Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМИ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Кручинин М.В. 1 Кручинина Г.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»
2 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
В статье рассматриваются гендерные различия студентов университета при работе с электронными методическими материалами в процессе изучения гуманитарных дисциплин. В гендерной стратегии Российской Федерации отмечается необходимость применения цифровых технологий в образовании с целью обеспечения равной доступности новых профессий для мужчин и женщин. Обозначены гендерные проблемы в информационном обществе. Рассмотрены гендерные различия в обучении юношей и девушек как в нашей стране, так и за рубежом. Проанализированы основные задачи изучения гуманитарных дисциплин на примере учебной дисциплины «Психология и педагогика», профессиональный стандарт педагога. Выделены отдельные элементы электронных методических материалов: учебники и учебные пособия, планы семинарских занятий, материалы к проектным заданиям, тестовые задания по учебному курсу, порталы и сайты психологической и педагогической направленности в сети Интернет. В статье приводится оценка юношами и девушками (студентами бакалавриата) востребованности и качества реализации преподавателем электронных материалов курса. Сделан вывод о гендерных различиях в оценке использования электронных методических материалов при обучении учебной дисциплине «Психология и педагогика», необходимости применения цифровых технологий в обучении гуманитарным дисциплинам в университете и в будущей профессиональной деятельности.
гендерные различия
студенты университета
цифровые технологии
электронные методические материалы
гуманитарные дисциплины.
1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lawmix.ru/abro/5462 (дата обращения: 12.11.2018).
2. Гареев А.А. Организация самостоятельной работы студентов на основе учебных блогов // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 3. С. 117–139.
3. Гендерная стратегия Российской Федерации. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Москва, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/win/docum/index.htm (дата обращения 09. 11.2018).
4. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов вуза средствами проектной деятельности в условиях информатизации образования: личностно-ориентированный подход // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19561 (дата обращения 09. 11.2018).
5. Кручинина Г.А., Канянина Т.И., Степанова С.Ю. Сайт и блог преподавателя вуза как элементы сетевых коммуникаций: содержание и принципы функционирования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 124-128.
6. Кумпилова А.Р., Калашникова С.В. Использование инновационных образовательных технологий в организации учебного процесса в высшей школе // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 12-1. С. 66-67.
7. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения 11. 11.2018).
8. Плимо Н. Гендерные проблемы в информационном обществе. СПб.: Издательство «Российская национальная библиотека», 2004. 102 с.
9. Раицкая Л.К. Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде: автореф. дис. …докт. пед. наук. Москва, 2013.58 с.
10. Раицкая Л.К. Развитие автономии студента в информационно-образовательной интернет-среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 4. С. 54–58.
11. Рыков С.Л. Учет гендерных особенностей студентов при организации учебно-образовательного процесса в вузе. [Электронный ресурс]. URL: http: www.muh.ru/content/pps/100823_stat_42.doc (дата обращения 03.11.2018).
12. Lina Markauskaite. Gender issues in preservice teachers’ training: ICT literacy and online learning. Australasian Journal of Educational Technology. 2006. V. 22(1). P. 1-20.
13. Mary Jane Lenard. Gender Differences In Attitudes Toward Computers And Performance In The Accounting Information Systems Class. American Journal of Business Education. 2010. V. 3. no. 2. Р. 23-29.

В гендерной стратегии Российской Федерации выделяется положение о том, что «подлинное равенство прав и свобод можно обрести только на основе признания ценности каждой личности, создания устойчивых условий для саморазвития интеллекта человека, наиболее полной реализации его созидательного потенциала и творческих способностей, всестороннего раскрытия сущностных сил и дарований, что позволит обеспечить полноценный вклад каждого в развитие общества. Переход многих стран к информационному обществу – обществу интеллекта, знания и мышления – создает базовые возможности для саморазвития и самореализации каждому человеку» [3]. В Декларации ЮНЕСКО «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры» отмечается, что при разработке стратегий в области научных исследований и высшего образования необходимо учитывать гендерные аспекты во всех учебных дисциплинах [1]. Н. Плимо в работе «Гендерные проблемы в информационном обществе» характеризует цифровые технологии как наиболее действенные силы, определяющие развитие в XXI веке и оказывающие революционное воздействие на обучение и общение. Они дают возможность нивелировать социальное и экономическое неравенство между социальными и экономическими группами [8]. Наша работа посвящена исследованию гендерных различий студентов бакалавриата университета в учебно-познавательной деятельности в условиях информатизации общества и образования. Необходимо отметить, что развитие электронных средств массовой информации, использование в учебном процессе новейших средств цифровых, в том числе сетевых, технологий в значительной степени способствуют повышению уровня развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций для применения их в будущей профессиональной деятельности.

