Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Баранова И.И. 1 Гладких И.А. 1 Стародуб В.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Статья посвящена проблеме разработки профессионально направленного учебно-методического комплекса по русскому языку как иностранному. Целью учебно-методического комплекса является повышение эффективности и качества учебного процесса в российском техническом вузе. Специалистами в области методики преподавания русского языка как иностранного Высшей школы международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого разработан комплекс учебных пособий для обеспечения учебного процесса по русскому языку как иностранному. Разработанный комплекс включает учебные пособия, аудитивные, компьютерные и контрольно-измерительные материалы для обеспечения достижения Базового и Первого сертификационного уровней владения русским языком как иностранным при формировании коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения. В статье дается описание содержания компонентов учебного комплекса и обоснование использования данного комплекса в курсе русского языка как иностранного. Эффективность разработанного профессионально направленного учебно-методического комплекса подтверждается практикой использования данного комплекса в процессе языковой подготовки иностранных учащихся в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, а также в других вузах Российской Федерации и в зарубежных вузах-партнерах в Китайской Народной Республике и в Социалистической Республике Вьетнам.
учебный процесс в техническом вузе
русский язык как иностранный
профессионально направленное обучение
учебно-методическое обеспечение
1. Гомоюнов К.К., Козлов В.Н., Никифоров В.И., Сурыгин А.И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия и определения. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 140 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 03.12.2018).
3. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (утв. Президентом РФ 03.11.2015 № Пр-2283). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/50644 (дата обращения: 03.12.2018).
4. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Утверждены Президентом РФ 18 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_Law_130289/ (дата обращения: 03.12.2018).
5. Хромов С.С. Смарт-технологии в преподавании русского языка как иностранного // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 3. С. 149-157.
6. Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2012. 352 с.
7. Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1990. 167 с.
8. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного: (Методические основы). М.: Русский язык, 1984. 144 с.
9. Авдеева И.Б. Некоторые аспекты истории развития методики преподавания РКИ: на материале учебников и учебных пособий для иностранных учащихся нефилологов разных профилей обучения // Язык, литература, культура: актуальные проблемы изучения и преподавания. 2014. № 10. С. 325-342.
10. Васильева Т.В. Лингводидактическая концепция обучения языку специальности на примере учебного комплекса // Китайские, вьетнамские, монгольские образовательные мигранты в академической среде. Томск: Изд. Томского политехн. университета, 2013. С. 329-358.
11. Баранова И.И., Стародуб В.В. Языковая подготовка иностранных учащихся в техническом вузе Российской Федерации // Педагогика высшей профессиональной школы. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2012. С. 218-237.
12. Гладких И.А., Стародуб В.В., Чуваева К.М. Русский язык как иностранный. Научный стиль речи (Технический профиль). Элементарный курс: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. 111 с.
13. Кутузова Г.И., Стародуб В.В., Баранова И.И., Гладких И.А., Кунина Л.Г., Соколова М.А., Соловьева Л.Е. Готовимся учиться в техническом вузе: учеб. пособие / Под ред. Г.И. Кутузовой. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 363 с.
14. Стародуб В.В., Гладких И.А. Русский язык как иностранный. Лингафонные лабораторные работы. Научный стиль речи (Технический профиль): учеб. пособие. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. 150 с.
15. Баранова И.И., Гладких И.А., Стародуб В.В. Тестовый контроль языковой и коммуникативной компетенции иностранных учащихся в учебно-профессиональной сфере общения // Русский тест: теория и практика. 2018. № 6. С. 2-8.

Современный этап развития высшей школы Российской Федерации характеризуется активизацией международной деятельности в области подготовки специалистов для зарубежных стран. Успешность академической деятельности иностранных студентов в российских вузах определяется уровнем владения русским языком. Высокое качество языковой подготовки иностранных учащихся обеспечивается современными технологиями обучения и учётом коммуникативных потребностей учащихся. На современном этапе развития системы высшего профессионального образования качественная организация учебного процесса обеспечивается разработкой учебно-методических комплексов по образовательным программам и учебным дисциплинам.

