Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИТНЕСА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Сайкина Е.Г. 1 Смирнова Ю.В. 2
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
2 ГАОУ ВО ЛО "Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина"
В статье представлены результаты многолетнего исследования, посвященного обоснованию роли и места фитнеса в отечественной физической культуре. Рассматриваются концептуальные основы фитнеса, определяются детерминанты его внедрения в теорию и практику физической культуры. Сформулировано определение фитнеса на макро- и микро-уровнях. Сделаны попытки рассмотреть фитнес как социально-культурный феномен ХХ века, как инновацию в физической культуре, как современную форму массо-вой оздоровительной физической культуры. Выделен ряд важных социокультурных проблем, решению которых он способствует в современном обществе. Определены взаимосвязи фитнеса с видами физиче-ской культуры – физкультурным образованием, физкультурной реабилитацией, физкультурной рекреа-цией и спортом. С позиций системного подхода фитнес рассмотрен как система, являющаяся в свою оче-редь, подсистемой физической культуры. Обосновано его место в теории и практике физической культу-ры, определена стратегическая роль в оздоровлении населения России и модернизации физкультурного образования подрастающего поколения, показаны перспективы развития фитнеса как научной дисциплины, нового направления в теории и практики физической культуры и спорта. Определены позитивные тенденции развития фитнеса в нашей стране и его дальнейшие перспективы в современных условиях.
фитнес
социально-культурное явление
инновация
фитнес-технологии
оздоровление
физическая культура
перспективы
научное направление
1. Cайкина Е.Г. Теоретические основы фитнеса: учебное пособие для студ. учреждений выс. проф. образования. СПб.: Арт-Экспресс, 2017. 164 с.
2. Лутченко Н.Г., Перевозникова Н.И., Иванов В.Г. Игровая фитнес-технология в спортивно-оздоровительной практике образовательного процесса студентов // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сб. научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 16–17 декабря 2016 г.). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 133–137.
3. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры: материалы к лекциям и семинарам.  Л.: Изд-во ВИФК, 1985. 133 с.
4. Егорова Н.В. Андриянова Е.Ю. Детский фитнес в системе дополнительного образования // Вестник спортивной науки. 2011. № 4. С. 66-69.
5. Федорова О.Н., Чепаков Е.М. Качество физкультурно-оздоровительных занятий в фитнес-клубах // ХIV Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции – СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. Том 5. С. 315-318.
6. Шаравьева А.В., Шутова Т.Н. Коррекция физического состояния женщин разного возраста средствами аквафитнеса // Фитнес в системе непрерывного физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 130-133.

На современном этапе развития российского общества многие значимые общественно-политические, социокультурные, финансово-экономические факторы претерпевают существенные изменения, что отражается в значительной степени и на отрасли физической культуры. В современном мире все большее значение приобретает глобальный характер обмена культурной и научной информацией, диффузия знаний в разных областях науки и практики. Фитнес, как относительно новое явление, подчиняется указанной логике, отражая взаимопроникновение идей, пришедших из-за рубежа, и российских достижений в сфере оздоровительной физической культуры. Следует отметить его высокие адаптационные возможности и готовность к модернизации в соответствии с происходящими быстро меняющимися социокультурными условиями. Фитнес объединяет подтвердившие свою эффективность инновационные оздоровительные технологии и методики с многовековыми традициями оздоровления средствами физической культуры как зарубежного, так и национального наследия, при этом преобразовывая их, облачая в современные, модные сегодня контуры и, бесспорно, на имеющихся ресурсах стабильно создавая принципиально инновационные продукты. При этом следует отметить, что если широкое внедрение фитнеса в практику отечественной физической культуры носит триумфальный характер, то его интеграция в теорию проходит весьма сложный путь.

Указанное обусловило цель исследования – определить концептуальные основы фитнеса и его роль и место в теории и практике физической культуры.

Материалы и методы исследования. Представлены данные многолетнего исследования, посвященного изучению и обоснованию фитнеса как научного направления и социокультурного явления. В качестве методов исследования использован теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогических наблюдений, ретроспективный анализ, прогнозирование и пролонгированные эмпирические исследования в образовательных учреждениях различного вида и типа.

