Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Балаганская З.В. 1 Николаева Л.В. 2
1 ДОО №84 "Искорка г.Якутска
2 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
В статье раскрываются современные технологии, формы и методы работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста интереса и любви к книгам. Тема исследования актуальна, т.к. в настоящее время наблюдается снижение читательских интересов у школьников и молодежи в связи с социокультурными реалиями современной жизни. Дети и школьники больше сидят за компьютером, телевизором, читают новости с телефона. В результате растет неграмотность, бездуховность, что нацеливает на воспитание у детей интереса и любви к книгам. И начинать нужно с дошкольного возраста. Цель статьи – раскрыть современные технологии воспитания интереса и любви к чтению книг у старших дошкольников. В статье описан опыт работы детского сада №84 «Искорка» г. Якутска по реализации проекта «Читательская тропа» в рамках сотрудничества детского сада и родителей с библиотекой. В работе использованы следующие современные технологии: технологии сотрудничества, метод проектов, разработка проекта «Читательская тропа», конкурсы, фестивали, этнокультурные технологии, игровая деятельность и др. Результаты диагностики сформированности интереса к чтению в начале и после эксперимента показали повышение интереса детей и родителей к чтению книг и посещению библиотеки.
современные технологии
читательский интерес
дети дошкольного возраста
любовь к книгам
сотрудничество
приобщение к художественной литературе
1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 304 с.
2. Гриценко З.А. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2015. № 8. C. 19-27.
3. Смирнова О. А. Интерес к чтению как основной фактор воспитания читателя в старшем дошкольнике // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. C. 171-176.
4. Колобова О. А. Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VI международной научной конференции (Чита, январь 2015 г.). Чита: Издательство «Молодой ученый», 2015. С. 37-45.
5. Кравченко Л.Н. Детский сад, библиотека – творческое партнерство. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/524363/ (дата обращения 15.11.2018).
6. Чернышева К.В., Фомина О.Ю. Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа по теме «Проект «Книга в гости к нам пришла»). [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/04/13/proekt-kniga-v-gosti-k-nam-prishla-dlya-podgotovitelnoy-grupp (дата обращения 15.11.2018).

В настоящее время наблюдается снижение интереса детей к чтению художественной литературы. Это связано с социокультурными реалиями современной жизни. Книги заменили телевизор, компьютер, Интернет, ватсап и др. технические и аудиовизуальные средства. Если раньше мы любили держать в руках книгу, наслаждаться чтением, то сегодняшние школьники не хотят тратить время на чтение книг, зная, что без труда могут посмотреть фильм или найти информацию о художественном произведение в сети Интернет. В результате растет неграмотность, бездуховность, низкий интеллектуальный уровень и уровень культуры современных школьников. Появляется негативная тенденция, когда молодые родители, выросшие на компьютерах, перестали читать детям добрые старые сказки, приобщая их к компьютерным играм и бессодержательным мультфильмам. Все эти реалии современности нацеливают на необходимости воспитания интереса и любви к книгам у современных детей. И начинать это эффективнее всего в дошкольном возрасте, т.к. дошкольный возраст является сензитивным к восприятию нового, усвоению знаний и формированию ценностного потенциала личности детей. Педагоги и воспитатели должны взять на себя функцию проводника знаний, к пробуждению интереса и любви к чтению у детей и их родителей.

Цель исследования – раскрыть современные технологии воспитания интереса и любви к чтению книг у старших дошкольников.

Материал и методы исследования. Проблеме воспитания любви к чтению и книгам, особенностям восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста посвящены труды Л.М. Гурович, А.В. Запорожца, З. А. Гриценко, Н.С. Карпинской, О.А. Колобовой, О.И. Никифоровой, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, О. А. Смирновой, Е.А. Флериной и др.

Наше исследование проводилось в детском саду №84 «Искорка» НУН ДОО «ЦРР» «Якутскэнерго». В эксперименте участвовали 15 детей старшего дошкольного возраста.

В начале эксперимента мы провели диагностику уровня сформированности интереса дошкольников к книге. Для диагностики нами были подобраны три методики: 1) выявление эмоционального поведения детей при восприятии художественного произведения [1]; 2) диагностика сформированности интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста [2]; 3) определение преобладающих форм активности детей при чтении художественной литературы (3).

