Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ

Белоновская И.Д. 1 Дробот М.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
2 Оренбургский филиал ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»
В статье обоснована актуальность и проведено экспериментальное исследование активной социально-правовой позиции специалиста по управлению жилищным фондом. На основе анализа и синтеза близких дефиниций разработано понятие «социально-правовая позиция специалиста». В ходе эксперимента на основе мнения работодателей определены характеристики активной социально-правовой позиции: приоритетность объективности, социальной значимости и законности в выборе профессиональных решений и действий; инициативность, оперативность и грамотность социально-правовых действий; решительность и личная ответственность в социально-правовой профессиональной сфере; разумная настойчивость в разрешении проблемной социально-правовой ситуации; уверенность в позитивных гуманных результатах социально-правовых действий. Установлена специфика подготовки специалистов по управлению жилищным фондом в вузе и ДПО. Экспериментальное исследование активности социально-правовой позиции специалиста по управлению жилищным фондом проведено с использованием авторской анкеты (оценка сформированности мотивационно-ценностного компонента). Вопросы анкеты соответствуют критериям активности. Установлено три уровня сформированности активной социально-правовой позиции, даны их краткие характеристики, полученные в результате констатирующего эксперимента на основе опросов, бесед и наблюдений за респондентами, а также мнений работников сферы управления жилищным фондом, преподавателей вузов. Обсуждаются результаты анкетирования, предложены методы активизации социально-правовой позиции.
социально-правовая позиция
активность
специалист по управлению жилищным фондом
анкетирование
мотивационно-ценностный компонент
1. Никулина Е.С. Основные принципы прогнозирования сферы жилой недвижимости в муниципальном образовании // В сборнике: Демографический потенциал стран ЕАЭС Сборник статей VIII Уральского демографического форума. 2017. С. 348-353.
2. Тимаков И.В. Региональная социально-экономическая политика в муниципальном образовании на рынке жилья : автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Петрозаводск, 2013. 22 с.
3. Неделин М.Д. Развитие жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований на основе кластерного взаимодействия предпринимательских структур: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Ростов-на-Дону, 2016. 28 с.
4. Кунаков П.А. Соотношение категории «Социально-правовая активность» со смежными категориями «социальная активность» и правовая активность» // Вестник Владимирского юридического института. 2007. №1(2). С 240-241 .
5. Бережная И.Ф., Зыкова О.А. Содержание категории «социальная активность» в педагогике и психологии // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. С. 171-177.
6. Профессиональный стандарт. Специалист по управлению жилищным фондом. [Электронный ресурс]. URL:http://classinform.ru/profstandarty/16.009-spetcialist-po-upravleniiu-zhilishchnym-fondom.html. (дата обращения: 05.12.2018).
7. Синяк Н.Г., Долгих А.Н. Белорусский опыт подготовки специалистов в сфере управления недвижимостью // Труды БГТУ. Учебно-методическая работа. 2014. № 8 (172). С. 94-97.
8. Шишкина Е.В. Жилищно-коммунальное хозяйство как предмет ведения органов местного самоуправления: муниципально-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2011. 22 с.
9. Жинкин С.А., Стрельцов Н.В. Значение социально-правовой активности личности // Теория и практика общественного развития. 2016. №1. С. 52-53.
10. Долматова Н.В. Формирование инициативно-личностной позиции специалиста по социальной работе в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва. 2006, 37 с.
11. Пушкина Л.Г. Формирование профессионально-субъектной позиции будущего специалиста в условиях юридического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань. 2015, 26 с.
12. Черкасова Ю.А. Становление субъектной позиции будущего специалиста по социальной работе в практическом обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск. 2013, 23 с.
13. Голицын С.И. Формирование нравственной позиции будущего менеджера организации // Известия УрГЭУ. 2009. № 2 (24). С.220-224.
14. Кабалина В.И., Решетникова К.В. Ценности российских менеджеров и корпоративные ценности // Российский журнал менеджмента. Том 12. № 2. 2014. С. 37–66.

Исследование активной социально-правовой позиции профессионала является актуальной психолого-педагогической проблемой. Установление структуры и характеристик данного качества, специфичных для конкретной сферы трудовой деятельности, обуславливает направления педагогического поиска технологий его формирования в профессиональном образовании. Проблема заключается в недостаточной разработанности средств экспериментального исследования структуры и сформированности компонентов активной социально-правовой позиции современного специалиста.

Целью данной статьи является экспериментальное определение структуры сформированности компонентов активной социально-правовой позиции специалиста по управлению жилищным фондом для определения путей ее развития в условиях вуза и ДПО. 

