Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Казарина Л.Н. 1 Пурсанова А.Е. 1 Гущина О.О. 1 Чуваркова И.М. 1 Элларян Л.К. 1
1 ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Изучение стоматологического статуса и заболеваемости среди студентов учебных заведений актуально для современной стоматологии и востребовано для социальной медицины. Этот контингент заслуживает пристального внимания врачей, учитывая важность проблемы охраны здоровья молодежи, ее многочисленность и социальную активность. Оценка уровня стоматологического здоровья необходима для определения потребности в стоматологической помощи, прогнозирования заболеваемости и планирования программ профилактики. Заболевания полости рта среди обучающихся студентов высоко распространены, нет склонности к их снижению. Это связано со сменой образа жизни, высокими психоэмоциональными и учебными нагрузками, несбалансированным питанием, нерегулярной гигиеной полости рта, появляющимися вредными привычками. Следует отметить, что многие публикации освещают состояние стоматологического здоровья у молодежи, а сведений и исследований, касающихся его динамики, недостаточно. В статье представлены результаты обследования стоматологического статуса студентов второго курса стоматологического факультета «ПИМУ» за пятилетний период. Выявлены плохая гигиена рта, значительная заболеваемость зубов кариесом и воспалительные заболевания пародонта. Кроме того, проведен анализ социологического опроса обучающихся за указанный период. Данные анкетирования свидетельствуют о низком уровне информированности студентов о личном уходе за полостью рта, современных предметах и средствах гигиены, правильности их использования.
стоматологическое здоровье
студенты
кариес
гигиена
мониторинг
1. Казарина Л.Н., Вдовина Л.В., Пурсанова А.Е., Элларян Л.К., Чуваркова И.М. Оценка стоматологического статуса у студентов 2-го и 3-го курсов стоматологического факультета Нижегородской государственной медицинской академии // Стоматология детского возраста и профилактика. 2012. №2. С. 54-58.
2. Косюга С.Ю., Балабина Т.С., Беляков С.А. Анализ уровня стоматологического здоровья и стоматологического просвещения среди 6 и 12 летних школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19686 (дата обращения: 18.11.2018).
3. Орехова Л.Ю., Кудрявцева Т.В., Чеминава Н.Р. Проблемы стоматологического здоровья у лиц молодого возраста // Пародонтология. 2014. Т. 19. № 2. С. 3-5.
4. Александрова В.Б. Оценка стоматологического здоровья студентов // Здоровье и образование в XXI веке. 2014. Т. 16. № 10. С. 18-19.
5. Зелинский М.В.,. Киселев С.Н. К вопросу о состоянии стоматологического здоровья и путях оптимизации стоматологической помощи студентам средне-специальных и высших учебных заведений железнодорожного транспорта // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2014. № 1. С. 15-18.
6. Масумова В.В., Булкина Н.В., Савина Е.А., Глыбочко А.П. Изучение стоматологического статуса, качества индивидуальной гигиены полости рта и уровня оказания стоматологической помощи у студентов города Саратова и Саратовской области // Саратовский научно - медицинский журнал. 2009. Т. 5. № 1. С. 90-92.
7. Rajiah К., Ving С.J. An assessment of pharmacy students' knowledge, attitude, and practice toward oral health: An exploratory study. J. Int. Soc. Prev. Community Dent. 2014. Vol. 4 (Suppl. 1). P. 56-62.

Одной из актуальных задач стоматологии в рамках программы «Здоровье нации» в России является изучение состояния стоматологического здоровья студенческой молодежи различных регионов нашего государства. Молодой возраст составляет, как известно, от 18 до 30 лет. Проблему здоровья освещает значительное число научных работ, выполненных в России, так как здоровье полости рта молодежи – это здоровье нации, оно определяет социальный уровень развития общества [1–3].

