Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Челпаченко Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный педагогический университет"
Предметом статьи является исследование и обоснование актуальности реализации технологий сотрудничества семьи и школы в условиях современного многомерного социума. Сравнительный анализ ведущих дефиниций позволил дать четкие и логичные характеристики понятий «сотрудничество», «технологии сотрудничества». Выявление педагогического потенциала семьи позволит образовательной организации включить родительскую общественность в процесс управления школой без навязывания и назидания. Автор рассматривает методы и формы, включенные в технологии сотрудничества с родителями, которые способствуют изучению современной семьи, осуществлению совместного планирования, рефлексии. Определены ценностные ориентиры, выводящие сотрудничество семьи и школы на новый уровень созависимости, ответственности каждого за собственные успехи и неудачи, разносторонней деятельности, самооценки работы каждого по результатам деятельности. Проанализированы проблемы и риски современной семьи во взаимодействии со школой: загруженность родителей, усталость, нежелание разобраться в проблемах ребенка, восприятие школы как закрытого общественного института, не всегда готового идти навстречу семье. Решение обозначенной проблемы автор видит в изменении духовно-нравственной позиции всех субъектов воспитательного процесса, переориентации с позиции «нам должны» на позицию «сделаем это вместе».
технология сотрудничеств
взаимодействие семьи и школы
методы и формы осуществления совместной деятельности
1. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988. 304 с.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Академия, 2011. 281 с.
3. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М.: Молодая гвардия, 1988. 304 с.
4. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М., 1996. 256 с.
5. Педагогика: учебник / Под ред. В.Г. Рындак. М.: Инфра-М, 2017. 427 с.
6. Челпаченко Т.В. Психолого-педагогические возможности традиций в воспитании молодой семьи // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития: материалы Международной научно-исследовательской конференции молодых ученых, аспирантов, студентов и старшеклассников (Самара-Оренбург, 05 апреля 2017 г.). В 3 ч. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2017. С. 129-131.
7. Челпаченко Т.В. Научно-методическое обеспечение деятельности классных руководителей по обновлению содержания воспитательного процесса в образовательной организации в ходе проектной деятельности // Вестник ОГУ. 2018. № 5. С.124-135.
8. Аллагулов А.М. Ответственное родительство как социально-педагогический феномен // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 156-162.
9. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013. 624 c.
10. Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой: учебное пособие. М., 2013. 156 с.

Современная семья является одним из ведущих педагогических институтов, способствующих формированию личности ребенка, актуализации его творческого потенциала, развитию нравственной составляющей. Именно в семье подрастающее поколение приобретает первый опыт социализации, получает уроки нравственности, здесь формируется характер, расширяется кругозор, закладываются основополагающие жизненные позиции. Поэтому одной из основных задач школы как общеобразовательной организации, ее педагогов и психологов, является установление положительных взаимоотношений между школой и семьей, разработка новых технологий, форм и методов работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, организации педагогического сотрудничества, привлечения внимания родителей к ребенку и раскрытие последствий негативных отношений в семье.

Целью данного исследования является критический анализ современного уровня реализации технологий сотрудничества школы с семьей. Выявление потенциала различных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса в сотрудничестве с семьей и минимизация рисков, возникающих в данном процессе.

Материал и методы исследования. Методами исследования, использованными в данной статье, являются сравнительно-сопоставительный анализ научных источников, систематизация и обобщение, мониторинг практической деятельности педагогов-воспитателей и классных руководителей образовательных организаций Оренбурга. В качестве источниковой базы для написания работы послужили научные статьи, монографические исследования ученых (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, В.Г. Рындак), нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимодействие семьи и школы на современном этапе развития общества (Закон РФ «Об образовании в Российской федерации», Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из важных принципов реализации технологии взаимодействия с родителями в школе является совместное, взаимообусловленное воспитание и развитие школьников, вовлечение родителей в общеобразовательный процесс. Таким образом осуществляется социализация обучающихся, создаются условия для накопления разностороннего социокультурного опыта школьников. При разработке системы учебно-воспитательной работы образовательной организации необходимо учитывать возможности трех компонентов образовательного процесса: самого процесса обучения, внеурочной деятельности и их взаимосвязи с системой дополнительного образования и с социальной средой.

Преимущественное значение в этой связи будет уделяться тому, как будут отобраны педагогические технологии сотрудничества общеобразовательной организации с семьей в воспитании ребенка. В процессе совершенствования технологий сотрудничества  общеобразовательной организации с семьей формируются взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние педагогов и родителей.

