Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ЕГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Арзамасцева Н.Г. 1 Константинова В.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет"
В статье рассматривается вопрос реализации в системе вузовского образования технологии портфолио с целью выявления уровня сформированности научно-методической подготовки будущих педагогов. Данная подготовка необходима будущему педагогу для организации научной работы обучающихся по актуальным проблемам школьного образования. Многолетняя практика работы в вузе позволяет говорить о том, что сочетание учебно-воспитательного процесса с научно-методической подготовкой студентов дает положительные результаты. Современный студент перестает быть только получателем знаний. Он активно и заинтересованно занимается саморазвитием и самосовершенствованием. Результаты профессиональной подготовки студент, будущий педагог, представляет в собственном портфолио. Высокий уровень развития научно-методической компетентности личности является одним из показателей качественной, профессиональной подготовки студентов к будущей педагогической деятельности. О необходимости использования технологии портфолио в вузе говорят и результаты диагностики студентов старших курсов университета. Современный студент понимает, что только самостоятельная и настойчивая работа по самосовершенствованию даст положительные результаты в будущей профессиональной деятельности. Достижения студента, представленные в портфолио, позволят ему грамотно презентовать себя работодателю при поступлении на работу в общеобразовательные организации.
технология
портфолио
студент
научно-методическая деятельность
результат
1. Шакуто Е.А Научно-методическая деятельность педагога как условие качества образования студентов. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/3437/1/nito_2015_140.pdf (дата обращения: (18.04.2019).
2. Шакуто Е.А. Оптимизация научно-методической работы педагогов колледжа посредством педагогического мониторинга // Вестник ЧГПУ. 2010. № 8. С. 223-240.
3. Галимуллина Э.З., Жестков Л.Ю. Технология е-портфолио в усилении практической направленности процесса обучения бакалавров педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19338 (дата обращения: 13.03.2019).
4. На пути в единое европейское пространство высшего образования: учебное пособие / Под. ред. А.О. Грудзинского. Нижний Новгород: ННГУ, 2011. 176 с.
5. Шахназарян Д.Б. Использование портфолио в образовательной практике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Армавир. 2016. № 54. С. 101-104.

Смена парадигмы российского образования привела к существенным изменениям в подготовке будущих педагогов. Это, во-первых, связано с реализацией компетентностного подхода, во-вторых, традиционную технологию, которая реализовывалась десятилетиями, заменили инновационные, соответствующие требованиям нового времени. Компетенции, представленные в стандартах высшей школы, ориентируют деятельность преподавателей на формирование у студентов, будущих педагогов, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Общекультурная компетенция «способность к самоорганизации и самообразованию» требует от студента умения ставить цели близкие и далекие, планировать свою деятельность в соответствии с ними. Общепрофессиональная компетенция «готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности» ориентирует будущего педагога к пониманию того, что школе сегодня нужен учитель с новым мышлением, с пониманием того, что он перестает быть транслятором готовых знаний. Современный учитель должен готовить обучающихся к самостоятельности, к активному участию в познавательной деятельности. Вышесказанное ставит перед высшим образованием задачу подготовки будущих педагогов к выполнению профессионально-педагогических функций в контексте требований новой нормативно-правовой базы. Решение поставленной задачи видится нами в повышении уровня научно-методической компетенции в процессе обучения в вузе. Уровень профессиональной подготовки студентов и качество развития их научно-методической деятельности позволяет определить технология портфолио, которая рассматривается нами как средство, направленное на оценивание личностных достижений и результатов деятельности студента в процессе обучения. Вопросы развития научно-методической деятельности будущих педагогов рассматривались в трудах С.К. Бондырева, К.Я. Литкенс, С.Д. Кычкиной, Е.А. Шакуто и др. Ученые убеждены в том, что высокий уровень развития научно-методической компетентности является показателем качественной, профессиональной подготовки студентов к будущей педагогической деятельности. От уровня научно-методической подготовки студентов во многом зависит то, какой педагог придет сегодня в школу.

Анализ педагогической литературы по проблеме профессиональной подготовки студентов и практический опыт организации научно-методической деятельности будущих педагогов в современном вузе позволили нам выделить противоречия между высокими требованиями общества и работодателей к уровню научно-методической компетенции выпускников и недостаточным уровнем сформированности данной компетенции. В связи с вышеперечисленным проблема определения уровня сформированности научно-методической компетентности студентов в ходе обучения в вузе является актуальной.

Цель исследования. Актуальность изучаемой нами проблемы позволила определить цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить важность реализации технологии портфолио в подготовке будущих педагогов с целью определения уровня их научно-методической компетенции.

Материалы и методы исследования. В научно-педагогической литературе нет единого подхода к определению сущностной характеристики понятия «научно-методическая деятельность». Следует отметить, что она рассматривается в основном в контексте реализации профессиональной деятельности преподавателя. Исследователи отмечают, что научно-методическая деятельность педагога должна рассматриваться как некое самостоятельное, научное исследование, в результате которого автор нацелен на получение собственных теоретических и практических выводов и результатов в рамках методики преподавания конкретной дисциплины и в рамках избранной темы [1].

