Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ МОДЕЛИ В ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Алькова С.Ю. 1 Булгакова О.В. 1
1 БУ ВО Ханты-мансийского автономного округа Югры Сургутский государственный униерситет
В статье приводится пример применения маркетингового исследования в деятельности физкультурно-спортивного учреждения дополнительного образования детей (спортивной школы олимпийского резерва, далее СШОР). Впервые в сфере физической культуры и спорта с целью совершенствования маркетинга СШОР в исследовании применялась маркетинговая модель Филипа Котлера «Сервисный треугольник». В соответствии с моделью были определены три основных направления: внутреннее, внешнее и интерактивное. Направления были определены после проведения анализа особенностей маркетинговой среды физкультурно-спортивного учреждения. Применение модели Филипа Котлера «Сервисный треугольник» потребовало исследования мнения участников производственного процесса физкультурно-спортивных услуг. Результаты опросов были учтены при применении маркетинговой модели. В результате была проведена разработка стратегии деятельности учреждения по трём видам маркетинга. Внутренний маркетинг учреждения обеспечивает взаимодействие между организацией и её сотрудниками. Внешний маркетинг учреждения направлен на взаимодействие между организацией и потребителем физкультурно-спортивных услуг. Внешний маркетинг решает задачи по исследованию рынка, разработке рекламной кампании, ценообразованию и прочих традиционных маркетинговых видов деятельности. Исследование посвящено обоснованию необходимости организации маркетинговой деятельности физкультурно-спортивного учреждения в связи с тем, что разработка плана стратегического развития спортивной школы олимпийского резерва должна учитывать её коммерческие возможности и экономический потенциал, а также создавать условия, обеспечивающие положительную мотивацию сотрудников при решении задач, направленных на достижение намеченных целей.
маркетинг физкультурно-спортивного предприятия
маркетинговая модель «сервисный треугольник»
внутренний маркетинг
внешний маркетинг
интерактивный маркетинг
1. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Управление организациями сферы услуг. М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 155 с.
2. Горностаева Ж.В. Внутриорганизационный маркетинг на предприятиях бытового обслуживания: дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2007. 124 с.
3. Ополченов И.И. Управление качеством в сфере услуг. М.: Советский спорт, 2008. 246 с.
4. Словарь предпринимателя. 6-е изд. / Под ред. проф. Н.Н. Пилипенко. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. 577 с.
5. Умавов Ю.Д., Камалова Т.А. Основы маркетинга. М.: КНОРУС, 2016. 236 с.

В России различные физкультурно-спортивные учреждения, общественные организации и коммерческие фирмы являются значимым звеном в развитии сферы физической культуры и спорта. Учреждения дополнительного образования детей, а именно спортивные школы олимпийского резерва, имеют собственную уникальную внутреннюю и внешнюю структуру, цели и задачи, теоретическую и нормативно-правовую базу, с экономической точки зрения – это хозяйствующие субъекты. Эффективный маркетинг таких учреждений в условиях нарастающих конкурентных отношений в значительной мере определяет успешность и результативность их деятельности.

Особенно наблюдается нарастание усиления конкуренции между бюджетными физкультурно-спортивными учреждениями при финансировании и распределении средств, выделяемых из бюджета, при этом мало учитываются их коммерческие возможности и экономический потенциал. Недостаточность бюджетного финансирования физкультурно-спортивных учреждений затрудняет выполнение ими уставных целей и задач. Актуальным является вопрос определения роли работников [1] в системе социально-экономического развития бюджетных учреждений, к тому же в маркетинге физкультурно-спортивных услуг фрагментарно изучены особенности социальной составляющей как важного фактора механизма экономической деятельности СШОР.

Цель исследования: при помощи применения маркетинговой модели совершенствовать маркетинг физкультурно-спортивных услуг учреждения дополнительного образования детей (СШОР) с учётом особенностей маркетинговой среды.

Материал и методы исследования. В маркетинге существует четырнадцать основных моделей, направленных на совершенствование деятельности предприятия на рынке предоставления товаров и услуг, но не все эти модели можно применить в маркетинге некоммерческой физкультурно-спортивной организации. Модель подбирается под условия маркетинговой среды предприятия и специфики его деятельности.

В исследовании применялась маркетинговая модель «Сервисный треугольник», разработанная Филипом Котлером (рисунок), которая заключается в определении основных направлений развития организации по трём основным взаимосвязанным видам маркетинга: внутреннему, внешнему и интерактивному.

Модель Ф. Котлера «Сервисный треугольник»

Внутренний маркетинг организации отражает взаимодействие между организацией и её персоналом, заключается в умении руководителя учреждения мотивировать и стимулировать работников на достижение лучшего результата. Ф. Котлер определяет внутренний маркетинг как «маркетинг организации сферы услуг, используемый для обучения и эффективной мотивации контактного персонала, а также обучения всего обслуживающего персонала работать в команде и обеспечивать удовлетворение потребителя» [2].