Специфика реализации технологий сотрудничества общеобразовательной организации с семьей остается не до конца изученной. Проведенные научные исследования, в которых рассматриваются вопросы технологий и личностно ориентированного подхода к образованию, дефиниции «сотрудничество», «педагогическое сотрудничество», основываются на работах философов, психологов, педагогов (Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Г. Рындак и другие) [1-4]. В ряде работ вопросы сотрудничества общеобразовательной организации с семьей рассматриваются как достаточно длительный, многофакторный процесс, непосредственно влияющий на личность растущего человека.

В научных трудах разработаны направления и технологии организации сотрудничества семьи и школы (М.Н. Попова, М.М. Прокопьева); рассмотрена роль социального взаимодействия школы и семьи в процессе социализации ребенка (В.Н. Иванов, Н.С. Олексюк, Т.Н. Петрова). Анализ данных, полученных в ходе проведенных исследований, позволяет утверждать, что целостное развитие и воспитание личности ребенка невозможно осуществить без эффективного сотрудничества общеобразовательной организации с семьей, и основы этого воспитания должны закладываться именно в школьной среде.

В ходе анализа научных источников нами определена сущность понятий:

- «сотрудничество», которое рассматривается как определенный тип взаимоотношений между людьми в процессе организации. Сотрудничество проявляется в совместных усилиях, кооперации двух сторон; оно будет осуществимо при условии возникновения духовных связей, нравственного единства;

- «технология сотрудничества общеобразовательной организации с семьей» - это совокупность этапов взаимодействия педагогов и родителей, которая в своем содержательном наполнении отличается демократической составляющей, признанием равенства субъектов общения и отношений, партнерских моделей взаимодействия в отношениях педагога, воспитанников и родителей. Все субъекты образовательного процесса в ходе реализации технологий сотрудничества совместно вырабатывают цели, определяют содержание мероприятий, которые будут проводиться, оценивают проделанную работу, осуществляют рефлексию, при этом вступая в отношения сотрудничества и сотворчества.

Педагогический потенциал общеобразовательной организации в контексте сотрудничества с семьей выявлен на основе принципов педагогического сотрудничества, что способствует определению мотивов, интересов родителей и педагогов, направленных на совместную деятельность; помогает оказанию педагогической поддержки родителям; создает условия для индивидуального, группового и коллективного взаимодействия педагогов и родителей в ходе сотрудничества; способствует накоплению и обогащению опыта совместной коллективной творческой деятельности; создает условия для использования приобретенных знаний, опыта деятельности на практике; способствует приобретению опыта неформального общения, взаимодействия, партнерства; помогает использованию ресурсов социума для установления межличностных взаимосвязей.

Мы предлагаем описание этапов реализации технологии сотрудничества общеобразовательной организации в контексте взаимодействия с семьей:

1 этап – предварительное диагностирование (заочное и очное знакомство с родителями, предварительная диагностика в форме анкетирования, тестирования, собеседования, интерактивных форм общения: сайты, форумы, мессенджеры и др.);

2 этап – организация и подготовка к перспективному планированию будущего сотрудничества (работа в группах, мозговой штурм, деловые игры и др.);

3 этап – практическая реализация технологии сотрудничества на основе использования различных форм деятельности;

4 этап – подведение итогов и диагностирование родителей;

5 этап – прогностическое осмысление достигнутых результатов с возможностью корректировки планов, прогнозов на перспективу.

В педагогической науке и практике на протяжении длительного периода развития общества не прекращается поиск наиболее оптимальных, гуманистически ориентированных методов, форм и средств взаимодействия системы воспитания с семьей. Поскольку технологии в их педагогическом аспекте уже прочно вошли в среду общеобразовательной организации, появилась потребность исследовать их в контексте выстраивания различных вариантов сотрудничества с семьей. В контексте исследуемой проблемы нам необходимо рассмотреть обособленно понятия «технология» и «сотрудничество», чтобы выявить логические взаимосвязи между ними и обосновать феномен «технологии сотрудничества».

В педагогической науке термин «технология» имеет многозначную трактовку. Проблематика научного обоснования технологий сотрудничества нашла отражение в трудах В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистого, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина, С.А. Смирнова и др. [5].

Совокупный анализ дефиниции «технология» позволяет сделать вывод о многогранности данного научного явления, вариативности его содержания, алгоритма реализации. Ведущим фактором в трактовке педагогической технологии будет тот аспект, который автор изберет в качестве регулятива (механизма реализации) самой технологии. Это может быть метод (прием), само протекание процесса, проектировочная составляющая, модель человеческих взаимоотношений и так далее.

Пути повышения эффективности процесса образования в его широком контексте (включая обучение, воспитание и развитие) всегда искали представители мирового педагогического сообщества. Уточним, что «сотрудничество» нами будет рассматриваться как определенный тип взаимоотношений между людьми в процессе организации деятельности.

Понятие «сотрудничество» в практике деятельности школ распространилось в связи с таким явлением, как «педагогика сотрудничества». Это оригинальная система авторских педагогических взглядов, а также общественно-педагогическое движение, зародившееся в отечественной педагогике в 80-90-е годы ХХ века.