Е.А. Шакуто научно-методическую деятельность педагога определяет как самостоятельную область профессионально-педагогической деятельности педагога, которая направлена на формирование нового знания об организации образовательного и воспитательного процессов [2]. Анализ изученной нами педагогической литературы по теме исследования позволил рассмотреть научно-методическую деятельность студентов как один из компонентов профессиональной подготовки будущих педагогов. Следует отметить, что в ходе теоретической и практической подготовки будущих педагогов начинают закладываться основы научно-методической компетенции личности. От уровня ее сформированности будет зависеть успешность будущей профессиональной педагогической деятельности.

Научно-методическая деятельность студентов формируется в процессе участия студентов в учебной, научно-исследовательской и методической деятельности, которые целенаправленно организуются в вузе. Целями научно-методической деятельности будущих педагогов являются непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства и развитие научно-методической компетенции.

В настоящее время научная деятельность студентов включает в себя:

– работу в студенческих научных кружках;

– выступление с докладами, сообщениями на научных конференциях, форумах, организуемых как в вузе, так и за его пределами;

– участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня;

– создание рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ и т.д.

Методические компетенции студентов формируются в ходе изучения дисциплин, связанных с вопросами методики преподавания отдельных учебных предметов, а также в ходе производственных (педагогических) практик в школах города, района.

Показателями развития уровня научно-методической деятельности студентов могут стать:

– личная заинтересованность в участии в мероприятиях научно-методического характера;

– сформированность научно-исследовательских умений и навыков;

– владение исследовательскими умениями в ходе решения практических задач.

Опыт работы в вузе убеждает нас в том, что для определения уровня развития научно-методической деятельности будущих педагогов может быть использована технология портфолио.

Портфолио как педагогическая технология выступает средством оценки личностных достижений студента в ходе вузовского обучения. Сегодня в вузе все чаще говорят об электронном портфолио (е-портфолио). Основной целью его создания является мониторинг личностного роста студента [3].

Среди принципов построения портфолио выделяют:

– многоаспектность предоставления достигнутых достижений;

– возможность фиксировать изменения в развитии личности студента;

– открытость и ясность в ходе построения целей и задач;

– рефлексию или оценку своей работы.

Использование технологии портфолио в вузе позволяет решать следующие дидактические задачи:

– непрерывно осуществлять педагогическое наблюдение за самостоятельным и индивидуальным развитием студента и уровнем сформированности у него необходимых профессиональных компетенций;

– развивать высокую мотивацию к участию в научной и методической деятельности;

– дополнительно поощрять и оценивать студента за проявление активности и самостоятельности в ходе учебы в вузе;

– развивать у будущих педагогов навыки рефлексии собственной научно-методической, общественной деятельности;

– совершенствовать практические умения планирования учебной, научной, воспитательной деятельности, а также анализа собственного уровня методической подготовки.

Преподавателям вуза – наставникам, кураторам студенческих групп – технология портфолио позволяет:

– осуществлять в течение всех лет обучения мониторинг уровня компетентности будущего педагога во всех видах деятельности, организуемых в вузе, в том числе и его научно-методической деятельности;

– вносить коррективы в процесс организации учебной, научной, творческой деятельности студента;

– представлять студента к поощрению за достижения в учебе, научной деятельности;

– своевременно выявлять возникающие проблемы в ходе обучения будущих педагогов и определять пути их решения [4].

При запуске технологии портфолио в вузе следует учитывать ряд принципиальных положений:

– в основе работы с технологией портфолио всегда лежит правило добровольности;

– студент должен понимать, как работать с данной технологией;

– необходимо определить вид портфолио, его структуру;

– определить критерии и способы оценивания портфолио.

В педагогической литературе рассматриваются различные варианты портфолио, но вуз может установить свой по решению студенческого самоуправления или других управленческих структур. В ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» портфолио студента включает в себя следующие разделы:

– раздел «О себе»;

– раздел «Мои достижения до поступления в вуз» (копии дипломов, грамот, благодарностей и др.);

– раздел «Достижения в научно-методической и научно-исследовательской деятельности»;

– раздел «Достижения в воспитательной и общественной деятельности» [5].

Рассмотрим разделы портфолио:

«О себе» как раздел портфолио включает в себя описание автобиографии студента, которая пишется им в свободной форме и от руки. В этом разделе портфолио осуществляется анализ событий и эпизодов из жизни студента, описываются события или личности, повлиявшие на его развитие и выбор жизненного пути. Особое внимание при заполнении данного раздела необходимо уделить самостоятельному анализу, умению выразить собственное отношение к перечисленным фактам.

