Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО СПЕЦИАЛИСТА В АСПЕКТЕ ДИСКУРСИВНОГО ПРОСТРАНСТВА БИБЛИОТЕКИ

Доронина И.Н. 1 Дунаев Р.А. 1 Черняков А.Н. 1
1 ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»
В статье анализируются парадигмальные изменения библиотек и высшего библиотечного образования в современных социально-экономических условиях. Показана роль решения профессиональных задач организационно-управленческого типа в формировании профессиональной модели библиотечно-информационных специалистов. Практически все разработки ведущих отечественных библиотековедов носят прикладной характер, в то время как для парадигмального периода необходима основательная и современная теоретическая база стратегического характера. Для выработки библиотеками стратегических решений, адекватных современным требованиям информационного общества, необходимы кадры, владеющие теоретико-методологическими основаниями, выходящими за рамки конкретной системы знаний (библиотековедение) на общенаучный, философский уровень. В этой связи анализируются понятия «дискурс», «дискурсивное пространство» и «дискурсивная личность», дающие возможность формирования профессиональной модели в дискурсивном аспекте. На основе анализа современных понятий библиотечной терминологической системы предлагается понятие «дискурсивное пространство библиотеки» как части нового социально-информационного мира. На основе сравнительного анализа приведенной дефиниции и концептуальных основ Библиотеки 2.0., вопросов стратегического управления библиотекой в условиях информационного общества и вопросов, связанных с дискурсивным пространством сети Интернет, был сделан значимый с точки зрения бытийности, пространственно-временного континуума вывод о том, что дискурсивное пространство библиотеки уже существует и, более того, активно развивается, что требует соответствующих профессиональных качеств будущих библиотечных специалистов. Не менее важным умозаключением стал вывод о том, что дефиниция дискурсивного пространства библиотеки позволяет определять более глубокие основания стратегического управления современной библиотекой.
библиотечно-информационный специалист
образование
среда
пространство
дискурс
дискурсивное пространство библиотеки.
1. Доронина И.Н. Компетентностная модель библиотекаря в стандарте нового поколения // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 21 марта 2018 г.): в 4 т. / БГИИК; отв. ред. И.Е. Белогорцева, Ю.В. Бовкунова, С.И. Маматова. Белгород, 2018. Т. 3. С .59-61.
2. Карташов Н.С. Управление. Менеджмент. Маркетинг (о спорных вопросах науки управления библиотечным делом) // Библиотековедение: исследования, история, современность: сб. науч. тр. М.: 1995. С.145-152.
3. Суслова И.М. Стратегическое управление библиотекой. М: МЦБС. 2008. 256 с.
4. Плотникова С.Н. Дискурсивное пространство: к проблеме определения понятия // Magister Dixit. 2011. № 2. С.152-158.
5. Дворкина М.Я. Библиотечная среда: теория и организация. М.: Литера, 2009. 93 с.
6. Библиотечная энциклопедия / Ю.А. Гриханов (гл. ред.) [и др.]. М.: Пашков дом, 2007. 1299 с.
7. Ванеев А.Н. Библиотечная среда и библиотечное пространство – синонимы? (Некоторые вопросы современной библиотечной терминологии) // Библиосфера. 2016. № 2. С. 91-95.
8. Волженина С.Ю. Дискурс библиотеки: институциональный и бытийный аспекты. [Электронный ресурс]. URL: http://nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2014/bd19.pdf (дата обращения: 02.02.2019).
9. Abram S., Blyberg J. A SirsiDynix Institute Conversation: The 2.0 Meme - Web 2.0, Library 2.0. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20080311025746/http://www.sirsidynixinstitute.com/seminar_page.php?sid=56/ (дата обращения: 11.02.2019).
10. Сорокин И.В., Скалабан А.В. Технологии Web и Web 2.0 как средства интеграции библиотек в современную электронную среду. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2010/disk/93.pdf (дата обращения: 11.02.2019).
11. Tannen D., Trester A. Marie Discourse 2.0: Language and New Mediahttps. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.scribd.com/document/240648949/Tannen-D-a-Trester-Discourse-2-0-Language-and-New-Media/ (дата обращения: 11.02.2019).
12. Мурашко О.Ю. Библиотека 2:0-библиотека сотрудничества // Библиография. 2012. № 3. С. 26-29.
13. Черняков А.Н. Интернет-дискурс в современных культурно-информационных коммуникациях: методологические проблемы: монография. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА». 2012. 132 с.