Это было движение, ставшее альтернативой официальной педагогике, зачастую носящей в тот период авторитарный характер. Участники педагогики сотрудничества отличаются глубокой гуманистической направленностью на реализацию духовно-нравственной составляющей педагогики. Ведущими идеями педагогики сотрудничества стали: пересмотр отношений между педагогом и учащимися в контексте субъект-субъектной модели; гуманизация образовательного процесса (очеловечивание отношений); признание прав и свобод ребенка; понимание семьи как самостоятельного субъекта образовательного процесса; гуманитаризация содержания образования; демократизация среды общеобразовательных организаций на основе предоставления права выбора технологий обучения и воспитания; развитие самоуправления обучающихся.

Педагогика сотрудничества как общественное движение была призвана решить проблемы выстраивания взаимоотношений субъектов образования в плане изменения стратегии: от субъект-объектных отношений перейти к субъект-субъектным, то есть к взаимодействию на основе сотрудничества педагога, ребенка и семьи. Такая модель представляла новый гуманистический вектор развития российской педагогики и выступила основой развития и распространения альтернативных методов, форм обучения и воспитания. На основе идей педагогики сотрудничества зародились такие новаторские педагогические системы, как «школа самоопределения» А.Н. Тубельского, гуманно-личностная воспитательная система Ш.А. Амонашвили, блочно-модульное обучение на основе опорных сигналов по В.Ф. Шаталову и другие.

Так как мы рассматриваем специфическую систему воспитательных отношений в тандеме семьи и школы, где воспитание и обучение рассматриваются как процесс реализации воспитательных отношений, то сотрудничество здесь выступает как показатель высокого уровня развития этих отношений. Сотрудничество проявляется в совместных усилиях, кооперации двух сторон – педагогов и родителей. Подобное сотрудничество будет осуществимо при условии возникновения духовных связей.

И хотя сотрудничество – это процесс многоаспектный, вариативный, в определенной степени творческий, в педагогике закрепилось понятие «технологии сотрудничества» как наиболее успешная альтернатива традиционным методам, которые используются в процессе взаимодействия общеобразовательной организации и семьи.

В своем содержательном наполнении технологии сотрудничества могут быть представлены демократической составляющей, признанием равенства субъектов общения и отношений, партнерских моделей взаимодействия в отношениях педагога, воспитанников и родителей. Все субъекты образовательного процесса в ходе реализации технологий сотрудничества совместно вырабатывают цели, определяют содержание мероприятий, которые будут проводиться, оценивают проделанную работу, осуществляют рефлексию, при этом вступая в отношения сотрудничества и сотворчества. Имеющиеся сегодня в педагогической науке и практике технологии сотрудничества преломляются в опыте деятельности конкретного педагога, так как сложившиеся условия их реализации прямо и косвенно взаимообусловлены различными факторами. Кроме того, многие технологии педагогического сотрудничества между собой тесно связаны. Например, личностно ориентированная технология сотрудничества школы и семьи (Е.В. Бондаревская) ставит в центр всей образовательной системы школы личность воспитанника, позволяет создать такие психолого-педагогические комфортные и безопасные условия, которые сглаживают и предотвращают конфликтные ситуации, создают условия для гармоничного обучения, воспитания и развития, реализации природных талантов и способностей. Личность учащегося в подобной технологии становится не только приоритетным субъектом, она выступает в качестве цели слаженной работы всей образовательной системы.

Возможно в подобных случаях объединение родителей в небольшие группы (по 3-5 человек), создание таких ситуаций, в которых каждый может принять участие в обсуждении не только результатов деятельности их собственного ребенка, но и, что становится особенно важным, результатов деятельности детей, чьи родители присутствуют в данной группе. Поэтому родители слабоуспевающих учеников заинтересованы в разъяснении причин такой неуспеваемости и поиске ответов на возникающие у них вопросы. Родители и педагоги совместно заинтересованы в том, чтобы все члены сложившихся групп тщательно разобрались в различных педагогических ситуациях, возникающих в их классе, утвердились в собственном понимании проблем и вопросов, дошли до самой их глубины.

На протяжении последних десятилетий в педагогической науке и практике были разработаны такие технологии сотрудничества школы и семьи, которые дают результаты в формате позитивных взаимоотношений всех субъектов данного процесса. Как качественное приращение происходит повышение самооценки ребенка, а это напрямую способствует раскрытию его творческого потенциала и формированию нравственного багажа. Уверенность семьи в поддержке образовательной организации позволяет использовать все педагогические возможности в полной мере.