«Учебно-методический комплекс – система учебно-программной документации и учебно-методического обеспечения, в которых дано системное описание учебного процесса по образовательной программе и/или учебной дисциплине с целью эффективной и качественной его организации. Различают учебно-методический комплекс образовательной программы и учебно-методический комплекс учебной дисциплины» [1, с. 99].

Неотъемлемой частью учебно-методического комплекса является учебно-методическое обеспечение, которое включает основную и дополнительную учебную литературу и информационные ресурсы.

Цель данного исследования: представить в системе комплекс учебных пособий, аудитивных, компьютерных и контрольно-измерительных материалов для обеспечения учебного процесса по русскому языку как иностранному в техническом вузе при формировании коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения (уровни A2 – B1).

Материалы и методы исследования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом, Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, регламентирующие документы по организации и содержанию обучения иностранных граждан в вузах Российской Федерации [2-4], возможности использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий [5; 6].

Методы исследования: эмпирические, теоретические, педагогические, а именно: анкетирование, наблюдение за учебным процессом, изучение, анализ и обобщение опыта преподавания русского языка как иностранного (РКИ) в вузах-партнерах Российской Федерации и зарубежных вузах, а также изучение опыта разработки учебно-методических комплексов в области методики преподавания иностранных языков и русского языка как иностранного.

Результаты исследования и их обсуждение

На разных этапах разработки данного Учебно-методического комплекса полученные результаты докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях как в вузах Российской Федерации, так и за рубежом, а также на конгрессах Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Российского общества преподавателей русского языка и литературы.

Современный уровень обеспечения учебного процесса в вузе предполагает разработку учебников и учебных пособий нового поколения. Теоретические основы создания современных учебников по русскому языку как иностранному представлены в трудах Арутюнова А.Р., Вятютнева М.Н. [7; 8] и др. Лингводидактические основы создания учебных комплексов для обучения иностранных студентов языку будущей специальности представлены в трудах Авдеевой И.Б., Васильевой Т.В. [9; 10] и др.

Иностранные граждане, приезжающие в Россию для получения высшего профессионального образования, как правило, не владеют русским языком и начинают изучать русский язык по программе подготовки в вуз. В период обучения по программе предвузовской подготовки проверяются возможности адаптации иностранных абитуриентов как к новым климатическим и социокультурным условиям, так и к новой системе обучения на русском языке.

Курс русского языка как иностранного включает комплексное обучение аспектам языка и видам речевой деятельности на стилистически дифференцированном учебном материале с целью формирования у иностранных учащихся коммуникативной компетенции в учебной, бытовой, социокультурной и учебно-профессиональной сферах общения.

В Высшей школе международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) принята и реализуется модель профессионально направленного обучения иностранных студентов русскому языку. Необходимость профессиональной направленности курса русского языка в техническом вузе обусловлена личностными целями и коммуникативными потребностями иностранных учащихся: получить высшее профессиональное образование в России и овладеть русским языком как языком будущей специальности. На всех этапах обучения иностранных студентов в вузе изучение научного стиля речи является специальным аспектом в курсе русского языка.

Оптимальное функционирование педагогической системы языковой подготовки иностранных учащихся обеспечивается преемственностью между этапами обучения иностранных учащихся. При организации учебного процесса учитываются:

- особенности каждого этапа языковой подготовки иностранных учащихся,

- коммуникативные потребности обучаемых на каждом этапе,

- пакет регламентирующих документов, которые определяют поэтапные требования к уровню языковой подготовки иностранных учащихся,

- контингент иностранных учащихся и особенности их когнитивной деятельности и академической адаптации в образовательной среде технического вуза.

Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся в учебно-профессиональной сфере общения обеспечивается учебными пособиями по профилю будущей специальности, аудитивными материалами, компьютерными технологиями, организацией самостоятельной работы иностранных учащихся при изучении научного стиля русского языка. Методические требования к созданию учебных пособий, которые обеспечивают учебно-профессиональную сферу общения, подробно описаны в ранее опубликованных работах авторов данной статьи [11].

Авторскими коллективами специалистов в области методики преподавания русского языка как иностранного в СПбПУ создан профессионально ориентированный Комплекс учебных пособий по русскому языку для подготовки иностранных учащихся к поступлению в технический вуз.

При создании данного комплекса авторы

- учитывали новые достижения в области педагогики, методики преподавания иностранных языков, русского языка как иностранного и современных информационно-коммуникационных технологий,

- изучили опыт языковой подготовки иностранных студентов в вузах Российской Федерации и обобщили собственный многолетний опыт преподавания русского языка как иностранного в СПбПУ,

- руководствовались основными дидактическими и методическими принципами: преемственности, доступности, научности, системности в представлении учебного материала, междисциплинарных связей, учёта уровня владения русским языком, взаимосвязанного обучения аспектам языка и видам речевой деятельности, профессиональной направленности обучения.

Комплекс учебных пособий включает:

I. Элементарный курс научного стиля речи (учебное пособие) [12].

II. Основной курс научного стиля речи «Готовимся учиться в техническом вузе» (учебное пособие) [13].

III. Аудиокурс (лабораторные работы для занятий в лингафонном кабинете) [14].

IV. Электронное сопровождение (компьютерные программы, дистанционные курсы).

V. Краткий курс научного стиля речи «Русский технический» (для зарубежных вузов-партнёров и обучения в условиях краткосрочного обучения и ограниченного учебного времени).

VI. Типовой тест для контроля сформированности коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения.

I. Учебное пособие «Русский язык как иностранный. Научный стиль речи. Технический профиль. Элементарный курс».

Данное учебное пособие предназначено для овладения первичными навыками чтения, письма, аудирования и репродуктивной устной речи в учебно-профессиональной сфере общения. Материал пособия даёт иностранным учащимся первое представление о научном стиле русского языка и изучается параллельно с русским языком общего владения для достижения уровня А1 и А2.

В связи с ранним введением общеобразовательных дисциплин на русском языке по программе подготовки в вуз целью данного курса является интенсивное изучение общенаучной лексики и предложно-падежной системы русского языка. Формирование языковых и речевых навыков осуществляется на основе специально составленных учебных текстов на материале физики, математики, химии и системы предтекстовых и послетекстовых упражнений. Грамматический материал представлен в таблицах с примерами использования.

Лексический минимум пособия составляет 180 слов, которые переведены на английский, китайский, французский, испанский, арабский и вьетнамский языки.

II. Учебное пособие «Готовимся учиться в техническом вузе».

Целью данного пособия является подготовка иностранных учащихся к поступлению в технический вуз. Учебное пособие предназначено иностранным абитуриентам, владеющим русским языком в объёме уровня А2, и направлено на обучение основным лингвистическим особенностям научного стиля русского языка и видам речевой деятельности, актуальным для учебно-профессиональной сферы общения.

Тематическое содержание и текстовой материал пособия соотнесены с материалом общеобразовательных дисциплин (математики, физики, химии, информатики), изучаемых по программе подготовки в технический вуз.

В начале каждой темы представлен каталог синтаксических конструкций с примерами лексического наполнения, а также перечень наиболее частотных глаголов, оформляющих предикативный центр синтаксических конструкций.

Языковая компетенция иностранных учащихся формируется на основе системы упражнений, созданной с учётом стадиальности формирования языковых навыков.

Речевая компетенция формируется на основе микротекстов и текстов разного типа: описание, повествование, рассуждение, доказательство, инструкция, текстов смешанного типа и научно-популярных текстов. При создании текстов был использован материал учебников и учебных пособий по математике, физике, химии, информатике для средней школы, для предвузовской подготовки иностранных учащихся и для первого курса технических вузов.

