В последние годы наблюдается смена парадигмы высшего образования, которое из стадии зачастую механического перехода на принципы Болонской декларации постепенно смещается в сторону диверсификации содержательной части профессионального образования, переосмысления путей развития образовательной деятельности отечественной высшей школы. Основные перспективы развития российского образования, включая уровень высшего образования, обозначены в национальном проекте «Образование» [1]. Северо-Восточный федеральный университет принимает участие в реализации данного проекта и в рамках его реализации разрабатывает стратегию развития университета на перспективу до 2030 г.
Цель исследования: разработать стратегию развития образовательной деятельности федерального университета в перспективе до 2030 г.
Материал и методы исследования
Нами применены следующие методы: теоретические – изучение и систематизация российских и зарубежных исследований по вопросу развития образовательной деятельности в вузах; изучение практического опыта образовательных организаций высшего образования в области путей развития и совершенствования образовательной деятельности; обобщение полученных результатов; эмпирические – описание, наблюдение, измерение, сравнение, анализ динамики изменения количественных характеристик развития образовательной деятельности СВФУ.
Результаты исследования и их обсуждение
Стратегической целью Северо-Восточного федерального университета является развитие университета как современного образовательного, научного, экспертно-аналитического и культурного центра Северо-Востока России и Арктики, осуществляющего качественную подготовку конкурентоспособных специалистов, способных обеспечить устойчивое развитие региона [2]. Согласно Программе развития СВФУ к 2030 г. университет должен стать лидером высшего образования в Российской Федерации, обеспечивающим развитие образовательного пространства региона на основе интеграции достижений современной науки и инновационной педагогической практики.
Стратегией определены задачи и основные направления развития образовательной деятельности СВФУ. Инновационная и технологическая трансформация университета в сфере образовательной деятельности предполагает изменение парадигмы процесса подготовки кадров, которая должна быть ориентирована на:
- формирование оптимального портфеля образовательных программ, обеспечивающего инновационное развитие Севера-Востока России и Арктики, в том числе за счет сетевого взаимодействия с различными отечественными и зарубежными вузами, научными организациями и предприятиями реального сектора экономики;
- новые подходы к проектированию основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) на основе профессиональных стандартов, при активном участии работодателей и студентов;
- применение новых образовательных технологий и методов обучения, дистанционных образовательных технологий, онлайн-курсов, практико-ориентированного и проектного обучения;
- разработку открытой образовательной цифровой платформы с постоянно расширяющимся списком образовательных возможностей;
- включение дисциплин, направленных на развитие цифровых компетенций, знаний в области инновационного, технологического и социального предпринимательства;
- разработку и реализацию междисциплинарных практико-ориентированных курсов;
- командное выполнение проектов полного жизненного цикла;
- выполнение выпускных квалификационных работ в виде стартап-проектов;
- развития учебно-лабораторной базы;
- создание базовых кафедр на предприятиях, в промышленных компаниях, НИИ Сибирского отделения Российской академии наук.
Задел по всем этим направлениям развития образовательной деятельности в университете имеется. Так, например, в СВФУ разработано 82 проекта полного жизненного цикла, выполняемых командой студентов с привлечением профильных работодателей в качестве соучастников проекта. Данные проекты имеют практическую направленность. Часть из них могут выйти на уровне выпускных квалификационных работ в виде стартап-проектов с возможностью их практической реализации. Стартап-проекты становятся востребованы многими отечественными вузами, поскольку они призваны решать насущные проблемы реального сектора экономики [3]. В настоящее время реализуются 32 стартап-проекта, наименования которых указывают на нетривиальный подход к решению насущных проблем экономики региона.
- Инновационные агробиотехнологии в условиях Севера.
- «Инжиниринг групп» по созданию энергоэффективного индивидуального дома в условиях Арктики.
- Разработка глубокозалегающей россыпи ручья «Безлесный-Голубой» подземным способом.
- Ресурсный центр социального проектирования для молодежи.
- Школа этнокультурного наследия.
- Проектирование портала туристско-рекреационного потенциала Республики Саха (Якутия).
- Мобильная диагностическая лаборатория.
- Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.
- Синтез кластерных наноструктур, экспериментальные и теоретические исследования его физических свойств.
- Генерация бизнес-идей с применением технологии дебатов.
