Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Хахонова Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» РГЭУ (РИНХ)
Разработка в 2005 г. национального проекта «Образование», признавшего приоритетной задачу реорганизации качества российского образования, а также Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. определила необходимость внедрения компетентностно-ориентированного подхода к обучению в вузах. В составе компетенций, осваиваемых студентами в процессе обучения в вузах, профессиональные компетенции занимают особое место, поскольку основной проблемой выпускника является его трудоустройство. В статье рассматриваются особенности формирования профессиональных компетенций (на примере подготовки экономистов) в России. Анализ требований работодателей к выпускникам экономических вузов позволил выявить проблемы, с которыми сталкиваются выпускники при трудоустройстве, и в свою очередь способствовал определению проблем современного высшего образования. Исследование было проведено применительно к подготовке студентов по направлению «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». По мнению автора, основной причиной имеющихся проблем является разрыв ожиданий наличия и качества профессиональных компетенций, полученных студентами в результате обучения в высшей школе, с фактически освоенными студентами компетенциями. По результатам исследования были выявлены три группы проблем и выработаны авторские предложения по их решению.
профессиональные компетенции
высшее образование
экономические кадры
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. № 1340-р. [Электронный ресурс]. URL: http://textarchive.ru/c-2237090.html. (дата обращения: 15.04.2019).
2. Медведев назвал трудоустройство выпускников вузов в РФ государственной проблемой. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/4988526 (дата обращения: 15.04.2019).
3. Профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержден Приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н. [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/08.002-bukhgalter.html. ( дата обращения: 14.04.2019).
4. Гетьман В.Г. Резервы повышения уровня профессиональной подготовки студентов-бухгалтеров в вузах России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 9. С. 37-40.
5. Каморджанова Н.А., Солоненко А.А. Тенденции развития бухгалтерской профессии в мире нестабильной экономики // Аудиторские ведомости. 2017. № 1-2. С. 120-133.
6. Соколов Я.В. Квалификация и (или) компетенция? // Бухгалтерский учет. 2010. № 3. С. 96-97.
7. Интервью Михаила Котюкова Российской газете 13.02.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1068 (дата обращения: 12.04.2019).
8. Хахонова Н.Н. Формирование профессиональных компетенций в системе вузовского образования // Всероссийский научно-методический журнал «Современный педагогический взгляд». 2018. № 4 (17). С. 6-18.

Одной из важнейших проблем не только России, но и мирового сообщества является проблема кадрового обеспечения, соответствующего требованиям современной экономики. Следует признать, что в нашей стране этот вопрос был признан актуальным почти 15 лет назад. Так, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг., разработанной с целью реализации национального проекта «Образование», указывалось, что успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее несоответствие между качеством образования и предъявляемыми к нему требованиями работодателей. Данное отставание в первую очередь выражается в отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда.

В целях решения данной проблемы была проведена реформа профессионального образования, оптимизированы способы и технологии организации образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированного подхода [1]. Другими словами, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. была признана необходимость формирования в системе высшего профессионального образования в первую очередь профессиональных компетенций.

Решению поставленной задачи должна была также содействовать формируемая в стране система профессиональных стандартов (ПС), получивших официальный статус в конце 2012 г. К настоящему времени разработано и утверждено более 1260 профессиональных стандартов, в том числе 37 ПС по экономике и финансам, содержащих состав и характеристику трудовых функций и необходимых для их осуществления профессиональных компетенций (знаний, умений и действий).

Однако, несмотря на целый ряд мер, предпринятых Министерством науки и образования РФ, качество российского образования продолжает постоянно критиковаться работодателями и органами государственного управления. В частности, премьер-министр РФ Д.А. Медведев в феврале 2018 г. отметил, что в среднем по стране три четверти выпускников находят работу. Такие цифры по стране нас не могут устраивать, потому что есть с этим проблема, государственная проблема – трудоустройство выпускников [2].

Меняющиеся условия жизни и ведения бизнеса, внедрение цифровизации не только экономической, но и частной жизни ставят перед руководством хозяйствующих субъектов ряд вопросов (в частности, как обеспечить профессиональное соответствие работников уровню возникающих задач, требующих своего решения). В этих условиях вполне ожидаем интерес работодателей к выпускникам вузов. На первый взгляд кажется, что именно вчерашние студенты – сегодняшние претенденты на имеющиеся вакансии не должны иметь проблем с трудоустройством. Именно у них как выпускников вузов должны быть актуальные, полные, современные знания по выбранной профессии. Именно от них работодатели вправе ожидать внедрения в практику передовых технологий цифровой экономики, использования IT-технологий, владения современными программами обработки информации и оптимизации бизнеса.