Результаты исследования и их обсуждение. Фитнес как международное явление решает одну из глобальных задач в современном обществе -  содействие оздоровлению человечества. Вместе с тем идеология фитнеса, будучи продуктом мышления представителей разных стран и национальностей, рефлексирует также идеи объединения человечества, общности людей всех рас и народностей, согласия с миром, отражая этим современную тенденцию глобализации. Его стремительное развитие, вовлечение в занятия различных социальных и возрастных групп населения, то есть широкая стратификация, послужило фактором распространения в российском обществе указанных идей.

Новое для нашей страны социальное явление требует соответствующих научных подходов с целью его изучения и дальнейшего развития. Возникает необходимость его методологического обоснования, определения теоретических и методологических основ, рассмотрения и обоснования его понятийного аппарата.

Следует отметить, что единого определения фитнеса до сих пор не существует. С английского языка фитнес переводится как «быть в форме», а в русском языке в 90-е годы слово приобретало разные значения. Среди большого количества существующих, иногда абсурдных, определений фитнеса, в последние годы авторы, наконец, пришли к сути, к единому пониманию, что фитнес - это не показатели физической подготовленности, не просто здоровый образ жизни, не занятия бодибилдингом и не только активный отдых, а это понятие более широкое, фитнес - явление социальное, инновация в нашей отечественной физической культуре, массовый формат современной оздоровительной физической культуры. Фитнес, являясь частью физической культуры, родовым понятием которой является общечеловеческая культура, реализует целый спектр ее ценностей: витальных, эстетических, социальных, политических, культурных. Возможности фитнеса для оздоровления населения России представляют социально-экономическую ценность. Его культурные детерминанты рассматриваются на уровне формирования у занимающихся ценностей здорового образа жизни и культуры не только телесной, коммуникативной, досуга, но и общей культуры.

Сегодня фитнес стал одним из способов достижения оптимального физического и психического состояния, внутренней свободы гармонии. Его идеологической основой является принцип гуманизма и холистический подход в процессе оздоровления человека, повышения и сохранения его физической дееспособности инновационными средствами на основе физических упражнений.

Среди факторов, определяющих подход к рассмотрению фитнеса как социокультурного явления, можно выделить ряд важных проблем, решению которых он способствует в современном обществе. К ним относятся: социализация людей, занимающихся фитнесом, создание широких возможностей для самопознания, самоидентификации и самоактуализации личности; содействие появлению новых культурных форм через творческую активность людей в сфере фитнеса; приобщение людей к культурным ценностям разных стран и народов в процессе занятий фитнесом; развитие отрасли фитнес-индустрии и сети платных фитнес-услуг на базе государственных учреждений различных типов; создание предпосылок для развития фитнеса как сферы научных исследований; выявление оснований для внедрения фитнеса в систему подготовки физкультурных кадров.

Социокультурные функции фитнеса реализуются путём преобразования человеческих ресурсов, элементов культуры, общества, трансформируя их средствами фитнес-технологий в соответствующие общественному запросу психофизические кондиции человека.

Если рассматривать фитнес как инновацию в физической культуре, то он представляет собой совокупность инновационных видов физкультурно-оздоровительной деятельности, их передовых технологий, средств, методов, форм и современного оборудования, разработанных на основе традиционных отечественных и зарубежных видов оздоровительной физической культуры. Его базовой основой являются систематические, добровольные занятия физическими упражнениями, согласованные с индивидуальным состоянием психофизической сферы человека с целью оздоровления, повышения и сохранения физической дееспособности, способствующие улучшению качества жизни и эффективности профессиональной деятельности [1].

Новые представления о человеческой жизнедеятельности ориентируют личность на достижение физического и духовного развития, улучшение самочувствия, психического и физического здоровья. Появление инновационных видов оздоровительной физической культуры в России связано с интенсивным развитием физкультурно-оздоровительной работы и, прежде всего, с возникновением и ростом фитнес-индустрии, где создаются новые направления фитнеса и различные фитнес-технологии, имеющие свою специфику [2; 3].

 Фитнес способствует появлению новых видов спорта (спортивная аэробика, аэрофитнес, степ-аэробика, фитнес-аэробика, силовой фитнес и др.), программ, технологий, методик и др. В нём используются инновационные средства, формы, методы организации, новый инвентарь, оборудование. В физическую культуру фитнес вносит новые понятия, термины (фитнес-клуб, фитнес-менеджер, фитнес-программа и др.), тем самым обновляя понятийный аппарат. Именно в фитнес-индустрии появляются новые виды физкультурно-оздоровительной деятельности, не существовавшие в истории ранее (фитбол-аэробика, слайд-аэробика, терра-аэробика, слайд-аэробика, кроссфит и др.), разрабатываются новые виды педагогического контроля за физическим состоянием (диагностика, тесты).

