Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ТЕННИСИСТОВ 11–12 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Черняев А.А. 1 Пайков М.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Разработанная методика направлена на формирование чувства равновесия, гибкости, следовательно, дает возможность уверенно двигаться и владеть своим телом в любых ситуациях. В педагогическом эксперименте приняли участие спортсмены, занимающиеся настольным теннисом около двух лет. Были образованы две группы по 10 человек, которые тренировались по одной программе и у одного тренера. Методика, которая была предложена нами, проводилась в подготовительном периоде и рассчитана на 9 тренировочных микроциклов. Каждый микроцикл состоял из 4 тренировочных дней в неделю по 1,5 часа. Данная методика направлена на развитие координационных способностей, при которых ученик должен точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Она состояла из 3 разных комплексов тренировок, каждый комплекс имел определенную направленность. Для этого мы подобрали дополнительные упражнения с теннисной ракеткой и мячом и без них, направленные на развитие координации. В результате нашего эксперимента произошли статистически значимые изменения показателей в экспериментальной группе – как в общефизической, так и в технической подготовленности теннисистов. Данная методика позволила выйти на более высокий уровень физического развития, формирования физических качеств и двигательных способностей, а также показала устойчивую динамику темпов их прироста. Использование в тренировочном процессе предложенных нами упражнений для координационной способности вызвало живой интерес у занимающихся. Это выражалось в повышении их активности, эмоциональности, заставляя их самостоятельно и творчески подходить к решению двигательных задач. Все эти улучшенные показатели способствовали более успешному выступлению наших учеников на соревнованиях.
тренировочный процесс
настольный теннис
координационные способности
общая физическая и специальная подготовка
методика развития
техническая подготовка
1. Серова Л.К. Управление подготовкой спортсменов в настольном теннисе: Учебное пособие. М.: Спорт, 2016. 100 с.
2. Фискалов В. Д., Черкашин В.П. Теоретико-методические аспекты практики спорта Учебное пособие. М.: Спорт, 2016. 650 с.
3. Лях В. И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2010. 192 с.
4. Назаренко Л. Д. Стимулирование развитие базовых двигательных координаций у школьников разного возраста: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2003. 51 с.
5. Панков Н. А. Развитие координационных способностей у юных теннисистов 7-8 лет // Валеологические проблемы здоровье формирования подростков, молодежи, населения: сборник материалов 12-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 9 декабря 2016 г.). Екатеринбург: РГППУ, 2016. С. 251-254.
6. Погосян А.В. О физической подготовке теннисистов. Тезисы 20 республиканской научно-методической конференции. Ереван, 2009. 82 с.
7. Шивинская С.Е. Теория и методика избранного вида спорта. М.: Юрайт, 2017. 247 с.

Актуальность исследования. Современная конкуренция между спортсменами различных стран в настольном теннисе предъявляет повышенные требования к развитию общих и специальных физических качеств спортсмена, к умению приспособляться к тем условиям, в которых приходится проводить поединки, – как в личной, так и в парной игре.

В настольном теннисе техническая и тактическая подготовка спортсмена часто является определяющей в успешном выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника [1].

Очень важным при подготовке к участию в соревнованиях также является познание характера реагирования функциональных систем организма на экстремальную физическую нагрузку, особенностей адаптации к нагрузке разной величины и направленности, оптимального сочетания нагрузки и отдыха для достижения максимальных спортивных результатов [2].

Некоторые авторы в своих работах описывают разное количество видов координационных способностей, которые характеризуют различные аспекты двигательной деятельности у школьников. В одной работе это кинестетическое дифференцирование, чувство ритма, реакция, равновесие, ориентировка в пространстве [3], в другой – ловкость, точность, равновесие, гибкость, подвижность, ритмичность, прыгучесть, меткость, пластичность [4].

Хорошее развитие координационных способностей спортсмена в юном возрасте во многом будет зависеть от того, насколько быстро он будет осваивать новые элементы, связки и комбинации в старшем возрасте [5].

В среднем школьном возрасте следует обеспечить соединение процесса развития координационных способностей с развитием быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости и гибкости. Поэтому одной из компетенций в тренировочном процессе для тренера является знание возрастных закономерностей развития и формирования двигательных действий подростков [6].

Воздействие на дви­гательные качества не предполагает равные объемы выполне­ния избирательных упражнений на силу, быстроту, выносливость, гибкость и координацию. Основой для выбора последовательности развития этих качеств служат показатели темпа естест­венного развития детей [7].

Несмотря на значительное количество научно-методической литературы по развитию координационных способностей у детей различного возраста, мы не обнаружили научных исследований, посвященных применению и развитию этих способностей у 11–12-летних спортсменов, занимающихся настольным теннисом, особенно в подготовительном периоде. В этом возрастном периоде закладывается база развития необходимых двигательных качеств и способностей.

Проблема исследования заключается в поиске определенных средств и содержания методики совершенствования общей физической и технической подготовленности для обеспечения наибольшей эффективности игры в соревновательной деятельности теннисистов 11–12 лет.

