Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИЗОБРАЖЕНИЮ УЗОРОВ

Полынская И.Н. 1 Цибинога Е.Г. 1
1 ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет
В статье рассматривается методика обучения учащихся начальных классов изображению узоров. Цель статьи состоит в разработке наиболее эффективных методов обучения школьников изображению узоров и орнаментов в декоративном рисовании. Задачи: формирование художественно-творческих способностей обучающихся, развитие чувства цвета, колорита, ритма в композиции узоров; развитие технических навыков и способности создания школьниками посильного художественного образа. Гипотеза исследования заключается в предположении, что повышение художественно-творческой активности школьников при изображении узоров и орнаментов будет осуществляться при соблюдении условий правильно организованной, планомерной работы, использовании инновационных педагогических технологий. Применяются наиболее рациональные и обоснованные методы: словесно-наглядный; стимулирующие методы; метод проблемного изложения и др. В статье подчеркивается, что декоративное рисование является отличным средством для тренировки глазомера и развития моторики руки, которое в дальнейшем приобретает все большее значение в рисовании. Кроме того, изображение узоров требует осознанного и осмысленного отношения и тщательности в работе. В результате у школьников формируются художественно-творческие умения и навыки в изобразительном творчестве. Наряду с усложнением узора постепенно возрастает и требование к технической стороне работы — точности в изображении одинаковых элементов узора: их размеров, формы и цвета.
элементы узора
орнаменты
приемы обучения
методика
декоративное рисование
школьники
1. Шокорова Л.В. Развитие художественного образования в области народного декоративно-прикладного искусства в Алтайском крае в ХVIII–ХХ вв. // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 1062-1067.
2. Полынская И.Н. Формирование профессиональных компетенций будущего преподавателя изобразительного искусства // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2. С. 368-371.
3. Кошелева Л.Ю., Гаврюк О.В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (Москва, июнь 2018 г.). М.: Буки-Веди, 2018. С. 35-37.
4. Полынская И.Н. Формирование художественного воображения у школьников на уроках изобразительного искусства // Человек и образование. 2017. № 4 (53). С. 41-45.
5. Жаксыбергенова А.Ж. Народное декоративно-прикладное искусство — основа материальной и духовной культуры // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1319-1322.
6. Ковалевский А.Н. Методы обучения декоративной живописи на занятиях со школьниками младших классов в художественной студии // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Международной заочной научной конференции (Пермь, 20-23 апреля 2011 г.). Пермь: Меркурий, 2011. С. 141-143.
7. Бурцева М.И. Развитие образного мышления учащихся на уроках декоративно-прикладного искусства // Изобразительное искусство в школе. 2012. № 3. С.65-70.

Декоративное рисование в начальных классах является важным средством выработки у детей элементарных, простейших изобразительных умений и навыков. Данный вид деятельности является обязательным составляющим компонентом рабочей программы учителя изобразительного искусства и отвечает всем требованиям ФГОС НОО. Декоративное рисование содействует эстетическому воспитанию учащихся, развитию их творческих способностей, воспитанию эстетических качеств и чувств. На этих занятиях дети составляют и изображают узоры в полосе, прямоугольнике, круге с образца, а по мере освоения навыков учатся составлять их самостоятельно. Изображая узор по образцу, они изучают различные композиционные вариации, простейшие элементы узора, а также усваивают необходимые навыки. Составляя же узоры самостоятельно, школьники учатся творчески применять знания, умения и навыки, полученные при рисовании с образца. Вопросам теории, методики и практики обучения декоративному рисованию, в частности изображению узоров и орнаментов, посвящены труды Е.К. Амиргазина, А.С. Богодюбова, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, И.Н. Полынской, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Сакулиной, Т.Я. Шпикаловой, А.С. Хворостова и др.

Узор часто называют латинским словом «орнамент», что означает «украшение». Узоры, украшающие предметы быта, одежды, мебели, непременно отражают народные традиции, особенности национальной культуры. В узорах и орнаментах прослеживается связь народа с его историческим прошлым, обычаями, обрядами, традициями и условиями жизни.

Цель исследования состоит в разработке наиболее эффективных методов обучения школьников изображению узоров и орнаментов в декоративном рисовании. Задачи: формирование художественно-творческих способностей обучающихся, развитие чувства цвета, колорита, ритма в композиции узоров; развитие технических навыков и способности создания школьниками посильного художественного образа.

Декоративное рисование при правильной организации занятий, систематической и поэтапной работы развивает у обучающихся не только технические навыки, которые имеют, несомненно, большое значение в рисовании, но и художественно-творческие способности [1].