Проведённые многолетние исследования позво­лили определить место фитнеса в системе физической культуры и выявить связи с ее видами.

Чтобы определить место фитнеса в физической культуре и целесообразность дополнения уже существующей традиционной классификации видов физической культуры новым видом, следует рассмотреть логику класси­фицирования и возможность поставить фитнес в один ряд с физкультурным образованием, физкуль­турной рекреацией, физкультурной реабилитацией и спортом (спортизацией).

 Как известно, классификация чего-либо зависит от того, какой клас­сификационный признак положен в ее основу. В связи с тем что, как пра­вило, объекты обладают не одним, а несколькими характерными при­зна­ками, они могут быть представлены в разных классификациях. Таким образом, классификации, предполагающие разделение заня­тий физическими упражнениями, могут быть различными (по приори­тетным задачам, по формам организации занятий, по степени доброволь­ности уча­стия в занятиях, по видам учреждений, по возрасту занимаю­щихся и т.п.).

По нашему мнению, для понимания сути фитнеса целесообразно использовать признак приоритетной задачи, решаемой в процессе заня­тий физическими упражнениями, так как в физической культуре именно этот признак является одним из главных при выделении ее видов. В каждом виде физической культуры в той или иной степени могут решаться задачи других видов, однако приоритетной является одна, и именно в соответствии с ней и классифицируется этот вид.

Таким образом, в различных видах физической культуры решаются следующие задачи: в физкультурном образовании - обеспечение базового и профес­сионального уровня физической дееспособности, подготовка человека к выполнению социальных обязанностей; в физкультурной рекреации - отдых, восстановление оптимального функционального состояния; в физкультурной реабилитации - восстановление временно утра­ченных функций после заболеваний и травм; в спорте - достижение максимального результата двигательной деятельно­сти.

C момента возникновения основной миссией фитнеса было привлечение тех, кто был исключён из сферы систематических физкультурных занятий. Это, в первую очередь, взрос­лые люди, которые в силу своего возраста и профессиональной деятель­ности уже вышли из образовательных учреждений (где занятия физиче­скими упражнениями являются обязательными), они не были спортсменами, и им не требовалось использование физических упражнений с целью реабилитации. И в отличие от рекреационных занятий, где они могут заниматься для получения удовольствия, восстановления сил и переключения внимания с одной деятельности на другую, занятия фитнесом решают совершенно другую задачу, которая целенаправленно не ре­шается в других видах физической культуры. Это прежде всего поддержание и повышение уровня физической дееспособности, состояния здоровья, физической и умственной работоспособности и профессионального долголетия. И эту задачу можно решить, только если есть научно обоснованная фитнес-программа, разработанная система оздоровительных занятий и профессионал-тренер.

Критерием для выделения вида в физической культуре служит соответствие его конкретному виду челове­ческой деятельности связанным целенаправленным социальным процес­сом физического развития людей. Отдельный вид должен обладать специфичностью по отношению к другим видам не только по решаемой задаче, но и по предметному и личному компонентам физической культуры, включающим духовные и материальные ценности [3].

В связи с этим рассмотрим фитнес как один из видов физической культуры.Предметная часть фитнеса – это результат материального и духовного труда, который используется как средство и способ поддер­жания и повышения уровня физической дееспособности и здоровья че­ловека, приобщение его к здоровому образу жизни. Кматериальным ценностямфитнеса от­носятся: фитнес-клубы, фитнес-центры, отвечающие мировым стан­дартам, фитнес-студии, тренажёрные залы, современное оборудование, инвентарь, спортивная форма и т.д. Они выступают в качестве средств, обеспечивающих процесс оздоровительной тренировки (оздоровления, воспитания, профилактики), а также различных кворумов, конвенций, фестивалей с целью пропаганды здорового образа жизни. К духовным ценностям относятся: учебные пособия, книги, мето­дические рекомендации, программы, публикации, журналы, правила со­ревнований и др., в которых раскрывается теория фитнеса, методика проведения занятий, приводятся тесты для определения функционального со­стояния и физической подготовленности занимающихся.

