Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сергеева С.В. 1 Воскрекасенко О.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»
2 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
В настоящей статье актуализируется проблема профессионального самоопределения студентов в условиях многоуровневой образовательной организации. Для эффективного её решения авторами в рамках экспериментальной площадки Российской академии образования (2013-2017 гг.) разработана соответствующая программа. Одной из её задач выступил мониторинг уровня сформированности профессионального самоопределения студентов многоуровневой образовательной организации. На основе анализа психолого-педагогической литературы были разработаны критерии и показатели профессионального самоопределения студентов, в соответствии с которыми в статье представлено описание уровней его сформированности у обучающихся. Согласно критериям и показателям для диагностики сформированности профессионального самоопределения обучающихся показан подобранный комплекс методик, позволивший провести диагностику и определить уровень сформированности компонентов профессионального самоопределения обучающихся. Заслуживают внимания представленные авторами статьи результаты проведенной диагностической работы, подтверждающей её значимость в ходе организации деятельности по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения студентов в условиях многоуровневой образовательной организации. Сделан вывод о том, что диагностика позволяет получить первичную информацию об исходном состоянии уровня сформированности познавательного, мотивационно-деятельностного и деятельностно-практического компонентов профессионального самоопределения студентов, а также открывает возможность для эффективной организации его педагогического сопровождения и решения главной задачи, связанной с качественной профессиональной подготовкой будущих кадров.
диагностика
профессиональное самоопределение
студенты
многоуровневая образовательная организация
1. Кадирова Д.С. Формирование у студентов профессионального и личностного самоопределения // Вопросы науки и образования. 2018. № 7 (19). С. 287–289.
2. Казаченко Н.А. О профессиональном самоопределении студентов // Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 112–114.
3. Малиневская Е.В. Организация сопровождения профессионального самоопределения студентов // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 2 (53). С. 23–24.
4. Назаренко А.В. Проблема профессионального самоопределения студентов колледжа // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 15 декабря 2017 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 50–53.
5. Разуваев С.Г., Разуваев И.С. Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 99–102.

Проблема профессионального самоопределения является одной из актуальных и сложных в педагогической науке. В реалиях современного общества она приобретает новое звучание. Это связано со сложностью проблемы профессионального самоопределения по причине ее многоаспектности, мобильности социокультурной ситуации, сложившейся в последнее время в российском обществе, запросами государства, а также самой личности.

Цель исследования

Разработка критериев и показателей для осуществления диагностики профессионального самоопределения студентов в условиях многоуровневой образовательной организации.

Материал и методы исследования 

В качестве основных методов исследования выступили общетеоретические методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации. Одновременно использовался комплекс психолого-педагогических методик: модификация анкеты «Профессиональное  самоопределение будущих специалистов» (В.В. Болучевская); методика Голланда; методика изучения мотивов выбора профессии (Р.В. Овчаров); методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).

Результаты исследования и их обсуждение 

Как показывает анализ современной научной литературы (А.Я. Журкина, Д.С. Кадирова, Н.А. Казаченко, Е.В. Малиневская, А.В. Назаренко, В.А. Поляков, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.), термин «профессиональное самоопределение» исследуется учеными по-разному. С точки зрения социологического подхода он рассматривается как совокупность задач, поставленных социумом перед личностью в соответствии с его запросами. С социально-психологической позиции – как единство запросов общества и свойств личности в ходе принятия решения, связанного с будущей профессией. С позиции дифференциально-психологического подхода профессиональное самоопределение рассматривается как становление индивидуального стиля жизни, важной частью которого выступает профессиональная деятельность, а её отправным элементом – свойства самой личности [1-3]. Одновременно общим для большинства научных исследований по данной проблематике выступает рассмотрение профессионального самоопределения как процесса, осуществляющегося на протяжении длительного периода, сопровождающегося поэтапным становлением личностных и профессиональных характеристик, самоактуализацией и самореализацией личности на основе требований будущей профессиональной деятельности и запросов рынка труда. В качестве ключевого компонента профессионального самоопределения личности большинство ученых рассматривают мотивированный выбор профессии в соответствии с личностными особенностями и спецификой будущей профессиональной деятельности в реальных социально-экономических условиях. 

Ученые акцентируют внимание на многомерности и последовательной этапности хода профессионального самоопределения. В этой связи предлагают рассматривать его одновременно как: совокупность поставленных обществом перед формирующейся личностью задач, требуемых для решения; процесс принятия ею ответственных решений, оптимизирующих баланс личностных предпочтений и общественных запросов; становление и развитие индивидуального стиля жизни, важной составляющей которого выступает профессиональная деятельность. Одновременно процесс профессионального самоопределения рассматривается как многофакторный. На его осуществление оказывают влияние: знания личности о профессиях и их востребованности; способности личности; ее состояние здоровья; уровень притязаний и самооценка; мнение семьи и сверстников и др. Значимое место в ряду факторов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение, выступает менталитет современной молодёжи, для которой выбор будущей профессии определяется желаемым для них образом жизни.  

