Одной из важнейших проблем не только России, но и мирового сообщества является проблема кадрового обеспечения, соответствующего требованиям современной экономики. Следует признать, что в нашей стране этот вопрос был признан актуальным почти 15 лет назад. Так, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг., разработанной с целью реализации национального проекта «Образование», указывалось, что успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее несоответствие между качеством образования и предъявляемыми к нему требованиями работодателей. Данное отставание в первую очередь выражается в отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда.
В целях решения данной проблемы была проведена реформа профессионального образования, оптимизированы способы и технологии организации образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированного подхода [1]. Другими словами, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. была признана необходимость формирования в системе высшего профессионального образования в первую очередь профессиональных компетенций.
Решению поставленной задачи должна была также содействовать формируемая в стране система профессиональных стандартов (ПС), получивших официальный статус в конце 2012 г. К настоящему времени разработано и утверждено более 1260 профессиональных стандартов, в том числе 37 ПС по экономике и финансам, содержащих состав и характеристику трудовых функций и необходимых для их осуществления профессиональных компетенций (знаний, умений и действий).
Однако, несмотря на целый ряд мер, предпринятых Министерством науки и образования РФ, качество российского образования продолжает постоянно критиковаться работодателями и органами государственного управления. В частности, премьер-министр РФ Д.А. Медведев в феврале 2018 г. отметил, что в среднем по стране три четверти выпускников находят работу. Такие цифры по стране нас не могут устраивать, потому что есть с этим проблема, государственная проблема – трудоустройство выпускников [2].
Меняющиеся условия жизни и ведения бизнеса, внедрение цифровизации не только экономической, но и частной жизни ставят перед руководством хозяйствующих субъектов ряд вопросов (в частности, как обеспечить профессиональное соответствие работников уровню возникающих задач, требующих своего решения). В этих условиях вполне ожидаем интерес работодателей к выпускникам вузов. На первый взгляд кажется, что именно вчерашние студенты – сегодняшние претенденты на имеющиеся вакансии не должны иметь проблем с трудоустройством. Именно у них как выпускников вузов должны быть актуальные, полные, современные знания по выбранной профессии. Именно от них работодатели вправе ожидать внедрения в практику передовых технологий цифровой экономики, использования IT-технологий, владения современными программами обработки информации и оптимизации бизнеса.
В действительности же именно выпускникам вузов очень сложно найти работу. Именно по этой причине в Указе Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из важнейших задач вновь была определена необходимость формирования эффективной системы подготовки кадров, в том числе через цифровые технологии. Для выполнения задач, определенных в Указе Президента РФ, Правительство РФ разработало ряд национальных проектов, посвященных решению проблем высшей школы, в их составе проекты «Образование» и «Наука».
Целью исследования являются выявление и анализ проблем формирования профессиональных компетенций студентов экономических специальностей в процессе реформирования системы высшего образования.
Материал и методы исследования. Эмпирической базой исследования послужили: Федеральный закон от 29.12.2012 (в ред. от 06.03.2019) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента России В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ВО) и высшего профессионального образования (ВПО), профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденный Приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н [3], а также ряд исследований, посвященных проблемам подготовки бухгалтеров в системе высшего образования РФ, авторов В.Г. Гетьман [4], Н.А. Каморджанова и А.А. Солоненко [5], Я.В. Соколов [6] и др.
В ходе исследования использовались теоретические методы (анализ, синтез, классификация) и эмпирические методы (наблюдение, сравнение, анкетирование).
Объектом исследования является процесс формирования профессиональных компетенций у студентов экономических специальностей на примере направления подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Результаты исследования и их обсуждение. Непосредственно занимаясь аттестацией профессиональных бухгалтеров на получение аттестата ИПБ России, мы на протяжении 2016–2018 гг. проводили анкетирование главных бухгалтеров хозяйствующих субъектов в г. Ростове-на-Дону по вопросам возможности трудоустройства выпускников учетно-экономического факультета РГЭУ (РИНХ). В результате анализа данных анкет было установлено, что в условиях внедрения в практику требований профессионального стандарта «Бухгалтер» работодатели ожидают от выпускников не только наличия теоретических знаний в области бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения и внутреннего контроля (проверяемых путем тестирования или собеседования), но и демонстрации практических навыков заполнения первичных документов, ведения учетных регистров, формирования показателей бухгалтерской и налоговой отчетности (деклараций) с использованием соответствующих программ автоматизации.
Проведенный сравнительный анализ полученных результатов анкетирования профессиональных бухгалтеров с трудовыми функциями, предусмотренными профессиональным стандартом «Бухгалтер», позволяет сделать вывод об их идентичности. Рассмотрим более подробно трудовые функции, возложенные на бухгалтера, выполнение которых предусмотрено в профессиональном стандарте «Бухгалтер», в таблице 1.
Таблица 1
Распределение трудовых функций по уровням квалификации [3]
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Трудовые функции |
А |
Ведение бухгалтерского учета |
5 |
1. Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта |
2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни |
|||
3. Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни |
Рассмотрим состав и содержание профессиональных компетенций, определенных в ПС «Бухгалтер», для функции: принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта, которые должен продемонстрировать претендент на занимаемую должность (табл. 2).