В последние годы большое внимание уделяется развитию цифровых технологий. Принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая установила, что любой выпускник вуза должен обладать определенным уровнем цифровых компетенций [4]. В российских вузах с целью расширения образовательных услуг ведется работа по развитию дистанционных образовательных технологий, которые выходят на новый, более качественный конкурентоспособный уровень [5]. В СВФУ данному вопросу также уделяется большое внимание. В ближайшей перспективе стоит задача создания портала онлайн-обучения, обеспечивающего для каждого пользователя доступ к онлайн-курсам СВФУ.
В рамках стратегии развития образовательной деятельности должны быть реализованы следующие основные мероприятия:
- увеличение количества магистерских программ, востребованных экономикой региона;
- полный переход на руководство образовательными программами;
- разработка и внедрение собственных образовательных стандартов;
- изменение образовательных программ, включение междисциплинарных модулей, модулей по проектному обучению, предпринимательской грамотности;
- разработка преемственных образовательных программ СПО и бакалавриата;
- увеличение количества образовательных программ, реализуемых на иностранном языке;
- внедрение современных образовательных технологий, развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- проведение мастер-классов по педагогическому мастерству;
- развитие учебно-лабораторной базы;
- открытие новых базовых кафедр.
Разработаны этапы и основные направления реализации стратегии развития образовательной деятельности до 2030 г.
Первый этап (2019–2020 гг.):
- открытие новых магистерских программ;
- проектирование ОПОП на основе профессиональных стандартов с активным участием работодателей и студентов;
- наполнение учебными материалами системы дистанционного образования «Moodle» СВФУ;
- обучение преподавателей СВФУ современным образовательным технологиям;
- пересмотр профилей по всем направлениям подготовки с учетом перспективной потребности экономики региона.
Второй этап (2020–2025 гг.):
- переход на собственные образовательные стандарты;
- массовый переход на управление образовательными программами;
- открытые образовательные площадки, сетевое обучение, в том числе на базе партнеров;
- создание портала онлайн-обучения СВФУ;
- разработка образовательной цифровой платформы с постоянно расширяющимся списком образовательных возможностей;
- глубокая интеграция образования, науки и производства.
Третий этап (2025–2030 гг.):
- новые модели и роли обучающегося и преподавателя;
- размещение онлайн-курсов в формате MOOC на международных платформах открытого онлайн-обучения;
- создание современной учебно-лабораторной базы с уникальным оборудованием и приборами;
- инициирование выпускниками СВФУ создания нового бизнеса и производства.
Трансформация образовательной деятельности СВФУ должна привести к следующим результатам в 2030 г.:
- преобладание магистерских программ;
- реализация собственных образовательных стандартов, двойного профиля, междисциплинарных ОПОП, получение дополнительной квалификации;
- разнообразие моделей обучения: смешанное обучение, индивидуальная образовательная траектория, сетевое обучение, высокая мобильность обучающихся и преподавателей;
- разработка и реализация стартап-проектов по реальным заказам регионального рынка;
- активное использование студентами и преподавателями портала онлайн-обучения СВФУ;
- переход от преподавателя-лектора, транслятора знаний к преподавателю-практику, эксперту, цифровому навигатору;
- активное участие студента в учебном процессе, самостоятельное добывание дополнительной информации;
- подготовка СВФУ специалистов, способных создать новый бизнес и производство;
- создание учебно-научно-производственных комплексов, интегрирующих образование, науку и производство;
- повышение среди обучающихся потребности в самореализации и интеллектуальном росте.
В результате реализации стратегии развития образовательной деятельности федерального университета должны быть достигнуты:
- признание СВФУ на мировом уровне как конкурентоспособного университета, интегрированного в мировое образовательное пространство;
- повышение привлекательности основных профессиональных образовательных программ среди абитуриентов РФ и иностранных государств;
- развитая система открытого образования СВФУ;
- высокий профессиональный уровень педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, владеющего разнообразными современными образовательными технологиями;
- разработка стартап-проектов студентами СВФУ по заявкам производственных предприятий региона;
- победы на всероссийских и зарубежных предметных олимпиадах, конкурсах выпускных квалификационных работ, чемпионатах WorldSkills;
- высокая востребованность выпускников СВФУ на российских и зарубежных рынках труда.Таблица 1
В таблице 1 приведены количественные характеристики развития основных направлений образовательной деятельности федерального университета в динамике с контрольными точками через каждые 5 лет.
Таблица 1
Количественные характеристики развития образовательной деятельности СВФУ до 2030 г.