Наиболее важным периодом профессионального самоопределения личности выступает юношеский возраст. В этой связи особую актуальность проблема профессионального самоопределения приобретает в многоуровневой образовательной организации, состоящей из уровней среднего профессионального и высшего образования [4; 5]. В качестве такой организации можно рассматривать Пензенский государственный технологический университет (ПензГТУ), который с 2013 по 2017 г. являлся экспериментальной площадкой Российской академии образования. Одним из направлений её деятельности стало педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов. Для эффективного решения проблемы была разработана соответствующая программа, в рамках которой решались задачи, связанные с осуществлением психолого-педагогической диагностики обучающихся; моделированием педагогического сопровождения их профессионального самоопределения в многоуровневой образовательной организации; проектированием учебно-методических средств, направленных на оптимизацию осуществления данного процесса.

Реализация разработанной программы осуществлялась пошагово. Осуществление диагностики уровня сформированности профессионального самоопределения студентов многоуровневой образовательной организации выступило в качестве содержания деятельности на первом этапе реализации программы. Для осуществления диагностики посредством анализа научной литературы были определены критерии и показатели сформированности профессионального самоопределения студентов в соответствии с его познавательным, мотивационно-деятельностным и деятельностно-практическим компонентами.

Показателями сформированности у студентов познавательного компонента выступили их знания: основного содержания их будущей профессиональной деятельности; своих способностей и реальных возможностей; альтернативных способов получения дополнительного образования, а также повышения квалификации в рамках избранного направления профессиональной подготовки. Показателями сформированности мотивационно-ценностного компонента выступили: мотивация к выбранной профессиональной деятельности; система ценностей в рамках будущей профессии; отношение к выбранной профессии и интерес к профессиональной деятельности. Показателями деятельностно-практического компонента явились: включённость студентов в максимально приближенные к их будущей профессии разнообразные виды деятельности; реальные результаты эффективности профессиональной подготовки обучающихся; сформированность готовности к выбору траектории профессионального развития. 

С учётом разработанных критериев и показателей был подобран комплекс диагностических методик. Среди них: модификация анкеты «Профессиональное самоопределение будущих специалистов» (В.В. Болучевская); методика Голланда; методика изучения мотивов выбора профессии (Р.В. Овчаров); методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).

Вышеназванные методики позволили провести диагностику и определить уровень сформированности профессионального самоопределения обучающихся СПО и ВО, а также их отдельных компонентов. Данные представлены в таблицах 1 и 2. 

Таблица 1 

Уровень развития компонентов профессионального самоопределения

 Уровень

Компоненты 

познавательный 

 

мотивационно-ценностный 

деятельностно-практический 

ВО (%) 

СПО (%) 

ВО (%) 

СПО (%) 

ВО (%) 

СПО (%) 

высокий 

73,3 

12,5 

80,0 

75,0 

6,7 

12,5 

средний 

16,73 

70,8 

13,3 

16,7 

23,3 

16,7 

низкий 

10,0 

16,7 

6,7 

8,3 

70,0 

70,8 

 

 Таблица 2 

Уровень профессионального самоопределения

 Уровень 

Студенты ВО (%) 

Студенты СПО (%) 

высокий 

53,2 

33,3 

средний 

17,7 

34,7 

низкий 

29,1 

32,0 

 

Как показали данные диагностики, у студентов ВО преобладает высокий уровень профессионального самоопределения (53,2%). Средний уровень сформированности профессионального самоопределения выявлен у 17,7% обучающихся данной группы, низкий – у 29,1%. В свою очередь, высокий уровень сформированности профессионального самоопределения выявлен у 33,3% обучающихся СПО, средний – 34,7%. Низкий уровень диагностирован у 32,0% обучающихся. 

Для студентов с высоким уровнем сформированности профессионального самоопределения характерно наличие системы знаний: о сущности профессиональной деятельности; о реальных способностях и объективных возможностях; об альтернативных путях получения дополнительного образования, а также повышения квалификации в рамках избранного направления профессиональной деятельности. Для данных студентов также характерны: высокая мотивация к будущей профессиональной деятельности и осознанное отношение к ней; сформированность системы ценностей и устойчивость структуры интереса к будущей профессиональной деятельности; вовлеченность в приближенные к будущей профессии виды деятельности; реальные результаты профессиональной подготовки; готовность к ответственному выбору траектории профессионального развития. 

