Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ ИМИДЖЕФОРМИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Баишева М.И. 1 Матчитова К.С. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Статья посвящена проблеме имиджеформирования дошкольной образовательной организации для повышения качества педагогической деятельности и конкурентоспособности в сфере образовательных услуг. В статье имиджеформирующая деятельность определяется как деятельность по усовершенствованию качества образовательных услуг и профессиональных компетенций субъектов образования, по результатам которой создается образ образовательной организации в профессиональной среде и обществе. Авторами обоснованы функции, направления, педагогические условия имиджеформирующей деятельности как нового вида деятельности в дошкольном образовании. В заключение определены педагогические условия развития имиджеформирующей деятельности ДОО: создание благоприятного психологического климата внутри коллектива и межличностного взаимодействия между субъектами образовательного процесса; обеспечение педагогического пространства для успешности профессиональной самореализации и удовлетворения профессионально-личностных потребностей; обобщение и распространение опыта педагогов, планирование и прогнозирование перспектив развития ДОО по всем направлениям педагогической деятельности и связи в сфере образования, взаимодействие с общественными организациями. Проведенный мониторинг показал, что реализация содержательной имиджеформирующей деятельности в ДОО способствует обогащению содержания и качества педагогической деятельности, эффективно повышает и усовершенствует профессиональную компетентность педагогов, руководителей в образовательном процессе и взаимодействии с родителями, общественностью.
формирование
имидж доо
направления
функции имиджеформирования
педагогические условия
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета. 2013. Федер. вып. №6241. 25.11.2013 г.
2. Сухина О.Ю. Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Москва, 2003. 143 с.
3. Фрайзер П.С. Современные паблик рилейшнз. М.: ИД «Инфра - М», 2002. 592 с.
4. Тринитатская О.Г., Бочаров С.В. Формирование позитивного имиджа образовательной организации в условиях конкурентной среды // Мир науки. 2017. Том 5. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/01PDMN417.pdf (дата обращения: 14.12.2018).
5. Гамова С.В. Имидж дошкольного образовательного учреждения и его составляющие // Челябинский гуманитарий. 2014. № 4 (29). С.18-24.
6. Сидорова А.С. Управление созданием имиджа образовательного учреждения // Молодой ученый. 2016. № 24 (128). Ч.6. С. 520-523.

Реализация цели и задач «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [1] требует выхода образовательных организаций на качественно новый этап развития. В таких условиях конкурентоспособными оказываются те образовательные организации, которые предоставляют высокие уровни качества образования и воспитания детей.

Изучение и анализ практической деятельности дошкольных организаций по данной проблеме показывают недопонимание руководителями и педагогическими коллективами значимости нового вида педагогической деятельности. В детских садах основное внимание уделяется внешним показателям имиджеформирования. Многие педагогические коллективы еще не осознали, что имиджеформирование является важным фактором повышения качества профессиональной деятельности.

Выявленное положение дел в дошкольном образовании послужило причиной поиска и осмысления феномена имиджеформирующей деятельности как фактора развития и нового педагогического явления.

Понятие «имидж» исследователями трактуется с разных позиций. К примеру, в «Энциклопедическом словаре» имидж определяется как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации и рекламы.

Имидж образовательной организации как педагогическая категория фактически не пояснен. По утверждению О.Ю. Сухиной, имидж организации – это подготовка сознания к действиям, выполнение которых побуждает внешние стимулы и внутренние психологические процессы [2].

В педагогике достаточно содержательно рассмотрены отдельные структуры имиджеформирующей деятельности: стиль педагогической деятельности, состояние психологического климата в коллективе и психологического комфорта между педагогами, детьми и родителями, дизайн, дресс-код, внешняя атрибутика. В этом отношении требуется определение имиджа, его содержания и функций как фактора усовершенствования качества образовательной деятельности, повышения профессиональных компетенций педагогов в обучении, воспитании, развитии личности, а также в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении семьи.

Следует подчеркнуть, что имиджеформирующая деятельность образовательных организаций – это специфический и профессиональный вид педагогической деятельности руководителя и целого коллектива по созданию и позиционированию себя в обществе, на рынке образовательных услуг.

Нарастающая конкурентоспособность на рынке образовательных услуг все более актуализирует проблему имиджеформирования как фактора стимулирования и развития профессиональной деятельности образовательных организаций. Тем не менее сегодня имеется достаточно противоречий по проблеме:

- образовательные организации всецело осознают необходимость развертывания имиджеформирующей деятельности как нового вида деятельности в образовательном процессе, но ещё недостаточна разработанность её теоретико-методологических и методических основ для внедрения в практику;

- современные дошкольные образовательные организации нуждаются в педагогах, способных управлять имиджеформирующей деятельностью, но педагогические вузы недостаточно уделяют внимание подготовке компетентных специалистов по данному направлению.