В действительности же именно выпускникам вузов очень сложно найти работу. Именно по этой причине в Указе Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из важнейших задач вновь была определена необходимость формирования эффективной системы подготовки кадров, в том числе через цифровые технологии. Для выполнения задач, определенных в Указе Президента РФ, Правительство РФ разработало ряд национальных проектов, посвященных решению проблем высшей школы, в их составе проекты «Образование» и «Наука».

Целью исследования являются выявление и анализ проблем формирования профессиональных компетенций студентов экономических специальностей в процессе реформирования системы высшего образования.

Материал и методы исследования. Эмпирической базой исследования послужили: Федеральный закон от 29.12.2012 (в ред. от 06.03.2019) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента России В.В. Путина от 07.05.2018  № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ВО) и высшего профессионального образования (ВПО), профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденный Приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н [3], а также ряд исследований, посвященных проблемам подготовки бухгалтеров в системе высшего образования РФ, авторов В.Г. Гетьман [4], Н.А. Каморджанова и А.А. Солоненко [5], Я.В. Соколов [6] и др.

В ходе исследования использовались теоретические методы (анализ, синтез, классификация) и эмпирические методы (наблюдение, сравнение, анкетирование).

Объектом исследования является процесс формирования профессиональных компетенций у студентов экономических специальностей на примере направления подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Результаты исследования и их обсуждение. Непосредственно занимаясь аттестацией профессиональных бухгалтеров на получение аттестата ИПБ России, мы на протяжении 2016–2018 гг. проводили анкетирование главных бухгалтеров хозяйствующих субъектов в г. Ростове-на-Дону по вопросам возможности трудоустройства выпускников учетно-экономического факультета РГЭУ (РИНХ). В результате анализа данных анкет было установлено, что в условиях внедрения в практику требований профессионального стандарта «Бухгалтер» работодатели ожидают от выпускников не только наличия теоретических знаний в области бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения и внутреннего контроля (проверяемых путем тестирования или собеседования), но и демонстрации практических навыков заполнения первичных документов, ведения учетных регистров, формирования показателей бухгалтерской и налоговой отчетности (деклараций) с использованием соответствующих программ автоматизации.

Проведенный сравнительный анализ полученных результатов анкетирования профессиональных бухгалтеров с трудовыми функциями, предусмотренными профессиональным стандартом «Бухгалтер», позволяет сделать вывод об их идентичности. Рассмотрим более подробно трудовые функции, возложенные на бухгалтера, выполнение которых предусмотрено в профессиональном стандарте «Бухгалтер», в таблице 1.

Таблица 1 

Распределение трудовых функций по уровням квалификации [3]

Код

Обобщенные трудовые

функции

Уровень квалифи­кации

Трудовые функции

А

Ведение бухгалтерского учета

5

1.                Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта

2.                Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни

3.                Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни

 

Рассмотрим состав и содержание профессиональных компетенций, определенных в ПС «Бухгалтер», для функции: принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта, которые должен продемонстрировать претендент на занимаемую должность (табл. 2).

Таблица 2 

Наиболее значимые действия, перечни необходимых умений и знаний для должности «бухгалтер» [3]

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

Трудовая функция: принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта

1.                  Составление (оформление) первичных учетных документов.

2.                  Прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта.

3.                  Выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы.

4.                  Проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления реквизитов.

5.                  Систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой.

6.                  Составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов.

7.                  Подготовка первичных учетных документов для передачи в архив.

8.                  Изготовление копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством РФ.

9.                  Обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта

1.                  Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы.

2.                  Владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов.

3.                  Пользо­ваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

4.                  Обеспечи­вать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив

1.      Основы законодательства РФ о бухгалтерском учете, об архивном деле. Общероссийский классификатор управленческой документации.

2.      Практика применения законодательства РФ по вопросам оформления первичных учетных документов.

3.      Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие порядок составления, хранения и передачи в архив первичных учетных документов.

4.      Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни.

5.      Основы информатики и вычислительной техники

 

В ПС «Бухгалтер» содержится аналогичная расшифровка по всем 8 трудовым функциям. На первый взгляд, представленный комплект действий, умений и знаний, требуемых от бухгалтера по данной трудовой функции, кажется вполне логичным. Казалось бы, берем требования ПС «Бухгалтер» за основу и разрабатываем соответствующий учебный план, который сможет обеспечить выполнение выпускником всех трудовых функций, предусмотренных стандартом, но поступить таким образом оказывается невозможно, поскольку порядок подготовки экономиста и состав формируемых компетенций определяются образовательными стандартами, разрабатываемыми Министерством науки и высшего образования.