Цель исследования: исследование гендерных различий студентов бакалавриата университета в работе с электронными методическими материалами при изучении гуманитарных дисциплин в условиях применения цифровых технологий.

В высшем образовании, учитывающем развитие гендерной демократии, применительно к цели нашего исследования можно выделить следующие аспекты: учет в процессе обучения гендерных различий; развитие цифровых технологий для расширения возможностей учебно-познавательной и творческой деятельности студентов бакалавриата и т.п. При этом изменяется представление о мужских и женских сферах деятельности и профессиях в информационном обществе.

Материал и методы исследования. Основными методами исследования были: анализ научной литературы и нормативных документов по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, индивидуальные беседы, статистическая обработка экспериментальных данных.

В Федеральных целевых программах «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «Стратегия развития информационного общества в Российской федерации», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентируется внимание на необходимости внедрения в систему высшего образования современных цифровых технологий, которые способствуют повышению его доступности, конкурентоспособности и качества. Цифровые технологии широко применяются в высшем образовании. Важным аспектом работы с цифровыми технологиями является формирование информационных компетенций студентов и информационной культуры преподавателей. При применении цифровых технологий в большей степени реализуется возможность использования интерактивных методов обучения, которые способствуют личностно ориентированному подходу, коллективному обучению в сотрудничестве, работе по методу проектов [4, 6]. Эти методы обучения способствуют интенсификации процесса усвоения и творческого применения знаний на практике; повышению уровня мотивации, формированию способности неординарно видеть проблемную ситуацию и пути выхода из нее, раскрытию новых творческих возможностей студентов; контролю усвоения знаний на разных его уровнях и т.д. [9]. Наиболее часто используемыми интернет-технологиями в настоящее время являются: поисковые технологии (каталоги, поисковые машины); асинхронные технологии (блоги); синхронные технологии (видеоконференции); технологии Веб 2.0 (вики-вики, социальные службы закладок и др.). Так, А.А. Гареев, О.Ф. Шихов, Ю.А. Шихов в работе «Организация самостоятельной работы студентов на основе учебных блогов» отмечают, что в качестве средства организации самостоятельной работы с применением блог-технологии – ведения студентами веб-страниц, на которых размещается самостоятельно проработанная ими информация профессиональной направленности, – формируются навыки онлайн-коммуникации [2]. Эти навыки впоследствии могут применяться и в других видах учебно-познавательной и творческой деятельности. Л.К. Раицкая в работе «Развитие автономии студента в информационно-образовательной интернет-среде» рассматривает учебные блоги как элементы концептуальной модели самостоятельной работы студентов. В ней она выделяет целеполагание, мотивацию, актуализацию знаний и умений, самоорганизацию и самооценку работы [9].

При обучении студентов бакалавриата гуманитарным дисциплинам (правоведению, основам права и другим юридическим дисциплинам; психологии, педагогике и т.д.) нами широко используются сайт и блог преподавателя вуза. В них представлены различные элементы электронных методических материалов. Образовательные сайт и блог преподавателя вуза в настоящее время используются довольно часто, но в то же время являются относительно новыми формами применения цифровых технологий в вузовской практике. Опыт их использования в учебно-познавательной и творческой деятельности обучающихся характеризует их высокий образовательный потенциал. На сайте могут быть представлены учебные, учебно-методические материалы по конкретной учебной дисциплине, например: учебники, учебно-методические пособия, планы семинарских занятий; тесты; вопросы к экзамену и зачету; примеры творческих работ студентов, в том числе выполненных в результате их проектной деятельности; списки литературы к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам и т.п. Присутствуют гиперссылки на соответствующие порталы и сайты по направлениям подготовки студентов, которые могут служить средством доступа к учебно-методической литературе, размещенной как на самих сайте и блоге, так и в электронном виде в сети Интернет. Гиперссылки могут быть на конкретные образовательные документы; организации сетевого взаимодействия, общения педагогов со студентами; систему электронного обучения вуза (e-learning) [5].