«Мои достижения до поступления в вуз». В данном разделе будущие педагоги могут представить те личные достижения, которые были ими достигнуты до момента поступления в вуз. Практика показывает, что это могут быть документы, подтверждающие получение образования в школе, техникуме, колледже, в учреждениях дополнительного образования; сертификаты об участии в олимпиадах, конкурсах и др. Студенты по желанию могут представить фото- и видеодокументы, которые тоже подтверждают их успехи. Содержание данного раздела дает представление о динамике научной, учебной и воспитательной деятельности студента, а также об уровне развития познавательного интереса.

«Достижения в научно-методической и научно-исследовательской деятельности». В данном разделе портфолио мы рекомендуем студентам указать темы их научно-исследовательской и методической работы (курсовой работы, рефератов, дипломной работы, научных статей и т.д.). Анализируя представленную тематику работ, педагог-куратор совместно со студентом смогут проанализировать сформированность у обучающихся научного интереса к предмету, проблемы, которые, возможно, предстоит решить в будущем. Предоставляются оригиналы или копии документов, подтверждающих успехи студента (грамот, сертификатов, научных статей и др.). Особое внимание нужно уделять умению студента ранжировать представленные документы по уровню значимости и важности участия в мероприятиях. Важным этапом работы становится анализ студентом уровня его мыслительных способностей и возможностей. Эти размышления помогут учащемуся и его наставнику определить программу дальнейшего развития и совершенствования личности.

«Достижения в воспитательной и общественной деятельности». В данном разделе описывается участие студентов в воспитательных мероприятиях, проводимых как в вузе, так и в городах, районных центрах республики. Представленный материал может быть оформлен студентом в виде текста, фотографий, грамот, сертификатов.

Результаты оценивания портфолио студента позволяют составлять в конце каждого семестра рейтинг студентов. Для фиксации результатов и оценки портфолио чаще всего используется сводная ведомость, рейтинговый балл переводится в отметку по 5-балльной шкале.

Сводная ведомость студента может включать в себя:

– средний балл успеваемости за семестр;

– количество опубликованных научных статей;

– очное или заочное участие в научных конференциях, семинарах, олимпиадах, форумах (подтвержденное дипломами или иными документами);

– наличие свидетельства, акта внедрения, патента;

– уровень участия в научно-исследовательских проектах;

– участие в работе студенческих научных кружков и др.

С целью выявления необходимости использования технологии портфолио в подготовке будущих педагогов и определения уровня научно-методической подготовленности студентов Марийского государственного университета нами был проведен опрос. В исследовании участвовали бакалавры 1–4-х курсов и магистры 1-го и 2-го курсов в количестве 58 человек. На вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением, что использование технологии портфолио в вузе позволит преподавателям и студентам проследить процесс саморазвития каждого студента?» положительно ответили 85% опрашиваемых. На вопрос: «Способствует ли технология портфолио развитию у студентов мотивации к участию в научно-методической деятельности, организуемой в вузе?» положительно ответили 74% опрошенных. Большинство респондентов (79%) ответили положительно на вопрос: «Способствует ли технология портфолио совершенствованию умений и навыков планирования научно-методической деятельности, а также самостоятельному анализу уровня профессиональной подготовки?» 90% опрошенных ответили положительно на вопрос: «Поможет ли технология портфолио в трудоустройстве выпускника вуза?»

Результаты исследования и их обсуждение. Многолетняя практика работы в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» позволяет говорить о необходимости использования технологии портфолио в ходе вузовской подготовки. Ориентируясь на представленный в портфолио материал, мы можем провести анализ уровня теоретической и практической подготовки студентов к ведению будущей профессионально-педагогической деятельности. В условиях модернизации образования и реализации инновационных подходов и технологий актуальность приобретает сформированность научной и методической компетентности будущих педагогов. Современный педагог должен уметь активизировать обучающихся к научной деятельности на уровне общеобразовательной школы. Это важно и для поступления выпускников школ в высшие учебные заведения, так как большинство видов деятельности в вузе требуют сформированности компетенций в научной деятельности.

Выводы. Современная система высшей школы характеризуется своей инновационностью. Это во многом связано с реализацией современных технологий обучения. Использование в ходе вузовского обучения разнообразных педагогических технологий является сегодня необходимостью и основным требованием Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Это связано и с тем, что подготовка студентов к педагогической деятельности должна осуществляться в контексте квазипрофессиональной технологии. Практическую направленность подготовки студентов невозможно осуществлять вне современных педагогических технологий. Подготовка в контексте технологий обучения формирует практические компетенции студентов. Использование в образовательном процессе технологии портфолио позволяет осуществлять мониторинг профессионального развития студента, в том числе и его научно-методической деятельности. Анализ достижений будущих педагогов, представленных в портфолио, поможет разработать индивидуальный образовательный маршрут студента для достижения намеченных образовательных целей.


Библиографическая ссылка

Арзамасцева Н.Г., Константинова В.В. ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ЕГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28764 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674