На наш взгляд, постоянная разработка новых поколений федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ВО) и высшего профессионального образования (ВПО); жесткий контроль за соблюдением указанных в них компетенций и невозможность изменения их формулировок в целях приведения их в соответствие с требованиями ПС, разработка и постоянное изменение требований к фондам оценочных средств, описываемых преподавателями по каждой рабочей программе дисциплин, и иное – все это не нацелено на реальное формирование профессиональных компетенций у студентов.

Подтвердить данный вывод может информация, приведенная в таблице 3, содержащая выявленные нами три группы проблем во взаимодействии рынка труда и сферы образования.

Таблица 3

Проблемы взаимодействия рынка труда, выпускников и сферы образования, связанные с формированием профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Проблемы в сфере труда

Проблемы выпускников при трудоустройстве

Проблемы в сфере образования

– появились ПС «Бухгалтер»,

«Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер»;

«Внутренний аудитор»;

«Аудитор», определяющие требования к уровню образования и стажу работы претендента на должность;

– изменились трудовые функции, ранее определяемые должностными инструкциями;

– требования о прохождении аттестации в ЦОК

 

-        конкуренция на рынке труда и отсутствие гарантированного трудоустройства «молодого специалиста»;

-        ограниченные представления об избранной профессии;

-        непонимание взаимосвязи профессий и неиспользование возможностей расширенного поиска вакансий. Например, выпускник направления «Экономика» профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» может претендовать на вакансии не только бухгалтера, финансового аналитика или помощника аудитора, но и внутреннего контролера, внутреннего аудитора, финансиста, налогового инспектора и др.;

-        получение степени магистра не по профилю избранной профессии (например, юриста, финансового менеджера, логистика и т.п.), не позволяющее расширить и углубить профессиональные навыки в области бухгалтерского учета;

-        отсутствие взаимосвязи между возможными должностями (согласно ПС «Бухгалтер») и достижениями в процессе обучения;

-        психологические проблемы, связанные с завышенной самооценкой выпускников вузов, высокие требования (ожидания) к размеру заработной платы, предлагаемой должности, функциональным обязанностям и т.п.

 

-           многолетняя подготовка по утвержденным программам с разработанным методическим обеспечением, не учитывающая изменение трудовых функций в процессе обучения;

-           формальные подходы к ежегодной корректировке учебных планов и учебно-методического обеспечения, заключающиеся в обновлении списка литературы и т.п.;

-           дисциплины учебных планов не ориентированы на формирование у обучающихся понимания специфики избираемой профессии (например, курсы «Микроэкономика», «Эконометрика», «Математический анализ и линейная алгебра» разработаны и преподаются в одинаковом формате для всех профилей по направлению подготовки «Экономика»);

-           сокращение часов, предусмотренных для прохождения производственной практики, не позволяет студенту получить реальное представление о выбранной профессии;

-           неразвитость адаптивного и персонализированного обучения;

-           чрезмерное использование офлайн-технологий в учебном процессе отрицательно сказывается на уровне знаний;

формальное использование электронной образовательной среды формальные подходы к возможности выбора студентом вариативных дисциплин, опирающиеся на необходимость обеспечения нагрузки преподавателей с учетом контингента обучающихся

 

-        неумение оформить «грамотное» резюме и раскрыть свои знания в процессе собеседования, неадекватность поведения и отсутствие реакции на неутешительные результаты тестирования

-           разрешение свободного посещения занятий студентам, устроившимся на работу, позволяет им к моменту окончания вуза получить стаж, но, несомненно, снижает уровень их подготовки

необходимость соблюдения требований профес­си­ональ­ных стандартов к уровню знаний, умений,

действий

-           поверхностное понимание сути выбранной профессии и непонимание необходимости получения практических навыков для ее выполнения. Например, выпускник, освоивший порядок ведения учета в программе «1С», оказывается не в состоянии самостоятельно заполнить первичный документ, предложенный работодателем;

-           получение за годы обучения теоретических знаний по изучаемым дисциплинам;

-           требования по формированию портфолио приводят к участию во всевозможных конкурсах, олимпиадах, конференциях, не имеющих прямого отношения к избранной профессии

 

-           в программах обучения формально учитывается содержание профессиональных компетенций из соответствующих ПС;

