Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Тарабарина Е.В. 1 Кононец В.В. 1 Диденко Т.И. 1 Корепанов С.К. 1
1 Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева
Введение дистанционного курса в учебный процесс студентов специальной медицинской группы исходя из образовательных задач создает новейшие представления информации. Теоретические сведения, сформированные в данном курсе, представлены в объединении текстовой, аудиовизуальной и трехмерной графики. Просмотр информации и ее дальнейшее применение позволяют студентам грамотно организовывать физкультурно-оздоровительную деятельность. На основе информации, находящейся в предложенном курсе, студенты могут самостоятельно участвовать в организации физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом показаний и противопоказаний по своему заболеванию, тем самым корректируя уровень здоровья и физическую подготовленность. В данном исследовании разработано организационно-содержательное обеспечение учебного процесса с применением дистанционного курса для студентов с ослабленным здоровьем. Выявлены приоритеты студентов по отношению к организации двигательной активности и созданы условия для ее дальнейшей реализации во внеучебной деятельности. В результате проведенного эксперимента создана модель системы организационно-содержательного обеспечения учебного процесса студентов специальной медицинской группы на основе дистанционного курса, структурирующая содержание обучения по дисциплине и способствующая вариативности и интеграции различных форм учебной информации с дальнейшим учетом индивидуальных особенностей студентов. С помощью блока специальных тестов, входящих в дистанционный курс, осуществлялся контроль за усвоением разделов учебной программы по дисциплине.
дистанционный курс
физкультурно-оздоровительная деятельность
студенты специальной медицинской группы
мотивация
индивидуальность
1. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48226). [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=300600 (дата обращения: 15.03.2019).
2. Петров В.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 288 с.
3. Рязанова З.Г., Янов В.В. Информационные технологии в физической культуре и спорте: электрон. учеб. пособие. Красноярск, 2015. 128 с.
4. Лищук И.В. Педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов по физической культуре с использованием информационных технологий: дис. … кан. пед. наук. Калининград, 2008. 200 с.
5. Иванова Л.А., Савельева О.В. Анализ информационных технологий в области физической культуры и спорта // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. № 8. С. 81-85.
6. Тарабарина Е.В. Формирование готовности учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности как одно из направлений образовательного процесса // Нижегородское образование. 2011. № 4. С. 173-177.

Информатизация учебного процесса по физической культуре представляет определенное технологическое оснащение. Применение дистанционного обучения по физической культуре содействует повышению социальной системы образования и возрастанию темпа развития важных составляющих физической культуры личности обучающегося, выражающееся в осмыслении, формировании цели и ее реализации в рамках образовательного стандарта [1–3].

Информатизация образовательной системы в учебном процессе студентов, особенно имеющих специальную медицинскую группу (СМГ), предоставляет возможность более эффективно организовывать учебную деятельность по физической культуре, способствует накоплению, формированию, хранению информации с последующим ее анализом и систематизацией. В процессе занятий фиксируется оценка подготовленности студентов по разным направлениям (теоретическое, практическое, методическое) и осуществляется дифференцированный подход посредством применения современных информационных технологий [4].

Для образовательного процесса студентов СМГ важно формирование информационных банков, позволяющих классифицировать данные о степени благополучия и соответственно накопления и хранения результатов по физическому развитию, физической подготовленности каждого студента. Сформированный дистанционный курс в организационно-содержательном обеспечении учебного процесса студентов СМГ основан на необходимости активности самих обучающихся и действует по принципу обратной связи с последующей коррекцией. Преподаватель может анализировать и оказывать педагогическое влияние с учетом полученных данных [5].

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационно-содержательного обеспечения учебного процесса студентов специальной медицинской группы с применением дистанционного курса.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось среди студентов СМГ 1–3-го курсов и включало: анализ литературы по проблеме исследования; анкетирование студентов СМГ; изучение мотивационной составляющей студентов СМГ и их компетентности в сфере организации физкультурно-оздоровительной деятельности, педагогический эксперимент.

В эксперименте приняли участие 140 человек, средний возраст обследованных составил 19+1,5 года. Исследуемые студенты имели заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем, заболевания органов зрения и органов дыхания. Студенты были разделены на две группы исходя из имеющихся у них заболеваний, в экспериментальную группу (ЭГ) вошли 67 человек и в контрольную группу (КГ) – 73 человека.

Педагогический эксперимент состоял в реализации дистанционного курса среди студентов ЭГ, для студентов КГ проходили стандартные занятия по физкультуре. Дистанционный курс реализовывался на учебных занятиях в подготовительной и заключительной частях занятия без нарушения его целостности, при сохранении общей и двигательной плотности среди студентов ЭГ в течение всего учебного года (30% общего времени отводилась под презентацию дистанционного курса и 70% составляла практическая часть).

В процессе эксперимента было проведено исследование на основе анкетирования. У студентов фиксировались показатели (до и по окончании учебного года) по сформированности мотивации по отношению к занятиям физической культурой, удовлетворенности от занятий, динамика двигательной активности в учебное и внеучебное время, интересы и потребности в организации двигательной активности (табл.).

