Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ИЗУЧЕНИЕ ВРАЧЕБНЫХ ДИНАСТИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Заболотная С.Г. 1 Коровина И.А. 1 Назина О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет»
В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной направленности студентов медицинского вуза в процессе изучения врачебных династий ОрГМУ. Авторы приводят методику составления Родословной книги и результаты анализа генеалогических исследований династий, проведенных студентами 1–3-го курсов Оренбургского государственного медицинского университета. Авторами рассматривается и анализируется роль генеалогических исследований, позволяющих выявить наличие в семье представителей медицинской профессии, изучить их жизненный и профессиональный путь, ценностные ориентации и морально-нравственные принципы их деятельности, оказывающие непосредственное влияние на формирование профессиональной направленности студентов медицинского вуза. Профессиональная направленность студента медицинского вуза рассматривается авторами как интегративное личностное качество, характеризующееся устойчивым интересом к будущей профессиональной деятельности в области медицины, ценностным отношением к профессии с опорой на мотивы, потребности, способности и идеалы личности будущего врача. В процессе генеалогических исследований родословной студенты конкретизируют сферу своих профессиональных интересов, отмечают значимые личностные качества, жизненные планы и цели, ценностные приоритеты, отношение к будущей профессии, факторы, оказавшие воздействие на профессиональный выбор. В изучении родословной находит свое отражение динамика ценностных представлений студентов о сути врачебной деятельности по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, работе с людьми по сохранению их здоровья и жизни. При работе с биографиями представителей медицинских династий ОрГМУ происходят осознание, отбор и присвоение ценностей будущей профессии, развитие аксиологического потенциала личности студента, конкретизация и расширение образа «Я – будущий врач», что способствует формированию профессиональной направленности студента медицинского вуза.
студент медицинского вуза
врачебная династия
профессиональная направленность
ценности
аксиологический потенциал
генеалогические исследования
1. Заболотная С.Г., Коровина И.А., Назина О.В. Анализ ценностных приоритетов студентов медицинского вуза в условиях формирования профессиональной направленности при обучении иностранному // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27736 (дата обращения: 23.04.2019).
2. Доника А.Д., Еремина М.В. Профессия врача в современной измерительной системе оценки социального статуса // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 6-2 (37). С. 106-107.
3. Шкарин В.В. Воспитание нравственности будущего врача на идеях гуманизма А. Швейцера // Нижегородский медицинский журнал. 2002. № 1. С. 174-177.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М.: Рус. яз, 1978-1980. 683 с.
5. Миронов Ю.Ф. Пишем Родословную книгу: метод. пособие по составлению, пополнению, оформлению и хранению родословных в современных российских семьях. СПб.: ОО «Родословная книга Отечества», 2010. 112 с.
6. Александрова Н.А. Родословно-биографическое краеведение: методические рекомендации по работе над своей родословной. М., 2018. 71 с.
7. Fowler William Chauncey. Conditions of success in genealogical investigations / Chauncey William Fowler. М.: Издательство: «Книга по требованию», 2011. 40 с.

Социально-экономический заказ общества на подготовку специалистов, обладающих не только умениями и навыками оказания квалифицированной медицинской помощи, но и моральными, этическими и нравственными основами, выдвигает новые требования к высшему медицинскому образованию. Особенно актуальным представляется, на наш взгляд, формирование профессиональной направленности студентов медицинского вуза как интегративного качества личности будущего специалиста в области медицины. Анализ психолого-педагогической литературы, а также собственные исследования дают нам возможность определить «профессиональную направленность студентов медицинского вуза» как интегративное личностное качество, которое характеризуется устойчивым интересом студента к будущей профессиональной деятельности в области медицины, ценностным отношением к профессиональному труду по сохранению здоровья и жизни людей с опорой на мотивы, потребности, способности, а также идеалы личности будущего врача. Следовательно, в ней находит свое отражение динамика ценностных представлений студентов о сути врачебной деятельности на основе создания интегративного образа врача [1], включающего собирательные образы не только выдающихся врачей, но и членов своей семьи, посвятивших себя делу спасения здоровья и жизни людей. Идеалы, получая личностную значимость со стороны будущего врача, становятся проектирующим фактором саморегуляции поступков и актов профессионального поведения. По мнению ученых, идеал – это наивысшая цель стремлений человека, образец, по которому человек строит стратегию своей жизни, в данном случае профессиональную. Идеальное, будучи личностным явлением, результатом субъективных представлений студента о совершенстве на основе его ценностных ориентаций, способствует становлению личности будущего специалиста в области медицины.