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что становление постиндустриальной цивилизации с ее структурными кризисами в экономических реалиях, по существу, во многом несовместимыми с рынком труда информационного общества, порождает огромное количество социальных проблем, к решению которых подавляющее большинство населения не готово. Стратегия технологической и социальной модернизации общественных процессов требует активного участия в ее реализации адекватных социальных институтов. На наш взгляд, сегодня практически единственным социальным институтом, способным содействовать консенсусу традиционного и информационного общества, наполнить стратегию оперативным и тактическим содержанием, является библиотека, что, в свою очередь, сказывается и на смене парадигмы библиотечной деятельности в Российской Федерации. Как следствие такой ситуации, наблюдается и смена парадигм в высшем библиотечно-информационном образовании [1]. Современная отечественная концепция высшего библиотечного образования подразумевает воспитание в будущих специалистах профессиональной отрасли способности к личностному и профессиональному самосовершенствованию, повышению уровня компетентности, оптимальной интеграции в профессиональную область новых общенаучных, философских достижений.

Цель исследования – формирование профессиональной модели библиотечно-информационных кадров на основе современных разработок теоретико-методологических оснований системы библиотековедения, в частности области стратегического управления библиотекой, с использованием актуального общенаучного понятия дискурса.

Материал и методы исследования: сравнительный анализ источниковедческой базы, абстрагирование, метод восхождения от абстрактного к конкретному, синтез, обобщение.

Российские библиотеки переживают смену парадигм. На смену концепции хранилища документов, традиционных библиотечных процессов приходит концепция информационного центра, новые электронные информационные ресурсы кардинально меняют технологии, переосмысливаются теоретико-методологические основы библиотечного дела. Сегодня библиотечно-информационные кадры должны не только обеспечить доступность информации, «отвоевать» свое место на информационном рынке, соответствовать требованиям современного информационного общества и международным стандартам, но и содействовать решению социальных задач. Для решения этих проблем эффективное управление библиотечно-информационной деятельностью является ключевым, инициирует фундаментальные изменения управленческого аспекта.

Еще в 1995 году авторитетный ученый-библиотековед Н.С. Карташов, основатель системного подхода в библиотековедении, утверждал, что «в условиях внедрения новой информационной технологии особое значение приобретает анализ управленческой деятельности, задающей основные параметры функционирования и развития библиотек. Актуальной становится не только оценка эффективности библиотек с позиций интенсивных факторов и резервов библиотечной деятельности, но, главным образом, оценка управляющей системы через реакцию объекта управления» [2].

В 2000-х годах другой известный исследователь библиотечного дела И.М. Суслова разработала методологическую концепцию организации стратегического управления библиотекой, имеющую фундаментальное значение, хотя и подвергающуюся критике. Автором была представлена новая организационная модель библиотеки, в основу которой положена методология классического менеджмента и маркетинга, адаптированная к библиотечной системе [3].

Решение профессиональных задач организационно-управленческого типа требует и актуальный ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» [1]. Вместе с тем практически все разработки ведущих отечественных библиотековедов носят прикладной характер, в то время как для парадигмального периода необходима основательная и современная теоретическая база стратегического характера. Смена образовательной парадигмы подготовки будущих специалистов в информационно-библиотечной сфере наглядно проявляется в модернизации модели обучения, в переходе от узкоспециального подхода к синтезу с новыми областями знаний, позволяющему более эффективно осуществлять стратегическое планирование. Этот факт соответствует и классической трехуровневой структуре управления любой организации. Стратегический уровень управления обеспечивает выработку решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации (библиотеки). Результаты таких решений проявляются спустя длительное время, поэтому ответственность на этом уровне самая высокая. Разработка долгосрочных планов, а также предвидение и формулирование своих целей̆ помогают руководству организации осознать, в каком направлении нужно двигаться для их достижения. Отсутствие стратегии сегодня означает скорый крах любой организации.

С нашей точки зрения, для выработки стратегических решений управления необходимы библиотечно-информационные кадры, владеющие адекватными современным требованиям нового времени теоретико-методологическими основаниями, выходящими за рамки частнонаучной системы библиотековедения на более широкий – общенаучный, философский уровень. Отсюда следует, что наблюдается развитие специфической формы дискурса как формы производства знаний, особенно систем знаний, и связано это с различными науками (согласно французскому философу Фуко).

