0,5% курсантов.

В условиях компетентностного подхода, учитывая полученные данные, мы сочли необходимым смоделировать организацию условий выравнивания стартовых возможностей при изучении иностранного языка исходя из концепции «минимальной компетентности», предложенной В. де Ландшеер. Сутью данной концепции является трактовка образовательных условий как динамического явления, обеспечивающего учет индивидуально-личностных характеристик человека, а также учет специфики среды и уровня общего образования и обучения на границе знания и незнания, на границе усвоенного и неусвоенного [7, с. 28]. Организация таких условий призвана прежде всего активировать у курсантов «минимальный уровень необходимых знаний» и «состояние адекватного выполнения задачи» [7, с. 32].

Предлагаемые нами условия организации выравнивания стартовых образовательных возможностей курсантов на основе компетентностного подхода представляют собой следующий алгоритм действий преподавателя и курсанта в процессе обучения иностранному языку:

– первичная диагностика минимального уровня необходимых знаний или освоенных умений по иностранному языку и дальнейший мониторинг динамики овладения иностранным языком в процессе обучения;

– анализ и самоанализ мотивационной составляющей овладения иностранным языком на каждом этапе обучения;

– предложение и выбор курсантами вариативного содержания изучения иностранного языка, обеспечивающие адекватное выполнение учебной задачи, а также компенсацию и корректировку того, что знает и умеет обучающийся;

– индивидуально-личностная ориентация курсанта на границе знания и незнания, на границе усвоенного и неусвоенного при изучении иностранного языка;

– стимулирование стремления курсанта к саморазвитию и дополнительному самостоятельному овладению иностранным языком.

Результаты формирования коммуникативной компетентности и отслеживание уровней овладения иностранным языком на начальном этапе выравнивания образовательных возможностей не стандартизируются и не подлежат сравнению. Результативность выравнивания определяется отношением начального уровня к возможному личностному результату преодоления границы незнания в процессе преодоления неусвоенного.

Описание критериев оценивания минимальной коммуникативной компетенции и показателей оценки результатов обучения по выравниванию стартовых возможностей можно представить следующим образом (табл.).

Показатели оценивания и критерии оценивания минимальной коммуникативной компетенции

Показатели оценивания компетенции

Шкала и критерии оценивания компетенции

Пороговый уровень

 

Базовый уровень

 

Продвинутый уровень

(относительно порогового

уровня)

 

В результате выравнивания стартового образовательного уровня обучающиеся должны:

знать:

– базовые нормы употребления фонетики и лексики (УК-4);

– основные правила речевого этикета иностранного языка и их функциональные соответствия в русском языке (УК-4);

– основные способы работы над языковым и речевым материалом (УК-4);

уметь:

в области аудирования: воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных публицистических (медийных) текстов различной жанровой принадлежности, а также выделять в них значимую / запрашиваемую информацию (УК-4);

в области чтения:

понимать основное содержание аутентичных публицистических, научно-популярных, прагматических текстов справочно-информационного и рекламного характера (УК-4);

в области говорения:

вести беседу-диалог общего характера на изучаемом языке, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости используя стратегии восстановления процесса коммуникации (переспрос, уточнение, перефразирование и др.) (УК-4);

в области письма:

заполнять формуляры и бланки прагматического характера, вести запись основных мыслей и фактов из аудиотекстов и текстов для чтения (УК-4);.

владеть:

– компенсаторными умениями, помогающими преодолеть «сбои» в коммуникации, вызванные объективными и субъективными социокультурными причинами (УК-4) [1, 2, 3].

Обучающийся понимает общеупотребительные   разговорные слова и фразы в высказываниях, касающихся личностно-значимых тем.

Понимает очень короткие несложные тексты. Умеет поддерживать диалог в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых тем и видов деятельности, применяя соответствующие фразы речевого этикета. Возможные фонетические и лексические неточности не затрудняют иноязычного общения.

Умеет писать небольшие записки и сообщения, фиксировать основную информацию из небольших по объему сообщений.

Обучающийся понимает смысл несложных, необъемных и четко артикуляционно выдержанных сообщений.

Понимает тексты, содержащие языковые единицы повседневного общения.

Может без предварительной подготовки принимать участие в беседе на знакомую тему, корректно используя общеупотребительную лексику. Умеет писать простой связный текст на интересующие его темы.

 

Обучающийся понимает устные сообщения о происходящих событиях, связанных с его личными интересами.

Понимает тексты по социально-бытовой проблематике.

Способен принимать участие в обсуждении знакомой проблемы, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Умеет писать развернутые сообщения общего характера.

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление устных высказываний полностью соответствуют социолингвистическим параметрам ситуации.

 

 

Выводы

В данной статье рассмотрена и проанализирована эвентуальность компетентностного подхода как методологической основы организации условий выравнивания стартовых образовательных возможностей курсантов при изучении иностранного языка.


Библиографическая ссылка

Горбачева С.С., Самойлова М.В. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЫРАВНИВАНИЯ СТАРТОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28882 (дата обращения: 05.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074