Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гучетль А.А. 1 Артеменко С.Г. 2
1 Адыгейский государственный университет
2 Центр развития ребенка - детский сад №2 "Жемчужинка"
Проблема здоровья детей сохраняет свою остроту в системе дошкольного образования. Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной активности отражены во всех программах воспитания и обучения. Однако наряду с работой по закаливанию, развитию основных видов движений часто оказывается так, что для полноценного физического развития дошкольников обеспечения профилактических мер недостаточно. Нельзя забывать о тех воспитанниках, которые уже имеют нарушения в состоянии здоровья, в работе с которыми необходимо использовать иные, отличающиеся от профилактических, формы, методы и приемы воздействия. Именно это направление деятельности педагогов образовательного учреждения можно охарактеризовать с позиции коррекционно-оздоровительной. Детство – благоприятный период для обучения, коррекции и освоения правил сохранения и укрепления здоровья. При этом физическое воспитание и развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование не только функций организма ребенка, но и на полноценное развитие его основных движений, навыков и двигательно-слуховой (зрительной) памяти. Организация коррекционно-оздоровительных занятий оказывает укрепляющее воздействие на мышечную систему опорно-двигательного аппарата, на тренировку сердечно-сосудистой, дыхательной и кровеносной систем организма; выполнение коррекционных упражнений и игровых оздоровительных заданий развивает внимание, старательность, самоконтроль, а, следовательно, сознательное отношение к сохранению и укреплению собственного здоровья, что позволяет ребенку планомерно продвигаться по индивидуальному маршруту развития.
коррекционно-оздоровительное направление
физическое воспитание
дети старшего дошкольного возраста
воспитательно-образовательный процесс.
1. Бутасова Н.И., Харламова И.Р. Физическая культура - здоровый образ жизни // Дошкольное образование – опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. №1(4). С. 221-224.
2. Короткова Т.С. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе в дошкольном учреждении // Отечественный и международный опыт в решении современных педагогических проблем: материалы международной заочной электронной научной конференции (Магадан, 09-15 марта 2015 г.). Чебоксары: ООО "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2015. С. 116-120.
3. Тригуб Л.М. Здоровьесберегающая направленность деятельности дошкольного образовательного учреждения и семьи: проблемы, пути решения // Психология и педагогика: современные методы и инновации, опыт практического применения: материалы Международной научно-практической конференции (Волгоград, 20 сентября 2017 г.). Уфа: ООО "ОМЕГА САЙНС", 2017. С. 89-94.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
5. Мартынюк В.С. Оздоровление детей в учреждении дошкольного образования в условиях здоровьесберегающей среды: дис. … канд.пед.наук: 13.00.02. Москва, 2013. 183 с.
6. Крестьянникова Л.А. Коррекционно-оздоровительная работа в ДОУ, используемая при организации двигательной активности дошкольников. 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/3748091.html (дата обращения 15.02.2019).
7. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 432 с.
8. Зубанова И. Программа оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками. 2017. С. 15.

Проблема здоровья детей сохраняет свою остроту в системе дошкольного образования. Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной активности отражены во всех программах воспитания и обучения. Однако наряду с работой по закаливанию, развитию основных видов движений часто оказывается так, что для полноценного физического развития дошкольников обеспечения профилактических мер недостаточно. Нельзя забывать о тех воспитанниках, которые уже имеют нарушения в состоянии здоровья, в работе с которыми необходимо использовать иные, отличающиеся от профилактических, формы, методы и приемы воздействия. Именно это направление деятельности педагогов образовательного учреждения можно охарактеризовать с позиции коррекционно-оздоровительной [1; 2].

Детство – благоприятный период для обучения, коррекции и освоения правил сохранения и укрепления здоровья. При этом физическое воспитание и развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование не только функций организма ребенка, но и на полноценное развитие его основных движений, навыков и двигательно-слуховой (зрительной) памяти.

Как показывают медицинские данные, одно из ведущих мест среди различных отклонений в состоянии здоровья занимает ортопедическая патология: около 60% детей имеют различные нарушения осанки, а 20-40% детей − уплотнение свода стопы, ведущее к плоскостопию. На момент внедрения коррекционно-оздоровительного направления в систему физического воспитания в нашем дошкольном учреждении у 61% детей были выявлены нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Эти данные о состоянии здоровья дошкольников определили необходимость организации коррекционно-оздоровительного направления, нацеленного на коррекцию и профилактику ортопедических нарушений, на содействие полноценному физическому развитию дошкольников.

Несомненно, охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением в деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производственно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошим окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение детей.

Здоровый ребенок - это эталон и практически достижимая норма детского развития, вот ориентир педагогики оздоровления в целом [3].

Цель коррекционно-оздоровительной работы – это формирование двигательной сферы, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы, коррекции и профилактики ее нарушений.

