Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ АСПИРАНТСКИХ ПРОГРАММ США И КАНАДЫ

Куликова Ю.Н. 1
1 ФГБОУ ВО Пензенский государственный аграрный университет
В данной статье автор рассматривает основополагающие компетенции, положенные в основу аспирантских программ в США и Канаде. Проанализированы ключевые историко-педагогические работы зарубежных (канадских и американских) ученых, некоторые из которых представлены в переводе впервые. Определены ключевые компетенции в рамках программ обучения аспирантов в США и Канаде. Автором проанализированы научные статьи зарубежных ученых, затрагивающие тематические вопросы, решаемые в процессе обучения аспирантов. Представлена градация компетенций по степени важности для аспирантских программ, согласно научным исследованиям американских и канадских ученых. Градация компетенций по степени важности для аспирантов включает в себя 39 основных компетенций. Выявлена и обоснована необходимость комплексного подхода при определении ключевых компетенций на этапе составления аспирантских программ. Автор так же обращает внимание на вопросы, возникающие в процессе изучения компетенций в рамках аспирантских программ США и Канады. На основе проведенного анализа автор акцентирует внимание на том, что обучение аспирантов является одним из приоритетных направлений для большинства высших учебных заведений как внутри страны, так и за рубежом.
компетенции
аспирантские программы
высшая школа
США
Канада
1. Nilson L.B., Miller J.E. Editor’s introduction: The educational developer as magician. To Improve the Academy: Resources for Faculty, Instructional, and Organizational Development. San Francisco: Jossey-Bass. 2009. Vol. 27. P. 3-13.
2. A Guide to Faculty Development: Kay J. Gillespie, Douglas L. Robertson, William H. Bergquist (2nd ed.). San Francisco: Jossey – Bass, 2010. 439 p.
3. Schönwetter D.J., Ellis D.E., Taylor K.L., Koop V. An exploration of the landscape of graduate courses on college and university teaching in Canada and the USA. Journal of Graduate and Professional Student Development. 2008. Vol. 11 (1). P. 7-29.
4. Ellis D.E., Ortquist-Ahrens L. Practical Suggestions for Programs and Activities. A Guide to Faculty Development. San Francisco. 2010. P. 117 – 132.
5. Taylor K.L., Schönwetter D.J., Ellis D.E., Roberts M. Profiling an approach to evaluating the impact of two certification in university teaching programs for graduate students. Journal of Graduate and Professional Student Development. 2008. Vol. 11 (1). P. 78-108.
6. Куликова Ю.Н. Основные направления деятельности организаций по повышению квалификации научно-педагогических кадров высшей школы США // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7. С. 117-120.

Согласно опубликованным данным Ассоциации американских колледжей и университетов в последнее десятилетие XXI века на 90% увеличилась численность студентов, заинтересованных в получении послевузовского образования [1, с. 4]. Многие зарубежные ученые в своих научных статьях затрагивают вопросы организации курсов для преподавателей-аспирантов, недавно окончивших высшее учебное заведение (С. Ронковски), а также касаются содержательного аспекта и практической реализации аспирантских программ (М. Маринкович, Д. Простко, Ф. Стаут) [2, с. 4].

Цель исследования: проанализировать основополагающие компетенции аспирантских программ США и Канады.

Материал и методы исследования. В качестве материала для анализа послужили оригинальные материалы на английском языке американских и канадских исследователей. Так, в научной работе Д. Шонветтэра, Д. Элис, К. Тэйлора и В. Купа представлен всесторонний обзор аспирантских программ на базе вузов США и Канады и определен перечень общепрофессиональных компетенций [3]. Представленные компетенции отражают содержательный аспект аспирантских программ, нацеленных, в первую очередь, на подготовку аспирантов как будущих преподавателей вузов. В других своих исследованиях Д. Шонветтэр и К. Тэйлор представили результаты опроса аспирантов, обучающихся по одной из сертификационных программ, и ранжировали компетенции, необходимые для будущего преподавателя, по степени их важности [3, с. 123]. Д. Шонветтэр и Д. Элис предложили перечень возможных компетенций, которые отражают основные элементы многих программах обучения аспирантов [4]. Связанное с этим пролонгированное исследование К. Тэйлора, Д. Шонветтэра, Д. Элис, М. Робертс продемонстрировало, что аналогичные компетенции имеют решающее значение во многих аспирантских программах США и Канады [5].