Мотивационно-ценностные ориентации студентов специальных медицинских групп

Варианты ответов

Начало эксперимента, %

Конец эксперимента, %

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Занятия по физкультуре вам…

Необходимы

45

38

88

42

Не вижу смысла

55

62

12

58

Занятия в вузе вам не нравятся по причине…

Плохая материальная база

Не привлекает содержание

34

38

87

42

Другая причина

66

62

13

58

Во внеучебное время вы занимаетесь физкультурой…

Да

35

42

71

44

Нет

65

58

29

56

Какой вид двигательной активности вам нравится…

Легкая атлетика

8

12

9

15

Спортивные игры

28

25

27

19

Лыжный спорт

14

9

16

14

Гимнастика

9

5

9

7

Плавание

18

23

16

21

Общая физическая подготовка

12

14

15

11

Избранный (другой) вид спорта

11

12

8

13

Занятия по физкультуре являются фактором укрепления здоровья…

Да

98

96

100

97

Нет

2

4

3

Прирост показателей по мотивационно-ценностному компоненту очень четко прослеживается у студентов ЭГ. Практически на конец эксперимента по всем вопросам у студентов наблюдается увеличение количества положительных ответов по сравнению со студентами КГ. Таким образом, по результатам анкетирования можно сделать вывод, что когда практические занятия по физической культуре проходят с опорой на систематическое теоретическое оснащение учебных занятий, то мотивация из принудительной становится осознанной.

Также у студентов испытуемых групп проверялся уровень теоретических знаний по физической культуре заданиями, входящими в содержание дистанционного курса (контрольный блок). В зависимости от периода и направления обучения студентам предлагалось пройти тестирование по определенным темам: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке; физическая культура личности; здоровый образ жизни; двигательная активность и т.д. Всего за учебный год студентам было предложено шесть тестов (3 – осенний семестр; 3 – весенний семестр). Тесты, предложенные студентам испытуемых групп, выявили также положительную динамику у студентов ЭГ по сравнению со студентами КГ. Прирост по теоретической грамотности у студентов ЭГ составил 15%, тогда как у студентов КГ прирост составил 3,5%.

Студенты специальной медицинской группы – это особый контингент молодых людей, которые в силу своих заболеваний чувствуют себя физически неполноценными, в коллективе ведут себя неуверенно, что влечет ограничение их потребности в двигательной активности. Формирование мотивации в организации своей двигательной активности создает условия для выявления, сохранения и формирования личностных возможностей и способностей данной группы студентов, развивает познавательный интерес и стремление к физическому совершенствованию, обеспечивая таким путем технологичность, комплексность образовательного процесса.

Дистанционный курс был внедрен в учебный процесс студентов ЭГ и реализовывался в виде определенной системы, состоящей из двух блоков: базового и контрольного (рис.).

В базовом блоке расположена информация по методической, теоретической и практической части учебной программы. Методическая подготовка включает задачи по оздоровлению и формированию физических кондиций студентов на весь период обучения, теоретическая подготовка – базовые знания, основанные на государственной образовательной программе.

Практический раздел складывался из изучения техники двигательных действий, коррекции изучаемых упражнений и наглядной демонстрации материала. В данном разделе отображаются видеоролики с презентациями по видам спорта, комплексы упражнений, направленные на развитие определенных физических качеств. Студент может подробно рассмотреть процесс обучения физическим упражнениям, техническим элементам и технико-тактической подготовки в командных видах спорта. В процессе просмотра презентации у студента формируется общее представление об основных элементах выполнения целостного упражнения и его составных частей (об амплитуде, траектории движения, скорости, темпе, ритме, последовательности выполнения элементов, интенсивности и т.д.). Данная методика позволяет развить умение делить движение на части, элементы. Предлагаемые презентации имеют несколько режимов просмотра (исходное изображение можно преобразовать в замедленное движение, паузу или повтор).

Модель системы организационно-содержательного обеспечения учебного процесса студентов СМГ на основе дистанционного курса

Контрольный блок учитывает мониторинг, измерение, оценку и сравнение результатов, взятых в ходе контроля и самоконтроля. В данном блоке решаются задачи: развитие умения ставить конкретные цели и задачи по организации двигательной активности; контроль за развитием прогресса студента по физической культуре в течение всего периода обучения; становление рефлексивной и оценочной деятельности; формирование соответствующей своим достижениям самооценки; поощрение активности и самодостаточности; творческий подход к учебному процессу и самообразованию; содействие в поддержании мотивации студентов по отношению создания индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности [6].

Контрольный блок также содержит информацию о показателях физического состояния:

– методы измерения (физического развития, физической и функциональной подготовленности);

– параметры физического развития (рост, масса тела, динамометрия, жизненная емкость легких, окружность грудной клетки);

– показатели физической подготовленности (показатели физических качеств: координационных, скоростно-силовых, силовых, выносливости, гибкости;

– значения функциональной подготовленности (артериальное давление, частота сердечного сокращения, проба Штанге, проба Генчи, проба Руфье, показания гарвардского степ-теста; ортостатическая проба).

