Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

АНАЛИЗ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

Денисова В.Ю. 1 Журбенко В.А. 1 Карлаш А.Е. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО «КГМУ» Минздрава России)
Важную роль в устранении предпосылок формирования зубочелюстных аномалий приобретает обучение студентов стоматологических факультетов грамотному ведению профилактической работы среди детского и взрослого населения. В данной статье говорится об этапах внедрения внеаудиторных занятий профилактической направленности, помогающих студентам в понимании профессии врача-стоматолога и формировании клинического мышления. Дан анализ этапов ведения внеаудиторной работы. В статье рассмотрены методы и средства для самостоятельной подготовки студентами стоматологического факультета материалов для лекций и занятий профилактической направленности среди взрослого и детского населения. Разработаны программы, направленные на внедрение методов профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций с целью стимулирования интереса к будущей профессии и наиболее полного изучения предмета. В статье проведен анализ предложенных студентам анкет, в которых оценивалось влияние участия студентов-стоматологов в подготовке лекционного материала для внеаудиторных занятий профилактической направленности. В статье изучена роль проведения мероприятий профилактической направленности в формировании у студентов клинического мышления, а также сделаны выводы и заключения о необходимости внедрения в учебный процесс студентов стоматологического факультета данной методики изучения предмета.
санитарно-просветительская работа
профилактика зубочелюстных аномалий
анкетирование
клиническое мышление
1. Булаев Н.И., Козлов В.Н., Оводенко А.А., Рудской А.И. Системные ресурсы качества высшего образования России и Европы. СПб.: Изд-во Политехн. Университета, 2009. 460 с.
2. Карлаш А.Е., Денисова В.Ю., Бартенева Т.В. Факторы риска возникновения зубочелюстной патологии и ее ранняя профилактика: учеб. - метод. пособие для студентов стоматол. фак. Курск. гос. мед. ун-т, каф. стоматологии дет. возраста. Курск: Изд-во КГМУ, 2012. 52 с.
3. Чабан А.В. Эпидемиология зубочелюстных аномалий и деформаций у детей различных этнических групп, проживающих в Хабаровском крае: Омск, 2012. 25 с.
4. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. 296 с.
5. Анохина A.B. Система раннего выявления и реабилитации детей с зубочелюстными аномалиями: автореф. дис. ... докт. мед. наук. Казань, 2008. 35 с.
6. Граничина О.А. Контроль качества образовательного процесса в вузах России и за рубежом. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 184 с.
7. Сунцов В.Г., Дистель В.А., Лосев А.В. Факторы риска в возникновении зубочелюстных аномалий и деформаций у детей Республики Алтай // Институт стоматологии. 2010. №3. С. 46-48.

Гуманизация и демократизация всей жизни общества отразилась и на процессах, свойственных системе высшего медицинского образования, и в частности организации профессиональной подготовки врачей-стоматологов.

Ведущую роль в формировании клинического мышления у студентов стоматологического факультета выполняет не только теоретическая подготовка, но и ведение внеаудиторной работы профилактической направленности с целью формирования здорового образа жизни среди детского и взрослого населения [1-3].

Студентам стоматологического факультета, чтобы осознанно и эффективно участвовать в познавательном процессе, необходимо располагать знаниями о наиболее распространенных моделях и принципах процесса, об условиях, целях и способах формирования действий врача, методах и формах обучения, о приемах педагогического контроля и самоконтроля [4; 5]. Логика обучения требует формирования умения применять полученные теоретические знания на практике, что, к сожалению, не всегда реализуется, обучение завершается только получением знаний [6]. Освоить модель обучения, основанную на применении наглядных ориентиров, при опоре на которые человек, только начинающий обучаться, мог сразу, без получения каких-либо предварительных знаний безошибочно действовать в практическом плане [1].

Существует множество мнений, что число стоматологических заболеваний, в частности зубочелюстных аномалий, среди детей и подростков неуклонно растет. Так, по данным авторов, превалируют аномалии положения зубов, зубных рядов, нарушение размера и положения челюстей, аномалии прикуса, что неизбежно ведет к дисфункциональным расстройствам мышц челюстно-лицевой области с изменением лицевых признаков, неправильному глотанию, дыханию, нарушению речи и, как следствие, к затруднению социальной адаптации ребенка [2; 7].

