Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ФГАОУ ВО «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.К. АММОСОВА»)

Яковлева С.С. 1 Корнилова Е.Н. 1
1 ФГАОУ ВО "Северо-Восточный университет им. М.К. Аммосова"
В данной статье рассматривается проблема снижения интереса подрастающего поколения к истории и культуре Отечества, которая проявляется предпочтением зарубежной культуры в молодежной среде. Авторами обосновывается идея о том, что в процессе воспитательной работы в вузе преследуется цель гармоничного развития личности, в том числе – патриотического воспитания. Патриотическое воспитание подразумевает формирование структурных компонентов патриотизма у обучающихся – когнитивного, эмоционального и деятельностного. Целью данного исследования является раскрытие содержания воспитательной работы по патриотическому воспитанию студентов вуза (на примере Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова). Для достижения цели авторы использовали необходимые теоретические и практические методы исследования. В рамках исследования в практику воспитательной работы вуза был внедрен план мероприятий по патриотическому воспитанию. На основании анализа результатов исследования авторами была выявлена положительная динамика в уровнях сформированности когнитивного компонента патриотизма у испытуемых. В результате исследования у обучающихся значительно обогатились знания об Отечестве, культуре, традициях Родины, государственной символике, выдающихся деятелях. Новизна исследования состоит в обновлении содержания патриотического воспитания, которое заключается в применении целей, задач, технологий, приемов, учитывающих современные политические реалии общества. Перспективы данного исследования видятся авторами статьи в дальнейшем обогащении содержания воспитательной работы по патриотическому воспитанию студентов вуза.
патриотизм
патриотическое воспитание
воспитательная работа
отечество
родной край
народная культура
традиции
государственная символика
1. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. № 6. С. 2-7.
2. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: дис. ... докт. пед. наук. Тамбов, 2009. 435 с.
3. Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: дис. ... докт. пед. наук. Якутск, 2009. 326 с.
4. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания [Электронный ресурс]. URL: http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193922984&archive=1194448667&start_from=&ucat=& (дата обращения: 17.02.2019).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). М.: Проспект, 2013. 160 с.
6. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: https://fzakon.ru/ukazy-prezidenta/ukaz-prezidenta-rf-ot-07.05.2018-n-204/ (дата обращения: 07.02.2019).
7. Хамматова С.А., Миннибаев Е.К. Приоритетные направления развития российского образования // Вестник ВЭГУ. 2015. № 1. С. 72-76.

В процессе подготовки конкурентоспособных специалистов особое внимание должно быть уделено формированию личностных качеств студентов, необходимых не только для эффективной профессиональной деятельности, но и для жизни в обществе.

В современном обществе наблюдается вестернизация культуры, утрачивается или ослабевает связь индивида с этнокультурными традициями малой и большой Родины. У современной молодежи вопросы патриотического воспитания порой считаются устаревшими, и молодые люди могут потерять важные для их личностного развития социальные ориентиры.

Стратегической целью современного педагогического образования является «воспитание личности, гражданина, человека гуманистической и духовно-нравственной ориентации, педагога, владеющего современным антропологическим знанием, понимающего ребенка, умеющего с ним работать» [1].

Педагог, обладающий указанными качествами, способен воспитать новое поколение людей, умеющих взаимодействовать в коллективе, способных защищать и отстаивать точку зрения, верных своим принципам, воспитанных на патриотических идеалах.

Актуальность данного исследования обосновывается важностью акцентирования вопросов патриотической направленности воспитательной работы вуза при подготовке бакалавров, так как воспитание полноценной личности не заканчивается на ступени школьного образования, а имеет продолжение и в вузовском образовании.

Изучение патриотизма явилось темой исследования многих ученых, государственных деятелей – Сократа, Демокрита, Я.А. Коменского, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского и др.

В современных диссертационных исследованиях по патриотическому воспитанию молодежи (А.Н. Вырщиков, К.С. Гаджиев, О.С. Газман, Ф.Б. Горелик, И.А. Ильин, В.А. Кобылянский, K.M. Никонов, Г.И. Школьник и др.) рассматриваются вопросы о развитии гражданственности и патриотизма среди молодежи. Актуальной является необходимость разработки общенациональных проектов по проблемам патриотизма в современной России [2].

Ближе всего к теме данного исследования находятся работы В.В. Гладких, В.В. Пионтковского, посвященные патриотическому воспитанию молодежи, внедрению патриотизма через систему образования субъекта страны [3].

Патриотизм определяется как совокупность высших качеств личности, таких как любовь к Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность.

Формирование личности человека происходит в трех его наиболее важных сферах жизни – сознании, отношениях и деятельности. Патриотизм в первую очередь должен проявляться в патриотических поступках, социальной активности [4].

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлены принципы «гуманистического характера образования, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [5].

В соответствии с национальными целями, определенными Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», приоритетным направлением государственной политики является образование. Необходимо обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации [6].

Таким образом, обобщающий анализ степени разработанности проблемы исследования показывает, что во всех уровнях образования Российской Федерации должна выполняться стратегическая задача формирования российской гражданской идентичности на основе ценностей патриотизма как национальной идеи, объединяющего начала.