 Актуальность. Право на жилище является одной базовых потребностей человека, определяет его физическую, моральную и социальную защищенность, характеризует уровень благополучия личности. В этой связи государственная социальная политика определяет вопросы обеспечения и распределения жилого фонда как важнейшие задачи удовлетворения жизненных запросов населения. Управление жилищным фондом представляет собой масштабную сферу профессиональной деятельности, в которой востребованы специалисты, обладающие знаниями в экономической, технической, социальной и правовой сферах. В настоящее время социально-правовые аспекты управления жилищным фондом Российской Федерации приобретают все большую актуальность, поскольку жилищное законодательство непрерывно совершенствуется, а рынок жилья и структура жилищного фонда становятся все более масштабными и качественно обновляются [1-3]. Возникают новые вопросы социально-правового характера, требующие разъяснения и тщательного рассмотрения специалистами, в этой связи активная социально-правовая позиция специалиста по управлению жилищным фондом является важнейшей востребованной и характеристической чертой профессионализма менеджера. 

Материалы и методы исследования. Важным направлением исследований теории и методики профессионального образования в аспекте рассматриваемой проблемы являются, как правило, конкретизация базового понятия исследования, установление специфичной структуры активной социально-правовой позиции специалиста, определение критериев сформированности ее компонентов, поиск путей и способов активизации социально-правовой позиции специалиста в учебно-воспитательном процессе.

В настоящее время в науке не сложилось однозначного толкования дефиниции «активная социально-правовая позиция». Следует отметить, что в научном обороте присутствуют понятия, создающие основу для разработки исследуемой дефиниции. К таким понятиям мы относим: «социальная позиция», «правовая позиция», «социальная активность», «социально-правовая активность», «социально-правовая поддержка», «социально-правовая деятельность», «социально-правовая компетентность». Так, социальная позиция (в широком смысле этого понятия) трактуется как «направленность социальных действий личности, которая определяет ее отношение к другим людям, социальным группам, к прогрессу человеческого общества» [4]. Социальная активность как качество личности проявляется «в самостоятельной, осознанной, целенаправленной деятельности на благо общества, результатом которой является творческое преобразование окружающей действительности» [5]. Социально-правовая активность личности «определяется развитым правосознанием, правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении» [4].

Обращаясь к специфике деятельности специалиста по управлению жилищным фондом (менеджера), следует отметить, что значимость социальных и правовых контекстов профессии зафиксирована в профессиональных стандартах. Так, в характеристиках обобщенной трудовой функции специалиста по управлению жилищным фондом отражены необходимость соблюдения профессиональной этики и этики делового общения, требование обеспечить качество предоставляемых услуг государственными и муниципальными органами [6], что обуславливает правовую обоснованность решений, объективное внимание к каждому делу, вопросу, проблеме [2; 7]. Грамотная социально-правовая позиция менеджера создает возможности соблюдения правовых норм и социальной справедливости при разрешении проблемных ситуаций [8], в то время как его активная социально-правовая позиция реализует эту возможность в наиболее полном и социально востребованном виде [9].

Сопоставительный анализ и избирательный синтез близких дефиниций позволяют принять в качестве рабочего следующее определение базового понятия нашего исследования: активная социально-правовая позиция специалиста - это профессионально-личностный феномен, определяемый системой взглядов, представлений, установок и диспозиции личности, принятых правовых аргументов относительно условий собственной профессиональной деятельности в практике социума и правоприменения для достижения гуманных результатов, которая сознательно, целенаправленно, оперативно и ответственно реализуется и отстаивается личностью в референтных группах.

Для предварительного определения характеристик активной социально-правовой позиции специалистов данного направления был проведен анализ правовой и педагогической научной литературы и определен «пилотный» вариант описания характеристик активной социально-правовой позиции как перечня востребованных качеств менеджера. Затем в экспериментальном исследовании работодателям и клиентам были предложены опросники с перечнем таких характеристик. Отобранные позиции и скорректированные формулировки были обобщены и повторно рассмотрены работодателями. Таким образом было установлено, что активная социально-правовая позиция специалиста по управлению жилищным фондом характеризуется приоритетностью объективности, социальной значимости и законности в выборе профессиональных решений и действий; инициативностью, оперативностью и грамотностью социально-правовых действий; решительностью и личной ответственностью в социально-правовой профессиональной сфере; разумной настойчивостью в разрешении проблемной социально-правовой ситуации; уверенностью в позитивных гуманных результатах социально-правовых действий.