Диагностика №1. Цель - изучение эмоционального поведения детей при чтении им художественного произведения [1].

Для восприятия мы выбрали сказку «Золотой ключик» и получили следующие результаты:

1. Вхождение в сюжет сказки.

Высокий уровень показали 4 детей. Они легко и без труда входят в сюжет сказки: застывают в одной позе, слушают с замиранием и широко открытыми глазами, не отвлекаются на шум детей.

Средний уровень показали 8 детей. Они поняли сюжет сказки, однако внимательно и заинтересованно слушали лишь отдельные моменты, отвлекались на шум и разговоры детей.

Низкий уровень выявлен у 3 детей. Эти дети слушали сказку невнимательно, постоянно отвлекались, вертелись, не поняли содержание сказки и не проявили никаких эмоций.

2. По критерию «Сопереживание героям» получены следующие данные:

Высокий уровень показали 5 детей. Дети проявляют отдельные эмоциональные состояния: радость, огорчение, удивление, сопереживание к персонажам по мере развития сюжета.

Средний уровень проявили 8 детей. Они проявили отдельные эмоциональные состояния: радость, огорчение, удивление, сопереживание к персонажам по мере развития сюжета.

Низкий уровень выявлен у двоих детей. Эти дети не проявляют эмоции. Могут только подражать другим детям, без понимания смысла.

3. По критерию «Эмоциональная оценка событий» получены следующие показатели:

Высокий уровень проявили трое детей. Они выражают оценку событий сказки и желание поделиться впечатлениями с соседом своими переживаниями и оценкой.

Средний уровень выявлен у 9 детей. Дети проявляют желание делиться впечатлениями с другими детьми, но не умеют выражать оценку событиям сказки.

Низкий уровень показали трое детей. Их характеризует равнодушие к событиям сказки

Диагностика №2 Диагностика сформированности интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста [2]. Для восприятия мы выбрали сказку «Айога».

По результатам диагностики по критерию «Умение слушать» высокий уровень проявили трое детей, средний - 6 детей, низкий – 6 детей.

По критерию «Понимание содержания сказки» высокий уровень показали 5 детей, средний – 8, низкий – двое детей.

По критерию «Способность к инсценировке» высокий уровень показали 4 детей, средний – 7 детей, низкий – 4 детей.

Диагностика №3. Определение преобладающих форм активности детей при чтении художественной литературы [3].

Анализ результатов показал, что преобладающей формой активности дошкольников при чтении художественной литературы является игровая активность, которая заключается в игре по содержанию прослушанного.

Анкетирование родителей выявило проблемы в неумении родителей методически правильно организовать чтение с детьми, фрагментарность совместного чтения, низкое знание образцов детской литературы [4]. Только 20% родителей посещают весте с детьми детскую библиотеку.

Анализ результатов исследования показал, что необходимо проводить целенаправленную работу и с детьми, и с родителями.

Для привития интереса и любви детей к книгам нами были использованы следующие современные технологии: технологии сотрудничества, метод проектов, технологии активизации образовательно-воспитательной деятельности, методы ТРИЗ, разработка маршрута «Читательская тропа», педмастерская, защита проектов, конкурсы, фестивали, этнокультурные технологии, квест-игры и др. В дошкольном возрасте дети еще не умеют сами читать книги. Они слушают чтение взрослых, воспринимают прочитанное, обсуждают. Наша цель – заинтересовать детей к чтению книг.

Для реализации данной цели мы разработали долгосрочный проект «Читательская тропа» в рамках сотрудничества «детский сад – семья – библиотека».

Идея проекта: В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге, что является неизбежным фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста [5].

Мы полагаем, что партнерское сотрудничество дошкольной организации, семьи и библиотеки поможет приобщить дошкольников к книге и процессу чтения [6].

Ожидаемые результаты проекта:

- формировать у старших дошкольников мотивацию к чтению книг;

- познакомить с отделами и фондом библиотеки и правилами для читателей;

- приобщить родителей к совместной работе по привитию детям любви к книгам.