Многие исследователи в области профессиональной педагогики рассматривают необходимость учета гендерных особенностей студентов при организации учебно-образовательного процесса в вузе. Так, С.Л. Рыков считает, что гендерный подход в обучении необходимо рассматривать как «переосмысление способов и методов подачи учебной информации в контексте значимости определенной учебной дисциплины через призму женского и мужского восприятия». В женском стиле общения он выделяет партнерскую систему взаимодействия, а в мужском стиле – ролевую подчиненность. Им выделены гендерные особенности на различных этапах формирования познавательных интересов студентов и их профессионально важных качеств – ценностно-мотивационном, когнитивно-информационном, рефлексивно-деятельностном [11].

L. Markauskaite в своем исследовании отмечает, что юноши в среднем работали с компьютером больше, чем девушки. Значительные различия были и в использовании возможностей средств цифровых технологий. Юноши использовали большее число различных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако в онлайн-учебной деятельности никаких существенных различий между юношами и девушками не наблюдалось [12]. M.J. Lenard при анализе результатов обучения в курсе «Информационные системы учета» констатирует, что у юношей значительно повысилась оценка тех компьютерных навыков, которые они получили при изучении курса. Однако девушки получили более высокие оценки за усвоение учебного материала, чем юноши. Автор считает, что правильная самооценка полученных навыков использования цифровых технологий может повлиять на выбор профессии и будущий карьерный успех в ней. При анализе работ других исследователей в этой области она выделяет понятие «самоэффективность» (относится к способности человека выполнять задачу). M.J. Lenard отмечает, что при обучении цифровым технологиям «самоэффективность» и юношей и девушек повышается. В то же время юноши выше оценивали возможности применения ресурсов сети Интернет в учебно-познавательной деятельности как до, так и после специального обучения [13].

Нами проводились исследования по оценке применения студентами университета – юношами и девушками – электронных методических материалов, размещенных на сайте преподавателя вуза, после самостоятельной работы с ними при подготовке к семинарским занятиям, работы по методу проектов, при подготовке к итоговому тестированию по предмету при изучении различных гуманитарных дисциплин. Исследование, результаты которого представлены в данной статье, проводилось после изучения учебной дисциплины «Психология и педагогика» с будущими бакалаврами по направлению подготовки 04.03.01 «Химия», которые наряду с научно-исследовательской, производственно-технологической, организационно-управленческой готовятся и к педагогической деятельности. Учебная дисциплина «Психология и педагогика» является одной из основных дисциплин, направленных на формирование компетенций в области педагогической деятельности у студентов данного направления подготовки. Необходимость владения компетенциями в педагогической деятельности, связанными с цифровыми технологиями, определена в профессиональном стандарте педагога «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)». В нем в области применения цифровых технологий в педагогической деятельности отмечаются необходимые трудовые действия, умения, владения: необходимые трудовые действия – формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ); необходимые умения – применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; владения ИКТ-компетенциями – общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической, отражающими ИКТ-компетентность соответствующей области педагогической деятельности [7].

Основными задачами дисциплины «Психология и педагогика» применительно к теме исследования являются: начальный этап овладения современными образовательными технологиями, в том числе с применением современных цифровых технологий, элементами электронного обучения в процессе изучения данной учебной дисциплины; знакомство со способами организации учебно-познавательной деятельности студентов, в том числе в условиях использования цифровых технологий; знакомство с формами и методами контроля качества образования с применением элементов электронного обучения; привитие будущим бакалаврам интереса к самостоятельному приобретению знаний и умений в области психологии и педагогики, в том числе с использованием возможностей цифровых технологий, педагогических и психологических ресурсов сети Интернет и желания применять их в будущей педагогической деятельности. Нами применялись: лекции-визуализации и семинарские занятия с применением электронных презентаций; работа по методу проектов с использованием ресурсов сети Интернет, виртуальная обучающая система Moodle и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании принимали участие 126 студентов Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им Н.И. Лобачевского по направлению подготовки 04.03.01 «Химия». Результаты экспериментального исследования по гендерной оценке востребованности и реализуемости электронных методических материалов студентами бакалавриата вуза представлены в таблице.

Гендерная оценка востребованности и реализуемости электронных методических материалов студентами вуза

 

Оцениваемые параметры

M1

юноши

(n= 62)

M2

девушки

(n =64)

G1

юноши

G2

девушки

Ϫ1

юноши

Ϫ2

девушки

 

*

Оценка электронных методических материалов на сайте преподавателя вуза для изучения учебного курса «Психология и педагогика»:

востребованности

4,21

4,59

0,79

0,54

0,25

0,11

*

реализации

4,26

4,45

0,73

0,70

0,23

0,15

 

Востребованность отдельных элементов электронных методических материалов:

– учебников и учебных пособий в сети Интернет

 

4,42

 

4,61

 

0,61

 