В этой связи целью нашего исследования является раскрытие содержания воспитательной работы по патриотическому воспитанию студентов вуза (на примере Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова).

Материал и методы исследования. Экспериментальной базой нашего исследования является Педагогический институт Федерального Государственного автономного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (СВФУ). Одним из основных направлений деятельности в СВФУ является воспитательная работа со студентами. В рамках воспитательной работы проводятся мероприятия по адаптации первокурсников (семинары, тренинги, конференции и др.), культурно-творческие мероприятия (конкурсы, смотры художественной самодеятельности, выставки и т.д.). Перечисленная работа активизирует самостоятельность, инициативность и личностное развитие студенческой молодежи.

 Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование, направленное на повышение уровня личностных качеств у студентов (патриотических убеждений, мировоззрения, адекватного отношения к сверстникам и старшему поколению) в процессе воспитательной работы вуза.  

В целях основательного исследования проблемы нами были изучены нормативно-правовые акты, теоретические источники, исследования ученых.

 Исследование было проведено с сентября 2016 г. по май 2018 г. (2016–2017, 2017–2018 учебные годы). В эксперименте приняли участие студенты 1–2-го курсов кафедры дошкольного образования и кафедры специального (дефектологического) образования. Выборку участников определили идентичность содержания воспитательной работы в выбранных группах и их количественная характеристика. Также учитывалась социальная характеристика студентов. Для этого были изучены социальные паспорта студентов всех групп. По итогам анализа социальных паспортов были выбраны две похожие группы с почти одинаковым составом малоимущих семей, полных или неполных семей. В экспериментальную и контрольную группы были включены 60 студентов 1-го и 2-го курсов (табл. 1).

Таблица 1

Состав экспериментальной и контрольной групп

Экспериментальная группа

Кол-во человек

Контрольная группа

Кол-во человек

ДО-16

30

БА-ЛО-16, БА-ЛО-17

30

 

Для достижения целей мы использовали следующие методы исследования: анализ педагогических, философских исследований, нормативных документов, диссертаций по патриотическому воспитанию молодежи; педагогическое моделирование; эмпирические методы – анкетирование, беседу, изучение передового педагогического опыта в работе со студентами, педагогический эксперимент, статистические методы обработки результатов.

Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление у испытуемых уровня развития системы знаний о сущности патриотизма (когнитивного компонента), эмоционально-мотивационного компонента патриотизма, уровни сформированности поведенческого компонента патриотизма. Констатирующий этап показал, что большинство студентов (93%) называют себя патриотами, гордятся своей страной (высокий или средний уровень эмоционально-мотивационного компонента), при этом, к примеру, не все могут вспомнить основные факты из истории родины (низкий уровень когнитивного компонента), проявляют готовность служить интересам родины (поведенческий компонент). Следует добавить, что часть студентов (7%) не смогли назвать себя патриотами своей родины. Для них не важно, что происходит в стране, и они склонны к проявлению заботы больше о своем личном благополучии. Таким образом, существует проблема для ее разрешения – повысить уровень представлений о патриотизме у студентов педагогического вуза, привлекая их к социально значимой деятельности.

Основными индикаторами наличия патриотических качеств у испытуемых являются уровни сформированности трех компонентов патриотизма – «когнитивного (Г.Н. Мусс, Б.П. Битинас, Б.Т. Лихачев), эмоционально-мотивационного (А.А. Глебов, Э.В. Ильенков, С.А. Хамматова, И.Т. Фролов) и деятельностного (И.В. Бестужев-Лада, Р.Г. Яновский)» [7].

Основным индикатором уровня развития патриотизма выступает когнитивный компонент. Уровень данного компонента является показателем сформированности у испытуемых представлений об истории и культуре родины, осведомленности студентов о родном крае, известных личностях, внесших вклад в становление и развитие страны.

Уровень эмоционально-мотивационного компонента характеризует обучающегося в сфере его отношения к родине: отмечаются проявление чувства гордости за достижения соотечественников, высокая оценка культуры, традиций, ценностей родины.

Деятельностный компонент выступает индикатором готовности студента выполнять деятельность в интересах социума, Отечества. О высоком уровне развития деятельностного компонента патриотизма свидетельствуют активное участие студенческой молодежи в общественно значимых мероприятиях, их желание приносить пользу обществу и альтруистические мотивы к действиям по улучшению социальных условий.

На формирующем этапе с учетом полученных данных нами был разработан план воспитательной работы со студентами педагогического института. Данная работа была направлена на развитие компонентов патриотизма в экспериментальной группе (табл. 2).

Таблица 2

Мероприятия по патриотическому воспитанию в 2017/ 2018 уч. году

п/п

Название

мероприятия

Содержание

мероприятия

Дата

проведения

1.

День города

Викторина «Здравствуй, Якутск!»

Сентябрь

2.

Осенний город

Фотоконкурс в социальных сетях

Сентябрь

3.

День государственности Республики Саха (Якутия)

Экскурсия в Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского

Сентябрь

4.