Цель исследования: разработать методику для совершенствования координационных способностей 11–12-летних спортсменов, занимающихся настольным теннисом, в подготовительном периоде.

Задачи исследования: определить эффективность разработанной нами методики для совершенствования координационных способностей теннисистов 11–12 лет по показателям общей физической и технической подготовленности.

Методы исследования – анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, математическая статистика.

В педагогическом эксперименте приняли участие спортсмены, занимающиеся настольным теннисом около двух лет. Были образованы две группы по 10 человек, которые тренировались по одной программе и у одного тренера. Обе исследуемые группы были укомплектованы однородным по составу контингентом учащихся. Но в экспериментальной группе применялась разработанная нами методика.

Суть педагогического эксперимента заключалась в следующем. Методика, которая была предложена нами, применялась в подготовительном периоде и рассчитана на 9 тренировочных микроциклов. Каждый микроцикл состоял из 4 тренировочных дней в неделю по 1,5 часа. Методика состоит из 3 разных по построению тренировочных комплексов. Каждый включал в себя определенную направленность. Первый комплекс – «Держание равновесия» – состоял из 10 упражнений общеразвивающего характера с акцентом на баланс, координацию и равновесие. Комплекс № 2 «Прыжковый» направлен на улучшение общей физической подготовки, а также на совершенствование координационных способностей. В комплекс № 3 «Ракетка – мяч» вошли упражнения с элементами техники настольного тенниса в сочетании с упражнениями соревновательного характера. Комплексы проводились поочередно (1-й комплекс использовался в 1-й, 4-й, 7-й микроциклы; 2-й комплекс – во 2-й, 5-й, 8-й микроцикл; 3-й комплекс – в 3-м, 6-м, 9-м микроцикле) в каждый тренировочный день, кроме среды и выходных, в начале основной части тренировочного занятия в течение 10–15 минут.

Для определения исходных данных по общей физической подготовленности в экспериментальной и контрольной группе теннисистов 11–12 лет мы провели тестирование: бег на дистанции 30 м и 300 м, прыжок в длину с места, см; прыжки со скакалкой за 30 секунд (кол-во раз); сгибание и разгибание рук в упоре лежа – отжимание (кол-во раз), наклон вперед из исходного положения сидя, см.

По технической подготовке определяли:

1) набивание мяча ракеткой (кол-во раз) за 1 минуту (учитывается лучший результат из двух попыток);

2) бег вокруг стола, удерживая мяч на ракетке, секунд (учитывается лучший результат из трех попыток);

3) имитация наката (кол-во раз) за 20 секунд (учитываются лучший результат из двух попыток и точное попадание).

Результаты исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе разрабатывались и апробировались комплексы упражнений с преимущественным использованием предлагаемых комплексов с тренировочной направленностью на развитие координационных способностей.

В начале исследования были выявлены исходные показатели общей физической подготовленности теннисистов 11–12 лет. Результаты по основным показателям физического развития в экспериментальной группе и контрольной группе были практически одинаковыми. Они показали, что к началу эксперимента достоверных различий в показателях тестирования между экспериментальной и контрольной группами не выявлено (таблица).

После обработки исходных показателей нами было принято решение ознакомить тренера, который тренирует этих детей, с полученными данными. Ему предложили внести коррективы в тренировочный процесс на основе использования разработанной нами методики для улучшения развития общей физической и технической подготовленности теннисистов.

Результаты контрольных показателей в экспериментальной и контрольной группах у теннисистов 11–12 лет

№ п/п

   

ЭГ

КГ

Р

1

Бег 30 м (секунд)

До

5,79+0,12

5,82+0,11

р>0,05

После

5,35+0,11

5,70+0,12

р>0,05

 

р<0,05

р>0,05

2

Прыжок в

длину с места (см)

До

153,8+2,03

157,5+2,20

р>0,05

После

165,6+1,78

159,3+1,85

р>0,05

 

р<0,05

р>0,05

 

3

Бег 300 м (сек)

До

79,11+0,03

77,15+0,02

р>0,05

После

74,09+0,03

76,08+0,03

р>0,05

 

р>0,05

р>0,05

 

4

Прыжки через скакалку

за 30 секунд (кол-во раз)

До

42,6+1,45

43,1+2,89

р>0,05

После

47,8,+1,57

44,1+1,81

р<0,05

 

р<0,05

р>0,05

 

5

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

До

12,4+1,17

12,6+1,06

р>0,05

После

14,4+0,99

13,3+0,96

р<0,05

 

р<0,05

р>0,05

 

6

Наклон вперед сидя (см)

До

6,2+1,32

6,1+1,71

р>0,05

После

7,9+1,06

6,5+1,32

р<0,05

 

р<0,05

р>0,05

 

 

На 2-м этапе осуществлялось исследование показателей общей физической и технической подготовленности теннисистов 11–12 лет в конце эксперимента. Проводился сравнительный анализ между группами на основе полученных данных, результаты которых были также подвергнуты математической обработке.