Таблица 2
Наиболее значимые действия, перечни необходимых умений и знаний для должности «бухгалтер» [3]
Трудовые действия |
Необходимые умения |
Необходимые знания |
Трудовая функция: принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта |
||
1. Составление (оформление) первичных учетных документов. 2. Прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта. 3. Выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы. 4. Проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления реквизитов. 5. Систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой. 6. Составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов. 7. Подготовка первичных учетных документов для передачи в архив. 8. Изготовление копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством РФ. 9. Обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта |
1. Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы. 2. Владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов. 3. Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой. 4. Обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив |
1. Основы законодательства РФ о бухгалтерском учете, об архивном деле. Общероссийский классификатор управленческой документации. 2. Практика применения законодательства РФ по вопросам оформления первичных учетных документов. 3. Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие порядок составления, хранения и передачи в архив первичных учетных документов. 4. Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни. 5. Основы информатики и вычислительной техники |
В ПС «Бухгалтер» содержится аналогичная расшифровка по всем 8 трудовым функциям. На первый взгляд, представленный комплект действий, умений и знаний, требуемых от бухгалтера по данной трудовой функции, кажется вполне логичным. Казалось бы, берем требования ПС «Бухгалтер» за основу и разрабатываем соответствующий учебный план, который сможет обеспечить выполнение выпускником всех трудовых функций, предусмотренных стандартом, но поступить таким образом оказывается невозможно, поскольку порядок подготовки экономиста и состав формируемых компетенций определяются образовательными стандартами, разрабатываемыми Министерством науки и высшего образования.
На наш взгляд, постоянная разработка новых поколений федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ВО) и высшего профессионального образования (ВПО); жесткий контроль за соблюдением указанных в них компетенций и невозможность изменения их формулировок в целях приведения их в соответствие с требованиями ПС, разработка и постоянное изменение требований к фондам оценочных средств, описываемых преподавателями по каждой рабочей программе дисциплин, и иное – все это не нацелено на реальное формирование профессиональных компетенций у студентов.
Подтвердить данный вывод может информация, приведенная в таблице 3, содержащая выявленные нами три группы проблем во взаимодействии рынка труда и сферы образования.
Таблица 3
Проблемы взаимодействия рынка труда, выпускников и сферы образования, связанные с формированием профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Проблемы в сфере труда |
Проблемы выпускников при трудоустройстве |
Проблемы в сфере образования |
– появились ПС «Бухгалтер», «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер»; «Внутренний аудитор»; «Аудитор», определяющие требования к уровню образования и стажу работы претендента на должность; – изменились трудовые функции, ранее определяемые должностными инструкциями; – требования о прохождении аттестации в ЦОК
|
- конкуренция на рынке труда и отсутствие гарантированного трудоустройства «молодого специалиста»; - ограниченные представления об избранной профессии; - непонимание взаимосвязи профессий и неиспользование возможностей расширенного поиска вакансий. Например, выпускник направления «Экономика» профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» может претендовать на вакансии не только бухгалтера, финансового аналитика или помощника аудитора, но и внутреннего контролера, внутреннего аудитора, финансиста, налогового инспектора и др.; - получение степени магистра не по профилю избранной профессии (например, юриста, финансового менеджера, логистика и т.п.), не позволяющее расширить и углубить профессиональные навыки в области бухгалтерского учета; - отсутствие взаимосвязи между возможными должностями (согласно ПС «Бухгалтер») и достижениями в процессе обучения; - психологические проблемы, связанные с завышенной самооценкой выпускников вузов, высокие требования (ожидания) к размеру заработной платы, предлагаемой должности, функциональным обязанностям и т.п.