Технология сотрудничества школы и семьи выступает в качестве одной из технологий личностно ориентированного воспитания, которая основана на следующих позициях:

- созависимость;

- ответственность каждого за собственные успехи и неудачи;

- совместная разносторонняя деятельность;

- общая самооценка и оценка работы каждого по результатам деятельности.

В свою очередь, мы должны учитывать, что педагогическое сотрудничество с семьей осуществляется в изменившихся социальных, культурных условиях. Сегодня произошли существенные трансформации института семьи, изменились ее ценности (наблюдается их размытость, появление псевдоценностей; предоставление излишней свободы подрастающему поколению, не всегда подкрепленной моральными принципами и рамками, зачастую – проявления асоциального поведения как самих родителей, так и их детей), социокультурная среда характеризуется наличием ряда негативных факторов, к сожалению, отрицательно влияющих на развитие личности: СМИ, Интернет, социальные сети, неформальные группировки и негативно настроенные общественные организации [6; 7].

Среди родителей, чьи дети приходят в школу, также наблюдается резкое различие в социальных установках и жизненных целях. Стремление заработать, чтобы обеспечить нормальное существование своим детям, приводит к излишней занятости и, как следствие – к постоянной усталости и социальной депрессии. Родители зачастую испытывают тревожность, растерянность и очень часто просто игнорируют свои воспитательные функции. Современные дети также подвержены влиянию различных стрессовых факторов, таких как вынужденное раннее взросление, невнимание со стороны родителей, многоуровневая дезадаптация, подростковый нигилизм.

Участие родителей в управлении общеобразовательной организацией может осуществляться в деятельности родительского комитета (попечительского совета) школы или класса, участии в работе совета школы, других общественных объединений, которые могут быть вовлечены в работу школы.

В практической деятельности общеобразовательной организации используются различные методы и формы сотрудничества с родителями. Это могут быть коллективные, групповые и индивидуальные варианты. Они нацелены на приобретение психолого-педагогических знаний, повышение духовно-нравственной культуры родителей, укрепление связей, направленных на сотрудничество общеобразовательной организации и семьи, укрепление ее воспитательного потенциала, а также включение родителей в образовательно-воспитательную деятельность школы.

Современные родители должны знать основы психологии, медицины, права; владеть педагогическими знаниями и опытом деятельности, быть компетентными в вопросах педагогического общения, осведомленными в области тех основных образовательных и дополнительных развивающих программ и методик воспитания, которые используются педагогами. В ходе педагогического сотрудничества укрепляется духовное и ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание собственной роли в воспитании детей, уровень ответственности за все происходящее в их жизни [8].

Психолого-педагогическое просвещение родителей позволяет помочь им осмыслить их роль в семье, освоить стиль общения с детьми и впоследствии научиться использовать конкретные педагогические приемы. Выдающиеся педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский придавали большое значение педагогическому просвещению родителей. В.А. Сухомлинский разработал и внедрил в педагогический процесс Павлышской средней школы целостную систему обучения и просвещения родителей, бабушек и дедушек. В его школе работали в разные периоды: школа для родителей, школа для пап, школа будущих родителей. Родители учились проявлять любовь по отношению к своим детям, уважать их мысли, интересы и потребности. Они старались включать детей в трудовую деятельность, ценить их домашний труд, компенсировать их вклад в общее дело различными формами поощрения.

Основными методами, способствующими изучению семьи и семейных отношений, являются:

- педагогическое наблюдение;

- беседа (индивидуальная, групповая или коллективная, например на родительском собрании);

- анкетирование (очное или заочное);

- тестирование (очное или заочное);

- анализ продуктов интеллектуальной деятельности детей (рассказов, рисунков о семье).

Перед началом проведения родительских лекториев следует продумать подготовительную работу. Сначала необходимо провести анкетирование, затем организовать микроисследование (изучить состав и особенности семей, их бытовые условия, материальные ресурсы). Этому может способствовать изучение подобранной педагогом, классным руководителем доступной для родителей научно-методической литературы. Также педагоги могут обращаться за помощью к специалистам (врачи, психологи, учителя-предметники и другие) и пригласить их для совместной деятельности [9; 10].

Заключение. Таким образом, проведенный анализ, систематизация и обобщение материалов позволяют судить о достаточно высокой организации и эффективности взаимодействия родительской общественности и школы. У родителей проявляется заинтересованность к содержанию образовательного и воспитательного процесса; они хотели бы активнее принимать участие в интерактивных беседах, диалогах, дискуссиях, диспутах, в том числе организованных по их инициативе. Педагогам-практикам и классным руководителям необходимо больше приводить примеров из жизненного опыта, увеличивать количество форм работы, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира, тем самым поддерживать стремление родителей к индивидуальным контактам с педагогом; повышать активность родителей при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении проблемных и дискуссионных вопросов.


Библиографическая ссылка

Челпаченко Т.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28801 (дата обращения: 03.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074