Результат теста в беге на 30 м в среднем улучшился в экспериментальной группе на 7,9%, а в контрольной группе на 2,2%. Прирост результата в прыжке в длину с места составил в экспериментальной группе 7,7%, в контрольной группе 1,5%. Улучшение результатов в беге на 300 м – на 6,4% и 1,4% произошло соответственно в экспериментальной и контрольной группах. Количество прыжков через скакалку за 30 секунд в экспериментальной группе увеличилось на 10,8%, в контрольной группе на 2,3%. При сгибании и разгибании рук в упоре лежа прирост составил 16,1% в экспериментальной группе, а в контрольной группе 5,5%. В нормативе наклон вперед сидя в экспериментальной группе прирост произошел на 21%, а у контрольной группы прирост составил 6,5%.

Также нами были определены исходные показатели по технической подготовленности в экспериментальной и контрольной группах теннисистов 11–12 лет.

В показателях технической подготовленности теннисистов 11–12 лет в экспериментальной группе произошли следующие изменения: набивание мяча ракеткой – 25,2+1,1 раза, а у контрольной группы 23,3+1,3 раза. В тесте «Бег вокруг стола с удержанием мяча на ракетке» результаты стали в экспериментальной группе 11,8+0,7 секунд, в контрольной группе 10,9+0,6 секунд. Имитация наката составила 11,2+0,9 и 10,4+0,7 раза соответственно в экспериментальной и контрольной группах.

Таким образом, у мальчиков контрольной группы наблюдается незначительное изменение в этих показателях, что, на наш взгляд, связано с тем, что только двигательная активность способна удержать на должном уровне развитие ловкости. Предложенные нами комплексы в тренировочных занятиях позволили мальчикам экспериментальной группы улучшить эти показатели.

Нами также определены показатели в упражнении с неожиданно изменяющимися условиями деятельности. В нашем примере это прыжки со скакалкой за определенный отрезок времени. Точно и быстро выполненное двигательное действие при лимите времени позволяет определить уровень проявления быстроты и координационных способностей. А внезапно меняющая обстановка дает возможность определить умение своевременно менять действия в соответствии с внезапно изменяющимися обстоятельствами.

Прирост показателей технической подготовленности, представленный на рисунке, показывает, что эти изменения произошли в разном соотношении. Особенно заметное изменение произошло в тесте «Бег вокруг стола с удержанием мяча на ракетке».

Прирост показателей технической подготовленности в экспериментальной и контрольной группах теннисистов 11–12 лет, %

Из полученных данных по технической подготовленности видно, что статистически значимые изменения произошли в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Эти показатели характеризуют проявление координационных способностей.

В результате анализа полученных результатов к окончанию эксперимента теннисисты экспериментальной группы имели более высокие показатели в общей физической и технической подготовленности, чем спортсмены контрольной группы. Произошло повышение показателей координационных способностей по технической подготовленности в набивании мяча ракеткой и беге вокруг стола.

Выводы

1. Наиболее благоприятным периодом развития координационных способностей является возраст детей 12–13 лет. В этом периоде тренировочный процесс, проводимый систематически и целенаправленно, способствует развитию как физических качеств, так и технического мастерства.

Результаты исследований показали целесообразность и высокую эффективность предложенной методики, которая была направлена на совершенствование координационных способностей с помощью предложенных комплексов упражнений, позволяющих выйти на более высокий уровень физического развития и формирования физических качеств, а также на устойчивую динамику темпов их прироста.

2. Разработанная нами и экспериментально проверенная методика совершенствования координационных способностей с помощью предложенных комплексов различных упражнений позволила нам не только повысить показатели общей физической подготовленности, но и улучшить показатели технической подготовленности.

Из полученных данных видно, что у 11–12-летних теннисистов экспериментальной группы статистически значимые изменения произошли в показателях бега на 30 м, в прыжках в длину с места и через скакалку за 30 секунд.

Также был выявлен статистический прирост показателей в технической подготовленности у 11–12-летних теннисистов экспериментальной группы. В набивании теннисного мяча ракеткой прирост составил 12% в экспериментальной группе, а в контрольной группе всего 2,2%. Время бега вокруг стола с удержанием мяча на ракетке уменьшилось в экспериментальной группе на 15,6%, а в контрольной группе только на 3,8%. В имитации наката прирост в экспериментальной группе составил 9,1%, а в контрольной – 2,9%. Критерием этого явилось повышение их активности, что способствовало спортсменам экспериментальной группы, успешному выступлению на соревнованиях различного масштаба.

Использование в тренировочном процессе предложенных нами упражнений для улучшения координационной способности вызвало живой интерес у занимающихся. Это выражалось в повышении их активности, эмоциональности, заставляя их самостоятельно и творчески подходить к решению двигательных задач.


Библиографическая ссылка

Черняев А.А., Пайков М.Б. МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ТЕННИСИСТОВ 11–12 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28346 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674