Согласно научной статистике, число зубочелюстных аномалий среди детского населения с каждым годом возрастает. После проведенного эпидемиологического обследования населения РФ в 1996–1998 гг. в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ № 181 от 06.05.96 г. аномалии и деформации зубочелюстной системы были выявлены у 60% обследованных до 14 лет. По данным статистических исследований, проведенных за последние годы, в нашей стране показатель распространенности зубочелюстных аномалий и деформаций у детей различных возрастных категорий составляет 47,5-55,0% с ежегодно прогрессирующей тенденцией к росту [3; 7].

Поэтому организация и внедрение в практическую подготовку студентов-стоматологов элементов санитарно-просветительской работы, проводимой силами студентов под руководством преподавателей в детских и подростковых коллективах, а также в женских консультациях с целью профилактики зубочелюстных аномалий, является актуальной [2; 5].

Целью данного исследования является формирование клинического мышления и выработка практических навыков у студентов стоматологического факультета посредством ведения профилактически направленной работы среди населения для предотвращения развития зубочелюстных аномалий и деформаций.

Материалы и методы исследования

В рамках элективного курса «Профилактика зубочелюстных аномалий» на кафедре стоматологии детского возраста Курского государственного медицинского университета разработана программа ведения внеаудиторной работы, основанной на привлечении студентов к подготовке лекционных и мультимедийных материалов для организации профилактической работы среди детского и взрослого населения. Соответственно данной программе студентами первой группы третьего курса, под руководством преподавателя, составлен план урока здоровья. Поскольку урок здоровья планировалось провести в первых классах: «А» - численностью 30 человек и «Б» - численностью 27 человек, группа студентов была разделена поровну, и каждому студенту поручена подготовка определенной части презентации. Студентами второго курса подготовлен и проведен урок здоровья для учащихся первого курса Областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский монтажный техникум».

Всем студентам было предложено самостоятельно оформить план мероприятий, включить все необходимые, по их мнению, критерии, имеющие профилактическую направленность для каждой конкретной возрастной группы. Студентам было предложено в игровой форме рассказать первоклассникам о строении зуба, о видовой принадлежности зубов, о важности соблюдения гигиены полости рта. Для наглядности использовались фантомы зубных рядов верхней и нижней челюстей, на которых студенты демонстрировали детям, как правильно чистить зубы. Кроме того, в мультимедийной презентации, оформленной силами студентов, предполагалось в доступной форме рассказать детям о необходимости соблюдения правил гигиены полости рта.

Для учащихся монтажного техникума решено было оформить плакаты на темы профилактики стоматологических заболеваний, в частности на тему воздействия вредных привычек и неблагоприятных факторов окружающей среды на формирование зубочелюстной системы детей и подростков. Помимо этого, студентами второго курса составлен опросник для подростков, в который включены вопросы о наличии вредных привычек, мотивации занятия спортом, выработке норм здорового образа жизни. Всего в опросе приняло участие 30 учащихся первого курса колледжа.

Для участия в программе Дня здоровья силами студентов пятого курса стоматологического факультета представлена лекция с мультимедийной презентацией на тему профилактики стоматологических заболеваний в пренатальном периоде и проведена беседа о гигиене полости рта, с целью предотвращения гингивита беременных женщин. Лекция предназначалась беременным женщинам и была прочитана на Дне здоровья в женской консультации г. Курска. Студенты пятого курса приняли участие в осмотре беременных женщин в стоматологическом кабинете женской консультации. В частности, студентам было предложено выделить лицевые признаки, показывающие формирование зубочелюстных аномалий, такие как наличие асимметрии лица, несоответствие средней трети лица нижней трети, выраженность носогубных складок, выраженность супраментальной борозды.

Кроме того, силами студентов под руководством преподавателя был составлен опросник для беременных женщин, включающий в себя следующие вопросы: наличие наследственных заболеваний, перенесенные инфекционные заболевания, наличие хронических заболеваний, наличие вредных привычек, хронических и инфекционных заболеваний. Спрашивалось, осведомлена ли женщина о правилах гигиены полости рта и о методах профилактики развития стоматологических заболеваний. В анкетировании приняли участие 27 респондентов.

Студентам пятого курса предлагалось определить рациональную схему организации индивидуальной профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций в пренатальный и постнатальный периоды. Беременным женщинам предлагалось оценить уровень предлагаемой информации, степень доступности и пользы полученных знаний для предотвращения стоматологических заболеваний.

