Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМОРАЗВИТИЕМ СТУДЕНТА ВУЗА

Неволина В.В. 1 Воробьев В.К. 2 Белоновская И.Д. 2
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет»
2 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
В статье обоснована актуальность и проведено экспериментальное исследование стратегий и технологий управления профессиональным саморазвитием современного студента. Исследование выполнено в рамках высшего образования. Целью исследования являлось определение основных ориентиров в выработке стратегий профессионального саморазвития и видов технологий, обеспечивающих управляемое целенаправленное позитивное саморазвитие будущих профессионалов. На основе теоретического анализа разработано понятие «профессиональное саморазвитие современного студента». В ходе эксперимента на основе мнения преподавателей и студентов определены характеристики профессионального саморазвития современного студента: приоритетность объективности, социальной значимости в выборе профессиональных решений и действий; инициативность, оперативность и грамотность учебно-профессиональных действий; профессиональная ответственность; уверенность в позитивных гуманных результатах, ориентация на здоровый образ жизни. Экспериментальное исследование профессионального саморазвития современного студента проведено с использованием авторской анкеты «Мои ресурсы и дефициты саморазвития». Вопросы анкеты соответствуют критериям уровней профессионального саморазвития. Установлено три уровня профессионального саморазвития, полученные в результате констатирующего эксперимента на основе наблюдений за студентами, анкетирования и бесед, а также мнений преподавателей вузов. Обсуждаются результаты анкетирования, предложены методы управления профессиональным саморазвитием современного студента.
профессиональное саморазвитие студента
технологии управления
управление профессиональным саморазвитием
потенциал современного вуза
1. Амиров А.Ф., Амирова Л.А. Трехпарадигмальная основа системы профессиональной социализации студентов в высшей школе // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20. С. 108-113.
2. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Стратегии повышения эффективности профессионального самоопределения обучающихся // Университетский округ МГПУ – интеграция науки, образования и практики: материалы межрегиональной конференции (Москва, 03-05 мая 2017 г.). М., 2017. С. 50-61.
3. Баранов В.В., Белоновская И.Д., Чепасов В.И. Факторный анализ как инструментарий педагогического знания о процессах саморазвития студента университетского комплекса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138). С. 21-27.
4. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. М.: МПГУ, 2017. 268 с.
5. Ваганова Н.О., Лопаткин В.М. Системные эффекты университетских комплексов // Образование и наука. 2017. № 2. С. 89-101.
6. Андреев В.И. Концепция, законы и идеология гарантированного качества образования на основе творческого саморазвития человека (акмеоквалитология образования). Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 296 с.
7. Асмолов А.Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама. 2016. № 1. С. 6-8.
8. Богуславский М.В. Научные основы историко-педагогической экспертизы инноваций в образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1(28). С. 9-17.
9. Веселов И.Н., Мальцева А.А., Лельчицкий И.Д. Система управления кластером практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников вуза на базе краудсорсинговой онлайн-платформы // ОТО. 2017. № 2. С. 287-295.
10. Волкова Е.Н., Вереитинова Т.В., Дмитриева В.А., Михалюк О.С. Проблемы социализации российской молодежи: социальные риски и девиации // Петербургский психологический журнал. 2016. № 15. С. 70-91.
11. Деркач А.А. Субъект: формы, механизмы и пути развития: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2011. 372 с.
12. Неволина В.В. Научно-методическая лаборатория саморазвития: педагогическое сопровождение и поддержка // Современное образование. 2018. № 3. С. 9-15. [Электронный ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_26883.html (дата обращения: 02.02.2019). DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.26883.
13. Неволина В.В., Белоновская И.Д., Баранов В.В. Профессиональное саморазвитие личности в современном образовательном пространстве: монография. М.: Перо, 2017. 200 с.
14. Губина Е.В. Философия саморазвития человека. Казань: Казан. ун-т, 2015. 73 с.
15. Абакумова И.В., Годунов М.В., Белова Е.В. Развитие представлений о смыслообразующих стратегиях личности в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 5. С. 13-16. DOI: 10.23672/SAE.2017.5.6050.

Мировые тенденции социального развития обострили потребность в активном профессиональном саморазвитии современного студента для непрерывного освоения новых компетенций. Профессиональное саморазвитие студента обусловливается и прогнозируется вызовами современного общества. Социальные приоритеты определяют специфику современного образования, ориентированного на перспективные потребности, представленные в прогностических моделях профессионала.

Исследование управления профессиональным саморазвитием современного студента является проблемой профессиональной педагогики. Установление структурных компонентов данного феномена обуславливает направления исследования стратегий и технологий его управления в профессиональном образовании. Проблема заключается в недостаточной разработанности средств исследования компонентов профессионального саморазвития современного студента.

Целью работы является экспериментальное исследование уровня профессионального саморазвития современного студента для определения путей его управления в условиях вуза.

