Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Троицкая Е.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
В статье представлены результаты реализации подготовительного этапа экспериментальной работы по формированию и развитию эмоционального интеллекта педагогов и школьников. Показано, что эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определено, что развитие эмоционального интеллекта педагога является залогом эффективности процесса обучения. Описаны цели и задачи экспериментальной работы общеобразовательной школы № 1 п. Ставрово Владимирской области по созданию условий для развития эмоциональной компетентности педагогов школы. Сформулированы гипотеза и методы исследования. Описаны этапы и основные мероприятия по реализации экспериментальной работы. Представлены целевые группы, участвующие в эксперименте. Описаны результаты проведения подготовительного этапа. Отдельно описана методика исследования восприятия школьниками педагогов в аспекте их профессиональных и личностных качеств. Проанализированы результаты исследования. Выявлено наличие проблемы недостаточного развития эмоциональной компетентности педагогов школы, которая негативно сказывается на эффективности процесса обучения. Выявлена группа качеств эмоционально-волевой сферы педагогов, недостаточная степень развития которых препятствует формированию необходимого уровня эмоциональной компетентности. Описаны также методика и результаты исследования эмоционального интеллекта школьников. Выявлена зависимость уровня развития различных составляющих эмоционального интеллекта школьников от возраста и пола.
эмоциональный интеллект
эмоциональная компетентность
профессиональные качества
личностные качества
1. Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект как управленческая компетенция // Философия образования. 2012. № 6. С. 244-250.
2. Шнайдер М.И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта// Гуманизация образования. 2016. №6. с. 58-64.
3. Хакимова Е.К., Валеева Р.А. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12142 (дата обращения: 30.12.2018).
4. Александрова Н.П. Эмоциональный интеллект как фактор саморегуляции педагогической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социал. и естественные науки. 2011. № 5. С. 171-177.
5. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 288 с.
6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Манн, Иванов и Фербер, 2017. 560 с.
7. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
8. Орёл Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики [Электронный ресурс]. URL: //http://flogiston.ru/articles/general/eq (дата обращения 21.12.2018).

Одним из направлений развития психолого-педагогической науки является выявление зависимости между степенью сформированности эмоциональных качеств личности педагога, в частности эмоционального интеллекта (ЭИ), и уровнем развития его профессиональных качеств [1]. В настоящее время в исследовании эмоционального интеллекта наиболее известными являются модели Д. Гоулмана и Р. Бар-Она. В них понятие эмоционального интеллекта связано со способностью человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих, с тем чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. В связи с тем, что эмоциональный интеллект, так же как и компетентность, определяется через понятие способности, эмоциональная компетентность (ЭК) педагога, входящая в состав эмоциональной составляющей личностного компонента профессиональной компетентности педагога, связывается с его эмоциональным интеллектом и основывается на нем [2, 3].

Действительно, отсутствие навыка управления эмоциями у педагога приводит к негативным моментам в профессиональной и учебной деятельности для обеих сторон образовательного процесса. Это ведет к возникновению следующих проблем как у педагогов, так и у обучающихся: появление высокого уровня стресса на фоне низкой стрессоустойчивости; эмоциональное истощение и даже профессиональное выгорание; создание ситуации повышенной конфликтности между участниками образовательного процесса, которая проявляется в деструктивных формах поведения обучающихся; фиксируются низкие показатели их качественной и абсолютной успеваемости, а также низкий уровень развития коммуникативных и организационных навыков и как следствие всего этого постепенно формируется отсутствие интереса к учебе и работе [4, 5].

Необходимо также отметить, что основным залогом эффективности образовательной деятельности школы является умение администрации школы сформировать сплоченный педагогический коллектив, где, с одной стороны, каждый педагог способен к таким проявлениям, как самоосознание чувств, самоконтроль, самооценка, профессиональная активность и гибкость, заинтересованность новым опытом, открытость новым формам и методам обучения и воспитания, мотивация к достижению новых профессиональных высот, позитивность и оптимизм, а с другой – демонстрирует такие качества, как открытость, коммуникабельность, эмпатия, проявляет искреннее уважение к людям, альтруизм, умеет рассматривать ситуации, учитывая интересы противоположной стороны, способен адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, а также умеет работать в команде. Наличие данных качеств каждого члена коллектива во многом определяется уровнем сформированности у него эмоционального интеллекта [6].

