Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Ордашева М.Ж. 1
1 КГПУ «Костанайский государственный педагогический университет»
Подходы к организации учебного процесса в учреждениях высшего образования определены модернизацией всей системы образования. Модернизация образования сегодня не столько направлена на получение новых знаний, сколько призвана эстетически культивировать личность студента. В связи с этим актуальным видится создание модели организации учебной деятельности, где акцент будет делаться на развитие эстетической культуры будущего специалиста. В статье освещены вопросы, связанные с формированием профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства. Представлена модель формирования рассматриваемого феномена с учетом специфики работы учителя изобразительного искусства. Значительное внимание уделяется раскрытию информационного насыщения ее компонентов. Основные компоненты специфики – целевой, побудительно-мотивационный, аналитико-ориентировочный, содержательно-процессуальный и аналитическо-результативный, каждый из них имеет несколько блоков воздействия на эффективное формирование профессионально-эстетической готовности будущих учителей. Проанализированы функции каждого компонента. Модель строится на исходных положениях нескольких методологических подходов: синергетического, аксиологического, праксеологического. Рассматриваются продуктивные методы учебной деятельности, которые основаны на различных видах эстетической деятельности, объединяющих эстетическую деятельность с действительной жизнью. Также представлены уровни сформированности профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства. В данной статье акцент делается на личность студента.
профессионально-эстетическая готовность
учителя изобразительного искусства.
1. Пайдуков П.В. Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей изобразительного искусства в процессе предметной подготовки: дис. …докт. пед. наук. Чебоксары, 2013. 183 с.
2. Бортникова И.И. Модель профессионального воспитания музыкально-одарённых детей в процессе интенсивной концертно-исполнительской // Образование и саморазвитие. Воронеж. 2011. С. 164-169.
3. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование. Учебно-практическое пособие. Челябинск: Издательство ЧелГПУ, 2001. 131 с.
4. Ордашева М.Ж. Аксиологический подход как методологическая основа процесса формирования профессионально-эстетической готовности: материалы учебно-научно-практической конференции. Бухара, 2018. С. 90.
5. Ордашева М.Ж. Синергетический подход как методологическая основа процесса формирования профессионально-эстетической готовности студентов педвуза» // Перспективы развития современной науки: III Международная научно-практическая конференция. Сеул, 2018. C. 314.
6. Мельникова Н.В. Психология нравственности «образа Я» // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2015. № 1. С. 46–49.
7. Образовательная программа- «5В010700 – Изобразительное искусство и черчение». Западно-Казахстанский государственный университет имени М. Утемисова. Западно-Казахстан, 2017. [Электронный ресурс]. URL: testent.ru/ publ/specialnosti_ bakalavriata/obrazovanie /izobrazitelnoe_iskusstvo_i_cherchenie/12-1-0-391 (дата обращения: 15.11.2018).
8. Tиповая программа для 5-6 классов на уровне основного среднего образования (учебная программа составлена в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 [Электронный ресурс]. URL: http://astanacontrol.gov.kz/wp-content/uploads/2018/05/goso_rus.pdf (дата обращения: 24.10.2018).
9. Гринь Н.В. Модель формирования профессиональных ценностей студентов в условиях воспитательной среды колледжа // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/07/36634 (дата обращения: 23.10.2018).
10. Ковалев А.А. Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога: дис. …докт. пед. наук. Москва, 2006. 453 с.
11. Волчегорская Е.Ю. Ордашева М.Ж. Критериально-уровневые характеристики профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства // Вестник ЧелГПУ. 2018. № 3. С. 37-45.

Изменение трудовых функций педагога в современном образовательном пространстве предъявляет новые требования к его профессиональной подготовке в условиях вуза. Особое значение в свете новых требований приобретает подготовка компетентного, творческого специалиста в области изобразительного искусства с ярко выраженной эстетической диспозицией и развитым художественным вкусом. Вместе с тем современные выпускники педвузов по профилю «Изобразительное искусство», хотя и владеют введенными теоретическими познаниями в области эстетики, но не имеют опыта применения эстетического опыта на практике. В связи с этим мы полагаем, что улучшение профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства должно рассматриваться через формирование их профессионально-эстетической готовности как возможности использовать на практике не только педагогическую составляющую их профессиональной деятельности, но и практикоориентированный опыт эстетической деятельности.

Изобразительная деятельность специфична, в которую погружаются будущие учителя изобразительного искусства, состоит в том, что в ней как в никакой другой занятии сосредоточивается эстетическое начало. Возможность творить «по законам красоты» вырабатывает мироощущение, устанавливает ценностные ориентиры, формирует креативность и художественное мышление, учит эстетически воспринимать и оценивать искусство и действительность. От формирования эстетического чутья в целом, чувства созвучия зависит качество развития профессионализма учителя изобразительного искусства, призванного выполнять эстетическое формирование учеников. Педагог орудиями изобразительного искусства должен не только воспитывать эстетическое чувство у учеников, но и осуществлять духовно-нравственное воспитание растущего поколения – такова заявка современного общества к предметам эстетического цикла.