Актуальность. Социально-экономические тенденции реформирования системы образования обусловливают обновление профессиональной подготовки студентов. Требуется специалист, реализующий позитивные современные стратегии профессионального саморазвития. Социальный заказ на подготовку студента, готового к профессиональному росту и самореализации, ориентирует на управление профессиональным саморазвитием студента. Модернизация профессионального образования направлена на преодоление возникающих затруднений при реализации инновационных разработок, прогностической оценке перспектив для активного и самостоятельного освоения новых компетенций.

Материалы и методы исследования. В теории и методике профессионального образования в аспекте рассматриваемой проблемы обычно анализируется базовое понятие исследования, характеризуются компоненты профессионального саморазвития студента и критерии их сформированности, выявляются способы управления профессиональным саморазвитием современного студента.

Интерес к проблеме управления профессионального саморазвития обусловлен развитием социокультурного феномена студенчества. В этот период происходит активное личностное самопознание и профессиональное самоопределение, реализация жизненных стратегий, освоение профессиональной деятельности, профессиональная социализация [1; 2]. Именно в процессе профессиональной подготовки происходит освоение традиционных и инновационных моделей профессионального поведения [3; 4].

Профессиональное образование определяет овладение студентом конкретными знаниями и общенаучными методами познания, а также минимизацию рисков профессионального саморазвития студента [5-7]. Так, на первом курсе происходит формирование самосознания. Студенты часто испытывают затруднения в самоорганизации, предпочитают работать под руководством преподавателей, в том числе на производственной практике. Следовательно, необходима организованная система управления в направлении развития самосознания, рефлексии и эмпатии, профессионального моделирования. Затем происходит формирование профессиональных намерений, знаний и умений, развитие креативности, рефлексивности, саморегуляции. Фрагментарно сформированное самосознание и умения самоорганизации проявляются ситуативно, в зависимости от условий учебно-профессиональной деятельности. Отмечается способность к самостоятельной постановке и профессиональному решению задач. В дальнейшем происходит освоение новых способов действия, повышение уровня самоорганизации и самоуправления. Профессиональная деятельность проявляется в потребности в самосовершенствовании.

В последнее десятилетие управление различными процессами саморазвития студента стало предметом психолого-педагогических исследований [8-10]. Определим признаки педагогического управления: активное и целенаправленное влияние; деятельностная природа, наличие определенной траектории, в соответствии с которой обеспечивается управление; взаимодействие всех субъектов (преподавателей, кураторов студентов, психологов, тьюторов); мониторинг, определяющий направления деятельности [11; 12]. Уточним, что педагогическое управление обеспечивает конструктивную деятельность педагога в процессах побуждения студентов к профессиональному саморазвитию. Педагогическое управление имеет временной отрезок воздействия и зависит от цели. Характер педагогического управления связан с конкретным процессом. При педагогическом управлении деятельность педагога регламентируется нормативно заданными положениями.

Базовым понятием нашего исследования выступает: профессиональное саморазвитие современного студента, которое представляет собой профессионально-личностный феномен, обеспечивающий готовность студента к осознанию социальной значимости профессиональной деятельности, профессиональных ценностей, к постоянному самосовершенствованию, разработке проектов профессионального роста [13; 14].

Для определения характеристик профессионального саморазвития студента был определен «пилотный» вариант описания профессионального саморазвития студента. Затем преподавателям и студентам были предложены опросники с перечнем таких характеристик. Отобранные формулировки были обобщены и повторно рассмотрены. Было установлено, что профессиональное саморазвитие современного студента характеризуется приоритетностью объективности, социальной значимости в выборе профессиональных решений; инициативностью, оперативностью и грамотностью учебно-профессиональных действий; профессиональной ответственностью; уверенностью в позитивных гуманных результатах действий, ориентацией на здоровый образ жизни.

Обоснование компонентов профессионального саморазвития было определено на результатах психолого-педагогических исследований, которые рассматривают отношение к учебе, мотивационно-волевые компоненты, ценностные ориентации, целеполагание; представления о профессии, ценностный и личностный компоненты, элементы профессиональной готовности: мотивационно-ценностный, когнитивный, конструктивно-деятельностный, рефлексивный компоненты [14]. Данные характеристики позволяют выделить наличие мотивов, ценностей, знаний, умений и оценок, определяющих специфику профессионального саморазвития студента. Нами разработана структура профессионального саморазвития студента, которая включает мотивационно-ценностный, информационно-гностический, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты.

В России необходимость профессионального саморазвития студента отражена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», государственной программе РФ «Развитие образования» на 2018–2025 гг., требованиях профессиональных стандартов.