Работу мы начали с разработки и реализации проекта «Читательская тропа» и провели ознакомительную экскурсию в библиотеку им. В.Г. Белинского. Цель экскурсии - дать дошкольникам базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности, вызвать у детей интерес к книге, обучить правилам пользования библиотекой, формировать бережное отношение к книгам. Во время экскурсии дети узнали, для чего нужна библиотека, познакомились с названиями залов, с правилами поведения. Узнали условия оформления абонемента. В ходе знакомства с условиями содержания и хранения книг в библиотеке было обращено внимание детей на то, что у каждой книги есть своя полка, на полке свое место, т. е. "адрес", по которому ее легко можно найти. Дети с удовольствием рассматривали книги по тематическим направлениям. Ребята внимательно слушали о разнообразии книг детских писателей. Библиотекари познакомили дошкольников с разнообразием книг не только авторских, но и различных по размерам, тематике, показывая детям книжки-игрушки, книжки-малышки, музыкальные книжки.

После абонементного зала ребят пригласили в читальный зал, где познакомили с особенностями пользования книгами. Здесь дети узнали о разнообразии энциклопедий, детских журналов и тех изданий, с которыми можно ознакомиться, только находясь в читальном зале. По окончании экскурсии работники библиотеки предложили ребятам прийти в библиотеку вместе с родителями и оформить абонемент на понравившееся книги для чтения дома.

В течение учебного года мы продолжили сотрудничество с библиотекой им. В.Г. Белинского в рамках проекта «Читательская тропа».

Во время тематических экскурсий в библиотеку сотрудниками была проведена беседа «Откуда книги к нам приходят», целью которой являлась знакомство детей с процессом изготовления книг, с такими профессиями, как редактор, художник, писатель, поэт, лесоруб и т.д., рассмотрение некоторых этапов изготовления книг. В ходе беседы дети пришли к выводу, что изготовление книги - очень трудоемкий процесс и к книжкам нужно относиться очень бережно.

В рамках проекта проведены различные мероприятия: литературный турнир «Умники и умницы»; конкурс «Юный чтец»; олимпиады по риторике «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Классики литературы – детям!»; защита проектов «Я в мире, мир во мне»; фестиваль выразительного чтения по произведениям якутских писателей, посвященный творчеству Петра Дмитриева; фестиваль детских кукольных театров.

Взаимодействие с семьёй является составной частью работы по формированию у детей интереса к художественной литературе. Кроме совместного посещения библиотеки привлекаем родителей к работе по развитию речи детей. Подбираем речевой материал в соответствии с лексической темой на неделю: пословица, потешка, загадка, стихотворение, рассказ, сказка. Все задания пишутся в тетради взаимодействия с родителями «Учим вместе с нами». В течение недели педагоги и родители закрепляли речевой материал и в конце недели, в пятницу каждый ребенок читал наизусть.

В процессе формирования у детей любви к книгам воспитатели активно применяют технологию ТРИЗ, в частности, сочинение своих собственных сказок. Дети совместно с родителями придумывали сказку, оформляли книжку. Ребенок сам рассказывал свою сказку и показывал свою рукотворную книжку-малышку в группе. Очень интересно прошел конкурс маленьких книжек «Сказки нашей группы», проведенный в библиотеке.

Цель: создание мини – библиотеки на основе рукотворных книжек – малышек и передача их в дар воспитанниками детского сада в музей библиотеки им. В.Г. Белинского.

Задачи:

-Развивать устойчивый интерес детей и их родителей к сказке, как произведению устного народного творчества;

-Привлекать детей к воспроизведению образов героев сказок путём продуктивной деятельности

- Раскрыть ценность совместного творчества детей и их родителей.

Победителями конкурса стали:

I место «Волшебная елочка» – Ермолаев Родион

II место «Соломенное чучело» – Анциферова Софья

IIIместо «Заяц и ежик» – Александр Васильев.

В заключение мероприятия дети подарили книжки - малышки в музей библиотеки

Очень красочно получилась книга «Мои новогодние каникулы». Каждая семья оформляла свою страничку, дети рассказывали, как они провели новогодние каникулы. Оформили ко Дню защитников Отечества и 8 марта книжку «Моя семья – мое богатство». Каждая семья подготовила свою страницу о семье, о семейных традициях, об увлечениях каждого члена семьи. И в конце учебного года дети совместно с родителями оформили книгу «Посмотрите все на нас, скоро в школу, в 1 класс!» с пожеланиями коллективу детского сада.