 Теоретическое обоснование структуры активной социально-правовой позиции специалиста было основано на результатах психолого-педагогических исследований активных форм комбинаций профессиональных, социальных, правовых, личностных, субъектных позиций, а также на анализе профессионального стандарта специалиста по управлению жилищным фондом [6]. Так, например, наиболее полное исследование личностного феномена, близкого по своим характеристикам к активной социально-правовой позиции специалиста, представлено Н.В. Долматовой [10]. Автором выделены структура инициативно-личностной позиции специалиста, которая включает мотивационно-смысловой, аффективный, познавательно-гностический и праксиологический компоненты. Более поздние исследования Л.Г. Пушкиной [11] определяют в активной профессионально-субъектной позиции мотивационно-поведенческий, когнитивный, аксиологический, деятельностно-регулятивный компоненты, Ю.А. Черкасовой [12] в структуре активной субъектной позиции представлены мотивационно-ценностный, аффективно-рефлексивный, когнитивно-праксиологический компоненты. Профессиональный стандарт специалиста по управлению жилищным фондом описывает обобщённую трудовую функцию специалиста как интеграцию трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний и дополнительных характеристик. Систематизация описания представленных структур позволяет выделить обязательное наличие элементов, фиксирующих мотивы, ценности, знания, умения и оценки, определяющие специфику активной социально-правовой позиции специалиста. На этом основании нами разработана структура активной социально-правовой позиции специалиста по управлению жилищным фондом, которая включает мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты.

 В активной социально-правовой позиции специалиста по управлению базисом развития выступают признанные профессиональные ценности [13; 14], то есть ведущим компонентом в структуре активной социально-правовой позиции является мотивационно-ценностный, который стимулирует формирование деятельностного компонента на основе когнитивного компонента при коррекции процесса рефлексивным компонентом.

Ввиду того что происходит интенсивная диверсификация управленческой деятельности, аксиологические базисы менеджеров различных деловых сфер все более отличаются друг от друга. Так, в работах, исследующих профессиональные ценности менеджеров по продажам, выявлено, что ценностной доминантой профессии является прибыль, бренд-менеджер в качестве важнейшей ценности профессии указывает статус своей компании на рынке, менеджер в сфере инфобизнеса считает важнейшей позицией своей деятельности информационную достоверность [14]. Опора на эти ценности в развитии важнейших профессионально-личностных качеств менеджера обеспечивает непротиворечивость учебных и воспитательных целей образования, характеризует активность жизненной позиции, является основой уверенности в правоте своего мнения и своих действий.

 Подготовка специалиста, обладающего активной социально-правовой позицией и компетентно работающего в сфере управления жилищным фондом, ориентируется на ряд правительственных документов в сфере социальной политики. Опора на эти документы является основанием уверенности в правильности социально-правовой позиции, стимулом ее активизации. 

Стратегия преобразования сферы жилья в Российской Федерации ориентируется как на повышение его качества, так и на обеспечение его доступности. В планах правительства обеспечить собственной недвижимостью более половины населения России уже к 2025 году, увеличив темпы строительства жилья до 120 млн кв. м в год. 

В настоящее время сформировалась отрасль жилищной политики, обусловленная тем, что именно жилье создает наиболее высокий уровень социальной защищенности населения, а также все большее значение приобретает функция капиталовложения. По статистике, для 83% россиян жилищный вопрос находится на стадии решения [10].

В этой связи государственное и муниципальное управление жилищным фондом осуществляется специалистами, которые в соответствии с существующими квалификационными требованиями и профессиональными стандартами должны периодически проходить повышение квалификации. Кроме того, в системе государственного и муниципального управления работают специалисты, имеющие иное базовое образование, им необходимо пройти переподготовку. Практика вузов показывает, что количество желающих пройти повышение квалификации либо переподготовку или получить второе высшее образование по этим направлениям, стабильно высокое и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

Рост контингента и требований к образовательным программам и педагогическим воздействиям в этих направлениях подготовки специалистов обусловлен также рядом правительственных документов, стимулирующих реструктуризацию и развитие жилищного фонда [1-3]. К таким документам, в первую очередь, относятся Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 889), а также действующее в настоящее время Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Мероприятия этих программ нацелены на разрешение проблемных, неоднозначных ситуаций, сложившихся на рынке жилья, таких как вовлечение в строительство новых земельных участков экономкласса, развитие ипотечного кредитования и обеспечение его доступности для населения, расселение аварийного жилищного фонда; обеспечение жильем и предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям и другие. В каждом отдельном случае население сталкивается с необходимостью работы со специалистом из сферы управления жилищным фондом, компетентность и активная социально-правовая позиция которого являются гарантом решения важнейшей проблемы человека. Государственные жилищные программы, таким образом, могут быть реализованы в первую очередь на основе повышения качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, что определяет актуальность обращения к проблемам активизации социально-правовой позиции специалистов в сфере управления жилищным фондом в процессе профессионального образования, повышения квалификации, в системе дополнительного профессионального образования.