Поэтому проблема развития эмоционального интеллекта учителей, руководящего состава и обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного учреждения. Решение данной проблемы видится в создании эмоционально комфортной среды образовательного учреждения, в которой находят гармоничное развитие и удовлетворение интересы и потребности всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Целью исследования является создание эмоционально комфортной среды образовательного учреждения, которая представляет собой пространство коммуникативно-организационного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме, и способов взаимодействия между всеми субъектами с данной образовательной средой и другими ее субъектами, обеспечивающих формирование и развитие эмоционального интеллекта обучающихся, их психофизиологическое здоровье, способствующих оптимальной включенности их в образовательную деятельность, успешной самореализации.

Задачи, решаемые в ходе исследования:

– на подготовительном этапе исследования: изучить литературу по теме исследования и провести диагностику участников целевых групп, проанализировать ее результаты;

– на основном этапе исследования: разработать и провести мероприятия, направленные на реализацию цели исследования (тренинги для всех участников целевых групп, ведение портфолио обучающимися и разработку и осуществление программ саморазвития педагогов, а также включение в программу повышения квалификации отдельного модуля по формированию и развитию эмоциональной компетентности, проведение семинаров для управленческого персонала образовательного учреждения, цикл встреч с родителями);

– на заключительном этапе исследования: провести повторную диагностику всех участников целевых групп. Результаты и выводы оформить в виде методических рекомендаций по организации работы образовательного учреждения по формированию эмоционально комфортной среды образовательного учреждения по всем направлениям его деятельности.

Материалы и методы исследования

Экспериментальная работа по проведению исследования осуществлялась на базе общеобразовательной школы № 1 п. Ставрово Владимирской области в рамках образовательного проекта «Развитие эмоционального интеллекта педагога школы как залог эффективного вовлечения обучающихся в образовательный процесс».

К целевым группам эксперимента были отнесены учителя-предметники гуманитарного и естественнонаучного цикла, обучающиеся (начальная общая школа (4-й класс), основная общая школа (8-й класс), старшая общая школа (10-й класс)), администрация школы и родители целевых групп обучающихся.

Решение данной задачи осуществляется в рамках комплексного подхода в несколько этапов. Подготовительный этап – организационная диагностика. Основной этап – проведение мероприятий по реализации задач эксперимента. Заключительный этап – оценка эффективности и коррекция экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: создание эмоционально комфортной среды учебного учреждения позволит повысить уровень индивидуальных достижений учащихся, степень социальной удовлетворенности образовательным процессом со стороны обучающихся, учителей и их родителей.

Методами, применявшимися в ходе подготовительного этапа эксперимента, были изучение теоретической литературы по теме исследования, тестирование, наблюдение и опрос.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе реализации этапа организационной диагностики (подготовительного этапа) было проведено изучение мнений обучающихся о педагогах школы. Его цель – выявление и оценка обучающимися профессиональных и личностных качеств педагогов, участвующих в эксперименте, определение уровня взаимопонимания между обучающимися и учителями. В опросе приняли участие 50 школьников и 12 педагогов.

Для изучения мнений обучающихся был выбран метод семантического дифференциала (СД) Ч. Осгуда [7]. Сам метод состоит в том, что испытуемый оценивает отношение к некоторому объекту (понятию, изображению) с помощью набора градуированных шкал. Данная процедура психологического исследования оценивается по 7-балльной шкале по семи идентичным показателям. Е.Э. Смирнова адаптировала его для изучения восприятия обучающимися и педагогами как собственного «Я», так и восприятия ими противоположной стороны с высоким уровнем достоверности полученной информации. В случае нашего исследования педагоги также выступают в роли партнеров по межличностному взаимодействию, что важно для объективности оценки степени взаимопонимания участников в процессе обучения и воспитания.