В соответствии с данными целями у будущих учителей изобразительного искусства должны быть выработаны четкие нравственно-эстетические ориентиры, критерии оценки красивого в искусстве и охватывающего мира, заложены основы педагогического мастерства. Поэтому эстетическая подготовка будущих учителей нуждается в точном понимании того, что представляет собой профессионально-эстетическая готовность личности выпускника и каковы возможности ее формирования средствами изобразительного искусства [1].

Цель исследованияописание структурно-функциональной модели формирования профессионально-эстетической готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности.

Педагогическая модель – это мысленно представляемая материализуемая система, отражающая и воспроизводящая объект исследования и способная замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [2]. Под педагогическим моделированием Н.О. Яковлева понимает «отражение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который называется педагогической моделью» и указывает, что «специфика педагогического моделирования состоит в следующем:

  • педагогическое моделирование – это педагогическая деятельность, реализуемая в условиях педагогического процесса;
  • его цель, в отличие от моделирования в традиционном смысле, состоит не столько в получении новой информации, сколько в совершенствовании образовательного процесса;
  • объекты педагогического моделирования не являются материальными;
  • его результат (педагогическая модель) – развивающийся объект» [3].

Материалы и методы исследования. Разрабатываемая нами модель формирования профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства строится на основе совокупности нескольких методологических подходов: синергетического, аксиологического, праксеологического [4, 5]. Модель формирования профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства является структурно-функциональной по своему строению и содержанию и представляет собой содержание таких компонентов, как: целевой, побудительно-мотивационный, аналитико-ориентировочный, содержательно-процессуальный, оценочно-рефлексивный компоненты в их взаимодействии в соответствии с целью, содержанием и результатом.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная нами структурно-функциональная модель отражает содержание образовательной деятельности по формированию профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства в образовательной системе вуза, определяя смысловые связи и содержание компонентов данного процесса. Рассмотрим подробнее основные компоненты модели.

Целевой компонент характеризует цель формирования профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства, которая определена нами следующим образом: формирование целостной системы психолого-педагогических и эстетических знаний, художественно-технологических умений и навыков будущих учителей изобразительного искусства как основы профессиональной компетентности и художественно-педагогической деятельности. Основной функцией данного компонента является целеобеспечивающая, которая направлена на выявление тех мероприятий, ресурсов и показателей, которые позволят достичь запланированного результата.

Основной функцией побудительно-мотивационного компонента является направляющая функция, ориентированная на активизацию потребности студента в саморазвитии, самореализации, побуждение студентов к художественно-педагогической деятельности, когда источником активности студента в профессионально-эстетической деятельности становится его внутренняя потребность. Побудительно-мотивационный компонент модели выделен нами в связи с особым значением мотивов и целей в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства. Существенным для формирования профессиональной мотивации выражается в «принятии» лицом специальности и определении индивидуального значения креативной деятельности. При проектировании целевого компонента модели мы апеллировали к определению цели как к одному из «элементов поведения и намеренной действии личности, который описывается предвосхищение в мышлении следствия активности и линии его осуществления с поддержкой установленных средств» [6].

Побудительно-мотивационный компонент модели направлен на решение двух задач: воспитание у будущих специалистов мотива вырабатывания профессионально-эстетической готовности и организацию персонализированных целевых направлений данного процесса. Основным моментом развития мотива в образовательном процессе становится преобразование педагогической проблемной ситуации в психологическую. В течений осознание будущим специалистом указанных педагогических требований как персонально важных, у будущего педагогов эстетического цикла воспитывается постоянные и осмысленная надобность формирования профессионально-эстетической готовности.

В представленной нами модели данный компонент выполняет побудительную, развивающую, воспитательную и координационную функции. Важность мотивационного компонента, его фундаментальная роль в процессе обучения и воспитания подчеркивалась многими учеными, такими как З.С. Левчук, А.К. Макарова, Н.А. Петрова и др. Согласно их точке зрения формировать познавательные интересы, педагогические убеждения, стремление к самосовершенствованию означает укреплять положительное отношение к будущей профессии, где профессионально-педагогическая направленность выступает и как мотив, и как регулятор поведения индивида в реализации им потребностей и интересов.

В нашем исследовании мы связываем профессиональный интерес учителя изобразительного искусства с областью будущей профессии. Это такие виды деятельности, как:

  • образовательная (социально-педагогическая, преподавательская) в различных учебных заведениях;
  • культурно-просветительская (чтение лекций, проведение бесед по искусству, экскурсий в музеи, галереи, к памятникам архитектуры и национальной культуры);
  • производственно-художественная, которая предполагает труд в сфере художественного оформления интерьера, экстерьера, работу в роли художника на предприятии, в качестве художника на полиграфическом производстве;
  • научно-исследовательская и методическая, которая состоит в постановке актуальных вопросов художественной педагогики, психологии формирования студента; разработке свежих подходов к обучению изобразительному искусству, новых методик обучения учащихся; конструировании нового содержания образования по искусству;
  • художественно-творческая, которая полагает устремленность работы учителя изобразительного искусства на творение художественных работ по живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладному искусству [7, 8].