Таким образом, формирование профессиональной направленности напрямую связано со становлением личности студента медицинского вуза, поскольку на данный педагогический процесс непосредственное влияние оказывают те ценностные представления о будущей профессии, которые студент конструирует в процессе профессиональной подготовки в образовательном пространстве медицинского вуза [1]. Немаловажную роль при этом могут сыграть генеалогические исследования, позволяющие выявить наличие в роду представителей медицинской профессии, исследовать их жизненный путь, ценностные ориентации и морально-нравственные принципы, заложенные в основу их деятельности, что могло бы оказать помощь в формировании профессионального самосознания.

Формирование профессиональной направленности во многом определяется социокультурной средой, в которой происходит становление будущего специалиста [2, с. 108]. Воспитание личности будущего врача должно осуществляться на основе принципов гуманизма, прививаемых как в ходе вузовского обучения, так и внутри семьи [3, с. 174]. Семейные принципы и нравственные ценности можно познать в ходе ознакомления с историей своего рода, в рамках данного исследования – с представителями медицинской династии.

В Толковом словаре живого великорусского языка понятие «династия» трактуется с позиции передачи от поколения к поколению мастерства и трудовых традиций [4]. Изучение биографии представителей медицинской династии своей семьи может служить мощным рычагом в профессиональном самоопределении личности студента медицинского вуза, воспитании гуманистических ценностей, столь значимых для профессии врача, развитии способностей к успешному осуществлению медицинской деятельности по профилактике, диагностике и лечению заболеваний.

Планирование своего будущего происходит в контексте представлений, установок и ценностей семьи и близкого окружения. В процессе исследования студентами врачебных династий ОрГМУ происходят отбор, осознание и присвоение ценностей будущей профессии, создание идеального образа врача, конкретизация и расширение образа «Я – будущий врач», что способствует формированию профессиональной направленности студента-медика.

Цель исследования. Цель нашей работы заключается в анализе генеалогических исследований в контексте аксиологического и воспитательного аспектов, выявлении их роли в развитии ценностных ориентиров личности и формировании профессиональной направленности будущих специалистов в области медицины.

Материалы и методы исследования. В ходе анализа роли генеалогических исследований в расширении представлений о будущей профессии и формировании профессиональной направленности информантами выступили студенты 1–3-го курсов Оренбургского государственного медицинского университета. Основу исследования составляют общенаучные методы наблюдения, классификации, обобщения и сравнения, описательно-аналитический метод, дефиниционный, статистический и контекстуальный анализ, методы анкетирования, опроса и интервьюирования, метод составления Родословной по Ю.Ф. Миронову. Методы анкетирования, опроса и статистический анализ их результатов применены с целью выявления степени ознакомления информантов с историей своей семьи, родовой профессией (при наличии таковой), семейными ценностями, а также заинтересованности информантов в генеалогических исследованиях.

Результаты исследования и их обсуждение. Применение метода составления Родословной книги по Ю.Ф. Миронову осуществлялось в соответствии со следующим алгоритмом действий [5]:

– ознакомление с основными понятиями, связанными с родословием, а также с методом составления Родословной книги;

– сбор генеалогической информации;

– систематизация полученных сведений на персональных листах и в поколенной росписи Родословной книги;

– написание биографических очерков и эссе на основе Родословной.

Гипотеза данного исследования заключается в том, что изучение студентами медицинского вуза профессионального становления и личностных особенностей представителей врачебной династии своего рода способствует:

– расширению представлений о целостном процессе врачебной деятельности, о себе и других непосредственных его участниках;

– развитию представлений о профессиональном будущем через самоопределение и профессиональное самопроектирование;

– формированию мотивационной и эмоционально-волевой готовности к профессиональному будущему;

– формированию ценностных ориентаций, личностных и профессионально значимых качеств будущего специалиста медицинского профиля.

В рамках данного исследования студентам 1–3-го курсов Оренбургского государственного медицинского университета было предложено представить особенности личности и профессионального пути представителей врачебной династии своего рода (в случае наличия таковых). В исследовательских работах студенты описывали медицинские династии своей семьи, насчитывающие три и более поколений (рис.1).

Исследование осуществлялось студентами по следующему алгоритму действий:

1) установление основателя медицинской династии;

2) определение всех представителей династии по поколениям и степеням родства;

3) представление биографических сведений и профессиональных достижений каждого представителя династии;

4) характеристика личности представителей династии с позиции формирования системы ценностей и профессиональных ориентиров;

5) сбор сканированных копий основных документов и фотографий, иллюстрирующих деятельность представителей династии;

6) представление результатов исследования на монотематической конференции в форме презентаций или стендовых докладов и публикация биографических очерков и статей.

В ходе сбора информации о медицинской династии студентами осуществлялись:

– изучение имеющихся публикаций о ее представителях;

– интервьюирование родственников;

– изучение архивных материалов;

– сбор и изучение информации с мест работы представителей династий.