Современный вуз обладает значительным потенциалом для профессионального саморазвития студента, интегрирует традиции и современные тенденции развития науки; возможность постоянного профессионально-личностного роста будущего специалиста; теорию и практику, персонифицированную в научно-педагогических ресурсах преподавателей; инновационно насыщенную среду; современные сетевые информационные и образовательные технологии. В современных условиях все большее значение приобретают практика непрерывного образования, разработка и реализация стратегий профессионального саморазвития [15]. Это предполагает необходимость продумывать направления профессионального саморазвития, выбирать способы, уровни и направления подготовки.

Методы исследования. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы и учебно-методического обеспечения), констатирующие (анализ отечественного и зарубежного опыта профессионального саморазвития), прогностические (проектирование, форсайт-технологии, моделирование), экспериментальные (наблюдение, опрос, анкетирование, экспертиза, мониторинг), математические (факторный анализ).

Исследование проводилось на базе ОГУ, ОрГМУ. Анкетирования, проведенные нами среди студентов 1–4-х курсов разных специальностей, выявили особенности их ценностных ориентаций, мотивационные установки, нашедшие отражение в их стратегиях профессионального саморазвития.

Структура анкеты (таблица) разрабатывалась в предположении, что профессиональное саморазвитие студента включает качества, которые возможно объединить в компоненты: мотивационно-ценностный, информационно-гностический, деятельностный, рефлексивно-регулятивный.

Инструкция. Оцените свои возможности в саморазвитии. Отвечая на вопросы анкеты, обведите нужную оценку в клетке таблицы. Положительные факты и оценки отмечаются по шкале «+», а отрицательные, негативные факты и оценки отмечаются по шкале « - ».

Фрагмент анкеты «Мои ресурсы и дефициты саморазвития»

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов анкетирования показал три уровня профессионального саморазвития студента.

Для низкого уровня профессионального саморазвития характерен слабый познавательный интерес, отсутствует ценностное отношение к профессии, преобладают узколичностные мотивы, знания о способах профессионального саморазвития не систематизированы. Не сформировано представление о целеполагании при решении учебно-профессиональных задач. Не систематично владеют средствами и технологиями саморазвития, не систематично анализируют собственную деятельность, затрудняются при проектировании стратегий профессионального саморазвития (26%).

Средний уровень характеризуется познавательным интересом к учебной деятельности, преобладанием социальных мотивов. Такие студенты имеют достаточные знания об особенностях профессионального саморазвития. Сформировано целостное представление о целеполагании при решении учебно-профессиональных задач. В целом успешно умеют формулировать цели и разрабатывают стратегии профессионального саморазвития, демонстрируют навыки планирования в учебно-профессиональной деятельности. В целом анализируют собственное поведение, владеют умениями самопроектирования, разработки стратегий и проектов профессионального роста, осознают ответственность за грамотность учебно-профессиональных действий (59%).

К респондентам, имеющим высокий уровень профессионального саморазвития (15%), мы отнесли тех, у кого ярко выражен познавательный интерес к учебно-профессиональной деятельности, синтез социальных и личностных ценностей. Такие студенты успешно умеют формулировать цели, применять приемы планирования в учебно-профессиональной деятельности. Умеют выстраивать стратегии профессионального саморазвития, анализировать собственную деятельность. Используют навыки самопроектирования; осознают собственные качества в контексте проектов профессионального роста.

Результаты проведенного экспериментального исследования были обсуждены с преподавателями, кураторами и студентами ОГУ, ОрГМУ.

Проведенное обсуждение результатов эксперимента выявило недостаточный уровень профессионального саморазвития. Такое мнение высказали 68% преподавателей вуза и 24% кураторов, 17% студентов. Среди мер, которые могут содействовать управлению профессиональным саморазвитием современного студента, были предложены такие, как изучение нормативной документации, проведение деловых игр для обучения профессиональной этике, семинаров и мастер-классов по саморазвитию, веб-квестов, форсайт-технологий, коучинг-технологий.

Выводы. Проведенное исследование определяет актуальность управления профессиональным саморазвитием современного студента, что обусловлено вызовами современного социума, обновлением нормативной документации, а также расширением и активным внедрением цифровизации и современных технологий. Следовательно, управление профессиональным саморазвитием современного студента является индикатором объективного разрешения проблемных ситуаций, снижения риска профессиональной стагнации, а также успешной реализации социально-профессиональных проектов. Исследование позволяет уточнить сущность понятия «профессиональное саморазвитие современного студента», выявить его структуру и основные характеристики. Экспериментальное исследование устанавливает особенности ценностных ориентаций современных студентов, нашедшие отражение в их профессиональном саморазвитии. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило актуальность поиска стратегий и технологий управления профессиональным саморазвитием современного студента.


Библиографическая ссылка

Неволина В.В., Воробьев В.К., Белоновская И.Д. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМОРАЗВИТИЕМ СТУДЕНТА ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28620 (дата обращения: 17.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074