-           курс на омоложение состава преподавателей привел к сокращению специалистов пенсионного возраста, зачастую обладающих значительным преподавательским опытом;

-           курс на сокращение преподавателей (увеличение нагрузки на ставку) привел к сокращению совместителей, преподавателей-практиков, имеющих реальное представление о необходимом уровне знаний и умений выпускников;

-           сокращение часов, предусмотренных для прохождения производственной практики, не способствует формированию профессиональных компетенций;

-           формальный подход к прохождению практики, подготовке и защите отчета практически без посещения предприятий

 

Анализ выделенных нами проблем в сфере труда и сфере образования позволяет сделать вывод, что отсутствие прямого взаимодействия между ними отрицательно сказывается на судьбах молодых специалистов. Невозможность работать по полученной специальности из-за несоответствия полученных знаний и опыта требованиям профессиональных стандартов после окончания вуза по данной специальности, необходимость прохождения дополнительного экзамена в центрах оценки квалификации (ЦОК) для получения свидетельства о квалификации и подтверждения профессионального соответствия, несомненно, подрывают престиж высшего профессионального образования.

В 2018 г. Министерство образования и науки Российской Федерации Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. В своем интервью «Российской газете» от 13.02.2019 министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, комментируя основные моменты плана деятельности министерства на период 2019–2024 гг., сказал: «Безусловно, повышение качества образовательных программ – абсолютный приоритет для системы профобразования. Надо приблизить учебные программы к запросам рынка труда. Выпускники вузов должны получить уровень компетенций, который позволит им быть конкурентоспособными. Вот что принципиально важно» [7].

В целях решения поставленной задачи на основе проведенного исследования проблем формирования профессиональных навыков в процессе обучения студентов-экономистов считаем возможным выделить ряд проблем, требующих скорейшего разрешения.

  1. Постоянное изменение образовательных стандартов (ГОС ВО, ФГОС ВПО, ФГОС ФО 3+, 3++ и др.), расширение состава компетенций, ужесточение требований по детализации этапов и критериев их освоения, необходимость формирования различных по структуре и содержанию фондов оценочных средств (ФОС) не способствуют повышению качества образования. Необходимо остановить процесс постоянной переработки образовательных стандартов, сократить число всевозможных формальных критериев качества образования, предполагающих изменение структуры и требований к содержанию РПД и ФОС; разработать и утвердить единую для всех вузов страны структуру данных документов; раскрыть используемые Министерством науки и высшего образования критерии, используемые в процессе аккредитации вузов (отдельных направлений, программ) и обеспечить их неизменность на протяжении ряда лет; разработать процедуру предварительного публичного обсуждения предполагаемых корректировок [8].
  2. Продекларированный курс на обязательное формирование профессиональных компетенций никак не просматривается в учебных планах (УП) бакалавриата и магистратуры в области подготовки бухгалтера, которые содержат повторяющиеся дисциплины (микроэкономика, макроэкономика, эконометрика и др.), причем эти дисциплины включены в базовую часть УП; более того, количество профессиональных дисциплин в УП лишь незначительно превышает количество общеобразовательных дисциплин; жесткое определение периодичности прохождения практики не позволяет эффективно использовать ее возможности. Необходимо расширить права образовательных учреждений в формировании базовой и вариативных составляющих УП, сроков и форм прохождения практик, позволив вузам самостоятельно определять перечень и состав профессиональных компетенций, осваиваемых студентами в бакалавриате и магистратуре, исходя из требований соответствующих профессиональных стандартов.
  3. Для обеспечения требуемого уровня освоения профессиональных компетенций студентами необходимо расширение состава практикующих преподавателей, по этой причине следует отказаться от установления в ФГОС каких-либо рамок по соотношению количества преподавателей, состоящих в штате вуза, и совместителей.
  4. Чрезмерное увлечение внедрением онлайн и офлайн технологий в учебный процесс не всегда оправданно. Электронный курс, вебинар, круглый стол не всегда может заменить «живое» профессиональное общение между преподавателем и студентом, что активно способствует профессиональному развитию.

Заключение. Формирование профессиональных компетенций, соответствующих требованиям профессиональных стандартов, у студентов в процессе обучения в вузе должно стать обязательным результатом реформирования системы профессионального образования. Несомненно, этот процесс может стать успешным лишь при объединении всех усилий со стороны Министерства науки и высшего образования РФ, руководства вузов, а также практиков и при непосредственном участии преподавателей профильных кафедр. 

 


Библиографическая ссылка

Хахонова Н.Н. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28807 (дата обращения: 31.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074