Для достижения поставленной цели решаются комплексные задачи:

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий в ДОО;
  • реализация системы коррекционно-оздоровительной работы;
  • формирование у детей ценностного отношения здоровью и ЗОЖ.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследований указывают на значение физкультурных занятий при решении как общих, так и коррекционных задач. У детей дошкольного возраста наблюдается высокая статистическая выносливость скелетных мышц, что свидетельствует о развитости мышечной системы. Коррекционное воздействие создает предпосылки для формирования осанки и свода стоп, брюшных мышц. В процессе коррекционной работы использование физических упражнений, направленных на укрепление мышц спины, стопы и брюшного пресса, дает возможность решить проблему физического воспитания детей дошкольного возраста: гармоничное развитие скелетных мышц.

В ходе исследования выявлено, что после внедрения коррекционно-оздоровительной работы, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы, нарушения осанки наблюдаются у 42% детей, а уплотнение свода стопы у 25% дошкольников, что свидетельствует о положительном влиянии коррекционно-оздоровительного направления для коррекции и профилактики отклонений в физическом развитии детей.

Известно, что здоровье ребенка во многом зависит от правильной организации в ДОО воспитательно-образовательной работы по охране, укреплению и коррекции физического здоровья дошкольника. Поэтому проблема оздоровления детей, снижения общей заболеваемости должна решаться целенаправленно систематически спланированной работой педагогического коллектива образовательного учреждения на научной основе, с опорой на диагностические методики и коррекционную работу, при совершенствовании методов и приемов педагогического взаимодействия с личностью дошкольника, позволяя сделать воспитательно-образовательный процесс эффективным и управляемым. При этом основополагающим принципом коррекционно-оздоровительной работы является раннее выявление и коррекция отклонений в состоянии здоровья и в физическом развитии дошкольников, что дает возможность спланировать коррекционно-оздоровительную работу с целью ослабления или предотвращения последствия того или иного отклонения в развитии дошкольника. Именно такой подход к оздоровлению детей поможет вырастить здорового человека, способного активно участвовать в жизни общества [4].

Неотъемлемой частью нашей педагогической работы является охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре предусмотрены диагностические действия узких специалистов детской поликлиники.

Прежде всего, большое внимание уделяется диагностике выявления отклонений в состоянии здоровья и в физическом развитии детей. При этом коррекционно-оздоровительная работа направлена на формирование правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, на развитие физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости и силы, а также на приобщение к здоровому образу жизни и развитие интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию морально-волевых качеств личности дошкольника.

Определяя содержание коррекционно-оздоровительной работы с ослабленными детьми, мы опирались на следующие положения:

- здоровье ребенка − это эталон и практически достижимая норма детского развития;

- здоровый ребенок − это целостность телесно-духовного организма;

- оздоровление − это форма развития психофизических возможностей дошкольников;

- результативность коррекционно-оздоровительной работы − это объединение психолого-педагогических и медицинских методов.

Эти положения помогли в создании творческой деятельности с детьми, протекающей в форме живого, насыщенного эмоционального контакта, который является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка. И, прежде всего, принять необходимость развития творческого воображения в процессе коррекционно-оздоровительной работы, так как развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками, повышающим ее эффективность [5].

Основополагающим для работы явилось высказывание выдающегося ученого В.А. Запорожца о том, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

Следовательно, есть необходимость в формировании осмысленной моторики, как внешнего условия для усвоения правильных поз, положений тела (осанка), осознания техники выполнения определенных движений. Причем осмысленная моторика лежит в основе навыков рационального дыхания и тесно связана с работой детского воображения. Вместе с тем практическая работа показала: эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела, как самостоятельно действующими «лицами».

Таким образом, внутренние и внешние условия построения коррекционно-оздоровительной работы с детьми тесно переплетаются [6].

Одним из условий продуктивной работы с ослабленными детьми является достижение оздоровительных эффектов преимущественно опосредованным способом - через работу с психомоторной сферой ребенка.

Результат обеспечивается, во-первых, при организации системы оздоровительных мероприятий на двигательной игровой основе, а во-вторых, при создании условий самокоррекции психосоматического состояния. Благодаря этому ребенок становится подлинным субъектом коррекционно-оздоровительной работы, полноправно разделяя эту функцию со взрослыми.

Все эти условия являются отправной точкой для составления комплексов упражнений, нацеленных на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, на коррекцию осанки, на отбор и модификацию спортивных, музыкально-ритмических, дыхательных и звуковых упражнений, подвижных игр и процедур закаливания. Так, например, результативность массажа увеличивается благодаря включению в него игровых моментов, связанных с активизацией воображения. Умение держать равновесие хорошо закрепляется при индивидуальном или совместном кружении в образе снежинок, волчка, осеннего листика [7].

Необходимым условием эффективности и достижения комплексности коррекционно-оздоровительной работы с ослабленными детьми является ее организация на базе единых взаимосвязанных принципов работы:

- обеспечение оздоровительного режима;

- организация двигательной активности с преобладанием динамических упражнений;

- реализация системы эффективного закаливания;

- коррекция и профилактика отклонений в физическом развитии детей;

- повышение уровня физической подготовленности;

- использование развивающих форм коррекционно-оздоровительной работы.