Цель исследования: обоснование теоретико-методологических предпосылок и методических основ имиджеформирующей деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО).

Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретико-методологических и методических основ имиджеформирующей деятельности ДОО: внутренних и внешних факторов, функций, условий, направлений и содержания.

Методология и методы исследования

Методологическое рассмотрение проблемы имиджеформирования в педагогике и ее научное обоснование предусматривают интегративный характер исследования. Это связано и с тем, что изучаемая проблема сама по себе является сложным и многоплановым процессом.

Сравнительно-логический, количественный и качественный анализ проведенного нами исследования показывает, с одной стороны, отсутствие выстроенных концептуальных идей и системы работы дошкольных образовательных организаций по имиджеформированию. С другой - педагоги выражают необходимость научного обоснования концептуальных и процессуальных основ эффективного имиджеформирования в ДОО и оказания методической помощи педагогам и всем субъектам образовательной деятельности в школах и детских садах.

Основные методы исследования: анализ научных исследований; изучение психолого-педагогической документации, анализ планов профессиональных и общественных объединений, участвующих в государственно-общественном управлении ДОО; анкетирование педагогов и родителей воспитанников, наблюдение за детьми в сензитивных видах деятельности, общении и взаимодействии с взрослыми, сверстниками; педагогический эксперимент и количественно-качественный анализ результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Имиджеформирующая деятельность определяется нами как деятельность по усовершенствованию качества образовательных услуг и профессиональных компетенций субъектов образования, по результатам которой создается образ образовательной организации в профессиональной среде и обществе.

Безусловно, участниками имиджеформирующей деятельности дошкольных образовательных организаций выступают заведующие детскими садами, все категории педагогов и воспитанники.

Объектом изучения имиджеформирования в дошкольной образовательной организации является процесс развития профессиональных компетенций руководителя и всех субъектов образовательной деятельности.

Предмет исследования - педагогические условия имиджеформирующей деятельности дошкольных образовательных организаций в целях повышения качества образовательной деятельности и позитивного позиционирования себя в конкурентоспособной среде.

Суть имиджеформирующей деятельности заключается в самоактуализации организацией содержания и результатов педагогической деятельности, позиционировании собственного идеального образа в конкурентоспособной образовательной среде и обществе. Фрэйзер П. Сайтел утверждает, что обсуждение деятельности организации в обществе должно состояться при честном и открытом диалоге [3, с. 35].

О.Г. Тринитатская и С.В. Бочаров считают, что «положительный имидж новой школы должен опираться на её индивидуальность, то есть неповторимое лицо коллектива в предметной и социокультурной среде… Основная цель должна заключаться в обеспечении, воспитании и развитии способных, одаренных и талантливых детей в соответствии с мировыми и национальными критериями, создании условий для интеллектуального, духовного и профессионального развития личности» [4, с. 4]. Достижения этой цели в исследовании эксплицированы принципами гуманизации и демократизации образовательного процесса, т.е. «утверждения человека как высшей социальной ценности, организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства педагогов и учащихся, открытости и вариативности обучения, активизации познавательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к обучению и единства обучения и воспитания» [4].

Позитивный имидж во внутреннем плане характеризуется профессиональной компетентностью руководителя и педагогов, качеством образовательной деятельности, высоким уровнем личностных взаимоотношений между субъектами в образовательном пространстве. По утверждению С.В. Гамовой, «личность педагога - один из основополагающих факторов, формирующих имидж ДОУ» [5, с. 21]. Безусловно, имидж формируется не только под воздействием носителя имиджа, но и всеми теми, кто заинтересован в достижении позитивных результатов в имиджеформирующей деятельности коллектива.

В исследованиях часто выделяют две функции имиджа: «позиционирование образовательной организации и побуждение к действию» [6, с. 521]. В этом отношении мы особо выделяем следующие функции имиджеформирующей деятельности дошкольных организаций: определение миссии, цели, задач организации; контроль и прогнозирование дальнейшего развития имиджеформирующей деятельности; стимуляция развития и ситуации успеха педагогической деятельности ДОО в конкурентоспособной среде; информирование и реклама деятельности, опыта, традиций коллектива; исследовательская как поиск инновационных форм, методов имиджеформирующей деятельности; рефлексия – оценка и творческое применение достижений в имиджеформирующей деятельности в новых условиях.