В ходе опроса школьникам было предложено оценить степень выраженности профессиональных и личностных качеств педагогов по шкале от 7 до 1 (качество сильно выражено, качество выражено крайне слабо или совсем не выражено).

Набор профессиональных и личностных качеств педагогов, которые должны были оценить обучающиеся, определяли на основе предварительного анкетирования обучающихся. В ходе данного опроса школьникам было предложено описать ассоциации, которые вызывает слово «учитель», а также сформировать собственный набор качеств педагога-профессионала и педагога как личности. В результате анализа и обобщения полученной информации были сформированы опросные листы для проведения анкетирования. Они содержали качества профессионального и личностного характера (всего 25). К первому набору характеристик, представляющих профессиональный уровень и мастерство педагога, относились такие, как применение инновационных методов обучения, широкий кругозор, высокий уровень теоретических знаний и т.п. Ко второму – качества, характеризующие личностные особенности учителя (например, понимающий, доброжелательный, коммуникабельный, общительный и т.п.).

Анализ полученных результатов показал, что обучающиеся оценили всех педагогов, участвующих в эксперименте, положительно. В среднем степень выраженности качеств учителей находится в диапазоне от 5,2 до 6,8 при максимальной оценке в 7 баллов. Данные результаты показывают: все оцениваемые качества педагогов довольно ярко выражены; между педагогами и обучающимися сложились благоприятные отношения, сформировалась комфортная эмоциональная среда; со стороны обучающихся имеется установка на толерантность, позитивное отношение к учителям, их профессиональным и личностным особенностям.

Качества, которые были наиболее высоко оценены обучающимися, – это высокий профессионализм (6,6 балла), опрятность (6,5 балла), уважительность (6,5 балла), аккуратность (6,4 балла), высокий уровень практических умений (6,6 балла), высокий уровень теоретических знаний (6,5 балла).

К качествам с наиболее низкими оценками относятся: применение инновационных методов обучения (3,2 балла); чувство юмора (3,1 балла); отзывчивость (2,9 балла); реализация индивидуального подхода к обучающимся (2,9 балла); креативность (3,2 балла).

Интерпретируя результаты группы качеств, которые получили невысокую оценку обучающихся, можно отметить, что педагоги недостаточно умеют чувствовать эмоциональное состояние обучающихся (реализация индивидуального подхода к обучающемуся), плохо умеют справляться с собственными эмоциями (чувство юмора), а также достаточно слабо умеют воздействовать на эмоциональное состояние обучающихся (креативность, отзывчивость).

На данном этапе исследования было также проведено диагностирование уровня развития эмоционального интеллекта (ЭИ) у обучающихся.

Для наблюдения были выбраны обучающиеся трех возрастных категорий – 25 человек из 4-го класса (10 мальчиков и 15 девочек), 25 человек из 8-го класса (13 мальчиков и 12 девочек) и 25 человек из 10-го класса (10 юношей и 15 девушек). Для осуществления диагностики была использована методика Н. Холла (тест EQ) [8], которая определяет, как человек использует эмоции для регуляции своей жизни, а также определяет умение учитывать разные стороны проявления эмоционального интеллекта (например, отношение к себе и к другим, отношение к жизни, способность к коммуникации и т.д.).

Методика проведения теста такова. Опросник состоит из 30 утверждений, разбитых на 5 групп, каждая из которых содержит высказывания, позволяющие испытуемому оценить уровень развития и сформированности у него качеств эмоционального интеллекта. Данные шкалы носят условные названия: «Эмоциональная осведомленность» (ЭО), «Управление своими эмоциями» (УСЭ), «Самомотивация» (С), «Эмпатия» (Э), «Управление эмоциями других людей» (УЭДЛ).

Испытуемый оценивает свое отношение к утверждениям в диапазоне от –3 до +3. По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или –). Чем больше сумма баллов со знаком +, тем более развита данная эмоциональная составляющая. Полученные данные обрабатываются на основании тестового ключа.

Интерпретация результатов возможна как на парциальном уровне развития эмоционального интеллекта (отдельно для каждой из 5 составляющих), так и на интегративном (по всем шкалам).