0,78

 

0,19

 

0,16

 

– планов семинарских занятий

 

4,26

 

4,73

 

0,73

 

0,54

 

0,23

 

0,11

 

*

– материалов к проектным заданиям

 

3,89

 

4,52

 

1,10

 

0,66

 

0,35

 

0,14

*

– тестовых заданий по учебному курсу

4,42

4,86

0,84

0,41

0,27

0,09

*

– порталов и сайтов педагогической направленности

 

4,05

 

4,43

 

1,03

 

0,85

 

0,33

 

0,18

 

– порталов и сайтов психологической направленности

 

4,07

 

4,62

 

0,86

 

0,52

 

0,34

 

0,16

 

*

Реализация отдельных элементов электронных методических материалов:

– учебников и учебных пособий в сети Интернет

 

4,37

 

4,52

 

0,68

 

0,63

 

0,22

 

0,13

 

– планов семинарских занятий

 

4,37

 

4,84

 

0,76

 

0,48

 

0,24

 

0,10

 

*

– материалов к проектным заданиям

 

4,21

 

4,50

 

0,79

 

0,63

 

0,25

 

0,13

 

– тестовых заданий по учебному курсу

4,47

4,89

0,70

0,39

0,22

0,08

*

– порталов и сайтов педагогической направленности

 

4,32

 

4,43

 

0,89

 

0,85

 

0,28

 

0,18

 

– порталов и сайтов психологической направленности

 

4,36

 

4,85

 

0,62

 

0,

 

0,19

 

0,12

 

*

полезности тестирования на портале электронного обучения университета

3,79

3,95

1,03

0,78

0,33

0,16

 

интереса к тестированию на портале электронного обучения университета

3,84

4,09

1,01

0,68

0,32

0,14

 

Примечание: М1 – среднее значение оценки юношей, М2 – среднее значение оценки девушек (1 балл – минимальное значение оценки, 5 баллов – максимальное); G – стандартное отклонение; Ϫ – доверительный интервал; * – достоверность различий М1 и М2.

 Студентами высоко оцениваются в целом востребованность (М1 = 4,21 балла, М2 = 4,59 балла) и реализация (разработка и представление на сайте) преподавателем (М1 = 4,26 балла, М2 = 4,45 балла) электронных методических материалов. Девушками их востребованность в учебном процессе оценивается достоверно выше, чем юношами, как в целом, так и по отдельным составляющим: планов семинарских занятий (М1 = 4,26 балла, М2 = 4,73 балла); материалов к проектным заданиям ((М1 = 3,89 балла, М2 = 4,52 балла); тестовых заданий по учебной дисциплине ((М1 = 4,42 балла, М2 = 4,86 балла); порталов и сайтов психологической направленности (М1 = 4,07 балла, М2 = 4,62 балла). Также достоверны более высокие оценки девушками реализации отдельных элементов электронных методических материалов, представленных на сайте преподавателя учебной дисциплины «Психология и педагогика» в вузе. При оценке как востребованности, так и реализации на сайте преподавателя вуза учебников и учебных пособий в сети Интернет (в том числе гиперссылок на электронные педагогические библиотеки), гиперссылок на порталы и сайты педагогической направленности показатели девушек несколько выше. Однако различия оценок юношей и девушек статистически недостоверны. Нами не получено статистически достоверного различия оценок юношами и девушками как полезности тестирования на портале электронного обучения университета (М1 = 3,79 балла, М2 = 3,95 балла), так и интереса к тестированию по гуманитарным дисциплинам в университете (М1 = 3,84 балла, М2 = 4,07 балла) в виртуальной обучающей системе Moodle .

Выводы. Нами получены результаты о статистически достоверных различиях в оценке юношами и девушками (студентами бакалавриата) электронных методических материалов по учебной дисциплине «Психология и педагогика». Мы полагаем, что более высокие оценки, данные девушками по некоторым параметрам применения электронных методических материалов в процессе освоения указанной учебной дисциплины, связаны с тем, что они в большей степени, чем юноши, предполагают заниматься педагогической деятельностью после окончания университета. Внедрение цифровых технологий способно качественно изменить характер социальных отношений, существенно расширить диапазон возможных способов самореализации для юношей и девушек. Использование в учебном процессе электронных учебно-методических материалов расширяет диапазон умений юношей и девушек в применении цифровых технологий как при изучении гуманитарных дисциплин в университете, так и в будущей профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Кручинин М.В., Кручинина Г.А. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА В РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМИ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28333 (дата обращения: 20.02.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252