Следовательно, декоративное рисование является важным условием в осуществлении задач, имеющих большое значение в обучении изобразительному искусству, таких как:

– формирование художественно-изобразительных способностей школьников младших классов, развитие у них чувства цвета, ритма и композиции;

– развитие мелкой моторики руки и технических навыков;

– развитие у школьников способностей создания посильного художественного образа в декоративном рисовании.

«Обучение созданию посильного художественного образа неразрывно связано с развитием восприятия изобразительного искусства и использованием педагогического рисунка как специфического наглядного средства обучения рисованию, призванного способствовать осознанному освоению приемов создания изображения» [2, с. 369].

Материал и методы исследования. Используются наиболее рациональные и обоснованные методы: словесно-наглядный; стимулирующие методы; метод проблемного изложения и др. Содержание декоративного рисования — рисование узоров, имеющих определенное назначение, например узор в полоске (закладка для книги), узор в прямоугольнике (роспись платка или занавесок), узор в круге (украшение для тарелок и подносов) и т.д. Рисование узоров начинают с элементарных тренировочных упражнений. Затем переходят к составлению и изображению узора: вначале вводится ритмичное сочетание элементов и ставится задача организации цветового решения поверхности орнамента. Рисование узоров требует чередования одинаковых элементов (раппорт), которые создают определенный ритм композиции. Повторение одинаковых по форме и цвету элементов возможно при условии внимательной и точной работы школьников. Со временем дети привыкают к тому, что нужно постоянно сравнивать и устанавливать сходство и различие между ритмично повторяющимися элементами узора, определять правильность в форме элементов (например, зигзагов, волнообразных линий, черточек определенной длины и т.д.). Итак, декоративное рисование становится прекрасным средством тренировки руки и глаза; оно развивает умение координировать работу руки и способствует развитию глазомера, которое в дальнейшем приобретает большое значение в рисовании. Кроме того, рисование узора требует вдумчивого отношения и аккуратности в работе, нахождения красивых стилизованных форм, линий и пятен [3].

Вначале занятия по декоративному рисованию носят характер подражания: учитель показывает узор и последовательность выполнения, а дети повторяют. Такой метод в начале обучения необходим, чтобы показать учащимся приемы работы, научить проводить различные линии для построения узора, показать, как повторяются элементы узора, как нужно их раскрашивать и т.п. Учитель показывает последовательность выполнения первого узора, в дальнейшем (по мере того, как дети усваивают начальные навыки в работе и увеличивается их самостоятельность) ученики рисуют узор на основе словесного объяснения и неполного показа, а затем и самостоятельно, узнав только назначение узора. Таким образом, самостоятельность детей постепенно увеличивается, растет их активность в работе, и рисование узоров перерастает в творческую работу. «В процессе изобразительной деятельности развиваются художественно-творческое воображение, образное мышление, фантазия, которые являются основополагающими функциями, способствующими раскрытию творческих способностей школьников через умение создавать выразительный художественный образ в рисунках» [4, с. 41–42].

От начала до конца дети выполняют сами узор: придумывают его ритмическую основу, подбирают приятные сочетания цветов и доводят работу до конца.

В начале занятий полезно выполнение следующих упражнений:

1) нарисовать горизонтальную полоску и разделить ее вертикальными линиями на 5–6 прямоугольников, закрасить полученные прямоугольники в разные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый;

2) нарисовать в ряд небольшие кружки по готовому картонному кругу (путем обводки) и раскрасить в разные цвета; нарисовать связку воздушных шаров.

После того как учащиеся ознакомятся с рисованием полоски, прямоугольников и кружков и будут закрашивать их ровно (по возможности) в разные цвета, можно перейти к рисованию узора по схеме, данной учителем. Учитель показывает весь узор, который дети должны нарисовать, и объясняет последовательность его выполнения. Первыми заданиями должны быть узоры в полоску — закладка для книги, узор для рамки и т.п. Показав выполнение одного узора от начала до конца, учитель поясняет детям, почему он начинает рисование в определенной последовательности. Это необходимо сделать для того, чтобы в следующий раз учащиеся выполнили аналогичный узор, предварительно продумав последовательность работы.

Если первое задание строится на подражании учителю, то второе выполняется на основе указания учителем назначения узора (для рамки, для воротника, для манжет рукавов рубашки) и элементов, из которых он должен быть составлен. В дальнейшем, если дети справились с предыдущими работами, достаточно указать назначение узора и предложить им самостоятельно придумать его.

Дети очень изобретательны в сочинении узоров; они без затруднений придумывают интересные по цвету и рисунку узоры. Важно, чтобы они усвоили особенности узора, ритмическое чередование элементов и цвета и для приобретения навыков рисования старались максимально точно повторять элементы узора.