Результаты исследования были сведены в таблицы (табл. 1, 2, 3), которые сравнивались с нормами значений ЭИ, представленными в опроснике Н. Холла.

Таблица 1

Уровень развития ЭИ у школьников 4-го класса

Интегративное значение ЭИ (нормы значений по Н. Холлу)

Девочки

Мальчики

Абсолютный

%

Абсолютный

%

Низкий (менее 39 баллов)

           1    

7

           4  

40

Средний (40–69 баллов)

12

80

6

60

Высокий (70 и более баллов)

2

13

           -      

-

 

При определении интегрального показателя уровня развития ЭИ было выявлено, что низким уровнем обладают 4 мальчика (40%) и 1 (7%) девочка из 4-го класса и 2 мальчика (15%) из 8-го класса.

Развитие ЭИ на среднем уровне продемонстрировали большинство испытуемых: 18 человек из 4-го класса (72% от общего числа), 21 школьник из 8-го класса (84% от общего числа) и 22 школьника 10-го класса (88% от общего числа).

Таблица 2

Уровень развития ЭИ у школьников 8-го класса

Интегративное значение ЭИ (нормы значений по Н. Холлу)

Девочки

Мальчики

Абсолютный

%

Абсолютный

%

Низкий (менее 39 баллов)

2

15

Средний (40–69 баллов)

10

83

11

85

Высокий (70 и более баллов)

2

17

 

Таблица 3

Уровень развития ЭИ у школьников 10-го класса

Интегративное значение ЭИ (нормы значений по Н. Холлу)

Девочки

Мальчики

Абсолютный

%

Абсолютный

%

Низкий (менее 39 баллов)

           –    

         –-    

Средний (40–69 баллов)

13

87

9

90

Высокий (70 и более баллов)

2

13

1

10

 

Высокий уровень развития эмоционального интеллекта был выявлен только у 6 девочек (по две школьницы из каждой возрастной категории), а также у 1 обучающегося из 10-го класса.

Также исследование показало различие по уровню сформированности ЭИ по каждой из оцениваемых шкал.

Шкала ЭО – осознание и понимание своих эмоций – имела более высокие показатели у школьников 10-го класса – 62% от общего числа участников возрастной категории показали результат 14 баллов и более. В других возрастных категориях указанное необходимое количество баллов набрали не более 45% учащихся.

Понимание других и умение сопереживать (шкалы Э и УЭДЛ) более развиты оказались у девочек всех возрастных групп по сравнению с мальчиками (64% от общего числа испытуемых школьниц и 32% от общего числа школьников).

По шкалам Си УСЭ высокие результаты развития эмоционального интеллекта выявлены в основном у участников старшей возрастной категории – школьников 10-го класса. Причем у мальчиков этот показатель оказался выше, чем у девочек (52% и 36% соответственно).

Выводы

В результате реализации первого этапа экспериментальной работы выявлено следующее.

  1. У целевой группы «Педагоги» имеется проблема недостаточного развития эмоциональной компетентности, что отражается на общем уровне профессиональной компетентности, сказывается на эффективности работы и в конечном итоге – на качестве подготовки обучающихся. Также это затрудняет профессиональный рост и отрицательно сказывается на удовлетворенности от собственного профессионализма.
  2. Исследование эмоционального интеллекта обучающихся показало прямую зависимость уровня его развития от возраста испытуемых.
  3. Развитие эмоционального интеллекта девочек опережает развитие эмоционального интеллекта мальчиков одной и той же возрастной категории.
  4. У девочек более развиты такие составляющие эмоционального интеллекта, как эмпатия и способность к пониманию эмоций других людей.
  5. У мальчиков выявлены более высокие способности к пониманию и управлению своими эмоциями.
  6. Полученные результаты стали основой для разработки плана действий на основном этапе эксперимента, определения стратегии и необходимых мероприятий, направленных на эффективное решение проблемы оптимизации профессиональной деятельности педагога, а также создания условий для развития эмоционального интеллекта обучающихся.

 


Библиографическая ссылка

Троицкая Е.А. РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28458 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674