Личностная часть фитнеса выступает как результат специально организо­ванных занятий физическими упражнениями, которые обеспечивают необходимый уровень здоровья, продолжительность жизни, высокую работоспособ­ность, а также формируют убеж­дения о целенаправленной двигатель­ной деятельности для повышения качества жизни и успешности в профессии.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что вид должен реализовываться в определенных учреждениях, иметь документы, регламентирующие процесс дея­тельности, учреждения профессиональной подготовки, которые должны готовить специалистов для этого вида. Все эти требования полностью выполня­ются в фитнесе, поэтому вполне обоснованно будет определить фитнес как явление одного порядка с физкультурным образованием, физкультурной рекреацией, физкультурной реабилитацией и спортом (спортизацией). Изменение нашего общества на современном этапе меняет и задачи занятий физическими уп­ражнениями, что отражается на классификации видов физической культуры, поэтому выделение фитнеса как отдельного вида физической культуры нам представляется вполне обоснованным и актуальным (таблица).

 

 

 

Компоненты видов физической культуры

 

Виды

физической

культуры

Задачи

Место проведения

Специалист по данному про­филю деятель­ности

Форма участия

Доку­менты плани­ро­вания дея­тель­ности

Про­цесс

Техно­логии

Физкультурное об­разование

Получение образования в об­ласти физической куль­туры, всестороннее физи­ческое раз­витие, подго­товка к выполне­нию со­циальных обязанно­стей в обществе

Учреждения об­щего и профес­сионального обра­зования

Учитель, пре­пода­ватель, руководи­тель физического воспитания

Обяза­тельная

Образо­ватель­ная про­грамма

Обра­зова­тель­ный

Образо­ватель­ные

Физкультурная рекреация

Снятие эмоционального на­пряже­ния, активный отдых, восстановле­ние сил человека, израсходо­ванных в процессе труда

Дома отдыха, дет­ские оздоровитель­ные ла­геря, парки культуры и от­дыха и т.п.

Рекреолог, ор­га­низатор мас­совых физ­культурных мероприятий

Добро­воль­ная

План ме­роприя­тия, сце­нарий

Вос­ста­но­ви­тель­ный

Рекреа­цион­ные

Физкультурная реабилитация

Восстановление временно ут­рачен­ных функций по­сле за­болеваний и травм

Лечебные учрежде­ния, по­ликлиники, боль­ницы, санато­рии, реабилитаци­он­ные центры

Инструктор (ме­тодист) ле­чебной физ­культуры

По на­значе­нию

Про­грамма реабили­тации

Реаби­лита­цион­ный

Реаби­литаци­онные

Спорт

Достижение, получение наи­выс­шего результата в избран­ном виде спорта

Детско-юноше­ские спортивные школы, спортив­ные организа­ции, спортивные клубы и т.п.

Тренер по виду спорта

Добро­воль­ная

Доку­менты плани­ро­вания учебно-трениро­вочного процесса

Тре­ни­ро­воч­ный

Спор­тивные

Фитнес

Поддержание и повышение уровня физической дееспо­собности и здо­ровья

Фитнес-клубы, фитнес-центры,

учреждения до­полни­тельного образования, спортивные клубы на производстве

Инструктор по фитнесу фитнес-менеджер, персональный тренер

Добро­воль­ная

Фитнес-про­граммы

Оздо­рови­тельно-тре­ни­ро­воч­ный

Фитнес-техно­логии

 

В процессе развития фитнеса в России были выявлены изменения не только в количест­венно-качественных характеристиках фитнеса, но и в философских идеях. На современном этапе развития (с 2000 года) в нём произошла смена механистической парадигмы на холистическую. В результате этого на рубеже XX-XXI вв. в фитнесе стало происходить соединение его физического аспекта с аспектом духовным, реализуемым в новом направлении mind-body fitness – фитнес ума и тела, которое соединяет в себе одновременно физическую и психологическую тренировку. Все это способствовало появлению новых фитнес-программ, основанных на восточно-оздоровительных видах гимнастики (ушу, йоги и др.). Исследование динамики популярности фитнес-программ показало, что в последние годы занятия, относящиеся к этому направлению становятся всё более популярными, уступая лидерство лишь таким традиционно признанным направлениям, как степ-аэробика, танцевальная и классическая аэробика, программы в воде.