День государственности Республики Саха (Якутия)

Экскурсия к монументу Дежневу и Абакаяде, монументу Петру Бекетову, памятнику Святителю Иннокентию и др.

Сентябрь

5.

День государственности Республики Саха (Якутия)

Возложение цветов к памятнику Г.И. Чиряеву

Октябрь

6.

День государственности Республики Саха (Яку-тия)

Встреча студентов с народным депутатом А.А. Григорьевой. Обсуждение основных проблем молодежи и студентов

Ноябрь

7.

385-летие вхождения Якутии в состав Российского государства

Участие в конференции, посвященной Дням РС (Я) в г. Москва, посвященной 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, 95-летию образования Якутской АССР и 25-летию Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).

Экскурсия в Национальный художественный музей

 

Декабрь

8.

Декада родного языка и письменности в СВФУ, посвященная 125-летию П.А. Слепцова-Ойунского и 120-летия

А.А. Иванова-Кундэ

Общеуниверситетский диктант

по якутскому и русскому языку

ГУК СВФУ

Февраль

9.

Акция в память о погибших детях на пожаре в г. Кемерове

Возложение цветов, свечей и игрушек на площади

Март

10.

Эстафета добра

Вовлечение студентов в добровольческую деятельность, направленную на решение социально значимых проблем

Апрель

11.

Конкурс сочинений «Моя победа»

Конкурс сочинений

Май

12.

Возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату

Организация возложения цветов студентами, приуроченного ко Дню Победы

Май

13.

Экскурсия в этнографический комплекс «Чочур Муран»

Ознакомление с бытом и традициями народа саха, посвященное национальному празднику

Июнь

14.

День флага РФ

Организация флеш-моба на площади педагогического института

Июнь

15.

День России

Кураторские часы

Июнь

 

Для развития когнитивного компонента эффективной формы работы, на наш взгляд, полезны экскурсии по достопримечательностям города или села. Так, в декабре 2017 г. была организована экскурсия в Национальный художественный музей, Галерею А.Н. Осипова, театры города Якутска. Картины А.Н. Осипова представлены не только в Национальном художественном музее Якутии, но и в Третьяковской галерее в Москве, в Русском государственном музее в Санкт-Петербурге.

В целях развития деятельностного и эмоционального компонентов патриотизма в рамках мероприятия «Эстафета добра» студенты оказывали помощь многодетным, неполным семьям, ветеранам, детям с ограниченными возможностями. Студентами были организованы благотворительные акции в дошкольных образовательных организациях ГО «Город Якутск» (МБДОУ № 43 «Улыбка», МБДОУ № 1 «Звездочка», МБДОУ № 2 «Олененок»).

Результаты исследования и их обсуждение. В мае 2018 г. мы осуществили  диагностику изменений в уровне сформированности компонентов патриотизма за время проведения воспитательной работы со студентами по разработанному плану. Были выявлены существенные изменения в показателях сформированности когнитивного компонента в экспериментальной группе (табл. 3).

Таблица 3

Изменение уровня сформированности когнитивного компонента (экспериментальная группа)

 

Уровни

Констатирующий эксперимент

 

Контрольный эксперимент

 

Низкий

16%

4%

Средний

60%

55%

Высокий

24%

41%

 

Результаты контрольного эксперимента позволяют наблюдать положительную динамику в уровнях сформированности компонентов патриотизма у испытуемых, и можно утверждать, что работа проведена успешно.

Отличный результат отслеживается на примере 1 испытуемого с высокими данными. В начале констатирующего эксперимента он имел низкие показатели сформированности когнитивного и средние показатели деятельностного компонентов патриотизма, т.е. отмечались трудности со знанием истории родины, народа, осознанием значимости этих знаний как личностных ценностей. Сформированность когнитивного компонента у данного испытуемого повысилась на 17%. По данным контрольного эксперимента у этого студента наблюдаются существенные изменения: он уже достаточно хорошо знает основные факты о родном крае, своем народе, положительно относится к этим фактам, убежден в их значимости, проявляет готовность к деятельности в интересах Отечества.

Выводы. Таким образом, процесс формирования патриотических убеждений, мировоззрения у студенческой молодежи в ходе воспитательной работы вуза необходимо осуществлять по следующим направлениям:

  • формирование знаний и представлений о сущности и значимости патриотизма в современном мире;
  • формирование эмоционального отношения к малой родине, Отечеству;
  • формирование культуры поведения и деятельности, отвечающей интересам семьи, общества и государства.

В нашем исследовании затронуты проблемы развития личности студенческой молодежи в аспекте патриотического воспитания, одного из важных направлений воспитательной работы в вузе. Современный мир требует изменений и новых подходов к воспитанию подрастающего поколения не только в аспекте информатизации, но и в духовно-нравственном контексте. Возрастает роль воспитания на основе ценностного восприятия окружающей действительности, поэтому важна подготовка патриотически настроенной молодежи. Особенно актуальна эта задача для будущих педагогов.


Библиографическая ссылка

Яковлева С.С., Корнилова Е.Н. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ФГАОУ ВО «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.К. АММОСОВА») // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28610 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674