Вышеуказанный возрастной период является критическим для возникновения и хронизации различных заболеваний, в частности стоматологических. Это происходит в связи со сменой места жительства на время учебы, возможными климатогеографическими особенностями проживания, интенсивным ритмом жизни, высокими учебными нагрузками (многочисленными стрессами), нерегулярным и нерациональным питанием (избыток сладких мягких быстрых углеводов), появлением вредных привычек (ввиду особенностей возраста) и низкой медицинской грамотностью студентов [4, 5].

Проведенное Л.Ю. Ореховой (2014 г.) изучение общесоматической патологии в молодежной среде продемонстрировало, что 70% заболеваний, связанных с функцией организма у школьников, превращаются в хронические болезни у студентов, которым требуется постановка на диспансерный учет. Причем патологии пищеварительной системы занимают одну из лидирующих позиций [3].

Многочисленными исследованиями подтвержден факт того, что у людей в возрасте от 18 до 30 лет наблюдается высокая поражаемость зубов кариесом, а также распространены хронические гингивиты [1, 6, 7]. Санация полости рта у школьников и студентов, проводимая по поводу осложненного кариеса, зачастую заканчивается экстракцией зубов, что в свою очередь приводит к снижению неспецифической реактивности организма, а также к росту хронических соматических заболеваний.

В большом количестве научных публикаций приводятся данные о состоянии здоровья полости рта студентов без учета профиля и вида вуза. Однако известно, что специфика профессионального обучения играет роль в изменении здоровья полости рта у студентов. Ввиду вышесказанного целью проведенного исследования является сравнительная оценка стоматологического статуса студентов второго курса стоматологического факультета ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России за пятилетний период.

Материал и методы исследования. На базе кафедры пропедевтической стоматологии Приволжского исследовательского медицинского университета в 2014 году были осмотрены 95 студентов второго курса стоматологического факультета, из них 67 девушек (70%) и 28 юношей (30%) в возрасте 19–23 лет. В 2018 году осмотрена другая группа обучающихся, также на втором курсе стоматологического факультета, которая состояла из 107 человек – 77 девушек (72%) и 30 юношей (28%) аналогичного возраста. Указанная группа была взята нами на диспансерный учет.

Вначале были проведены опрос студентов и заполнение ими составленной сотрудниками кафедры пропедевтической стоматологии анкеты, которая включала основные вопросы по гигиене полости рта, а именно: методика, регулярность и длительность чистки зубов, выбор предметов и средств гигиены, наличие или отсутствие вредных привычек и общесоматической патологии.

Следующий этап включал клиническое обследование с определением основных стоматологических индексов: распространенности и интенсивности кариеса (КПУ), уровня гигиены полости рта по индексу Green J.C., Vermillion J.R. (1964), воспалительных явлений в тканях пародонта – по папиллярно-маргинально-альвеолярному индексу (РМА), потребность в лечении заболеваний пародонта – CPI и показателю кровоточивости по ВОЗ. Для определения белых пятен начального кариеса мы провели окраску эмали 2%-ным раствором метиленового синего. Кроме того, регистрировалось наличие зубочелюстных аномалий (критерии: есть или нет) и учитывался факт лечения у врача стоматолога-ортодонта несъемной ортодонтической конструкцией (брекет-система).

Полученные результаты проведенного исследования были обработаны с использованием компьютерной программы Statistica 6.0, для оценки статистической значимости применялся t-критерий Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ анкет свидетельствует о том, что большая часть студентов, обучающихся на втором курсе, чистят зубы регулярно дважды в день. А именно в 2014 году эта цифра составила 85,63% участвовавших в исследовании и в 2018 году – 77,31% обучающихся. Для осуществления личной гигиены полости рта в 2014 году участники исследования тратили 3 минуты – 47,41%, 1 минуту – 37,12%, менее 1 минуты – 1,13% и более 3 минут – 14,43%. По прошествии 5 лет наибольшее число второкурсников затрачивают на чистку зубов около 1 минуты – 50,32%, 3 минуты – 32,24%, менее 1 минуты – 4,53%, более 3 минут – 13,12%.