Сложившаяся структура и содержательная основа дополнительного профессионального образования в сфере управления жилищным фондом имеет ряд особенностей. Исследователи, в частности, отмечают, что специфика ДПО определяется тем, что повышение квалификации и переподготовки проходят специалисты различных возрастов (от 21 года до 60 лет), имеющие различные социальные статусы, мотивы обучения, уровни социальной и гражданской зрелости, субъектные позиции и нравственные регулятивы [10-12].

Современный контингент обучающихся относится к категории взрослого населения, имеющего определенный устоявшийся жизненный опыт, который был сформирован в годы экономического кризиса и правовой неопределенности на рынках жилья. В отличие от студенчества, слушатели – специалисты, как правило, уже выработали некий индивидуальный стиль профессиональной деятельности, определили уровень собственной социальной активности, а также достаточно осознанно занимают определенные правовые позиции в своей деловой активности. Они осведомлены о рисках своей профессии, в том числе в правовом поле, и могут осознанно или неосознанно избегать сложных или проблемных ситуаций, возникающих при выполнении профессиональных обязанностей.

 Анкетирования, проведенные нами среди специалистов по управлению жилищным фондом (работающих, обратившихся в систему повышения квалификации и переподготовки, обучающихся в вузе), выявили особенности их ценностных ориентаций, нашедшие отражение в их активной социально-правовой позиции.

 Анкетирование проводилось на базе Оренбургского филиала Академии труда и социальных отношений. В нем участвовал 81 респондент, среди которых были студенты очной и заочной формы обучения направлений подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент», проходившие практику в органах государственного жилищного надзора, в организациях, управляющих жилищным фондом, в агентствах недвижимости, в строительных компаниях Оренбургской области, а также слушатели ДПО, имеющие опыт работы в управлении жилищным фондом. В качестве экспертов при разработке анкет выступали работники организаций – баз практики.

Структура анкеты (таблица) разрабатывалась в предположении, что активная социально-правовая позиция специалиста включает качества, которые возможно объединить в компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. В анкету были включены вопросы, характеризующие мотивационно-ценностный компонент активной социально-правовой позиции специалиста. 

Сформированность данного компонента может проявляться в декларации, объяснении и отстаивании своих социально-профессиональных позиций на основе приоритетов объективности, социальной значимости и законности в выборе профессиональных решений и действий; уверенности в позитивных гуманных результатах социально-правовых действий; личной ответственности за поступки в социально-правовой профессиональной сфере; разумной настойчивости в разрешении проблемной социально-правовой ситуации. 

Анкета. Ценности как основа формирования активной социально-правовой позиции специалиста по управлению жилищным фондом 

Вопрос: укажите вариант ваших действий 

Варианты ответа * 

А 

Б

В 

Г 

Д

Е

1.              Я рассказываю, показываю, указываю клиенту-собственнику на правовые риски при принятии тех или иных решений собственниками

 

 

 

 

 

 

2.              Я отстаиваю интересы социальной группы (жильцов) при столкновении с интересами VIP-клиента

 

 

 

 

 

 

3.              Я одинаково внимателен к мнению каждого (любого) из собственников жилья 

 

 

 

 

 

 

4.              Мое профессиональное действие считаю верным, если оно соответствует: 

 

 

 

 

 

 

4.1 моим интересам 

 

 

 

 

 

 

4.2 приносит прибыль 

 

 

 

 

 

 

4.3 приносит удовлетворение 

 

 

 

 

 

 

4.4 утверждает мой авторитет 

 

 

 

 

 

 

4.5 соответствует моим принципам 

 

 

 

 

 

 

4.6 подтверждает мою востребованность 

 

 

 

 

 

 

*А - в зависимости от содержания нормативного акта (обязанность установлена нормативным актом), Б - по обстоятельствам, В - всегда, Г - по настроению или в зависимости от размера оговоренной оплаты, Д - никогда, Е - не знаю. 

 

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов анкетирования показал, что выделяются три уровня сформированности активной социально-правовой позиции специалиста в сфере управления жилищным фондом: низкий, средний, высокий.