Внешний маркетинг организации отражает взаимодействие между организацией и потребителем. Внешний маркетинг, отражённый в сервисном треугольнике, включает исследование рынка, рекламу, ценообразование и прочие традиционные маркетинговые виды деятельности [3].

Интерактивный маркетинг отражает взаимодействие между персоналом организации и потребителями услуг. Интерактивный маркетинг определяется как «маркетинг организации сферы услуг, который предполагает, что воспринимаемое качество услуги в значительной степени зависит от качества взаимодействия покупателя с продавцом в процессе приобретения услуги» [4; 5]. Выраженная направленность данного вида маркетинга на потребителя предполагает исследование потребительского мнения и разработку различных мероприятий в соответствии результатами исследований.

Результаты исследования и их обсуждение. Для применения избранной модели было необходимо провести исследование особенностей маркетинговой среды СШОР. В результате анализа маркетинговой среды учреждения были выявлены прямые и потенциальные конкуренты, а также ряд преимуществ и недостатков деятельности СШОР.

Далее были разработаны опросные листы. Оценка каждого вопроса опросных листов проводилась по шкале от 0 до 10, где 0 – минимальное значение, а 10 – максимальная оценка.

Для разработки стратегии деятельности организации, отражающей взаимодействие между организацией и её сотрудниками, был применён опрос руководителя по листу оценки личностного потенциала работника (табл. 1).

Таблица 1

Опросный лист для руководителя учреждения

п/п

Критерии

1

Уровень образования в сфере ФК и С

2

Качество физкультурно-спортивных знаний

3

Качество практических умений и навыков

4

Полноценность выполнения должностных обязанностей

5

Способность полноценно организовать работу в ограниченных условиях (недостаток оборудования, инвентаря и др.)

6

Познавательные способности, готовность к самообразованию

7

Интерес к повышению профессиональной квалификации

8

Творческий подход при выполнении заданий руководителя

9

Умение организовать и провести физкультурно-спортивное мероприятие

10

Креативные способности

11

Способность работника к сотрудничеству с другими членами коллектива

12

Готовность заменить отсутствующего сотрудника

13

Мотивационно-ценностный потенциал: а) социальный; б) профессиональный; в) личностный

 

В таблице 2 представлен опросный лист для руководителя, цель которого – установить готовность сотрудников к участию в перспективных направлениях экономической деятельности физкультурно-спортивного учреждения. Такие же вопросы были включены в опросный лист для работников учреждения.

Таблица 2

Опросный лист для руководителя/работников учреждения

№ п/п

Вопросы

Определите готовность сотрудников к следующему:

1

Участию в предпринимательской деятельности в рамках СШОР

2

Совмещению видов деятельности внутри организации

3

Участию в привлечении дополнительных финансовых средств в СШОР

4

Организации проведения новых форм и видов занятий

5

Индивидуальной работе со спортсменами (программы ОФП и т.д.)

6

Маркетинговой деятельности (реклама, проведение социологических и маркетинговых исследований)

 

Для разработки стратегии мотивирования и стимулирования на достижение лучшего результата был проведён опрос работников учреждения с целью выявления удовлетворённости организацией труда в физкультурно-спортивном учреждении (табл. 3).

Таблица 3

Опросный лист для работников учреждения

п/п

Критерии

1

Внутрифирменная культура (ясно сформулированная миссия, стратегия, направление деятельности фирмы, нормы и правила поведения сотрудников и прочее)

2

Возможность профессионального роста (условия для самореализации и самовыражения, участие в различных семинарах, конференциях, мастер-классах и прочее)

3

Возможность участия в принятии управленческих решений (участие в обсуждении вопросов планирования работы и распределения финансовых средств)

4

Благоприятные взаимоотношения в коллективе (доброжелательность, доверие, уважение и другое)

5

Доступность учебно-тренировочной базы (соответствие нормативам, сертификация, близость/удалённость и прочее)

6

Количество и качество инвентаря и оборудования, предоставляемого для проведения учебно-тренировочного процесса

7

Оптимальное управление организационной структурой (чётко поставленные цели и задачи со стороны руководства, взаимодоверие, приемлемые формы контроля, разумная кадровая политика и прочее)

8

Научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса (доступность научных и учебно-методических печатных и электронных ресурсов организации)

9

Информационная обеспеченность внутри предприятия (своевременность, содержание, доступность и прочее)

10

Наличие материального стимулирования в организации (премиальные выплаты и другое)

11

Наличие морального стимулирования в организации (грамоты, дипломы и другое)

12

Бесплатное пользование услугами, предоставляемыми организацией (сауна, солярий, бассейн и прочее)

 

Для выявления значимости критериев, определяющих качество физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых учреждением, был проведён опрос потребителей. В таблице 4 представлены вопросы опросного листа для потребителей физкультурно-спортивных услуг СШОР.