Таким образом, формирование профессионально-эстетической готовности включает не только профессиональную направленность вкупе с профессиональными мотивами и интересами, но и нахождение субъективных оснований своего выбора, что активизирует сферу самосознания и профессионального самосознания.

Аналитико-ориентировочный компонент нацелен на реализацию ориентирующей функции и предполагает овладение студентами системой знаний на двух уровнях:

1) сведения, формирующие художественно-эстетический интерес будущего учителя;

2) профессионально-педагогические познания в сфере преподавания дисциплин эстетического цикла.

В систему сведений первого уровня входят познания об эстетике, мировой художественной культуре, творчество основанная на психологии и художественности, искусствознанию, социологии искусства, культурологии. Особый интерес уделяется взаимосвязи и целостности искусств, уяснению особенности воплощения фигурального содержания в разнообразных обличьях искусства и их тонального родственности, воплощенных в категориях эстетической культуры в постижении окружающего мира, сути творческого воображения и др.

Блок профессионально-педагогических знаний второго уровня предполагает освоение знаний методологических основ художественного воспитания и развития учащихся; психолого-педагогических особенностей художественно-эстетического воспитания школьников; технологий художественного развития школьников, включая авторские и альтернативные программы; методов, адекватных природе художественного искусства и особенностям его восприятия школьниками; теории и методики межпредметных связей в условиях уроков изобразительного искусства. Данные знания представляют собой информацию плюс понимание и составляют фундамент мировоззрения будущего учителя изобразительного искусства.

Содержательно-процессуальный компонент модели определяется операционно-технологической и организационной функциями, нацеленными на реализацию механизма включения студентов в практическую деятельность и получения ими собственного эстетического опыта. Эстетический опыт является необходимым условием педагогической деятельности в области преподавания изобразительного искусства.

Данные компонент включает в себя реализацию следующих этапов:

1) информационно-аксиологического – знакомство будущего специалиста с ценностно-смысловыми особенностями имеющейся профессиональной деятельности;

2) реализационно-осознаваемого – волнение, понимание и принятие профессиональных ценностей студентом в образовательном процессе образовательного учреждения через осуществление эстетических ценностей в поступках и поведении человека;

3) результативно-личностного – формируется общая и профессиональная готовность студента, происходят накопление эстетического опыта в профессиональной сфере и развитие необходимости в самосовершенствовании себя как художника-педагога [9].

Материализация содержательно-процессуального компонента опирается на использование методов проекта, коллективных творческих дел, формального метода построения изображения. Метод проектов привносит необходимые эмоциональные компоненты в осознание различных проблем художественно-эстетического воспитания; обеспечивает применение различных видов эстетической деятельности; дает возможность объединять эстетическую деятельность с действительной жизнью. Использование формального метода построения изображения обеспечивает развитие ассоциативного мышления, умения обобщать, анализировать произведения изобразительного искусства [10].

Содержательно-процессуальный компонент включает такие формы, как посещение персональных выставок, конкурсов, галерей, организация персональных выставок студентов. В ходе организации и проведения студентами персональных выставок формируется их профессиональное самосознание, понимание себя в эмоционально-поведенческих действиях. В этих условиях студент определяется в своих эстетических предпочтениях, увлечениях конкретными видами и формами художественного творчества.

Содержательный составляющий компонент представлен программой спецкурса «Основы воспитания профессионально-эстетической культуры», направленной на освоение художественного опыта в области живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, приобретение основных знаний и профессиональных навыков работы в предметно-пространственной среде.

Оценочно-рефлексивный компонент является заключительным и отражает уровень формирования профессионально-эстетической готовности в условиях образовательного процесса вуза. Основная функция данного компонента контролирующая – реализация контроля приобретенных итогов касательно критериев и уровней сформированности профессионально-эстетической готовности.

Результатом реализации модели является сам учащийся, умеющий находить персональный смысл в профессиональной деятельности, показывающий стабильный результат в профессии, а также умеющий независимо от других планировать и основывать свою профессиональную педагогическую деятельность в сочетании с выбранной специальностью.

Оценочно-рефлексивный компонент модели представлен в виде критериев, показателей и уровней сформированности профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства. Данный компонент разделен на две части: аналитическо-результативный и аналитико-коррекционный блоки. Аналитическо-результативный блок направлен на выявление динамики уровня (ситуативно-креативный уровень, стимульно-продуктивный уровень, алгоритмический уровень) сформированности профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства [11] по следующим критериям: эмоционально-ценностный, когнитивный, рефлексивно-конструктивный. Во втором блоке внимание уделяется коррекционной работе.

Выводы. Таким образом, модель формирования профессионально-эстетической готовности студентов педвузов, включающая целевой, вводно-диагностический, побудительно-мотивационный, аналитико-ориентировочный, содержательно-процессуальный и аналитическо-результативный компоненты, будет способствовать эффективному формированию профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства как многообразного, комплексного образования личности, владеющей полнотой эстетических знаний, методических умений, способной использовать эстетический багаж в учебно-воспитательном процессе, стремящейся к творческой самореализации в художественно-педагогической деятельности.


Библиографическая ссылка

Ордашева М.Ж. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28361 (дата обращения: 16.02.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252