Кроме того, на наш взгляд, дискурс в качестве компонента дискурсивного пространства является одной из составляющих комплексной системы стратегического управления любой современной организации, в том числе и библиотеки.

При этом дискурсивное пространство, согласно известному лингвисту С.Н. Плотниковой, понимается не как вместилище, в которое «помещены» дискурсы, в котором они «расположены»; оно понимается как «сложная система, параметры которой заданы возможностью объединения дискурсов» [4]. Приведенное определение адекватно интегрируется в общее направление развития анализа пространств в гуманитарных науках, таких как социальное пространство, культурное пространство, библиотечное пространство и т.д.

В таком контексте пространство представляет собой универсальную силу, которая дает возможность соединить объекты. Кроме того, дискурс имеет когнитивную основу. Востребованность дискурса зависит от востребованности выраженных в нем смыслов, т.е. знаний, причем речь идет именно о передаче знаний, оперировании ими, создании новых знаний. Важным является и положение о том, что дискурс нельзя просто присвоить пространству, так как пространство само является силой, притягивающей дискурсы.

Дискурс не передает уже готовую идею – он ее осуществляет, заставляет думать и формулировать идеи при поддержке дискурса. И этот процесс одновременный. Человек как мыслящее существо свободен в становлении дискурсивной личности естественно, в определенных границах вероятного. Эти пределы ориентируются возможностью к порождению содержаний, смыслов, в соответствии с этим дискурсом, а всевозможные дискурсивные поля находятся в зависимости от когнитивной зоны ответственности дискурсивной личности.

Несомненный интерес вызывает положение о том, что не всякая личность способна попасть в дискурсивное пространство, а лишь та, которая обладает научным знанием для создания дискурса. В этом контексте приведем определение дискурсивной личности, которое используем в дальнейшем рассуждении. «Порождение дискурса является прерогативой дискурсивной личности. Дискурсивная личность представляет собой языковую личность, порождающую определенный дискурс в виде непрерывно возобновляемого или законченного, фрагментарного или цельного, устного или письменного сообщения. Эта личность действует в сфере производства сообщений и несет ответственность за их содержание» [4].

Теоретическое представление дискурсивного пространства в виде многомерной структуры, проявляющейся в различных измерениях, позволяет исследовать дискурс в динамике и во взаимодействии с другими дискурсами. Это, несомненно, обогащает и развивает научные исследования различных направлений, ведущие к истинным, непротиворечивым результатам.

При анализе пространственной модели дискурса появляется возможность изучения социально-гуманитарной сферы человеческой деятельности не только в физическом аспекте, но и в дискурсивном. Это значительно расширяет возможности исследователей, благодаря дискурсивному пространству люди создают для себя новый социальный мир, соответствующий условиям информационного общества.

Можно уверенно утверждать, что библиотечное пространство также является дискурсивным. Специалисты библиотек разных стран и разных континентов, по сути, осуществляют деятельность в разных физических мирах, но при этом выполняют аналогичные функциональные задачи, осуществляют технологические операции в одинаковых, также по сути, производственных условиях, взаимодействуют по одинаковым правилам со своими читателями, кроме того, общаются друг с другом в специфическом деловом поле с применением собственной библиотековедческой терминологии. Таким образом, библиотечное пространство есть непрерывно развивающийся социальный мир, объединяющая универсальная сила, а определение дискурсивной личности, данное выше, просто идеально коррелирует с современной компетентностной моделью библиотечно-информационного специалиста. Появление определений «библиотека без границ», «открытая библиотека», «видимая библиотека», «библиотека как центр межкультурной коммуникации» и т.д. подтверждает эти выводы. Чрезвычайный научный интерес представляет исследование библиотечного пространства с точки зрения топологии дискурсивного пространства, но это уже отдельная тема. Хотя можно прогнозировать, что выводы совпадут с предыдущими и откроется новый горизонт научных библиотековедческих исследований.