Учебно-научные тексты сопровождаются предтекстовыми и послетекстовыми заданиями, которые направлены на формирование у иностранных учащихся умений понимать организацию и структуру текста, ориентироваться в содержании текста, находить необходимую информацию в соответствии с целевой установкой, построить собственное монологическое высказывание при передаче основного содержания учебно-научного текста, используя изученные средства связи между предложениями и подтемами текста. Научно-популярные тексты, включенные в пособие, способствуют развитию умений говорения и создают основу для выражения учащимися собственного мнения об интересных научных фактах и гипотезах по обсуждаемым проблемам науки и техники.

Изучение каждой темы завершается выполнением контролирующих заданий, направленных на проверку усвоения языкового материала и уровня сформированности речевых умений. Задания для контроля в пособии представлены в тестовой форме и в форме кроссвордов. Задания такого типа активизируют мыслительную деятельность учащихся и повышают мотивацию к изучению русского языка.

Материал пособия даёт возможность реализовать гибкую модель обучения в зависимости от будущей специальности студентов и сроков обучения, организовать самостоятельную работу учащихся с учётом их когнитивного стиля мышления.

Данное пособие уже более десяти лет успешно используется в учебном процессе в курсе русского языка не только в Санкт-Петербургском политехническом университете, но и в других вузах России, а также в зарубежных вузах-партнёрах при подготовке учащихся к поступлению в технические вузы Российской Федерации.

III. Учебное пособие «Русский язык как иностранный. Лингафонные лабораторные работы. Научный стиль речи. Технический профиль».

Данное пособие направлено на формирование у иностранных учащихся слухо-произносительных навыков в учебно-профессиональной сфере общения. Лабораторные работы обеспечивают аудитивное сопровождение лексического и грамматического материала, изучаемого на практических занятиях по русскому языку под руководством преподавателя.

Лабораторные работы предназначены иностранным студентам для самостоятельного выполнения в лингафонном кабинете и рассчитаны на 30-40 минут учебного времени.

Каждая лабораторная работа включает научно обоснованный комплекс языковых и условно-речевых упражнений, которые объединены темой лабораторной работы. При выполнении любого задания учащимся предлагается преодолеть только одну трудность, задания предполагают только один вариант ответа.

Каждое упражнение содержит образец выполнения задания, паузы для выполнения и звучащие ключи для самопроверки правильности выполнения задания. Упражнения содержат достаточное для тренировки количество повторяющихся элементов (лексических, грамматических) и обеспечивают многократное повторение общенаучной лексики и грамматических форм. Упражнения направлены на снятие трудностей понимания содержания учебно-научного текста, который является завершением каждой лабораторной работы. Учебные тексты специально составлены на материале физики и химии.

Предлагаемые иностранным студентам задания отвечают специфике аудирования как вида речевой деятельности и способствуют формированию навыков восприятия информации на слух. Для развития навыков аудирования задания могут выполняться без опоры на печатный текст. Учебный материал в лабораторных работах предполагает однократное предъявление, определённый темп речи, время выполнения заданий в паузы ограниченно. Последовательность упражнений в лабораторных работах обеспечивает управление процессом выполнения учебных действий во время самостоятельной работы иностранных студентов.

Лабораторные работы обладают относительной самостоятельностью, в связи с чем могут выполняться выборочно в соответствии с изучаемым материалом и учётом будущей специальности иностранных студентов.

Эффективность данного учебного пособия подтверждена использованием на практических занятиях с иностранными студентами в лингафонном кабинете в течение ряда лет, а также результатами мониторинга мнения иностранных студентов Высшей школы международных образовательных программ СПбПУ.

IV. Электронное сопровождение (компьютерные программы, дистанционные курсы).

К пособию «Русский язык как иностранный. Научный стиль речи (Технический профиль). Элементарный курс» создана компьютерная программа, которая рассчитана на самостоятельную работу иностранных учащихся под руководством преподавателя. В программе содержится частотный для научного стиля речи грамматический материал, контролирующие задания в тестовой форме, аудиотексты для развития речевых навыков, словарь общенаучной лексики с переводом на шесть языков.