Известно, что физиологические системы организма дошкольника имеют относительно небольшие резервы, что важно учитывать при дозировке интенсивности закаливающих процедур. Срыв адаптации опасен для ребенка, так как может проявляться ухудшением состояния здоровья и самочувствия ребенка, отрицательным отношением к физическому воспитанию. Чтобы не допускать срыва адаптации к закаливающим процедурам, при работе с детьми мы руководствовались следующими правилами:

- осуществлять закаливание только при полном здоровье ребенка;

- соблюдать систематичность и последовательность при проведении закаливания.

Анализ состояния практики показал, что здоровье дошкольника во многом зависит от правильной организации воспитательно-образовательного процесса по охране, укреплению и коррекции состояния здоровья детей в дошкольном учреждении. Поэтому коррекционно-оздоровительную работу организовываю как систематически спланированное воздействие на личность дошкольника, что делает процесс оздоровления и коррекции эффективным и управляемым.

Принимая во внимание запрос педагогической практики и актуальность работы с детьми с отклонениями в состоянии здоровья, в нашем дошкольном учреждении была организована группа здоровья «Крепыш», которую посещают дети старших и подготовительных групп с такими отклонениями в состоянии здоровья, как:

- нарушение формирования осанки (сутулость);

- пониженный тонус мышц брюшного пресса (пупочная грыжа);

- нарушения формирования правильного свода стоп (плоскостопие).

Наши наблюдения на практике показали, что ребята, регулярно посещающие коррекционно-оздоровительные занятия, зрительно выделяются на общегрупповых физкультурных занятиях:

- комплексы общеразвивающих упражнений они выполняют правильно и красиво, так как координированность движений, пластичность и грациозность успешно развиваются на занятиях в группе здоровья «Крепыш»;

- упражнения на развитие равновесия даются ребятам значительно легче, так как мышцы туловища постоянно тренируются в силовой выносливости в процессе коррекционных упражнений;

- дети эффективнее выполняют прыжковые упражнения вследствие целенаправленной работы над укреплением связочно-мышечного аппарата голеностопного сустава и мелких мышц стоп;

- силовая выносливость мышечной системы брюшного пресса значительно наращивается;

- дети, посещающие коррекционно-оздоровительные занятия, реже болеют простудными заболеваниями, так как на занятиях происходит адаптация ступней кожи стоп к пониженной температуре пола, т.е. к переохлаждению в целом.

Анализ влияния корригирующих упражнений и оздоровительно-профилактических игр при осознанном понимании дошкольником смысла коррекционной деятельности выявил положительные изменения в состоянии здоровья и в формировании элементов здорового образа жизни:

- формируются и закрепляются навыки правильной осанки;

- укрепляется в целом организм и повышается сопротивляемость к простудным заболеваниям;

- расширяются представления детей о методах закаливания собственного организма, а также о физических упражнениях, укрепляющих мышечную систему опорно-двигательного аппарата в целом;

- формируются основы здорового образа жизни;

- прививается интерес к корригирующим упражнениям;

- развиваются познавательные интересы к приемам укрепления и сохранения собственного здоровья [8].

Важно заметить, что во время занятий для успешного выполнения многочисленных коррекционно-оздоровительных задач с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и отставания в физическом развитии, необходимо создавать атмосферу доброжелательности, психологического комфорта и душевного равновесия детей, что позволяет достичь максимального эффекта от использования коррекционных методов и приемов работы.

Для того чтобы коррекционно-оздоровительное направление было эффективным не только для укрепления здоровья детей, но и способствовало достижению высокого уровня физической подготовленности, осуществлялась исследовательская деятельность.

Сравнительный анализ количественных данных дошкольников показал положительную динамику в развитии силовой выносливости мышц брюшного пресса, прыгучести (развитие подвижности голеностопного сустава, укрепление мышц голени и мелких мышц стопы), умения удерживать статическое равновесие (укрепление мышечного корсета позвоночника). Целенаправленная и систематическая работа над развитием силы определенных групп мышц (спины, пресса, голеностопного сустава и мелких мышц стопы) содействовала росту высокого уровня физической подготовленности у дошкольников, регулярно посещающих коррекционно-оздоровительные занятия.

Этот факт свидетельствует об эффективности и целесообразности работы в коррекционно-оздоровительном направлении со старшими дошкольниками, имеющими нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата, так как определенный в процессе диагностики высокий уровень физической подготовки дошкольника говорит не только о высоком уровне сформированности двигательных умений и физических качеств, но и о состоянии здоровья ребенка.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что в результате осуществления коррекционно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками происходят положительные изменения в их физическом развитии. Наблюдается улучшение физического развития детей, повышаются работоспособность и выносливость к физическим нагрузкам, отмечаются позитивные сдвиги в эмоционально-волевой сфере. Выполнение коррекционных упражнений и игровых оздоровительных заданий развивает внимание, старательность, самоконтроль, а, следовательно, сознательное отношение к сохранению и укреплению собственного здоровья, что позволяет ребенку планомерно продвигаться по индивидуальному маршруту развития.


Библиографическая ссылка

Гучетль А.А., Артеменко С.Г. КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28635 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674