В свою очередь, ведущие организации в сфере повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов «Сеть профессионального и организационного развития в высшем образовании» (Professional and Organizational Development Network in Higher Education – POD) в США и «Общество обучения и изучения» (Society for Teaching and Learning in Higher Education – STLHE) в Канаде определили 152 компетенции, которые необходимо развивать в рамках аспирантских программ [6, с. 118-119]. Д. Шонветтер и Д. Эллис провели тематический анализ представленных компетенций. Руководствуясь предложенными K. Смитом десятью ведущими видами деятельности в подготовке аспиранта к карьере преподавателя [2, с. 5], Д. Шонветтер и Д. Эллис сгруппировали 152 компетенции согласно следующим категориям: разработка плана занятия в частности и курса в целом; педагогические навыки; форма оценивания и обратная связь; межличностные навыки; стипендия на обучение и в процессе преподавания; коммуникативные навыки; управление временем   и   людьми;   обеспечение     необходимыми     ресурсами;     наставничество     и коллегиальное наставничество.

Данный подход разделяют многие американские и канадские исследователи, затрагивающие в своих работах вопросы содержания курса «Преподаватель высшей школы» и отражающие мнение преподавателей высшей школы относительно наиболее важных компетенций в обучении аспирантов. Ученые провели совместное исследование, позволившее выделить из 152 компетенций 39 – основополагающих. Оценка степени важности предложенных аспирантам компетенций проходила с использованием пятиточечной «шкалы Ликерта». Также Д. Шонветтер, Д. Эллис, К. Тэйлор, В. Куп и М. Робертс учитывали четыре критерия: уровень педагогической подготовки аспирантов; уровень овладения компетенциями в рамках обучения по аспирантской программе; уровень профессиональной подготовки аспиранта; уровень владения компетенциями, позволяющий аспирантам начать развивать у своих студентов необходимые компетенции. Респондентами выступили как американские, так и канадские студенты [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Градация компетенций по степени важности включает в себя 39 компетенций и может быть представлена следующим образом.

  • Способность формировать уважительное отношение и демонстрировать понимание по отношению к студентам.
  • Способность обоснованно и конструктивно оценивать обучающихся.
  • Способность применять эффективные методы обсуждения.
  • Способность применять эффективные методы опроса.
  • Способность применять эффективные методы оценки.
  • Способность к коммуникации и саморегуляции для успешного обучения по аспирантской программе.
  • Способность разрабатывать эффективный план курса обучения, способствующий развитию у аспиранта способности к критическому мышлению и разрешению проблемных ситуаций на более высоком уровне.
  • Владение рефлексивным подходом к преподаванию посредством обратной связи и постоянной трансформации подходов к обучению.
  • Способность соотносить различные методы обучения с его конкретными целями.
  • Способность соотносить различные методы оценки с конкретными целями обучения.
  • Способность определять конкретные и реально достижимые цели в обучении.
  • Включенность в процесс профессионального развития, связанного с обучением.
  • Способность документально отмечать эффективность своего обучения.
  • Способность организовать эффективное общение в устной форме на английском языке.
  • Способность обеспечить гостеприимную и безопасную среду для своих студентов.
  • Способность к целеполаганию в процессе преподавания своей дисциплины.
  • Способность соблюдать институциональную политику (например, дисциплинарная ответственность, академическая честность, легальность информации).
  • Способность организовать эффективную письменную коммуникацию на английском языке.
  • Способность применять эффективные методы в процессе чтения лекций.
  • Способность результативно взаимодействовать с наставником по вопросам преподавания.
  • Способность преподавать для маленькой и большой аудитории.
  • Способность к восприятию обучения как научной работы.
  • Способность применять ориентированные на студентов методы обучения.
  • Способность понимать преподавание как непрерывное рефлексивное обучение в течение всей жизни.
  • Способность подготовить необходимый материал для занятий, соответствующий уровню знаний, способностям и интересам студентов.
  • Способность применять на практике методы и принципы обучения.
  • Способность представить структурированный материал для занятия, соответствующий потребностям студентов.
  • Способность мотивировать своих студентов, заряжая их своим энтузиазмом.
  • Способность реализовывать на практике различные стили обучения студентов.
  • Способность адаптировать учебный материал к потребностям обучающихся.
  • Способность демонстрировать мастерство владения предметом.
  • Способность поддерживать и стимулировать взаимодействие и сотрудничество между студентами.
  • Способность выстраивать доверительные отношения с обучающимися, помогая им успешно справляться с учебным материалом.
  • Способность организовать научный поиск студентов посредством исследовательской деятельности применительно к изучаемой дисциплине.
  • Способность акцентировать внимание на важных ценностных установках, присущих изучаемой дисциплине или профессии.
  • Способность осознанно избегать предвзятости и предубеждения в процессе преподавания.
  • Способность раскрыть ведомственные нормы в отношении обучения.
  • Способность использовать современные технологии с целью совершенствования процесса обучения.
  • Способность консультировать студентов о возможностях карьерного роста в рамках изучаемой дисциплины или профессии.
  • Способность демонстрировать взаимосвязь между конкретным курсом обучения и учебным планом [3].