Сравнительная оценка эффективности практической работы с точки зрения ее возможности влиять на процессы обучения и усвоения студентами предлагаемого теоретического учебного материала проводилась путем анкетирования студентов второго и третьего курса. В анкете студентам предлагалось оценить уровень своих исходных знаний, позволивших составить план проведения профилактических мероприятий, наполнить их соответствующей тематике информацией и мультимедийными презентациями.

Далее предлагалось оценить влияние проведенной санитарно-просветительской работы на степень заинтересованности будущей профессией и формирование практических навыков ведения профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных привычек и формирование здорового образа жизни. Оценить, явилась ли эта работа толчком к дальнейшему изучению стоматологии. Студентам предлагалось ответить на вопросы анкеты, которая содержала 10 вопросов с разработанными вариантами ответов.

Всего было опрошено 50 респондентов. Полученные в результате анкетирования данные учитывали в абсолютных единицах и в процентах, далее эти данные анализировались, обобщались и использовались в качестве иллюстративного материала исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате анкетирования беременных женщин выявлено, что только 12% респондентов не предъявляли жалоб на состояние своего здоровья. Наличие стрессов и вредных привычек отметили 16% и 10% соответственно. Все беременные женщины положительно оценили прочитанную лекцию и беседу, проведенную индивидуально студентами пятого курса во время осмотра врачом-стоматологом женской консультации. Студентами пятого курса под руководством преподавателя была разработана схема индивидуальной профилактики в пренатальном и постнатальном периоде для каждой женщины.

С целью оценки восприятия мероприятий профилактической направленности анкетирование проводилось у 25 студентов второго курса и у 25 студентов третьего курса, готовивших и принимавших непосредственное участие в данных профилактических мероприятиях.

В итоге – все студенты оценили необходимость хорошей исходящей теоретической подготовки для проведения работы профилактической направленности среди взрослого и детского населения. При сравнительном анализе ответов респондентов на вопросы, отвечающие тематике исследования, получены следующие результаты.

При ответе на вопрос анкеты «ведение санитарно-просветительской работы необходимо мне для понимания и лучшего усвоения учебного материала» студенты второго курса ответили: полностью согласен – 10 человек (40%); скорее согласен – 7 человек (28%); скорее не согласен – 8 человек (32%), а студенты третьего курса ответили так: полностью согласен – 18 человек (72%); скорее согласен – 7 человек (28%).

На вопрос анкеты «представляет ли интерес ведение практической профилактической работы с точки зрения расширения знаний по предмету» все студенты второго курса ответили: полностью согласен – 10 человек (40%); скорее согласен – 7 человек (28%); скорее не согласен – 8 человек (32%), а студенты третьего курса ответили так: полностью согласен – 18 человек (72%); скорее согласен – 7 человек (28%).

На вопрос «необходимо ли включать в подготовку студентов организацию практических профилактических мероприятий для понимания и лучшего усвоения учебного материала» студенты второго курса ответили: полностью согласен – 5 человек (20%), скорее согласен – 4 человека (16%); скорее не согласен – 10 человек (40%); совершенно не согласен – 6 человек (24%). Студенты третьего курса ответили: полностью согласен – 21 человек (84%); скорее согласен – 4 человека (16%).

На вопрос «необходимо ли мультимедийное сопровождение лекций и помогает ли оно лучше усвоить предлагаемый материал и повышает интерес к излагаемому материалу» все студенты ответили положительно.

На вопрос «стимулировала ли подготовка к проведению профилактических мероприятий изучить ранее не известные факты и самостоятельно ознакомиться с проблемой» студенты второго курса ответили: полностью согласен – 5 человек (20%); скорее согласен – 4 человека (16%); скорее не согласен – 16 человек (64%). Студенты третьего курса ответили: полностью согласен 19 человек (76%); скорее согласен – 4 человека (16%), скорее не согласен - 2 человека (8%).

На вопрос «облегчает ли понимание предмета проведение лекций профилактической направленности в форме диалога с аудиторией» студенты второго курса ответили следующим образом: полностью согласен – 7 человек (28%); скорее согласен – 9 человек (36%); скорее не согласен – 9 человек (36%). Студенты третьего курса ответили: полностью согласен – 19 человек (76%); скорее согласен – 4 человека (16%), скорее не согласен - 2 человека (8%).