Учебное пособие «Русский язык как иностранный. Научный стиль речи (Технический профиль). Элементарный курс» сопровождается также дистанционным курсом поддерживающего обучения, созданным на основе обучающей платформы Moodle. Данная образовательная платформа предлагает широкий спектр средств, что позволяет выстраивать процесс обучения иностранных студентов научному стилю речи с учетом их личностных особенностей, а также реализовывать индивидуальный подход при формировании коммуникативной компетенции студентов в учебно-профессиональной сфере общения. Использование компьютерных технологий позволяет создать условия для активной самостоятельной работы учащихся, а также способствует повышению их мотивации к изучению языка будущей специальности.

Данный дистанционный курс может использоваться для подготовки иностранных абитуриентов как на этапе предвузовской подготовки, так и на этапе предмагистерской подготовки.

Использование дистанционного курса к данному учебному пособию позволяет иностранным студентам самостоятельно в удобное для себя время повторить изученный материал, наиболее трудные для них грамматические темы, а также самостоятельно изучить пропущенный по разным причинам материал. Дистанционный курс, как и компьютерная программа, позволяет студенту самостоятельно проверить степень усвоения материала, так как в тесты заложена функция контроля и выставления оценки за выполненное задание. Кроме того, дистанционный курс позволяет задать вопрос преподавателю и получить ответ через «Форум» или личное сообщение, а также отправить преподавателю выполненную письменную работу. Преподаватель в свою очередь может контролировать процесс выполнения студентами заданий курса, а также комментировать результаты выполненных тестов.

К учебному пособию «Готовимся учиться в техническом вузе» созданы два дистанционных курса поддерживающего обучения на базе образовательной платформы Moodle. Дистанционный курс содержит лексико-грамматический материал пособия. Материалы курса включают грамматические таблицы, упражнения в форме тестов, тексты с предтекстовыми и послетекстовыми заданиями и словари с переводом на английский, французский, испанский, арабский и китайский языки.

Материалы курса позволяют формировать лексико-грамматические навыки, слухо-произносительные навыки, а также навыки конспектирования у иностранных учащихся. Лексико-грамматические тесты представлены в разных формах: множественный выбор, выбор соответствия, тесты с написанием краткого ответа, восстановление сокращенной записи. Данный дистанционный курс может использоваться как на этапе предвузовской подготовки, так и на этапе предмагистерской подготовки.

Дистанционный курс «Готовимся учиться в техническом вузе. Технический профиль. Тесты» содержит тесты, позволяющие проверить степень усвоения лексико-грамматического материала учебного пособия «Готовимся учиться в техническом вузе».

Использование компьютерных технологий в процессе обучения русскому языку как иностранному позволяет совершенствовать организационные формы обучения, способы презентации и структурирования учебного материала, формы контроля и взаимодействия преподавателя со студентами. Кроме того, использование компьютерных технологий позволяет интенсифицировать самостоятельную работу учащихся, учитывать индивидуальные стратегии обучения и осуществлять индивидуальный подход к учащимся, повысить их мотивацию к изучению русского языка.

V. Краткий курс научного стиля речи «Русский технический» (учебное пособие).

Расширение форм международного сотрудничества Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого с зарубежными вузами ставит перед специалистами в области преподавания русского языка как иностранного задачу обеспечения учебного процесса современными учебными пособиями, направленными на формирование у иностранных студентов коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения в условиях неязыковой среды.

Учебное пособие «Русский технический» представляет собой краткий интенсивный курс научного стиля речи, созданный на основе учебного пособия «Готовимся учиться в техническом вузе». Данное учебное пособие предназначено иностранным учащимся, владеющим русским языком в объёме базового уровня (А2).