Вышеперечисленные компетенции были объединены американскими и канадскими исследователями в две группы (Д. Шонветтер, Д. Эллис, К. Тэйлор, В. Куп, М. Робертс) согласно степени их важности и необходимости в процессе обучения аспирантов. В таблице 1 представлена градация наиболее важных компетенций, в то время как в таблице 2 – градация наименее важных компетенций [2, с. 11-12]. Во всех таблицах представлены только компетенции, находящиеся на первостепенных позициях. Порядок представления компетенций соответствует степени их важности, далее следуют разделы, относящиеся к планируемым результатам обучения (показатели освоения компетенции) как: получаемые знания; уверенность в преподавании или умения; профессиональная подготовка преподавателя или профессиональные навыки.

Таблица 1

Градация наиболее важных компетенций

№ п/п

Важность компетенции

Получаемые знания

Уверенность в преподавании

Профессиональная подготовка преподавателя

1

Способность формировать уважительное отношение и демонстрировать понимание по отношению к студентам

Способность эффективно использовать методы обсуждения

Способность акцентировать внимание на ценностных ориентирах обучения

Способность эффективно использовать методы обсуждения

2

Способность выстраивать обоснованную и объективную шкалу оценивания результатов обучения студентов

Включенность в процесс профессионального развития, связанного с обучением

Способность документально отмечать эффективность обучения

Способность документально отмечать эффективность обучения

3

Способность эффективно использовать методы обсуждения

Владение рефлексивным подходом к преподаванию посредством обратной связи и постоянной трансформации подходов к обучению

 

Владение рефлексивным подходом к преподаванию посредством обратной связи и постоянной трансформации подходов к обучению

Способность акцентировать внимание на ценностных ориентирах обучения

4

Способность применять эффективные методы опроса

Способность документально отмечать эффективность обучения

Включенность в процесс профессионального развития, связанного с обучением

Включенность в процесс профессионального развития, связанного с обучением

5

Способность применять эффективные методы оценки

-

Способность эффективно использовать методы обсуждения

-

6

Способность к коммуникации и саморегуляции для достижения успехов в процессе обучения по аспирантской программе

-

Способность обеспечить гостеприимную и безопасную среду для своих студентов

-

 

Согласно данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, что представленные компетенции в большей мере ориентированы на преподавание и дальнейшее профессиональное развитие, чем на конкретные навыки, необходимые для достижения эффективности в преподавании, такие как процедура оценивания знаний аспирантов или способность выстраивать взаимосвязи между преподаваемыми курсами. В то же время, по нашему мнению, разработчики аспирантских программ уделяют больше внимания общекультурным компетенциям, которые относятся ко многим учебным дисциплинам, изучаемым не только на уровне аспирантуры, но также магистратуры и бакалавриата.