На вопрос «некоторые, ранее не известные мне факты, полученные при подготовке материалов для ведения санпросветработы, побудили меня самостоятельно ознакомиться с проблемой» студенты второго курса ответили: полностью согласен – 16 человек (64%); скорее согласен – 5 человек (20%); скорее не согласен – 1 человек (4%), полностью не согласен - 3 человека (12%). Студенты третьего курса ответили: полностью согласен – 21 человек (84%); скорее согласен – 2 человека (8%), скорее не согласен - 2 человека (8%).

Для сравнительного анализа результатов, полученных при анкетировании, было решено суммировать ответы: «полностью согласен» и «скорее согласен» студентов второго и третьего курсов стоматологического факультета соответственно и «полностью не согласен» и «скорее не согласен» соответственно.

Сравнительный анализ анкетирования дал четкое представление о восприятии студентами внеаудиторной работы профилактической направленности, показал необходимость ведения санпросветработы среди детского и взрослого населения силами студентов для лучшего погружения в профессию врача-стоматолога и формирования клинического мышления, показал необходимость хорошей исходной теоретической подготовки студентов к лекции, с чем были согласны 100% респондентов второго и третьего курсов. Участие в проведении мероприятий профилактической направленности для лучшего усвоения учебного материала отметили в общем 68% студентов второго курса и в общем 100% студентов третьего курса. О своем интересе к ведению санпросветработы с точки зрения расширения знаний по ортодонтии заявили в общем 68% студентов второго курса и в общем 100% студентов третьего курса. О необходимости включения практических мероприятий профилактической направленности для лучшего понимания предмета высказались 36% студентов второго курса и 100% студентов третьего курса. О повышении интереса к профессии врача-стоматолога, стимулировании к самостоятельному изучению предмета и необходимости и эффективности мультимедийного сопровождения лекций признали в общем все 100% студентов второго и третьего курсов.

Заключение

Можно отметить, что студенты не только теоретически, но и творчески подготовились к проведению внеаудиторных занятий профилактической направленности. Для проведения уроков здоровья они разработали план мероприятий для детей и подростков, который включал проведение лекции с мультимедийной презентацией, наглядные иллюстрируемые пособия и плакаты. Далее в ходе данного исследования для оценки эффективности ведения внеаудиторной работы профилактической направленности был разработан и применён на практике такой критерий, как анкетирование студентов.

По итогам сравнительного анализа полученных данных анкетирования выяснилось, что у всех опрошенных студентов второго и третьего курса появилась убежденность в необходимости хорошей теоретической подготовки для планирования и проведения внеаудиторной работы. 100% студентов третьего курса и 68% студентов второго курса оценили важность личного участия в подготовке и проведении профилактических мероприятий и согласились с тем, что личное участие помогает лучше усвоить учебный материал. На вопрос о заинтересованности предметом 68% студентов второго курса и 100% студентов третьего курса отметили, что с большей увлеченностью и интересом стали изучать вопросы профилактики зубочелюстных аномалий. Все опрошенные студенты отметили важность проведения внеаудиторных практических занятий профилактической направленности среди детей и подростков для формирования компетенций и приобретения практических навыков. Кроме того, студенты отметили, что такая комплексная подготовка к проведению мероприятий профилактической направленности помогает понять связь теоретических знаний предмета с будущей профессиональной деятельностью и выработать способность применения полученных знаний на практике. Анализируя результаты полученных данных по участию студентов стоматологического факультета в подготовке мероприятий профилактической направленности, в рамках внеаудиторной работы, непосредственное участие студентов в проведении мероприятий, направленных на профилактику зубочелюстных аномалий среди детей и подростков, стимулирует студентов к изучению теоретической и практической части предмета и позволяет расширить диапазон знаний по изучаемому предмету.

Таким образом, можно сказать, что организация, подготовка и проведение мероприятий профилактической направленности среди детского и взрослого населения мотивирует студентов более ответственно и осознанно относиться к будущей профессии, побуждает их самостоятельно изучать некоторые аспекты в работе врача-стоматолога, что, несомненно, положительно скажется в дальнейшем на эффективности учебного процесса, умении выделять приоритетные направления в дальнейшей работе врача-стоматолога.

 


Библиографическая ссылка

Денисова В.Ю., Журбенко В.А., Карлаш А.Е. АНАЛИЗ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28451 (дата обращения: 22.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252