Широко используется метод защиты проектов. Например, мы провели конкурс защиты проектов «Я в мире, мир во мне». Цель: Развитие речевых и мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста через связное, последовательное повествование на заданную тему.

Задачи - развитие у детей навыков публичного выступления перед аудиторией; привитие интереса и развитие мотивации воспитанников ДОО к простейшей исследовательской деятельности; обогащение мировоззрения детей впечатлениями из жизни; содействовать повышению взаимодействия педагогов и родителей.

В рамках реализации проекта провели олимпиаду по риторике среди детей старшего дошкольного возраста «Классики литературы – детям!».

Ежегодно в мае проводятся встречи с ветеранами ВОВ, беседы о войне, ветеранах, героях города и республики, дети читают стихи, посвященные великому празднику, дарят цветы и рисунки ветеранам. Цель мероприятия: патриотическое воспитание, формирование основ национального самосознания и любви к Родине.

Задачи – приобщение к празднованию народного праздника «День победы», вспомнить и почтить память героев Великой Отечественной войны, раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и всем защитникам Родины.

26 мая в библиотеке традиционно проводится Всероссийский день библиотеки. Дети читают стихи, рассказывают о любимых книгах, любимых героях, участвуют в квест-игре, викторине и дарят библиотеке свои авторские книжки-самоделки.

Этнокультурные технологии используются при проведении праздников «Масленица», «Пасха», праздник лета «Ысыах». Традиционно учебный год заканчивается праздником якутского лета. В процессе подготовки к празднику ысыах дети знакомятся с традициями и праздниками родной республики, проводятся конкурсы якутских песен и танцев, национальных видов спорта. В библиотеке проводится выставка детских книг Якутского книжного издательства «Бичик».

У детей появился устойчивый интерес к чтению, книге и посещению библиотеки, о чем говорят следующие диаграммы. В диаграмме 1 представлены данные по посещению библиотеки семьями воспитанников до и после эксперимента.

Диаграмма 1. Посещение детской библиотеки детей с родителями

Повторная диагностика показала динамику интереса детей к чтению книг.

Анкетирование родителей показало, что посещение детской библиотеки семьями увеличилось с 20% на 75%.

По повторной диагностике №1 «Выявление эмоционального поведения детей при восприятии художественного произведения» [1] высокий уровень понимания сказки показали все 15 детей, сопереживание героям сказки – 15 детей, эмоциональную оценку дали 12 детей.

Результаты повторной диагностики №2 «Исследование сформированности интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста» [2] показали, что у детей повысились умения слушать, вникать в смысл содержания книги, способности к инсценировке. Высокий уровень в целом показали 15 детей, способности к инсценированию показали 11 детей.

По диагностике №3 «Определение преобладающих форм активности детей при чтении художественной литературы» [3] выявлено преобладание познавательной активности при прослушивании книги, желание рассматривать картинки и иллюстрации к книге. В целом, динамика развития у детей интереса к книге и чтению представлена в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Динамика развития интереса детей к книге и чтению [4]

Выводы

В результате опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:

- экскурсии в библиотеку, тематические занятия, беседы, конкурсы, фестивали и др. мероприятия в рамках проекта «Читательская тропа» повысили интерес детей к книгам и к посещению библиотеки;

- заложены основы зарождения интереса и любви к книгам у детей, которые необходимо развивать и дальше;

- сформированы такие нравственные качества, как бережное отношение к книгам, интерес к традициям, праздникам, обычаям родного края, уважение к землякам-героям ВОВ, писателям и труженикам города

- сформирована заинтересованность родителей в посещении библиотеки вместе с детьми.

Таким образом, разработка и реализация проекта «Читательская тропа» в рамках сотрудничества детского сада, родителей и библиотеки играет большую роль в приобщении детей к чтению и воспитанию любви к книгам.


Библиографическая ссылка

Балаганская З.В., Николаева Л.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28370 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252