В последние десятилетия наблюдается внедрение в библиотечную терминологию таких философских понятий, как «среда» и «пространство», что является верным признаком необходимости развития теоретико-методологических оснований этой системы знаний. В 2007 г. усилиями профессора М.Я. Дворкиной в Библиотечной энциклопедии появилось понятие «библиотечная среда», которое она продолжает развивать и уточнять. М.Я. Дворкина определяет библиотечную среду в системе социальной реальности, как поле семантики, констатирует многоуровневость, а одним из свойств библиотечной среды считает информационно-знаниевый потенциал [5]. Налицо все признаки дискурсивного пространства. В это же время в библиотековедческой терминологии появились и понятия «библиотечное пространство» и «пространство библиотек». Эти понятия используются уже достаточно часто, хотя в «Библиотечной энциклопедии» их пока нет [6].

Словосочетание «пространство библиотек» традиционно носит обыденный прикладной характер и используется чаще всего в публикациях, связанных с помещениями, зданиями, архитектурой, дизайном библиотек. Дефиниция «библиотечное пространство» представляется некой «надстройкой» над базовым понятием и становится предметом исследований многих известных ученых-библиотековедов, рассматривающих ее с философских позиций. Профессор А.Н. Ванеев в 2016 году провел содержательное библиотековедческое исследование по вопросам современной библиотечной терминологии, рассуждая о синонимичности понятий «библиотечная среда и библиотечное пространство, автор наглядно демонстрирует неоднозначность этих понятий. Обобщая понятие «библиотечное пространство» современных авторов и идеи известных философов (Н.Ф. Федорова, Х.Л. Борхеса), видный библиотековед делает потрясающий по лаконичности и истинности философский вывод. «Библиотечное пространство – это важная и неотъемлемая часть пространства как формы существования материи, в которой библиотека – одна из ее форм» [7]. Если следующим шагом взять за основу пространственно-временной континуум, то неизбежно появление понятия «дискурсивного пространства библиотеки», что, несомненно, будет способствовать повышению научного статуса библиотечного дела, формированию современной профессиональной модели библиотечно-информационного специалиста.

Большой интерес вызывает публикация С. Волжениной (сотрудника Департамента культуры г. Ханты-Мансийск), представляющая факторы и механизмы формирования Образа библиотеки в общественном сознании, определяющие востребованность библиотеки как социального института. На основе семиотического подхода, используя дискурс-анализ, автор ставит и решает практическую научную задачу – исследует массово-информационный дискурс как отражение (фиксацию) актуального информационного потока внутри профессиональной группы (библиотекарей) в виде публикаций журнала «Библиотека» [8].

Результаты исследования и их обсуждение. Взяв за основу выделенные М.Я. Дворкиной свойства библиотечной среды, позиционируем дискурсивное пространство библиотеки как социально-информационный мир, объединяющий информационно-знаниевый дискурс, культурно-коммуникативный, массмедийный, образовательный, эмоционально-нравственный и эстетический дискурсы. Тогда можно определить важнейшую проблему формирования компетенций бакалавров по управлению библиотечной средой, связанную с коммуникационными технологиями. Эта проблема актуальна и для всех дискурсов, входящих в дискурсивное пространство, потому что только наличие отношений между ними создает дискурсивное пространство. Поэтому задача дискурсов обеспечить коммуникативные действия, тем более что: во-первых, по своей природе сейчас преобладают сетевые дискурсивные пространства; а во-вторых, информационные запросы, навыки и предпочтения пользователей библиотек меняются кардинально и только современные коммуникационные технологии позволят сохранить имеющихся и привлечь новых. Другими словами – дискурсивное пространство порождает соответствующее ему и коммуникативное пространство.

Это положение во многом определяет и профессиональные качества будущего библиотекаря. В наш электронный век компьютер, а затем и Интернет считаются основным средством осуществления этого акта коммуникации. Электронная почта, чаты, блоги, социальные сети и т.д. сейчас как действительный инструмент взаимодействия человека «лицом к лицу». Но наверняка имеется ряд проблем, сопутствующих такому способу общения, да и вопросов, насколько эффективно данное взаимодействие [9]. Наша повседневная жизнь все больше и больше осуществляется с помощью электронных средств массовой информации, которые меняют наше взаимодействие и наши коммуникации зачастую таким образом, что мы можем только принимать этот факт как объективную данность.