|
- многолетняя подготовка по утвержденным программам с разработанным методическим обеспечением, не учитывающая изменение трудовых функций в процессе обучения; - формальные подходы к ежегодной корректировке учебных планов и учебно-методического обеспечения, заключающиеся в обновлении списка литературы и т.п.; - дисциплины учебных планов не ориентированы на формирование у обучающихся понимания специфики избираемой профессии (например, курсы «Микроэкономика», «Эконометрика», «Математический анализ и линейная алгебра» разработаны и преподаются в одинаковом формате для всех профилей по направлению подготовки «Экономика»); - сокращение часов, предусмотренных для прохождения производственной практики, не позволяет студенту получить реальное представление о выбранной профессии; - неразвитость адаптивного и персонализированного обучения; - чрезмерное использование офлайн-технологий в учебном процессе отрицательно сказывается на уровне знаний; формальное использование электронной образовательной среды формальные подходы к возможности выбора студентом вариативных дисциплин, опирающиеся на необходимость обеспечения нагрузки преподавателей с учетом контингента обучающихся |
|
- неумение оформить «грамотное» резюме и раскрыть свои знания в процессе собеседования, неадекватность поведения и отсутствие реакции на неутешительные результаты тестирования |
- разрешение свободного посещения занятий студентам, устроившимся на работу, позволяет им к моменту окончания вуза получить стаж, но, несомненно, снижает уровень их подготовки |
необходимость соблюдения требований профессиональных стандартов к уровню знаний, умений, действий |
- поверхностное понимание сути выбранной профессии и непонимание необходимости получения практических навыков для ее выполнения. Например, выпускник, освоивший порядок ведения учета в программе «1С», оказывается не в состоянии самостоятельно заполнить первичный документ, предложенный работодателем; - получение за годы обучения теоретических знаний по изучаемым дисциплинам; - требования по формированию портфолио приводят к участию во всевозможных конкурсах, олимпиадах, конференциях, не имеющих прямого отношения к избранной профессии
|
- в программах обучения формально учитывается содержание профессиональных компетенций из соответствующих ПС; - курс на омоложение состава преподавателей привел к сокращению специалистов пенсионного возраста, зачастую обладающих значительным преподавательским опытом; - курс на сокращение преподавателей (увеличение нагрузки на ставку) привел к сокращению совместителей, преподавателей-практиков, имеющих реальное представление о необходимом уровне знаний и умений выпускников; - сокращение часов, предусмотренных для прохождения производственной практики, не способствует формированию профессиональных компетенций; - формальный подход к прохождению практики, подготовке и защите отчета практически без посещения предприятий |
Анализ выделенных нами проблем в сфере труда и сфере образования позволяет сделать вывод, что отсутствие прямого взаимодействия между ними отрицательно сказывается на судьбах молодых специалистов. Невозможность работать по полученной специальности из-за несоответствия полученных знаний и опыта требованиям профессиональных стандартов после окончания вуза по данной специальности, необходимость прохождения дополнительного экзамена в центрах оценки квалификации (ЦОК) для получения свидетельства о квалификации и подтверждения профессионального соответствия, несомненно, подрывают престиж высшего профессионального образования.
В 2018 г. Министерство образования и науки Российской Федерации Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. В своем интервью «Российской газете» от 13.02.2019 министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, комментируя основные моменты плана деятельности министерства на период 2019–2024 гг., сказал: «Безусловно, повышение качества образовательных программ – абсолютный приоритет для системы профобразования. Надо приблизить учебные программы к запросам рынка труда. Выпускники вузов должны получить уровень компетенций, который позволит им быть конкурентоспособными. Вот что принципиально важно» [7].
В целях решения поставленной задачи на основе проведенного исследования проблем формирования профессиональных навыков в процессе обучения студентов-экономистов считаем возможным выделить ряд проблем, требующих скорейшего разрешения.
- Постоянное изменение образовательных стандартов (ГОС ВО, ФГОС ВПО, ФГОС ФО 3+, 3++ и др.), расширение состава компетенций, ужесточение требований по детализации этапов и критериев их освоения, необходимость формирования различных по структуре и содержанию фондов оценочных средств (ФОС) не способствуют повышению качества образования. Необходимо остановить процесс постоянной переработки образовательных стандартов, сократить число всевозможных формальных критериев качества образования, предполагающих изменение структуры и требований к содержанию РПД и ФОС; разработать и утвердить единую для всех вузов страны структуру данных документов; раскрыть используемые Министерством науки и высшего образования критерии, используемые в процессе аккредитации вузов (отдельных направлений, программ) и обеспечить их неизменность на протяжении ряда лет; разработать процедуру предварительного публичного обсуждения предполагаемых корректировок [8].
- Продекларированный курс на обязательное формирование профессиональных компетенций никак не просматривается в учебных планах (УП) бакалавриата и магистратуры в области подготовки бухгалтера, которые содержат повторяющиеся дисциплины (микроэкономика, макроэкономика, эконометрика и др.), причем эти дисциплины включены в базовую часть УП; более того, количество профессиональных дисциплин в УП лишь незначительно превышает количество общеобразовательных дисциплин; жесткое определение периодичности прохождения практики не позволяет эффективно использовать ее возможности. Необходимо расширить права образовательных учреждений в формировании базовой и вариативных составляющих УП, сроков и форм прохождения практик, позволив вузам самостоятельно определять перечень и состав профессиональных компетенций, осваиваемых студентами в бакалавриате и магистратуре, исходя из требований соответствующих профессиональных стандартов.
- Для обеспечения требуемого уровня освоения профессиональных компетенций студентами необходимо расширение состава практикующих преподавателей, по этой причине следует отказаться от установления в ФГОС каких-либо рамок по соотношению количества преподавателей, состоящих в штате вуза, и совместителей.
- Чрезмерное увлечение внедрением онлайн и офлайн технологий в учебный процесс не всегда оправданно. Электронный курс, вебинар, круглый стол не всегда может заменить «живое» профессиональное общение между преподавателем и студентом, что активно способствует профессиональному развитию.
Заключение. Формирование профессиональных компетенций, соответствующих требованиям профессиональных стандартов, у студентов в процессе обучения в вузе должно стать обязательным результатом реформирования системы профессионального образования. Несомненно, этот процесс может стать успешным лишь при объединении всех усилий со стороны Министерства науки и высшего образования РФ, руководства вузов, а также практиков и при непосредственном участии преподавателей профильных кафедр.
Библиографическая ссылка
Хахонова Н.Н. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28807 (дата обращения: 29.03.2024).