Блок предусматривает сформированный комплекс заданий, оценивающий усвоение учебного материала, в виде тестов с выборочными ответами или числовым ответом. Студенты, участвуя в опросах, могут самостоятельно отслеживать динамику показателей собственного здоровья. На базе полученных результатов даются рекомендации по коррекции выявленных отклонений в физическом состоянии. Также, анализируя полученные результаты, преподаватель использует их для оценки индивидуальных достижений, а при отсутствии динамики прироста показателей можно говорить об улучшении или ухудшении состояния здоровья.

Организация учебного процесса по физической культуре с применением дистанционного курса позволила развить способности студентов ЭГ в самостоятельности обучения, планировании и подборе специальных заданий в зависимости от потребностей и возможностей. Данная методика повысила качество результатов учебной деятельности студентов ЭГ, что в дальнейшем позволило сформировать компетентность студентов по дисциплине, повысив их мотивацию к занятиям.

Результаты исследования и их обсуждение. Организационно-содержательное обеспечение учебного процесса студентов СМГ с применением дистанционного курса отличается более высокой дидактической эффективностью в сопоставлении с традиционными методами и средствами обучения. Повышенный уровень интереса студентов к занятиям, обусловленный прежде всего технологической стороной используемых электронных средств, способствует увеличению интереса студентов к содержанию теоретических, методологических и практических аспектов двигательной активности.

Несмотря на эффективное внедрение дистанционного курса в учебный процесс студентов, следует учитывать, что представленная технология в целом только расширяет, ориентирует учебно-педагогический процесс в плане средств, методов, форм, однако никак не заменяет активное взаимодействие студентов в образовательном процессе. Учебный материал на основе дистанционного курса имеет достаточно разнообразные формы представления информации, позволяющие отражать на экране монитора фотографии, видео наравне с текстовым, графическим, звуковым материалом. Такая форма обучения способствует появлению новых возможностей для взаимодействия и сотрудничества между преподавателем и студентом при передаче информации, формировании новых решений и точек пересечения в образовательном процессе по сравнению с традиционными методами обучения.

Применяемые средства мультимедиа в обучении данной категории студентов позволили:

– ориентировать процесс обучения на развитие и саморазвитие личности студента;

– повысить эффективность учебного процесса по физкультуре;

– сформировать индивидуальные качества студентов (самообучение, самообразование, практическое применение полученных знаний на практике);

– значительно увеличить ресурсы индивидуализации и дифференциации дистанционного образования за счет введения мультимедийных программ;

– реализовать самостоятельную учебную деятельность по отношению к организации двигательной активности, в ходе которой студент учитывает свои индивидуальные особенности и выбирает для себя то или иное средство обучения;

– сформировать навыки работы с передовыми технологиями, что содействует приспособлению к быстро меняющимся социальным условиям, способствует самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Полученные результаты исследования мотивационно-ценностного компонента студентов ЭГ показали, что применение дистанционного курса способствовало развитию специальных установок и ценностных ориентаций спортивно-оздоровительной деятельности и выразилось в положительной мотивации студентов по отношению к физкультурно-оздоровительной деятельности. Осознавая мотивы занятий, студенты СМГ с интересом и желанием тренируются в подходящем для себя режиме и с большей ответственностью учитывают состояние своего здоровья. Заинтересованность студентов в организации физкультурно-оздоровительной деятельности способствует их дальнейшей самореализации и самосовершенствованию в организации занятий физическими упражнениями.

Выводы

1. Основными педагогическими условиями информатизации образования по физической культуре для студентов специального отделения явились исследование личностных качеств и повышение мотивации персонально каждого студента к занятиям физкультурой.

2. Уточнены критерии эффективности организационно-содержательного обеспечения учебного процесса студентов СМГ с применением дистанционного курса, выраженные в виде специальных уровней мотивационного, теоретического, практического и самодостаточного компонентов физкультурной деятельности студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

3. Дистанционный курс, реализованный в учебном процессе студентов СМГ, обеспечил следующие условия:

– создание базы данных о законодательной, управленческой и нормативно-программной составляющей дисциплины по физической культуре;

– дополнение и расширение основного содержания занятий реализацией учебного и методического обеспечения занятий физической культурой;

– осуществление личных консультаций обучающихся и предоставление самостоятельного допуска к учебно-нормативной документации;

– формирование организационно-методического обеспечения направлений физкультурной деятельности студентов не только в рамках обязательных занятий, но и с учетом круга интересов и потребностей занимающихся.

4. Таким образом, организационно-содержательное обеспечение учебного процесса студентов СМГ на основе дистанционного курса выявило положительные моменты основных компонентов подготовки студентов. Отражение результатов выразилось в информированности студентов по поводу применяемых на занятиях разнообразных оздоровительных средств, форм и методов. Тем самым у обучаемых повысился интерес в отношении организации персональной двигательной активности; отмечалось улучшение физической подготовки и физического состояния студентов специального отделения.


Библиографическая ссылка

Тарабарина Е.В., Кононец В.В., Диденко Т.И., Корепанов С.К. ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28751 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674