Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Забиров Р.В. 1 Иванчук О.В. 2
1 Вертолетная эскадрилья войсковой части 881794
2 ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России
В настоящее время проблема профилактики молодежного экстремизма является одной из приоритетных задач государственных и правоохранительных органов в связи с масштабностью распространения экстремистских идеологий среди молодого поколения средствами интернет-ресурсов. Очевидно, что образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, несомненно, должны усилить воспитательную работу в данном направлении, а именно акцентировать внимание на воспитании патриотизма у обучаемых и формировании навыков противостояния экстремизму. Для этого необходимо: 1) выяснить, что понимается под термином «экстремизм» в нормативно-правовой, научно-педагогической литературе, с целью выявления признаков данного понятия и конкретизации мер по его профилактике в образовательной организации; 2) выявить контингент молодежи, наиболее подверженный влиянию экстремистских идеологий; 3) выявить наиболее эффективные средства для профилактики молодежного экстремизма в образовательной организации; 4) установить, может ли информационно-образовательная среда образовательной организации являться средством профилактики молодежного экстремизма; 5) внедрить профилактические меры в воспитательный процесс и оценить их эффективность. В данной статье мы рассматриваем реализацию двух первых этапов нашего исследования, направленных на раскрытие терминологического аппарата и определение контингента молодого поколения, наиболее подверженного влиянию экстремистских идеологий.
Экстремизм
профилактика молодежного экстремизма в образовательной организации
1. Кипкеева Л.У. Об основных подходах профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в студенческой среде // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. №. 1. С. 239-245.
2. Зеленов Ю.Н. Педагогическая профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде в системе непрерывного профессионального образования. М: Изд. ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2014. 374 с.
3. Немгирова С.Н. Экстремизм в молодежной среде: региональный аспект // Вестник ИКИАТ. 2014. №1 (28). С. 73-78.
4. Харченко А.А., Заслонкина О.В., Дровникова О.Н.Экстремизм и ксенофобии какпротестный механизм социального аутсайдерства молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №. 2. С. 92-100.
5. Апанасюк Л.А. Ксенофобия и экстремизм в молодежной среде (результаты социологических исследований) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №. 7(123). С. 220-224.
6. Селиванова О.А. Основные направления профилактики интолерантности и экстремизма в среде современного регионального вуза // Образование и наука. 2012. №. 3. С. 74-89.
7. Карапетян А.А. Предупреждение экстремизма в молодежной среде (по материалам Свердловской области) // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №. 1. С. 184-188.
8. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. 673 с.
9. Варданян А.В., Кулешов Р.В. Диалектическое единство экстремизма и терроризма как философская предпосылка для совершенствования подходов к криминалистическому научному обеспечению антитеррористической и антиэкстремистской деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №. 8. С. 115-118.
10. Барышкова Н.Г. Экстремальность и экстремизм // Экстремизм как цивилизационный вызов. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2012. С. 105-117.
11. Валеев А. Х. Причины молодежного экстремизма в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. №. 2. С. 127-129.
12. Ситяева С.М., Яремчук С.В. Экстремистские установки молодежи в зависимости от сиблинговой позиции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 7. С. 113-132.
13. Головин А.Ю., Аристархова Т.А. Сущность экстремизма и особенности его проявления в молодежной среде // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. №. 3-2. С. 3-9.
14. Верстова М.В., Верстов В.В. Экстремизм и конфликтность в межэтнической среде // Социальная педагогика. 2016. № 3. С. 101-110.
15. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности». [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25072002-n-114-fz-o (дата обращения: 3.11.2018).
16. Злоказов К.В., Муслумов Р.Р. Психологические особенности вовлечения несовершеннолетних в молодежные экстремистские группировки // Педагогическое образование в России. 2014. №5. С. 81-87.
17. Суслонов П.Е., Злоказов К.В. Методика проведения социально-психологических исследований по проблемам экстремизма и деструктивности в молодежной среде // Российский науч. журн. 2013. № 5 (36). С. 219-224.
18. Косорукова Е.В. Особенности причин вовлечения несовершеннолетних в группировки экстремистской направленности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. №9. С. 45-50.
19. Белый О.И. Психолого-политическая стабильность молодежи - гарант защиты от экстремизма // Теория и практика общественного развития. 2012. №. 3. С. 77-81.
20. Сейджман М. Сетевые структуры терроризма. М.: Изд-во: Идея-Пресс, 2008. 218с.
21. Глухарев Д.С. Противодействие экстремизму в современном медиапространстве // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Социально гуманитарные науки. 2012. № 10 (269). С. 135.
22. Баева Л.В. Проблема противостояния молодежному экстремизму в современной России // Информационное сопровождение геополитической безопасности территорий Юга России и прикаспийского региона: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 28 мая 2010 г.) Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. С. 26-33
23. Фридинский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Обзор. НЦПТИ. 2015. №. 5. С. 4-9.
24. Стороженко О.Ю. Противодействие экстремизму в информационном пространстве социальных сетей // Общество и право. 2014. №. 2 (48). С. 158-163.
25. Баева Л.В. Молодежный экстремизм в современной России // Обзор. НЦПТИ. 2015. №. 5. С. 16-21.