Творчество детей необходимо систематически обогащать путем демонстрации красиво оформленных предметов [5]. Для этого полезно показывать детям образцы узоров для набивки материи, платков, для росписи посуды и т.п. Желательно ознакомить их с хорошими образцами народного декоративного искусства.

Усложнение заданий по декоративному рисованию идет по линии:

— усложнения формы узора;

— усложнения элементов, из которых узор складывается;

— по линии увеличения размеров узора.

Работа начинается с узора для узкой полосы как наиболее простого, составленного из прямых и ломаных линий. В такой узор вводятся кружки. Затем рисуют узор, размещенный в прямоугольнике и в круге. Что же касается форм элементов, то они постепенно усложняются следующим образом: первый узор составляется из коротких отрезков прямых и геометрических фигур – треугольника, кружка, прямоугольника, затем постепенно форма элементов усложняется, переходит к кривым, затем узор составляется из растительных форм, насекомых (бабочек и жуков) и птиц.

При составлении узоров могут быть использованы зарисовки растений с натуры, а также гербарии, имеющиеся в школе.

Первые узоры выполняются в небольших размерах — полоса для узора берется шириной в 2–3 см, прямоугольник и квадрат – в пределах 6–10 см. Узоры для набивки ткани или платка и для росписи подноса требуют некоторого увеличения размера.

Все начальные узоры лучше всего выполнять на листах белой бумаги, это значительно облегчает работу детей. В дальнейшем узор может быть выполнен на цветном фоне, который может быть темнее или светлее цвета элементов узора.

Наряду с усложнением узора постепенно возрастает и требование к технической стороне работы – точности в изображении одинаковых элементов узора: их размеров, формы и цвета.

Во время работы детей учитель следит за тем, как они рисуют, оказывает необходимую помощь советом, а в случае необходимости – и показом технических приемов: как держать карандаш, как лучше рисовать ломаные линии и др. В конце урока учитель даст оценку выполненного задания и отмечает наиболее удачные узоры. При этом указания учителя должны быть возможно более конкретными.

Ученикам, не справившимся с заданием, можно предложить повторить работу дома и добиться лучшего качества, в особенности когда качество рисунка не удовлетворяет самих учащихся. Повторение важно с целью добиться лучших результатов и для воспитания упорства и настойчивости в работе. При этом следует указать на необходимость аккуратности и доведения работы до конца. Нельзя поощрять неряшливое, поспешное выполнение работы.

Дети не всегда охотно повторяют выполненные ими рисунки. В таких случаях нужно им пояснить, что путем старательного повторения рисунка можно добиться хороших результатов. При этом следует дать детям конкретные указания недочетов, которые должны быть учтены при повторении работы (например, начать работу со слабым нажимом карандаша, сделать элементы узора одинаковыми по размерам и по форме, правильно чередовать их, раскрашивая, стараться не выходить за линии контура, и т.п.).

От узора в полоску нужно перейти к рисованию узора, размещенного в прямоугольнике. Это может быть узор для крышки коробки, шкатулки, скатерти (края) и т.п. Хорошие результаты могут быть в том случае, когда учащиеся знают назначение узора, который они будут составлять и изображать для украшения конкретного предмета. Сочинение узора у них будет связано с образными представлениями об украшенном, оформленном предмете, что даст толчок к творческой работе детей.

При переходе к узору большого размера необходимо дать детям указания, как найти середину прямоугольника, разместить узор по его углам, найти центр симметрии в разных случаях рисования узора. В одном случае выгоднее использовать диагонали, их точку пересечения, в другом — определить ее путем деления пополам сторон прямоугольника. На первый взгляд может показаться, что эти приемы трудны для детей (вследствие незнания ими специальных терминов и незнакомства с геометрией), однако это не так. Именно потому, что рисование узоров связано с конкретными предметами, фигуры и их формы становятся доступными детям [6]. Платок вызывает у детей ясное представление формы, цвета и даже материала, так как слово «платок» вызывает у детей конкретные представления о виденных ими платках. Несомненно, декоративное рисование в школе способствует образованию представлений о характере, форме, цвете предметов и тем самым благотворно влияет на развитие творчества, фантазии, изобретательства, художественного вкуса [7].

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе педагогического эксперимента была составлена система оценки (критерии), в которой каждый компонент содержит наиболее важные показатели, позволяющие определить уровень сформированности умений изображать орнаментальную композицию в полосе.

Подбор критериев отражает те компоненты, которые соответствуют основным целям и задачам уроков декоративного рисования, они представлены и объединены в три параметра.