Таблица 2

Градация наименее важных компетенций

№ п/п

Важность компетенции

Получаемые знания

Уверенность в преподавании

Профессиональная подготовка преподавателя

1

Способность осознанно избегать предвзятости и предубеждения в процессе преподавания

Способность организовать эффективную письменную коммуникацию на английском языке

Способность раскрыть ведомственные нормы в отношении обучения

Способность подготовить необходимый материал для занятий, соответствующий уровню знаний, способностям и интересам студентов

2

Способность раскрыть ведомственные нормы в отношении обучения

Способность акцентировать внимание на важных ценностных установках, присущих изучаемой дисциплине или профессии

Способность консультировать студентов о возможностях карьерного роста в рамках изучаемой дисциплины или профессии

Способность демонстрировать взаимосвязь между конкретным курсом обучения и учебным планом

3

Способность использовать современные технологии с целью совершенствования процесса обучения

Способность представить структурированный материал для занятия, соответствующий потребностям студентов

Способность демонстрировать мастерство владения предметом

Способность использовать современные технологии с целью совершенствования процесса обучения

4

Способность консультировать студентов о возможностях карьерного роста в рамках изучаемой дисциплины или профессии

Способность демонстрировать взаимосвязь между конкретным курсом обучения и учебным планом

-

Способность демонстрировать мастерство владения предметом

5

Способность демонстрировать взаимосвязь между конкретным курсом обучения и учебным планом

Способность раскрыть ведомственные нормы в отношении обучения

-

 

 

Способность раскрыть ведомственные нормы в отношении обучения

Способность демонстрировать мастерство владения предметом

Способность акцентировать внимание на важных ценностных установках, присущих изучаемой дисциплине или профессии

Способность консультировать студентов о возможностях карьерного роста в рамках изучаемой дисциплины или профессии

Способность консультировать студентов о возможностях карьерного роста в рамках изучаемой дисциплины или профессии

 

В свою очередь, данные таблицы 2 позволяют сделать вывод о сущностных характеристиках выделенных наименее важных компетенций. Считаем, что причина подобной градации состоит в том, что эксперты программ обучения аспирантов являются, как правило, специалистами в одной или двух предметных областях. В этой связи они не могут в полной мере оценить важность и значимость той или иной компетенции для определенной учебной дисциплины. С целью решения данной проблемы в США и Канаде организуются специальные узконаправленные конференции, посвященные данной проблематике, с привлечением преподавателей и аспирантов в качестве экспертов аспирантских программ. Также одной из неоднозначных позиций, по нашему мнению, является выделение среди менее важных компетенций способности использовать современные технологии с целью совершенствования процесса обучения. Такой подход вызывает закономерный вопрос: полагают ли разработчики аспирантских программ, что аспиранты овладели на высоком уровне современными технологиями и педагогическими приемами их эффективной реализации на практике на предшествующих этапах обучения (бакалавриат, магистратуры), позволяющими не уделять данному вопросу должного внимания на этапе обучения в аспирантуре? Обращая внимание на быстрое развитие технологий в современном мире, представляется правомерным утверждать, что постоянное совершенствование работы с ними должно оставаться одним из приоритетных направлений современного образования на каждом из его этапов.

Заключение. Подводя итог, следует акцентировать внимание на том, что обучение аспирантов является одним из ключевых и приоритетных направлений для большинства высших учебных заведений как в России, так и за рубежом. Аспиранты в будущем могут стать непосредственными членами профессорско-преподавательского состава вуза, поэтому их педагогическая подготовка играет важную роль для будущего высшего образования. Одним из возможных путей решения данного вопроса можно назвать комплексный и всесторонний подход к разработке аспирантских программ в целом, и содержательной основы заложенных в них компетенций в частности.


Библиографическая ссылка

Куликова Ю.Н. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ АСПИРАНТСКИХ ПРОГРАММ США И КАНАДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28850 (дата обращения: 05.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074