Библиотека 2.0 – это не только поиск и доступ к ресурсу, а совместное использование. Сегодня люди ориентируются на поиск и использование информации все более не как отдельные индивидуумы, а все более как группы потребителей, объединяясь в сообщества. Услуги библиотеки трансформируются, уделяя больше внимания информационной грамотности, а не только предоставлению контролируемого доступа к каталогу/сети [10]. Концептуальные основы Библиотеки 2.0. состоят в том, что при ориентации на запросы пользователя доступ ко всем услугам и коллекциям, базам данных предоставляется посредством сетевых технологий, при этом деятельность библиотеки максимально мультимедийна. В качестве примера можно привести списки рассылки электронной почты, блоги, Вики, RSS-каналы, чаты, потоковые медиауроки с интерактивными базами данных, персонализированный интерфейс кабинета пользователя и др.

Концепция модернизированных форм библиотечных услуг, так называемая библиотека 2.0 (в более широком понимании – технология Web 2.0), представляет сегодня значимое и существенное изменение в истории библиотек, сделав их более интерактивными, а коллекции более доступными. Библиотека может не только создавать электронные ресурсы, но и является активным участником электронных социальных коммуникаций, что выступает в качестве предмета исследований доцента кафедры библиотечно-информационной деятельности БГИИК О.Ю. Мурашко [11]. Одним из важнейших аспектов интерактивности новых средств массовой информации является возможность мгновенного общения с другим лицом через Интернет с помощью приложений. Помимо гипертекста, эта форма интерактивности новых медиа является наиболее часто используемой и представляет собой лучший пример интерактивности в контексте, который соответствует следующему определению – это передача информации от человека к человеку через использование электронных устройств, которые непосредственно реагируют и отвечают на действия пользователя. Все перечисленные формы интерактивности определяют часть пространства реальной части жизнедеятельности человека – пользователя. А в работах западных коллег Д. Таннен и А.М. Трестер [12] серьезно исследуются вопросы трансформации языка с учетом новых медиаконтекстов. Так, например, затрагиваются такие вопросы, как концептуализация и теоретизирование Web 2.0; роль английского языка во Всемирной паутине; использование социальных медиа, таких как Facebook и текстовые сообщения, формирование общения с семьей и друзьями; электронный дискурс и оценка в образовательных и других условиях; мультимодальность. Характерный пример так называемого Discourse 2.0.

Профессорско-преподавательский коллектив кафедры библиотечно-информационной деятельности БГИИК проводит углубленные исследования специфики глобальной сети Интернет как коммуникативного пространства современности в культурно-антропологическом аспекте, что позволило доценту кафедры библиотечно-информационной деятельности БГИИК А.Н. Чернякову специфицировать особенности Глобальной информационной сети не только как социальную технологию, но и как дискурсивное явление, связанное с практиками самореализации [13].

Вывод

Изучая вопросы стратегического управления библиотекой в условиях информационного общества и параллельно вопросы, связанные с дискурсивным пространством сети Интернет, мы пришли к значимому с точки зрения бытийности, пространственно-временного континуума выводу: дискурсивное пространство библиотеки существует и, более того, активно развивается. Поэтому современная модель библиотечно-информационного специалиста должна формироваться, базируясь на понятии дискурсивного пространства библиотеки. Каждый будущий специалист библиотечно-информационной деятельности должен развивать качества дискурсивной личности для успешного осуществления профессиональной деятельности. Не менее важным умозаключением, на наш взгляд, является вывод о том, что дефиниция дискурсивного пространства библиотеки позволяет определять более глубокие основания стратегического управления современной библиотекой.

Современное библиотечное пространство трансформируется при реализации концепции Библиотека Web 2.0 и порождаемого Discourse 2.0. При этом предполагается новая знаниевая база данных новых форм дискурса, в том числе и широко распространенный в нашей жизни массмедийный дискурс, который сегодня можно рассматривать в качестве элемента дискурсивного пространства библиотеки. Полученные выводы являются результатом и источником многочисленных научно-педагогических исследований сотрудников кафедры библиотечно-информационной деятельности БГИИК в рамках научной школы «Дискурс как явление культуры».


Библиографическая ссылка

Доронина И.Н., Дунаев Р.А., Черняков А.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО СПЕЦИАЛИСТА В АСПЕКТЕ ДИСКУРСИВНОГО ПРОСТРАНСТВА БИБЛИОТЕКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28657 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674