Обучающиеся со средним уровнем сформированности профессионального самоопределения характеризуются наличием общих представлений: о сущности профессиональной деятельности; о реальных способностях и объективных возможностях; об альтернативных путях получения дополнительного образования, а также повышения квалификации в рамках избранного направления профессиональной деятельности. Для студентов со средним уровнем профессионального самоопределения также характерны: неустойчивость мотивации к профессиональной деятельности в совокупности с осознанным отношением к ней; недостаточная сформированность системы ценностей и устойчивости структуры интереса к будущей профессиональной деятельности; эпизодическое и несистематическое участие в приближенных к будущей профессии видах деятельности; видимые результаты профессиональной подготовки; готовность к выбору траектории профессионального развития под руководством наставника. 

У студентов с низким уровнем сформированности профессионального самоопределения были диагностированы несформированность представлений: о сущности профессиональной деятельности; о реальных способностях и объективных возможностях; об альтернативных путях получения дополнительного образования, а также повышения квалификации в рамках избранного направления профессиональной деятельности. Для обучающихся этой группы также характерны: отсутствие мотивации к будущей профессиональной деятельности и осознанного отношения к ней; несформированность системы ценностей и отсутствие интереса к будущей профессиональной деятельности; пассивное отношение к различным видам деятельности, связанным с будущей профессией; отсутствие видимых результатов профессиональной подготовки; неготовность к выбору траектории профессионального развития. 

 Осуществление вышеописанной диагностики позволило определить комплекс мер по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения студентов ПензГТУ на уровнях СПО и ВО. Среди них: индивидуальные и групповые консультации по избранной профессии; обзорные и тематические экскурсии на производство, а также встречи с работодателями, со специалистами организаций и предприятий; профессионально ориентированные молодёжные проекты; дни специальности; студенческие научно-практические конференции; тренинги, включающие в себя упражнения по развитию у обучающихся навыков самопрезентации, ведения переговоров, осуществления профессионально ориентированной коммуникации; мастер-классы, нацеленные на формирование профессионально значимых компетенций обучающихся, и др. 

По результату проведенных мероприятий была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся и его компонентов. Данные диагностики представлены в таблицах 3 и 4. 

Таблица 3 

Уровень развития компонентов профессионального самоопределения

Уровень

Компоненты 

познавательный 

мотивационно-ценностный 

деятельностно-практический 

ВО (%) 

СПО (%) 

ВО (%) 

СПО (%) 

ВО (%) 

СПО (%) 

высокий 

92,0 

67,0 

97,0 

82,4 

29,8 

35,0 

средний 

16,0 

29,0 

2,0 

15,6 

28,2 

11,0 

низкий 

2,0 

4,0 

1,0 

2,0 

42,0 

54,0 

 

Таблица 4 

Уровень профессионального самоопределения

Уровень 

Студенты ВО (%) 

Студенты СПО (%) 

высокий 

72,9 

61,4 

средний 

15,4 

18,6 

низкий 

15,0 

20,0 

 

Повторная диагностика студентов в ВО показала высокий уровень сформированности познавательного (92,0%) и мотивационно-ценностного (97,0%) компонентов. Одновременно в ходе исследования было выявлено, что уровень сформированности деятельностно-практического компонента значительно ниже, нежели познавательный и мотивационно-ценностный компоненты. Так, в экспериментальной группе у 42,0% отмечается низкий уровень деятельностно-практического компонента профессионального самоопределения. Для этой группы студентов характерно: пассивное отношение к каким-либо видам деятельности в ходе профессиональной подготовки, отсутствие видимых результатов, несформированность готовности к выбору траектории профессионального развития. Такое количество студентов с низким уровнем деятельностно-практического компонента в структуре профессионального самоопределения обусловлено характером содержания профессиональной подготовки на её начальном этапе. 

В ходе повторной диагностики в СПО у большинства студентов (97%) был выявлен высокий уровень мотивации к будущей профессиональной деятельности и сформированности познавательного компонента профессионального самоопределения (67%). При этом весомое число обучающихся в СПО, как и в ВО, имеют низкий уровень сформированности деятельностно-практического компонента (54,0%). 

В целом анализ результатов диагностики показал динамику сформированности профессионального самоопределения у обучающихся как СПО, так и ВО. Это свидетельствует об эффективности проведенного комплекса мероприятий. Вместе с тем следует в дальнейшем особое внимание обратить на формирование деятельностно-практического компонента в силу его значимости для профессиональной деятельности. 

Заключение 

Диагностика выступает важным этапом в организации деятельности по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения студентов в условиях многоуровневой образовательной организации. Она позволяет получить первичную информацию об исходном состоянии уровня сформированности познавательного, мотивационно-деятельностного и деятельностно-практического компонентов профессионального самоопределения студентов. Это открывает возможность для успешной организации и осуществления педагогического сопровождения обучающихся с целью решения задачи их качественной профессиональной подготовки. 

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-58004. 


Библиографическая ссылка

Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28360 (дата обращения: 25.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252