Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РС (ЯКУТИЯ)

Ефремова С.П. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
В статье рассматриваются проблемы экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях северных регионов РС (Якутия). Раскрыта актуальность проблемы экологического образования, особенно в северных регионах России, где природа особенно хрупка и нуждается в защите людей. Загрязнение природы приводит к катастрофическим последствиям. Подчеркивается необходимость с дошкольного возраста формировать у подрастающего поколения бережное отношение к природе. Исследование проводилось на базе сельского детского сада Якутии. Приведены результаты диагностики экологических знаний и представлений детей. Описана система работы по экологическому образованию дошкольников на основе этнопедагогических традиций и ценностей народа саха. Разработаны циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний о мире животных, растительном мире, неживой природе, о временах года на основе этнопедагогических традиций якутского народа. Авторы пришли к выводу, что экологическое образование дошкольников должно проводиться на местном материале с учетом региональных особенностей края. Содержательную основу системы занятий по экологическому воспитанию детей должны составлять обычаи и традиции народа, этнопедагогические идеи воспитания и философские воззрения народа о единстве человека и природы.
экологическое образование
дети старшего дошкольного возраста
диагностика экологических знаний
этнопедагогические традиции
региональные особенности
бережное отношение к природе
1. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. М.: Мозаика Синтез, 2012. 96 с.
2. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». М.: Карапуз-дидактика, 2005. 192 с.
3. Лебедева Н.Н. Этнопедагогические условия формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя: сборник материалов научной конференции. Якутск: СВФУ, МЦНИП. 2013. С.129-137.
4. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика как тип культурно-исторической педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 26. С. 396–400. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/95364.htm (дата обращения 15.11.2018).
5. Николаева Л.В. Природосообразность – фундаментальный принцип воспитания детей на Севере // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.–2015.№12-2.С.315-317.

Экологическое образование является актуальной проблемой современности. Особенно актуальной она является в северных регионах Якутии, т.к. природа Севера является очень хрупкой и жизнь человека целиком зависит от природных условий. К сожалению, в последнее время наблюдаются факты загрязнения природы, что приводит к катастрофическим явлениям. Например, в катастрофическом положении находится в данное время состояние реки Вилюй в Якутии. Население Якутии бьет тревогу по загрязнению одной из крупных рек республики. В таких условиях воспитание у детей бережного отношения к природе является наиболее актуальной проблемой. На состоявшемся 2 апреля 2017 г. Втором съезде экологов Якутии были поставлены вопросы экологического образования населения, начиная с дошкольного возраста.

Цель статьи – раскрыть педагогические условия экологического образования детей, начиная с дошкольного возраста, в условиях северных регионов РС (Якутия).

Материал и методы исследования. Проблемой экологического образования дошкольников занимались такие исследователи, как Николаева С.Н., Серебрякова Т.А., Рыжова Н.А., Соломенникова О.А., Суравегина И.Т. и др. Опираясь на теоретические подходы данных авторов, мы предлагаем модель экологического образования дошкольников на основе принципа регионализма, предполагающего использование народных традиций, обычаев.

Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад «Кунчээн» с. Мэйик, Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия). В опытно-экспериментальной работе приняли участие 24 ребенка: 12 детей из экспериментальной работы, 12 детей – из контрольной групп.

Для определения уровня сформированности экологических знаний детей старшей группы нами была использована диагностика экологических знаний дошкольников на основе методики О.А. Соломенниковой [1], переработанной на местном материале. Критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о животных Якутии;

2) знания о растительном мире родного края;

3) знания о неживой природе родного края;

4) знания о временах года.

Задание 1. Определение характерных особенностей животных Якутии. Используются видеослайды с изображением животных Якутии.

Цель. Выявить знания и представления детей о характерных животных, обитающих в центральных лесах, тайге, тундре и на Севере Якутии.

Задание 2. Диагностика знаний детей о растительном мире Якутии.

Цель. Выявить знания детей о растительном мире родного края.

Задание 3. Диагностика знаний и представлений детей о характерных особенностях неживой природы [2].

Цель. Выявить знания и представления детей о характерных особенностях неживой природы на материале Якутии (песок, камни, вода).

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель. Исследовать уровень знаний детей о временах года.

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Выявить у детей в процессе беседы уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Результаты исследования и их обсуждение        

В таблице 1 приводим результаты исследования уровня сформированности экологических знаний у детей старшей группы на констатирующем этапе исследования на основе методики О.А. Соломенниковой [1], переработанной на местном материале.

Таблица 1

Анализ результатов исследования уровня сформированности экологических знаний у детей старшей группы на констатирующем этапе исследования

Содержание

знаний

Экспериментальная

группа (12 детей)

Контрольная

группа (12 детей)

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Животный мир

Якутии

10

60

30

20

60

20

Растительный

мир Якутии

10

50

40

10

40

50

Неживая природа

20

50

30

20

60

20

Времена года

70

20

10

70

20

10

Отношение к природе

30

30

40

20

50

30

 

Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп показал достаточно сходные показатели. В знаниях детей преобладают средний и низкий уровни. Наиболее высокие результаты отмечены по теме «Времена года». Низкие показатели – по темам «Животный мир Якутии» и «Растительный мир Якутии».