На вопрос: «Какие движения зубной щеткой преобладают при чистке зубов?» в 2014 году студенты отмечали, что: горизонтальные – 23,31%, вертикальные – 19,42%, круговые – 34,12%, выметающие – 17,82%, не придавали значения типу движений 5,41% анкетируемых. В 2018 году нами были получены такие данные: горизонтальные движения при чистке зубов являются преобладающими у 33,21% студентов, вертикальные – у 12,63%, круговые – у 22,73%, выметающие – у 19,52% и затруднились ответить 12,4%.

Технике самостоятельной чистки зубов родителями были обучены 54,62% студентов, опрошенных в 2014 году, и 45,53% – в 2018 году; на приеме у врача-стоматолога уходу за полостью рта обучены 34,32% и 42,83% соответственно, остальные опрошенные научились чистить зубы самостоятельно, используя доступные источники информации о правилах гигиены.

Вопрос о предпочтении зубной пасты в 2014 году отразил следующие ответы: наибольшее количество отдавали свое предпочтение пастам фирмы «Колгейт» – 52,9%, «Рокс» – 14,13%, «Эльмекс» – 4,11%, «Президент» – 1,62%, «Лакалют» – 14,31%, другим фирмам – 11,44%. Через 5 лет производители средств гигиены поменялись местами. Так, зубные пасты «Рокс» стали использовать в 3 раза чаще – 44,12% студентов, зубную пасту «Колгейт» меньше в 2,2 раза – 22,91%, в то время как средства фирмы «Президент» – 5,62% и «Лакалют» – 10,33%. При этом отмечено, что 10,31% участников опроса стали использовать для личной гигиены рта средства фирмы «Сплат», а 6,82% студентов-второкурсников применяют зубные пасты иных фирм-производителей.

В применении зубных щетках в 2014 году 50% студентов второго курса отдали предпочтение щеткам «Колгейт» – 50,11%, «Рич» – 42,13%, «Орал Б» – 2,64%, иным – 5,34%. В 2018 году студенты стали использовать следующие зубные щетки: «Колгейт» – 23,42%, «Орал Б» – 25,43%, «Рокс» – 24,14%, «Кура Прокс» –12,12%, «Президент» – 5,32%, 9,72% опрошенных применяют зубные щетки иных производителей.

Мониторинг применения дополнительных предметов гигиены полости рта выявил, что в 2014 году студентами чаще использовались зубочистки (48,23%) и зубная нить (36,61%). При этом отмечено, что только 0,92% участников исследования применяли ирригаторы, а 14,31% не использовали дополнительные средства гигиены полости рта. В 2018 году почти 1/3 студентов (28,21%) ответили, что информированы о дополнительных предметах гигиены, но их не используют. Лидирующую позицию среди всех дополнительных предметов гигиены заняли флоссы, которыми регулярно пользуются 31,32% студентов, зубные ершики – применяют 15,12% исследуемых, при этом зубочистки стали использоваться значительно реже – 23,41% опрошенных. Недостаточная информация либо высокая стоимость ирригатора послужили причиной нечастого применения этого средства гигиены (2,1%).

68,12% дополнительно применяли ополаскиватели, 1,12% пользовались эликсирами. Интересным является тот факт, что на сегодняшний день 5,51% студентов чистят зубы с помощью зубного порошка. Сравнительный анализ применения ополаскивателей, пенок, гелей и муссов показал, что в 2018 году этими средствами активно стали пользоваться 58,34% студентов, что объясняется мотивацией применения указанных средств с целью дополнительного укрепления эмали и рекомендациями специалистов – ортодонтов и гигиенистов стоматологических (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов по гигиене полости рта

Показатели

2014 год

2018 год

Регулярность чистки зубов

85,63% – регулярно

14,37% – нерегулярно

77,31% – регулярно

22,69% – нерегулярно

Методика чистки зубов

54,62% – информированы родителями;

34,32% – информированы врачом-стоматологом

45,53% – информированы родителями;

42,83% – информированы врачом-стоматологом

Предметы гигиены

Использовали:

48,23% – зубочистки;

36,61% – зубную нить;

0,92% – ирригаторы.