Проведённый анализ научно-методической литературы, ретроспективный анализ развития фитнеса, динамики спроса фитнес-программ, опрос специалистов и собственный педагогический опыт в этой сфере позволили определить дальнейшие перспективы развития фитнеса в России. В ходе активного развития и внедрения фитнеса в различные сферы физкультурно-оздоровительной деятельности возникают различные проблемы, которые вносят определенные изменения в ход развития самого фитнеса и фитнес-индустрии в целом. На основании этого мы попытались обозначить тенденции развития фитнеса через существующие проблемы в обществе, экстраполируя их в будущее. Одной из проблем является увеличение количества пожилых людей и увеличение доли работающих пенсионеров, что, несомненно, скажется на появлении и разработке новых фитнес-программ. В связи с этим будет увеличиваться количество программ для пожилых людей. Следует ожидать снижения интенсивности в программах, популярность будет расти у программ холистического направления, разработанных на основе восточных видов оздоровительной гимнастики.

На наш взгляд, возрастет интерес к совместным занятиям в фитнес-клубах, появятся фитнес-программы не только для родителей с детьми, но и для бабушек и внуков. Пролонгированное ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения дает толчок эффективному развитию детского фитнеса не только рекреационной направленности, а разработке и внедрению научно обоснованных, эффективных программ для детей и подростков [4]. Нарушения опорно-двигательного аппарата (по окончании школы более 90% учащихся имеют нарушения осанки), которые негативно сказываются на состоянии здоровья школьников, студенческой молодежи, будут способствовать разработке коррекционных фитнес-программ, направленных на профилактику различных заболеваний. Занятия будут проходить в малых группах, и, конечно, возрастет интерес к персональным тренировкам и к занятиям в бассейне.

 В связи с увеличением травм в последние годы на занятиях в фитнес-клубах вновь обязательным условием станет тестирование занимающихся. Следует отметить, что фитнес-индустрия в нашей стране очень быстро развивалась, и в связи с этим долгое время клубы брали на работу персонал без физкультурного образования, поэтому, чтобы не оказаться в тяжелом финансовом положении, администрация будет нанимать на работу грамотных специалистов. Это значит, что, наконец, инструкторов по фитнесу начнут готовить в высших учебных заведениях по единому государственному стандарту, и предпочтение будет отдаваться специалистам, имеющим знания по реабилитации. На наш взгляд, это связано будет с появлением комплексных программ оздоровления, рекомендованных врачом на основе диагностики клиента. Также можно отметить появление и разработку программ «особый клиент», дальнейшую компьютеризацию программ и использование дистанционных фитнес-программ, повышение комфортности проведения занятий и совершенствование диагностики, а также повышение престижности профессии специалиста по фитнесу.

Определено, что внедрение фитнеса охватывает широкую сферу применения, включающую учреждения разного типа и вида, системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, фитнес-индустрию. Фитнес-технологии могут применяться во всех формах физкультурно-оздоровительной работы, например в образовательных учреждениях: на уроках физической культуры разной направленности и его частях, в секциях и кружках, мероприятиях режима дня, физкультурно-массовых оздоровительных мероприятиях, дополнительных платных услугах. Установлено, что внедрение фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников, учащейся молодежи, студентов не только повышает интерес к занятиям физической культурой, улучшает настроение, самочувствие, способствует активному посещению занятий без пропусков, но и содействует целенаправленному развитию двигательных способностей [4; 5]. В то же время занятия с применением фитнес-технологий позволяют охватывать большие группы учащихся, в основном не требуют специально оборудованных помещений, дорогостоящего инвентаря, обеспечивают высокую общую и моторную плотность, дают возможность получать тренировочный оздоровительный эффект.

Современный этап развития фитнеса характеризуется, с одной стороны, возникновением и расширением его различных направлений (силовой фитнес, адаптивный фитнес, водный фитнес, коррекционный фитнес), видов и более 200 фитнес-программ, что, несомненно, создаёт разнообразные возможности его внедрения в физкультурно-оздоровительную и физкультурно-спортивную, физкультурно-реабилитационную деятельность с самыми разными возрастными и социальными группами. С другой стороны, развиваются и его научно-методологические основы, появляются учебные программы, учебные и учебно-методические пособия, диссертационные исследования, в которых рассматриваются и обосновываются те или иные теоретические аспекты, на что указывают многие авторы [4-6].

Широкое внедрение фитнеса в физическую культуру, его становление как научной дисциплины, разнообразие направлений и их популярность определяют целесообразность подготовки специалистов по фитнесу в высших учебных заведениях по единому государственному стандарту. Необходимо создавать мобильную систему подготовки специалистов, которая могла бы реагировать на изменения рынка образовательных и оздоровительных услуг. Указанное особенно важно в связи с критической ситуацией состояния уровня здоровья, особенно подрастающего поколения России.