Для нашего исследования представляет интерес принцип регионализма в экологическом образовании. Из многих принципов экологического образования дошкольников мы выбрали этот принцип в связи с тем, что ребенок должен знакомиться, прежде всего, с объектами ближайшего окружения. Им еще рано думать о глобальных вопросах планеты, этим должны заниматься взрослые. А формирование экологической культуры, экологических представлений детей осуществляется на предметах и явлениях ближайшего окружения: зданием детского сада, который посещает ребенок, спортивной площадкой, двором детского сада, природными объектами вблизи собственного дома и детского сада. При этом необходимо знакомиться с новым материалом во время игровой, исследовательской, изобразительной деятельности.

Содержание экологического образования должно содержать образцы живой и неживой природы своего региона с учетом географических, климатических, экономических особенностей [3].

При составлении перспективного плана образовательной деятельности в ДОО и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из 5 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения: знания о животных Якутии, растительного мира Якутии, неживой природе родного края, отношение к природе. Образовательная деятельность строилась с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) на основе этнопедагогических традиций народа саха. Якуты называют себя «детьми солнца», природа для них – живое, мыслящее существо. Издавна в Якутии существуют обычаи почитания и обожествления природы, такие как духи местности, духи рек, озер, тайги, охоты, огня, жилища и др. По мифологии якутов, священное дерево Аал Луук мас соединяет три мира: Нижний, Срединный и Верхний. В Нижнем мире живут злые духи - абаасы, несущие людям горе и зло. В Срединном мире живут люди, и в Верхнем мире живут боги, помогающие людям защититься от злых сил [4]. И люди живут в согласии с природой, чтут обычаи и традиции уважения природы и ее духов, просят их благословения. Все эти традиции и обычаи запечатлены в мифах, сказках, олонхо и философских учениях «Айыы» и «Кут-Сюр».

У северных народов воспитание детей в сельской местности исходит из традиционного образа жизни. Детей Севера воспитывали как частицу природы, учили бережному обращению с тем, что их окружает, бережному отношению к дереву, реке, земле, животным. Им с детства внушалась мысль о том, что все люди – дети природы, кормятся, одеваются от земли, воды, воздуха, зверей, птиц, рыб, населяющих мир вокруг нас. Нравственный регулятив всегда присутствовал в обычаях, традициях, ритуалах, пословицах, сказках.

У народа саха в учении Айыы признается самоценность природы, человек – часть природы, ее дитя. Учение Айыы включает следующие постулаты:

- Береги Родину.

- Не губи растения, зверей, птиц.

- Не загрязняй воду.

- Преклоняйся перед горами.

- Почтительно относись к дороге.

- Держи в чистоте и порядке двор, хозяйство, дом.

- Оказывай почести коновязи (сэргэ).

- Поклоняйся очагу, огню [5].

Все эти заповеди имеют свои ритуалы, которые выполняются всеми и сохранены до наших дней.

Экологическая культура народов Севера представлена в мифологии, народно- прикладном искусстве, народных танцах, быте и труде и раскрывает этнокультурную сущность отношений «природа – человек». Если ребенок с детства погружается в народную культуру, он впитывает уважительное отношение к природе, стремится жить в гармонии с природой. На занятиях мы подбираем фрагменты из народных произведений, читаем заповеди учения «Айыы» и беседуем с детьми о бережном отношении к природе.

О символическом аспекте единения с природой говорит и герб Якутии. На занятиях с детьми мы рассказываем о значении цвета на гербе Якутии. На переднем фоне флага Якутии изображено белое солнце на фоне голубого неба, что символизирует, что якуты – дети белого солнца, живущие под мирным голубым небом. Внизу изображены узкие полосы белого. красного и зеленого цветов. Белый цвет олицетворяет снег, чистоту и красоту Севера, зеленый – короткое якутское лето, символ леса, зелени, плодородия родной земли. Красный - символ красоты, жизни и верности родному краю. Эти традиционные цвета подбираются к национальным костюмам якутов и являются символическими в декоративно-прикладном искусстве Якутии.

Тематика занятий включала такие темы, как «Заповедники Якутии», «Растения и животные, вошедшие в Красную книгу», «Животные Якутии», «Птицы Якутии», «Растительный мир центральной Якутии и тундры», экологические праздники «Река Лена», «День реки Вилюй», «Встреча весны (развешивание салама), «Ысыах» (праздник лета), «Встреча солнца», «Праздник Байаная», «Праздник невода», «Праздник оленеводов», «День солнца», «День Земли», «Белые ночи» и др.

Большое значение имеет создание предметной развивающей среды в ДОО и экологической тропы за пределами детского сада. В дошкольной образовательной организации имеются экологическая комната, лаборатория, мини-музей, зимний сад, разработан экологический паспорт детского сада.