Таблица 4

Опросный лист для потребителей физкультурно-спортивных услуг

п/п

Критерии

1

Месторасположение физкультурно-спортивной организации

2

Имидж физкультурно-спортивной организации

3

Цена на предоставляемые услуги (стоимость абонемента и скидки, рассрочка платежа)

4

Наличие и разнообразие платных/бесплатных дополнительных и сопутствующих услуг

5

Оснащённость физкультурно-спортивной организации современным оборудованием и инвентарём

6

Оформление и расположение залов и раздевалок

7

Удобное расписание тренировочных занятий

8

Качество работы тренерско-преподавательского состава

9

Индивидуальный подход тренера-преподавателя/инструктора к клиентам во время групповых занятий

10

Работа административного и обслуживающего персонала (доброжелательность, отзывчивость, компетентность)

11

Уровень коммуникационной политики СШОР

12

Учёт мнения потребителя при организации физкультурно-спортивных услуг

13

Степень удовлетворённости ассортиментом платных услуг

14

Считаете ли Вы приемлемым обучение детей в СШОР на платной основе? «ДА», «НЕТ»

Если да, то по каким направлениям (отметить):

А) дополнительные индивидуальные занятия

Б) разработка индивидуальной программы по ОФП и СФП

В) консультации по организации режима спортсмена

Г) групповые тренировки

 

Результаты опросов руководителя, работников и потребителей физкультурно-спортивных услуг СШОР легли в основу разработки стратегии деятельности учреждения по трём видам маркетинга.

1. Внутренний маркетинг. Для организации эффективного взаимодействия между учреждением и работниками необходимо следующее:

- наладить постоянное взаимодействие между руководителем и работниками. Руководитель должен обладать актуальной информацией об удовлетворённости работников условиями труда, о наличии проблем, связанных с организацией рабочего процесса, о наиболее интересных предпочитаемых направлениях деятельности, рассматривать предложения по оптимизации рабочего процесса;

- разработать стратегию долгосрочного повышения квалификаций работников учреждения, т.к. по результатам опроса был выявлена высокая заинтересованность коллектива в этом направлении;

- разработать новые направления деятельности тренерского состава на основании исследования потребительского спроса и наиболее интересных видов деятельности для тренерского состава. Например, деятельность по разработке индивидуальных программ по общей физической подготовке и специальной физической подготовке;

- определить инициативную группу работников, готовых участвовать в разработке новых направлений экономического развития СШОР;

- учитывать активность работников при материальном и духовном стимулировании труда.

2. Внешний маркетинг. Для эффективной организации взаимодействия между учреждением и потребителем необходимо следующее:

- разработать рекламную кампанию учреждения для повышения заинтересованности и увеличения количества потребителей услуг, охвата большей части населения города;

- выявить круг реальных и потенциальных потребителей платных услуг учреждения (предоставление услуг спортивных залов, гостиничных номеров, конференц-зала), стремиться к заключению долгосрочных договоров на оказание услуг аренды спортсооружения, разработать систему скидок и бонусов для потребителей платных услуг;

- разработать стратегию и спонсорский пакет для привлечения внебюджетных источников финансирования;

- обеспечить мониторинг потребительского спроса, на основании результатов исследования обеспечить функционирование платных спортивно-оздоровительных групп по видам спорта, приоритетным среди потребителей услуг;

- на основании проведённых опросов можно рекомендовать наиболее заинтересованному работнику пройти обучение и курсы повышения квалификации в сфере маркетинговой деятельности, возложить на него функцию штатного маркетолога.

3. Интерактивный маркетинг. Для улучшения взаимодействия между работниками учреждения и потребителями услуг учреждения необходимо следующее:

- разработать систему мер по выявлению потребительского мнения о качестве предоставляемых услуг, при организации работы опираться на потребительский спрос;

- обеспечить новые направления платных услуг, разрабатывать с учётом мнения потребителей (например, по результатам опроса, выявлена заинтересованность потребителей в дополнительных индивидуальных тренировочных занятиях);

- разработать стратегию по улучшению коммуникационной политики с целевой аудиторией учреждения.

Заключение. В исследовании приводится обоснование необходимости организации маркетинговой деятельности в СШОР, как и в любом другом физкультурно-спортивном учреждении. Очевидно, что разработка плана стратегического развития СШОР должна учитывать её коммерческие возможности и экономический потенциал. Маркетинговая модель «Сервисный треугольник» Ф. Котлера впервые была применена в практике деятельности физкультурно-спортивного учреждения. В период применения модели, сроком в один календарный год, удалось увеличить количество потребителей физкультурно-спортивных на 21%, а удовлетворенность качеством услуг возросла на 19%. Удовлетворённость работников организацией труда в физкультурно-спортивном учреждении повысилась на 17%.

Применение данной модели показывает, что организация маркетинга в СШОР невозможна без включения в процесс непосредственных производителей услуг и потребителей. В этой связи в СШОР необходимо обеспечить мониторинг удовлетворённости трудом работников и удовлетворённости потребителей качеством предоставляемых услуг, как важнейшей составляющей маркетинговой среды физкультурно-спортивного учреждения.


Библиографическая ссылка

Алькова С.Ю., Булгакова О.В. ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ МОДЕЛИ В ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28445 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674