В ходе обобщения результатов анализа биографических очерков студентов-медиков выявлено, что их профессиональный выбор мотивирован желанием вслед за представителями медицинской династии своего рода:

– оказывать помощь людям;

– спасать человеческие жизни;

– служить опорой, вселять надежду и уверенность;

– заслужить доверие и уважение (при этом осознаются сложность достижений профессиональных целей и немалое количество предстоящих испытаний);

– достичь профессиональных высот;

– приносить людям радость и придерживаться главного принципа великого врачевателя древности Гиппократа: «Светя другим, сгораю сам»;

– участвовать в семейных беседах профессиональной направленности, свободно оперируя медицинской терминологией;

– сохранить семейную традицию служения медицине, продолжив врачебную династию.

К важнейшим качествам, закладываемым основателями врачебной династии, студенты относят преданность своей профессии через любовь к людям и желание помочь им, оптимизм, человеколюбие и упорство в достижении цели.

Основные результаты данного исследования можно выразить в следующих теоретических положениях:

– императивом современного времени является пробуждение общественного интереса к генеалогической культуре и традициям родословия, что обусловлено издержками в запасе духовных ресурсов общества [6, 7];

– генеалогические исследования способствуют идентификации себя как части семейного коллектива и восприятию собственной личности в качестве продолжателя рода, способного оставить определенный след в истории, выполняя функцию преобразователя, поддерживая семейные традиции и сохраняя родовые ценности [6];

– результаты анкетирования, проведенного в ходе исследования, выявили высокий интерес информантов к познанию истории своего рода, однако в то же время очевиден факт недостаточной осведомленности и потребности в информировании по вопросам методики генеалогических исследований;

– исследование представителей врачебной династии своей семьи в ходе профессиональной подготовки студентов в образовательном пространстве медицинского вуза играет немаловажную роль в расширении представлений студентов о себе в контексте будущей профессии, позволяя выявить наличие в роду представителей медицинской профессии, исследовать их жизненный путь и ценностные ориентиры, что могло бы оказать помощь в формировании профессионального самосознания (рис.);

– существование медицинской династии предполагает поколенную передачу профессионального опыта, качеств, присущих истинному доктору, морально-нравственных принципов, заложенных в основу врачебной деятельности.

Стендовый доклад студентки 1-го курса ОрГМУ Н.К. Михайловой, представленный на монотематической конференции «Медицинские династии ОрГМУ» (февраль 2018 г.)

Выводы. Проведенное нами исследование показало, что изучение врачебных династий ОрГМУ способствует увеличению интереса к будущей профессии и познанию человека в целом, изменению в ряде случаев жизненных приоритетов. 95,3% студентов, принявших участие в нашем педагогическом эксперименте, отметили удовлетворенность сделанным выбором профессии. У 93,2% мы зафиксировали положительное развитие ценностных убеждений в правильности профессионального выбора.

97,4% – продемонстрировали стойкое желание помогать людям. Примерно такое же количество респондентов (96,8%) обозначили в иерархии ценностей будущего специалиста в области медицины такие ценности, как милосердие, сострадание, добро.

Все это позволяет нам сделать вывод о формировании профессиональной направленности в процессе работы студентов с генеалогическим материалом врачебных династий ОрГМУ.

Таким образом, становление у студента представлений о себе как о будущем специалисте в области медицины осуществляется в условиях образовательной среды медицинского вуза. Для реализации личностно-развивающей функции высшего медицинского образования необходимо создать условия, наиболее полно способствующие становлению образа профессионального будущего у студента-медика. На вузовском этапе существенную роль играет ориентация на присвоение ценностей, функций и обязанностей медицинской профессии, понимание ее значимости и личностного смысла, а также на оценку своих возможностей, в чем могло бы помочь развитие интересов студентов к генеалогическим исследованиям и специфике родовой профессии.

Материалы и результаты исследования внедрены в образовательный процесс и применяются в ходе осуществления учебно-исследовательской работы студентов в рамках деятельности студенческого научного кружка кафедры иностранных языков Оренбургского государственного медицинского университета.

Результаты данного исследования могут найти применение при дальнейшей разработке методики генеалогических исследований, направленных на развитие ценностных ориентаций и профессиональной направленности обучающихся.

Результаты исследования обладают практической значимостью в области решения проблем, связанных с овладением основами родословия, сохранением и передачей семейных ценностей, развитием патриотических качеств личности, расширением представлений о будущей профессии и профессионального самосознания.


Библиографическая ссылка

Заболотная С.Г., Коровина И.А., Назина О.В. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЧЕБНЫХ ДИНАСТИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28871 (дата обращения: 31.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074