Неоспорим тот факт, что проявления экстремистских фраз, текстов, действий и акций стали часто встречающимися явлениями в современном обществе на сегодняшний день. Экстремистские проявления направлены на ущемление прав и свобод представителей религиозных сообществ, национальных меньшинств, политических и общественных объединений и выражаются в актах вандализма, агрессивных проявлениях, противоправных действиях. Вспышки экстремизма регистрируются на территории нашей страны не только в крупных городах России, но и на периферии. Поэтому все чаще граждане обращаются в правоохранительные органы с просьбой предпринять действия, направленные на пресечение и профилактику экстремизма. Очевидно, что крайне необходимо оперативное реагирование всех структурных подразделений государственной, правовой, общественной системы профилактики и противодействия вовлечению молодого поколения в деятельность различного рода экстремистских и террористических организаций, «купирование возникающих угроз и разворачивание системы упреждающих мер» [1].

Политическими деятелями, работниками правоохранительных органов, органов власти и образовательных организаций выражается озабоченность фактами вовлечения в экстремистскую деятельность молодого поколения. Современные молодые люди стали активно интересоваться проблемами общественной и политической жизни страны и региона проживания. Они вольны иметь различные морально-этические, общественно-политические взгляды, но, к сожалению, для их обоснованного выбора не обладают достаточным багажом и жизненным опытом. Поэтому, как показывают исследования Ю.Н. Зеленова, молодое поколение является категорией людей, находящихся в «межкультурной зоне», в которой «испытывает сильные психологические переживания, попадая в группу риска, наиболее подверженную манипулированию» [2].

Цель исследования

Очевидно, что профилактика экстремизма среди молодого поколения должна являться одной из первостепенных задач правоохранительных органов, органов государственной власти и образовательных учреждений любого уровня образования. В настоящее время накоплен определенный опыт в решении данной проблемы (С.Н. Негмирова [3], А.А. Харченко, О.В. Заслонкина, О.Н. Дровникова[4], Л.А. Апанасюк [5], О.А. Селиванова [6] А.А. Карапетян [7] и др.). Однако, на наш взгляд, расширение масштабов вовлечения молодого поколения средствами информационно-коммуникационных технологий, среды Интернет, социальных сетей требует поиска более эффективных мер профилактики экстремизма среди молодого поколения нашей страны. В связи с вышесказанным целью нашего исследования является поиск современных и эффективных подходов профилактики молодежного экстремизма в образовательной организации средствами информационных коммуникационных технологий.

Материал и методы исследования

В ходе исследования нами были применены теоретические методы исследования: частотный анализ агитационных, радикально настроенных текстов, встречающихся в социальных сетях и в сети Интернет, с целью выявления их особенностей и использования полученных результатов для разработки методических рекомендаций; статистический анализ, направленный на выявление возрастных, гендерных особенностей молодых людей, учувствовавших в различного рода экстремистских актах, акциях и ином, их социально-экономических мотивов; анализ нормативно-правовой документации и научно-педагогической, методической литературы в вопросах педагогики и методологии воспитательной деятельности образовательных организаций, направленных на воспитание у обучаемых патриотизма и формирование навыков противодействия экстремизму.

Объектом исследования является процесс профилактики молодежного экстремизма и противодействия терроризму в образовательной организации.

Предметом исследования являлась информационно-образовательная среда (ИОС) образовательной организации как средство профилактики молодежного экстремизма и противодействия терроризму.

Результаты исследования и их обсуждение

Для достижения цели нами последовательно решался ряд задач, в данной публикации раскроем кратко некоторые из них. Первоначально мы посчитали важным уточнить, что понимается под термином «экстремизм» и какие направления его проявления наблюдаются в настоящее время в обществе. Так, согласно определению данного понятия в справочной литературе «экстремизм» (от лат. extremus – «крайний») понимается как «приверженность к крайним взглядам и мерам (преимущественно в политике)» [8].

Существует множество мнений ученых о понимании данного термина, среди которых можно выделить определения с акцентом на наличие «крайних взглядов и мер» либо с акцентом на «активную деятельность». Например, В.Ю. Голубовский трактует термин «экстремизм» как убежденность крайними взглядами и мерами, отрицание существующих традиционных государственных норм морали и правил поведения со стороны отдельных личностей или групп личностей. Похожее определение формулируется в исследовании
Н.Н. Афанасьева. Автор считает, что под данным термином следует понимать «приверженность к крайним толкованиям», основанием которых является не только нетерпимость к иной точке зрения, но и отсутствие чувства меры в ее проявлении. Как правило, человек оперирует искаженными и гипертрофированными представлениями о действительности. Такое «сочетание» и приводит к выражению несогласия на языке агрессии и насилия [9].