В экологической комнате имеется все необходимое для проведения экологических занятий: библиотечка, образцы семян растений, камни, песок, коллекции бабочек, гербарии, шишки, различные экологические игры, карты, модели и мн. др. В лаборатории созданы условия для проведения опытов, дети надевают специальные халаты лаборантов и представляют себя в образе ученых-исследователей, учатся работать с микроскопом.

Гордостью детского сада является мини-музей о культуре родного края. Здесь собраны экспонаты по материальной культуре якутов, образцы бытовой утвари, охотничьих и рыбацких снаряжений, чучела некоторых птиц и животных Якутии.

Воспитателями с любовью создан зимний сад с комнатными растениями. Дети привлекаются к совместному труду по уходу за растениями. Летом на участке детского сада ставят теплицу, сажают огурцы, помидоры, морковь, салат, дыню и арбуз. Дети наблюдают за ростом и развитием растений, оказывают посильную помощь, участвуют в поливке растений. На территории двора ежегодно сажают клумбы с цветами. Руками родителей изготавливаются различные модели клумб, особенно интересны клумбы в форме лебедей и других птиц.

Очень нравятся детям занятия и экскурсии на экологической тропе, где дети могут увидеть и наблюдать муравейники, мхи, лишайники, цветение деревьев и цветов, озеро, любимую поляну. Обязательно присутствует на таких мероприятиях сюрпризный момент, встреча с Лесовичком, Тундровичком и героями сказок. Сравнивается пейзаж летом и осенью, проводятся наблюдения, которые закрепляются позднее в изобразительной деятельности. В течение года оформляется «Якутский календарь природы». Осенью проводится «Праздник осени», где проводится выставка поделок из природного материала, конкурс на интересную находку в лесу или на берегу реки. Дети вместе с родителями принимают участие в природоохранных акциях, например в акции «Защитим наш Вилюй!», в которой дети приняли участие в конкурсе рисунков и плакатов.

Ежегодно проводится конкурс по защите проектов, в котором дети участвуют вместе с родителями. Победители участвуют в районном конкурсе. Дипломанты районного тура приглашаются на республиканский конкурс проектов.

В конце опытно-экспериментальной работы мы провели повторную диагностику. В таблице 2 приведены результаты исследования уровня сформированности экологических знаний у детей старшей группы на контрольном этапе исследования.

Таблица 2

Анализ результатов исследования уровня сформированности экологических знаний у детей старшей группы на контрольном этапе исследования

Содержание

знаний

Экспериментальная

группа (12 детей)

Контрольная

группа (912 детей)

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Животный мир

Якутии

50

50

-

30

50

20

Растительный

мир Якутии

40

60

-

10

50

40

Неживая природа

80

20

-

30

50

20

Времена года

100

-

-

80

20

-

Отношение к природе

80

20

-

30

50

20

 

Результаты показали положительную динамику в экспериментальной группе. По диагностике «Животные Якутии» высокий уровень показали 50% детей и средний 50% детей. Низкого уровня не оказалось. По диагностике «Растительный мир Якутии» высокий уровень выявлен у 40% детей, средний – у 60%. Детей с низким уровнем не выявлено. 80% детей показали высокий уровень знаний о неживой природе, 20% - средний уровень. Времена года хорошо знают все 100% детей. По отношению к природе высокий уровень выявлен у 80% детей, средний – у 20%.

В контрольной группе изменения незначительные.

Выводы

Анализ литературы и проведенная опытно-экспериментальная работа по экологическому образованию старших дошкольников в условиях сельского ДОО позволили прийти к следующим выводам.

  1. Экологическое образование дошкольников должно проводиться на местном материале с учетом региональных особенностей края.
  2. Содержательную основу системы занятий по экологическому воспитанию детей должны составлять обычаи и традиции народа, этнопедагогические идеи воспитания и философские воззрения народа о единстве человека и природы.
  3. Концептуальной основой воспитания у детей бережного отношения к природе являются философские учения Айыы и Кут-Сюр, являющиеся устными памятниками духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
  4. Целесообразно подключать детей к участию в природоохранных акциях вместе со взрослыми.
  5. Проводить просветительскую работу с родителями для организации совместной работы с детьми и дошкольной образовательной организацией.
  6. Расширять проектную деятельность детей, развивать исследовательские навыки и умения, формировать познавательную активность и умения выступать перед аудиторией с защитой своего проекта.

Заключение

Таким образом, разработанная нами система занятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста учитывает региональные особенности Севера, традиции и обычаи якутского народа, связанные с единством человека и природы. Новизна исследования заключается в разработке и реализации на практике педагогических и этнопедагогических основ воспитания детей. Экологическое образование дошкольников должно проводиться на местном материале с учетом региональных особенностей края. Содержательную основу системы занятий по экологическому воспитанию детей должны составлять обычаи и традиции народа, этнопедагогические идеи воспитания и философские воззрения народа, связанные с единством человека и природы.


Библиографическая ссылка

Ефремова С.П., Николаева Л.В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РС (ЯКУТИЯ) // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28366 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674