Не использовали – 14,31%

Использовали:

23,41% – зубочистки;

31,31% – зубную нить;

2,1% – ирригаторы;

15,12% – зубные ершики.

Не использовали – 28,21%

Средства гигиены

Использовали:

68,12% – ополаскиватели;

1,12% – эликсиры;

5,51% – зубные порошки.

Не использовали – 25,25%

Использовали:

43,63% – ополаскиватели;

14,71% – пенки, гели, муссы.

Не использовали – 41,7%

 

Изучение места проживания опрошенных студентов показало, что половина из них оказались приезжими: в 2014 году 46,1% учащихся, в 2018 году 48% ребят приехали в город Нижний Новгород учиться. Смена места жительства приводит к снижению как общей, так и местной резистентности молодого организма.

Заболевания желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит, язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки) при анализе соматической патологии оказались на первом месте. Они были отмечены у 11,71% девушек и 3,22% юношей в 2014 году; через пять лет по объективным данным отмечается увеличение гастродуоденальной заболеваемости, а именно у 19,61% – девушки и 20,12% – юноши. Второе место занимает патология верхних дыхательных путей (бронхиты, трахеиты, ларингиты), третье место – заболевания с измененной иммунологической реактивностью организма (крапивница, риниты, поллинозы) и нейроциркуляторная дистония по гипо- или гипертоническому типу.

Изучение вредных привычек в 2014 году показало, что курят сигареты 13,71% студентов, при этом девушки курят чаще на 7,37%, чем юноши. В 2018 году отмечается рост курильщиков: приблизительно 45,32% опрошенных от случая к случаю либо постоянно курят кальян, и только 11,62% курят сигареты.

Исследование стоматологического статуса студентов в 2014 году выявило скученность зубов и другие аномалии прикуса у 13,72% девушек и 8,41% юношей, из них у 62% проводится лечение несъемной ортодонтической конструкцией. В 2018 году эти показатели составили 18,4% у девушек и 12,3% юношей, брекет-система была установлена у 78% обследованных.

Распространенность кариеса в 2014 году среди студентов – второкурсников стоматологического факультета была равна 100%, а в 2018 году – 95,23%, всего лишь у одного студента из 105 обследованных (4,82%) не обнаружено зубочелюстной аномалии.

В 2014 году интенсивность кариеса по индексу КПУ (з) у девушек была равна 8,66±0,5, у юношей – 7,79±0,6, что показывает высокую заболеваемость кариесом. При этом показатель КПУ (п) был равен 11,21±0,80 и 9,92 ±1,01 соответственно.

В 2018 году КПУ (з) у девушек оказался выше – 9,49±0,23 – в сравнении с 2014 годом наблюдения – 7,67±0,32. Показатель КПУ (п) у девушек был равен 12,33±1,02, у юношей – 9,14±0,02 (табл. 2).

Гигиеническое состояние ротовой полости у второкурсников в 2014 году определялось как удовлетворительное, УИГР у студенток оказался равен 1,85±0,02 балла, у студентов – 1,1±0,02 балла. Через 5 лет у всех обследованных определялся значительно более низкий уровень гигиены, который интерпретировался как плохой. Данный факт может быть объяснен нерегулярным проведением и некорректным уходом за зубами, а также увеличением количества вредных привычек. При этом у студенток индекс гигиены по Грин–Вермиллиону в 2018 году равнялся 2,27±0,02 балла, тогда как у студентов он оказался значительно меньше и был равен 1,17±0,07 балла.