Другая точка зрения отмечается в исследованиях Н.Г. Барышникова [10],
А.Х. Валеева [11], С.М. Ситяева, С.В. Яричук [12] и иных, согласно которым насилие в его крайних проявлениях и агрессивных формах и есть экстремизм. Однако авторы подчеркивают, что применение насилия иногда необходимо «для разрешения различных экстремальных ситуаций и допустимо при самообороне, в условиях пресечения преступлений и правонарушений и т. д.)» [10]. Подобной точки зрения придерживаются и А.Ю. Головин, Т.А. Аристархова. Так, под термином «экстремизм» они понимают «определенную деятельность», направленную на жесткое утверждение и навязывание своих взглядов, идеи и суждений [13].

Соглашаясь с М.В. Верстовой, В.В. Верстовым, можно говорить о широком и узком понимании данного термина. Так, к экстремизму в широком смысле можно отнести наличие крайних или радикальных убеждений и взглядов, в узком – проявление несогласия с принятыми в обществе политическими взглядами и правовыми нормами, морально-этическими ценностями, выраженное в стремлении разбалансировать общественно-политическую стабильность [14].

Таким образом, экстремизмом можно назвать такие действия, которые основываются на крайне радикальных взглядах и мерах и проявляются в высшей степени воздействия физического и морального насилия и морального принуждения, экономического давления и т.д.

Отдельно отметим, что понятие экстремизма раскрывается и в нормативно-правовой документации. Так, согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» данное понятие включает в себя: «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации»; подстрекательство к социальной, расовой, национальной или религиозной розни, основанное на превосходстве по соответствующим признакам человека или группы лиц и ущемляющее права, свободу и законные интересы человека; ущемление свободы человека, заключающееся в «воспрепятствовании осуществления гражданами их избирательных прав <…>, соединенные с насилием либо угрозой его применения; <…> массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения и т.п.» [15].

Таким образом, анализ определений понятия «экстремизм», сформулированных в научно-исследовательской и нормативно-правовой литературе, позволяет выделить основные признаки данного понятия, а именно:

1) наличие идеологии (взглядов, морально-этических принципов), отличающейся от той, что реализуется в данном обществе и государстве;

2) отсутствие политической, экономической, этнической, конфессионной толерантности;

3) проявление путем нарушения установленных правовых норм;

4) максимально возможная открытость и массовость распространения экстремистских идей;

5) наличие религиозного, исторического, экономического «обоснования» применения насильственных мер в отношении человека, не разделяющего экстремистские убеждения;

6) демонстративное противостояние и пренебрежение принятыми в обществе нормами морали и этики.

Выявление основополагающих признаков экстремизма позволяет государственным и правоохранительным органам разрабатывать механизмы профилактики и ликвидации экстремистской деятельности.

Отдельно хотелось бы отметить, что молодежный экстремизм, по утверждению психологов (К. В. Злоказова, Р.Р. Муслумова [16], П.Е. Суслонова [17], Е.В. Косоруковой [18], О.И. Белого [19] и др.), отличается не только проявлением максимального несогласия с существующими взглядами и нормами, но и  идеологией, основанной на принципе агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Молодежный экстремизм не приемлет инакомыслия и нетерпим к  представителям иных молодежных организаций, групп людей, принадлежащих к другим национальностям, религиозным конфессиям и т.п.

Каковы же возрастные рамки и социальный статус участников молодежных экстремистских группировок, организаций и участников экстремистски направленных акций? Для ответа на данный вопрос нами было осуществлено социологическое исследование, в рамках которого автором лично посещались различные митинги и собрания, проводимые организациями такого рода, а также использовались данные правоохранительных органов за последние 3 года и судопроизводства, а также данные демографического анализа участников террористической группы «Аль-каида» (запрещена на территории Российской Федерации), проведенного американским исследователем М. Сейнджманом [20]. Обобщение результатов позволило сформулировать следующие выводы:

1) возрастная категория участников такого рода организаций и мероприятий – это молодые люди, возраст которых от 16 до 27 лет;

2) около 70% всех опрошенных являются учащимися средних профессиональных учебных заведений, 18% – студентами высших учебных заведений и 15% – безработными и нигде не обучающимися молодыми людьми;

3) 95,6% не имеют постоянного источника дохода;

4) 50% участвовавших в опросе имеют средний уровень интеллекта (IQ), 43,6% – пограничный уровень IQ и только 6,4% – хорошую норму развития интеллекта;

5) круг интересов у большинства крайне ограничен, как правило, заключается в удовлетворении своих потребностей.