Сегодня фитнес является как предметом научного изучения, так и учебной дисциплиной. Следует особо подчеркнуть, что это два самостоятельных, существенно отличающихся понятия. Зачастую студенты их не дифференцируют и смешивают, что вносит досадную путаницу в представление о фитнесе. Необходимо отличать фитнес как предмет научного изучения и собственно – учебную дисциплину, осваиваемую студентами.

Итак, наука в области физической культуры изучает фитнес с позиций исследования её компонентов и их взаимосвязей, определяет механизмы её влияния на организм и психику человека, его физическое и психическое развитие и здоровье от занятий различными направлениями аэробикой, особенности организации и методики проведения занятий. Для этого используются различные методы научного познания, как теоретические, так и эмпирические, немаловажную роль в которых выполняет эксперимент.

Научное познание фитнеса базируется на основных принципах и положениях теории и методики физической культуры, теории оздоровительной тренировки, а также анатомии, физиологии, кинезиологии, биомеханики, гигиены и психологии и др.

Базовой основой принципов фитнеса являются: общие принципы физической культуры, так как фитнес является ее частью; принципы оздоровительной тренировки, так как основой занятий является оздоровительный процесс и методические (дидактические) принципы, так как специалист по фитнесу осуществляет педагогическую деятельность, обучает, развивает и воспитывает занимающихся. Однако фитнес имеет свои руководящие правила (принципы), которые направлены на эффективное решение задач оздоровления занимающихся, повышения их умственной и физической работоспособности (рисунок).

В свою очередь, фитнес как учебная дисциплина входит в различные направления ОП ПОПП («44.03.01 Физическая культура», «49.03.01 Физкультурное образование», Адаптивная культура) в виде различных учебных программ и курсов по выбору («Теоретические основы фитнеса», «Фитнес–технологии в физической культуре», «Детский фитнес», «Адаптивный фитнес», «Проектирование фитнес-программ», «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности» специалиста по фитнесу и др.).

 
  Надпись: Принципы фитнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы фитнеса

Программы призваны содействовать формированию системы фундаментальных инновационных знаний и умений, основополагающих для сформированности компетенций, предусмотренных государственным образовательным стандартом. В то же время они являются важнейшим компонентом целостного развития личности будущего педагога. Целью их является повышение уровня профессионально-педагогической подготовки студентов, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, базирующихся на специальных знаниях и овладении системой практических умений и навыков по методике и организации занятий по различным направлениям фитнеса для их эффективного использования в будущей профессии педагога физической культуры и оздоровления населения России.

Сегодня становится очевидным, что развитие фитнеса будет продолжаться, будут возникать новые направления и фитнес-программы. Именно поэтому знания и практические умения в области оздоровительной физической культуры и фитнеса будущего учителя или тренера, педагога дополнительного образования, фитнес-инструктора являются важным условием развития как его профессионального мышления, так и двигательной подготовки, становления в профессии, а значит – профессиональной успешности.

Заключение. В настоящее время выявлена выраженная тенденция к дальнейшему успешному развитию фитнеса в нашей стране на данном этапе и его перспективам в будущем, что будет способствовать оздоровлению российских граждан и формированию здорового образа жизни нации.

Развивая данные тенденции и с целью обоснования методологии фитнеса и его популяризации в России, в течение 13 лет в Санкт-Петербурге проводятся Всероссийские и Международные научно-практические конференции по фитнесу в РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). С 2015 года на платформе Российской академии естествознания функционирует электронный научно-методический журнал «Фитнес: теория и практика», где публикуются научные работы авторов из различных городов России для обсуждения проблем и творческих новаций в этой сфере.

На основании сказанного можно констатировать, что появление феномена фитнеса обогащает теорию и методику физической культуры, расширяет и углубляет научные представления о: сущности новых понятий «фитнес» и «фитнес-технология» и др.; возможности формирования фитнес-культуры как занимающихся, так и педагогов, тренеров; внедрении фитнеса в физическую культуру и его роли в модернизации физкультурного образования подрастающего поколения; путях и условиях его развития в России; сущности, структуре и содержании профессиональной деятельности специалиста по фитнесу, путях его профессиональной подготовки и переподготовки.


Библиографическая ссылка

Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИТНЕСА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28671 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674