В имиджеформирующей деятельности дошкольных образовательных организаций нами определены и реализованы следующие направления работы:

- развитие корпоративной и этической культуры коллектива и его руководителя. Безусловно, от имиджа руководителей и корпоративной культуры во многом зависит желание сотрудничать с образовательной организацией. В этом контексте профессионализм, компетентность, работоспособность, высокая нравственность, демократический стиль руководства – всё это составляет суть неподдельного авторитета коллектива;

- создание внешней атрибутики и рекламы деятельности. К внешней атрибутике относятся: флаг, герб, гимн, эмблема, сайт, визитка и др.;

- заявление открытости, самодостаточности и достоверности проводимой педагогической деятельности ДОО. Суть данного направления заключается в участии детей в творческих конкурсах, воспитателей - в профессиональных конкурсах, грантах, выставках, фестивалях педагогических идей и проектов, проведении мониторинговой деятельности по повышению качества образования, в усовершенствовании компетентности сотрудников, ведении ЗОЖ, в постоянно действующих и инновационных формах работы с родительской и педагогической общественностью и др.;

- создание современного стиля-дизайна ДОО: неповторимости стиля в групповых помещениях, музыкальном и спортивном залах, создание единого стиля в холле и коридорах; разбивка зимних садов, создание архитектурно-ландшафтных объектов и др.

В ходе исследования выявлены и теоретически обоснованы, экспериментально проверены:

- структурно-функциональная модель формирования позитивного имиджа и комплекс педагогических условий её реализации: осознание актуальности, цели имиджеформирующей деятельности в конкурентоспособной среде;

- осознанность и принятие педагогами имиджеформирующей деятельности как инновационного вида профессиональной деятельности;

- инновационные подходы к дидактическим основам формирования позитивного имиджа ДОО;

- организация мониторинговой деятельности и анализ факторов, которыми обусловлены формирование имиджа, степень осознания субъектами образовательного процесса потенциала имиджеформирующей деятельности и собственных возможностей в улучшении и влиянии на изменение имиджа ДОО.

В разработанной модели формирования позитивного имиджа дошкольной образовательной организации нами выделены следующие структурные компоненты:

- цель;

- подходы и принципы;

- структурные компоненты;

- результат;

- оценка.

Согласно модели имиджеформирующая деятельность осуществлялась:

- по внешнему имиджу: создание дресс-кода и собственной уникальности ДОО, оформление дизайн-стиля детского сада, работа со СМИ (в сети Интернет);

- по внутреннему имиджу: имидж заведующей, корпоративно-имиджевая культура педагогов во взаимодействии с субъектами образовательной деятельности, образ-портрет воспитанников и выпускников ДОО, их имиджевая культура.

Нами установлено, что по своей структуре имиджеформирующая деятельность включает следующие системообразующие компоненты:

- целевой – создание идеального образа ДОО для субъектов образовательной деятельности;

- организационно-деятельностный – разработка, апробирование и обоснование эффективных педагогических условий формирования позитивного имиджа ДОО;

- результативный – получение устойчивых позитивных результатов по имиджеформированию;

- оценочный и прогностический – изучение, оценка результатов имиджеформирующей деятельности, коррекция пробелов и прогнозирование перспектив развития деятельности.

Имиджеформирующая деятельность дошкольной образовательной организации должна основываться на аксиологическом, функциональном, личностно ориентированном, комплексном подходах, а также на принципах: преемственности, креативности, амплификации, культуро- и идеалосообразности.

Заключение

В исследовании нами уточнены и обогащены основополагающие направления и некоторые функции имиджеформирующей деятельности дошкольных образовательных организаций.

Проведенный мониторинг по управлению имиджеформированием в ДОО (в начале эксперимента) указывал на конструирование его в целом по внешним показателям, что недостаточно было для эффективного управления и усовершенствования качества данного вида деятельности.

В этом отношении результаты проведенного исследования констатируют, что реализация содержательной имиджеформирующей деятельности в ДОО способствует обогащению содержания и качества педагогической деятельности, эффективно повышает и усовершенствует профессиональную компетентность педагогов, руководителей в образовательном процессе и взаимодействии с родителями, общественностью.

Таким образом, содержательным проведением имиджеформирующей деятельности ДОО обусловлены:

- усовершенствование качества педагогической деятельности, образовательных услуг;

- повышение профессиональной компетентности педагогов, руководителей и обслуживающего персонала;

- расширение сферы взаимодействия с субъектами образовательной деятельности и общественностью;

- улучшение корпоративной этики и культуры сотрудников, психологического климата внутри коллектива;

- определение приоритетов и стратегии инновационного развития ДОО.


Библиографическая ссылка

Баишева М.И., Матчитова К.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ИМИДЖЕФОРМИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28432 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674