Ожидаемые результаты |
Ед. изм. |
2019 |
2020 |
2025 |
2030 |
Контингент обучающихся в СВФУ (БСМ + СПО) (без учета филиалов) |
Человек |
16 058 |
17 211 |
18 201 |
20 343 |
Доля обучающихся по программам магистратуры от общего количества обучающихся в СВФУ |
% |
16 |
17 |
18 |
19 |
Доля численности студентов (приведенного контингента), обучающихся по проектно-ориентированным образовательным программам) |
% |
16 |
20 |
35 |
70 |
Количество новых магистерских программ |
Шт. |
20 |
10 |
25 |
25 |
Доля магистерских и аспирантских программ от общего количества ОПОП |
% |
42 |
42,5 |
50 |
60 |
Количество сетевых образовательных программ |
Шт. |
10 |
14 |
16 |
18 |
Количество образовательных программ на английском языке |
Шт. |
3 |
4 |
6 |
8 |
Количество разработанных стартап-проектов |
Шт. |
1 |
5 |
10 |
15 |
Доля образовательных программ, в которые включены модули по технологическому предпринимательству, в общем количестве реализуемых образовательных программ |
% |
18 |
75 |
100 |
100 |
Проведение мастер-классов по педагогическому мастерству |
Шт. |
11 |
18 |
30 |
45 |
Количество онлайн-курсов, разработанных СВФУ |
Шт. |
6 |
12 |
50 |
100 |
Количество онлайн-курсов, доступных через российский портал «одного окна» |
Шт. |
0 |
2 |
10 |
20 |
Количество онлайн-курсов, размещенных на международных MOOC-платформах |
Шт. |
0 |
1 |
5 |
10 |
Количество дисциплин, по которым разработаны банки тестовых заданий |
Шт. |
75 |
85 |
115 |
145 |
Количество учебных лабораторий |
Ед. |
247 |
247 |
302 |
313 |
Площадь под учебные лаборатории |
Кв.м. |
16352 |
16352 |
21893 |
22338 |
Количество базовых кафедр СВФУ |
Шт. |
19 |
20 |
25 |
30 |
Нами спрогнозированы также результаты реализации стратегии развития образовательной деятельности СВФУ к 2030 г. с точки зрения того, какие выгоды и перспективы от ее реализации будут иметь все заинтересованные стороны.
Обучающиеся:
- являются активными участниками образовательного процесса;
- обучаются на высококачественных образовательных программах (индивидуализация, передовые образовательные технологии, модульное обучение и другие принципы);
- умеют решать задачи, приближенные к реальному производству;
- приобретают компетенции, повышающие их конкурентоспособность на рынке труда.
Преподаватели:
- в совершенстве владеют и активно используют современные образовательные технологии;
- являются экспертами, практиками, реализующими гибкие образовательные модули и программы;
- востребованы не только в СВФУ, но и в других вузах в качестве визит-профессоров;
- полностью удовлетворены условиями работы и уровнем заработной платы.
Работодатели и партнеры:
- вносят коррективы в содержательную часть образовательных программ в соответствии со своими потребностями и требованиями к выпускникам;
- обеспечены кадрами, обладающими компетенциями, необходимыми в условиях современной цифровой экономики;
- получают доступ к данным университета, включая цифровые портфолио выпускников, информацию об их компетенциях и достижениях.
Экономика и общество:
- реальный сектор экономики региона обеспечен кадрами, способными создавать бизнесы и новую экономику, отвечать на вызовы современности;
- обеспечивается эффективное содействие цифровизации отраслей экономики региона, наблюдаются рост инновационной активности бизнеса, развитие малого и среднего предпринимательства;
- регион получает не только профессиональных специалистов, но и граждан страны, обладающих высокой нравственностью.
Заключение
Основным результатом разработки стратегии развития образовательной деятельности федерального университета стала возможность видения перспектив и основных направлений диверсификации системы образования вуза, что позволит направить значительную часть основных ресурсов университета на решение поставленных стратегией задач. Реализация разработанной стратегии развития образовательной деятельности поднимет на еще более высокий уровень качество образования в федеральном университете, что положительно отразится на повышении его конкурентоспособности.
Библиографическая ссылка
Игнатьев В.П., Архангельская Е.А., Дарамаева А.А. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ДО 2030 ГОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28813 (дата обращения: 29.03.2024).