Предлагаемое учебное пособие может быть рекомендовано:

- для иностранных граждан подготовительных отделений, обучающихся в группах позднего заезда,

- для студентов 1 курса технических вузов, которые ранее не изучали научный стиль речи в курсе русского языка,

- для самостоятельной работы иностранных студентов, магистрантов, аспирантов в качестве корректировочного курса научного стиля речи при выборе индивидуального образовательного маршрута,

- для иностранных студентов зарубежных вузов, изучающих русский язык в условиях неязыковой среды с целью продолжения обучения в технических вузах Российской Федерации.

Целью данного курса является овладение определённым объёмом общенаучной лексики, изучение основных грамматических конструкций, которые используются при изложении информации в учебно-научных текстах, а также формирование языковых навыков и речевых умений в учебно-профессиональной сфере общения в соответствии с коммуникативными потребностями иностранных учащихся в техническом вузе Российской Федерации.

Материал учебного пособия организован по тематическому принципу и отражает логику изложения научной информации в учебно-профессиональной сфере общения. Каждая тема включает презентацию лексико-грамматического материала в таблицах с примерами употребления, упражнения для усвоения основных языковых особенностей научного стиля речи, а также упражнения в тестовой форме для контроля.

В учебное пособие включены строго отобранные учебно-научные тексты по общеобразовательным дисциплинам. Учебно-научные тексты сопровождаются системой предтекстовых и послетекстовых заданий, направленных на формирование коммуникативных навыков в учебно-профессиональной сфере общения.

Предложенный учебный материал служит основой для обучения чтению, письменной и устной речи для достижения Первого уровня владения русским языком как иностранным в учебно-профессиональной сфере общения.

При создании учебного пособия авторы учитывали «Требования к Первому сертификационному уровню владения русским языком как иностранным. Общее владение. Профессиональный модуль» 2011 года, требования «Лингводидактической программы по русскому языку как иностранному» 2017 года, а также многолетний положительный опыт языковой подготовки иностранных учащихся к обучению в СПбПУ. При изучении научного стиля речи по учебному пособию «Русский технический» могут успешно использоваться описанные выше аудитивные и компьютерные материалы.

VI. Типовой тест для контроля сформированности коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения.

В настоящее время в преподавании русского языка как иностранного совершенствуются формы контроля во всех видах речевой деятельности и разрабатываются контрольно-измерительные материалы, направленные на проверку уровня коммуникативной компетенции иностранных граждан в учебно-профессиональной сфере общения.

Специалистами в области лингводидактического тестирования Санкт-Петербургского политехнического университета разработан Проект типового теста по русскому языку как иностранному (I сертификационный уровень. Профессиональный модуль. Технический профиль).

Типовой тест включает 5 субтестов:

- Лексика. Грамматика

- Чтение

- Письмо

- Аудирование

- Говорение

Структура и содержание типового теста с описанием проверяемых умений во всех видах речевой деятельности представлены в статье «Тестовый контроль языковой и коммуникативной компетенции иностранных учащихся в учебно-профессиональной сфере общения» [15].

Выполнение данного теста подтверждает уровень владения русским языком в учебно-профессиональной сфере общения, необходимый для обучения иностранных граждан в российских технических вузах.

Выводы

На современном этапе развития системы высшего профессионального образования эффективность и качество организации учебного процесса обеспечиваются разработкой учебно-методических комплексов по образовательным программам и учебным дисциплинам.

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого разработан комплекс учебных пособий, аудитивных, компьютерных и контрольно-измерительных материалов для обеспечения учебного процесса по русскому языку как иностранному в техническом вузе при формировании коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения (уровни A2 – B1).

Эффективность разработанного профессионально направленного учебно-методического комплекса по русскому языку как иностранному подтверждается практикой использования данного комплекса в процессе языковой подготовки иностранных учащихся в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, а также в других вузах Российской Федерации и зарубежных вузах-партнерах.


Библиографическая ссылка

Баранова И.И., Гладких И.А., Стародуб В.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28436 (дата обращения: 19.02.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252