Для низкого уровня сформированности активной социально-правовой позиции специалиста в сфере управления жилищным фондом характерны определенные способы поведения в проблемных ситуациях. Респонденты, входящие в группу такого уровня, как правило, прибегают к стратегии отстранённого или отстранившегося участника (28%). Проявлением этой стратегии является нежелание глубоко вникнуть в проблемы участников жилищных отношений или с полной ответственностью дать квалифицированную консультацию или совет, а также выбор наименее сложных, пусть и недостаточно качественных, методов работы. Отмечены случаи намеренного неполного объяснения участникам правовых отношений всех последствий их поступков и решений. Опросы и беседы показали, что провоцировать такое поведение специалиста могут многие типичные моменты работы по управлению жилищным фондом. Например, к таким ситуациям относятся регистрация прав на жилые помещения, переход объектов жилого фонда на ответственное хранение, наследование, приватизация, разделы и другие многочисленные ситуации, в которых мнение и экспертная оценка специалиста могут сыграть решающую роль и определить на долгие годы уровень социальной защищенности (или незащищенности) участников указанных отношений. 

 Средний уровень сформированности активной социально-правовой позиции специалиста по управлению жилищным фондом характеризуется соблюдением норм права в рамках требований должностных инструкций. Типичным является отсутствие инициативы в разъяснении рисков, возникновение которых возможно в жилищных правоотношениях, но при этом отмечается готовность ответить на возникающие вопросы (58%). Интересы отдельных социальных групп такой студент считает необходимым отстаивать, но в зависимости от заинтересованности в клиенте. Готов он и выслушать мнения различных категорий клиентов, но не проявляет особого рвения к поддержке малообеспеченных или неинтересных ему посетителей. Собственная востребованность как специалиста для него очевидна, он не переживает о последствиях своих решений, в целом ориентирован на приемлемый для себя результат. 

 К респондентам, имеющим высокий уровень сформированности социально-правовой позиции (14%), мы отнесли тех, кто выступает с инициативой разъяснить клиентам различные варианты разрешения проблемной ситуации, выявить и указать риски того или иного исхода ситуации. Интересы социальных групп сопоставляются с общей стратегией государственной и региональной политики и с правовой ситуацией. Как правило, отмечаются попытки достичь баланса интересов с учетом мнения каждого заинтересованного лица (клиента). Корректность своих действий и компетентность в правовой сфере студент считает обязательными, не зависящими ни от оплаты, ни от социальной группы, к которой относит данного клиента, ни от своих интересов. Как правило, в беседах с респондентами отмечается оперативность ответов, готовность отстаивать свою позицию с использованием актуальных правовых аргументов.

Результаты проведенного экспериментального исследования были обсуждены с работниками организаций, занятых в сфере управления жилищным фондом, с преподавателями слушателями и студентами Оренбургского филиала ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений». Проведенное обсуждение результатов экспериментального исследования выявило недостаточную сформированность активной социально-правовой позиции у большинства респондентов. Такое мнение высказали 54% участвовавших в обсуждении работников организаций - баз практик, 68% преподавателей вуза, 17% студентов и 24% слушателей. Распределение мнений подтвердило достоверность проведенного исследования. Среди мер, которые могут содействовать активизации социально-правовой позиции специалиста по управлению жилищным фондом, были предложены такие, как углубленное изучение нормативной, правовой документации и правительственных документов в сфере жилья, проведение деловых игр для обучения этике делового общения, методикам психологической защиты в ситуациях конфликта, документоведению.

Выводы. Проведенное исследование определяет актуальность изучения активной социально-правовой позиции специалиста по управлению жилищным фондом, что обусловлено социально-экономическим развитием страны, непрерывным обновлением нормативно-правовых основ жилищного законодательства, а также расширением сферы жилищно-коммунальных услуг для различных категорий населения. В этой ситуации активная социально-правовая позиция специалиста по управлению жилищным фондом является залогом объективного, правомерного и социально востребованного разрешения проблемных ситуаций, снижения риска неверного толкования государственной политики в социальной сфере, а также успешной реализации социальных жилищных проектов различных уровней. Теоретические исследования позволяют уточнить сущность и формулировку понятия «активная социально-правовая позиция специалиста по управлению жилищным фондом», выявить структуру данного качества, предположить его основные характеристики. Экспериментальное исследование, проведенное нами в среде работодателей, клиентов, сотрудников организаций и студентов вузов соответствующих направлений подготовки, устанавливает особенности их ценностных ориентаций, нашедшие отражение в их активной социально-правовой позиции, уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента как ведущего в развитии данного качества. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило актуальность поиска действенных педагогических средств формирования активной социально-правовой позиции специалистов в сфере управления жилищным фондом. 


Библиографическая ссылка

Белоновская И.Д., Дробот М.А. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28332 (дата обращения: 17.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074