Индекс потребности в лечении заболеваний пародонта – CPI у студентов второго курса стоматологического факультета как в 2014 году, так и в 2018 имеет примерно одинаковое значение и среди девушек, и среди юношей. По прошествии пяти лет отмечается тенденция к увеличению данного показателя (в 2014 году – 1±0,04, а в 2018 году – 1,4±0,02), что, по нашему мнению, тесно связано с ухудшением уровня гигиены и нарушениями питания в сторону большей частоты употребления быстрых углеводов (табл. 2).

Таблица 2

Изменения показателей стоматологического статуса студентов

Показатели

Юноши

Девушки

2014 год

2018 год

2014 год

2018 год

КПУ(з)

7,79±0,60

7,67±0,32

8,66±0,50

9,49±0,23*,**

КПУ (п)

9,9 ±1,01

9,14±0,02

11,2±0,80

12, 33±1,02*,**

УИГР, баллы

1,1±0,02

1,17 ±0,07

1,85±0,02**

2,27±0,02*,**

РМА,%

12,57±2,53

17,35±0,08*

10,81±1,37

19,41±0,04*,**

Кровоточивость, %

12,4±0,03

19,8±0,02*

15,3±0,03

21, 8±0,02*,**

CPI, баллы

1±0,04**

1,4±0,02

1±0,04

1,4±0,02**

p*≤0,05 – достоверность при внутригрупповом сравнении

p**≤0,05 – достоверность при межгрупповом сравнении

При сравнении значений показателей состояния тканей в пародонте у обучающихся в 2014 году индекс РМА девушек был равен 10,81±1,37%, а у юношей равен 12,57±2,53%. Среди всех заболеваний пародонта наибольшее значение имел хронический катаральный гингивит. Кровоточивость десен по ВОЗ определялась у 12,4±0,03% юношей и 15,3±0,03% девушек (табл. 2).

Следует отметить, что в 2018 году наблюдалось увеличение начальных воспалительных изменений в тканях пародонта у студентов второго курса в сравнении с исследованием, проведенным в 2014 году. А именно индекс РМА у девушек стал достоверно более высоким и равнялся 19,41±0,04%, у юношей – 17,35±0,08%. Кровоточивость по ВОЗ наблюдалась у 19,8±0,02% юношей и 21,8±0,02% девушек (табл. 2).

Кроме того, мониторинг стоматологической заболеваемости в 2018 году продемонстрировал достаточно высокую распространенность очаговой деминерализации зубов (кариес в стадии пятна), которая располагалась обычно в пришеечной области всех зубов. Деминерализация определялась у 40,7% студенток и у 32,8% юношей – участников исследования. Данный факт определяет значимость проведения профессиональной гигиены и реминерализирующей терапии соответствующих лечебно-профилактических мероприятий.

Заключение. В результате проведенного исследования состояния стоматологического здоровья у студентов одной возрастной группы в 2014 и в 2018 году (пятилетняя разница) определено снижение уровня гигиены ротовой полости, отмечена тенденция к росту показателей КПУ, РМА и CPI, наиболее выраженная у обучающихся женского пола. На наш взгляд, полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты на первых курсах обучения осуществляет нерегулярную индивидуальную гигиену ротовой полости, а также недостаточно информированы о современных дополнительных предметах и средствах гигиены. Имеют место рост количества вредных привычек (курение), а также низкая мотивация к здоровому образу жизни среди студенческой молодежи.

Таким образом, очевидна необходимость разработки и внедрения комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний в студенческой среде, которая включает мотивацию здорового образа жизни, исключение вредных привычек, сбалансированное питание с исключением легко ферментируемых углеводов, своевременное лечение зубов, регулярное проведение профессиональной гигиены, обучение рациональной индивидуальной гигиене ротовой полости, а также диспансеризацию.


Библиографическая ссылка

Казарина Л.Н., Пурсанова А.Е., Гущина О.О., Чуваркова И.М., Элларян Л.К. МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28388 (дата обращения: 18.02.2019).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252