Параметр № 1. «Композиционное решение узора в полосе»:

а) низкий уровень — неверное композиционное решение узора в полосе (в рисунке слабо выражена ритмическая связь мотивов композиции, не выявлена общая характеристика элементов узора);

б) средний уровень — незначительные отклонения композиционного решения мотива узоров (частично выражена ритмическая связь мотивов композиции, неубедительно изображена общая характеристика элементов узора);

в) высокий уровень — правильное композиционное решение узора в полосе (в рисунке четко выражена ритмическая связь мотивов композиции, убедительно выявлена общая характеристика элементов узора).

Параметр № 2. «Передача мотива в композиции орнамента»:

а) низкий уровень — отсутствие ритма мотива в композиции орнамента;

б) средний уровень — небольшие неточности в изображении мотива композиции узора;

в) высокий уровень — четкое повторение ритма мотива в композиции орнамента.

Параметр № 3. «Выразительность орнамента»:

а) низкий уровень — орнамент выполнен невыразительно, неаккуратно, четкость отсутствует;

б) средний уровень — орнамент решен с частичной и фрагментарной выразительностью, четкость элементов узора не обогащает выразительность изображаемого узора;

в) высокий уровень — орнамент выполнен оригинально, четко, лаконично, переданы яркость и звучность цвета, четкость и изящество элементов узора.

Объединенные критерии проецируют проблему нашего исследования.

В эксперименте были задействованы учащиеся начальных классов общеобразовательной школы № 31 г. Нижневартовска, педагогический эксперимент проходил в два этапа. На первом этапе, 2017–2018 уч. г., проводилась поисково-творческая и опытно-экспериментальная работа. Второй этап, 2018–2019 уч. год, – заключительно-обобщающий, на котором были проведены аналитическая работа и систематизация собранного экспериментального материала. Для решения экспериментальных задач были использованы методы педагогической диагностики (анализ продуктов изобразительной деятельности школьников по разработанным критериям).

Проанализировав все работы учащихся по составленным критериям и сравнив рост показателей параметров по уровням, мы составили таблицу сравнительного анализа результатов педагогического исследования.

Для обработки полученного материала мы использовали методы математического анализа, в ходе которого была составлена таблица. В процессе анализа работ школьников мы старались наглядно продемонстрировать соотношения процентных показателей по каждому классу, учитывая систему критериев по имеющимся параметрам.

Анализ работ учащихся начальных классов, полученных в результате педагогического эксперимента 

Параметры

1-й класс (24 человека)

2-й класс (23 человека)

3-й класс (26 человек)

4-й класс (22 человека)

уровни

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

1. Композиционное решение узора в полосе

 

44%

31%

25%

42%

31%

27%

38%

33%

29%

32%

37%

31%

2. Передача мотива в композиции орнамента

 

42%

34%

24%

39%

34%

27%

34%

36%

30%

29%

37%

34%

3. Выразительность орнамента

 

43%

32%

25%

41%

32%

27%

38%

32%

30%

34%

33%

33%

н — низкий уровень;

с — средний уровень;

в — высокий уровень.

Выводы. Данные таблицы демонстрируют показатели по трем параметрам, которые имеют уровни оценивания работ учащихся младших классов. Из представленной таблицы «Анализ работ учащихся начальных классов, полученных в результате педагогического эксперимента» можно увидеть плавный рост показателей по позициям и проследить уровни развития умений в изображении орнамента в полосе. Например, параметр № 1 «Композиционное решение узора в полосе» в 1-м классе: низкий уровень составил 44%, средний – 31%, а высокий – 25% из числа всех испытуемых, тогда как в 4-м классе эти показатели значительно выросли. Так, низкий уровень этого же параметра составил уже 32%, средний – 37%, высокий – 31%.

Можно сделать вывод, что методика обучения учащихся начальных классов изображению узоров положительно влияет на практические умения и навыки школьников в художественно-творческой деятельности. В ходе исследования были установлены наиболее рациональные и результативные способы работы с учащимися, а обработка продуктов художественно-творческой деятельности учащихся начальных классов, выполненных в ходе педагогического эксперимента, показала эффективность выбранной методики. Научная новизна и практическая значимость результатов исследования заключаются в том, что разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методика обучения учащихся начальных классов изображению узоров в декоративном рисовании. Предложенные методические рекомендации могут быть использованы учителями изобразительного искусства, а также при разработке новых программ и создании пособий по ИЗО.


Библиографическая ссылка

Полынская И.Н., Цибинога Е.Г. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИЗОБРАЖЕНИЮ УЗОРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28805 (дата обращения: 31.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074