Как показывает анализ, участников экстремистских организаций и акций в возрастной категории старше 30 лет весьма немного. По мнению ряда авторов (Д.С. Глухарева [21],
Л.В. Баевой [22] и др.), одной из причин участия молодых людей в организациях и движениях данного типа является необходимость экстремальности в отношениях и ощущениях. Как правило, юношеский максимализм проявляется достаточно категорично на фоне «поиска не только своего места в обществе, но и поиска себя как личности, отличной от другой массы молодежи» [21]. Молодой человек, подросток, ощущая себя частью общества, пытается занять достойную, по его мнению, для него позицию. Однако на своем жизненном пути он может натолкнуться на массу непреодолимых преград, в связи чем в сознании молодого человека возникают противоречия между собственными интересами, потребностями, желаниями и амбициями и возможностью их реализации, а также между правами и обязанностями [23].

Как правило, после завершения процесса социализации как обретения своего места в обществе необходимость экстремальности в сознании молодого человека снижается, но ряд неудач в значимых для личности событиях может являться своеобразным толчком к проявлению скрытой экстремальности.

Отдельно хотелось бы отметить полученные результаты исследования в отношении мотивированности и наличия/отсутствия цели участия молодых людей в экстремистских организациях или мероприятиях. Так, цель участия могут сформулировать только члены инициативной группы, остальные участники являются ведомыми или таким образом заполняют досуговое время. Как провести свободное время молодому человеку, ограниченному в финансовых возможностях? Ответ, как правило, очевиден: он выбирает «прогулки» по сети Интернет и общение в социальных сетях, а также посещение различных бесплатных мероприятий, «о проведении которых информация размещается также в информационном пространстве» [24].

Выводы

Таким образом, обобщая полученные данные, нельзя не согласиться с Л.В. Баевой в мнении о том, что столь масштабное распространение молодежного экстремизма в мире и в России, в частности, является следствием культурной деградации молодого поколения, снижения уровня его образованности, потери связей с исторически сложившимися ценностями, как религиозными, так и национальными, «криминализации сознания в условиях социально-экономического кризиса и политической неопределенности» [25]. Несомненно, почвой для культивирования экстремистских взглядов и действий, выраженных в проявлении агрессии, насилия и утверждении таким способом своего статуса в обществе, являются низкий уровень образования и культуры молодых людей, наличие нежелания творить и саморазвиваться, а также «наличие комплекса нереализованных потребностей и собственных идей» [25].

«В связи с тем, что молодежные экстремистские движения в России в последние годы приобрели значительное число членов, а основным направлением борьбы с молодежным экстремизмом продолжает оставаться профилактика» [23], то воспитательная работа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования должна быть направлена на профилактику молодежного экстремизма и регламентирована выявленными признаками понятия «экстремизм». В этой связи мы посчитали необходимым выяснить, как ведется в образовательных организациях воспитательная работа по профилактике и противодействию экстремизма среди молодежи. Важность данного вида воспитательной деятельности обосновывается следующими фактами. Во-первых, в настоящее время увеличиваются границы и масштабы молодежной экстремистской деятельности по сравнению с 1990-ми годами, когда данные проявления могли быть зафиксированы лишь локально. Во-вторых, широкое распространение экстремистских взглядов становится возможным по причине доступности интернет-ресурсов. Так, в последние годы в Российской Федерации популярность приобрели социальные сети («Одноклассники», «Вконтакте», «Фэйсбук», «Твиттер» и др.) По данным Росстата только в социальной сети «Вконтакте» зарегистрировано около 59% всего населения России. Отдельно отметим, что в данной социальной сети Министерством юстиции Российской Федерации зачастую блокируются встречающиеся материалы экстремистской направленности в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». С этой целью нами был осуществлен констатирующий этап педагогического эксперимента на базе более чем 10 учебных заведений среднего профессионального образования и 5 образовательных организаций высшего профессионального образования. В ходе эксперимента мы акцентировали внимание на наличии/отсутствии следующих широко известных профилактических действий, которые могут быть реализованы в образовательной организации:

1) проведение мероприятий по формированию основ правовой культуры у обучаемых в области защиты прав и свобод человека;

2) воспитание толерантного и терпимого отношения к любому члену общества независимо от его национальности, вероисповедания, социального происхождения, убеждений и взглядов;

3) обеспечение досуга молодежи.

Результаты педагогического эксперимента оказались далеко неутешительными. По собственной оценке деятельности в плане профилактики экстремизма среди молодежи сотрудниками образовательных организаций работа ведется в большей степени формально и признается ими неудовлетворительной. Каждая из образовательных организаций имеет планы воспитательной работы, в которых указаны подобного рода профилактические мероприятия, но общая работа сводится, как правило, к выпуску плакатов и стендов антиэкстремистской направленности. К сожалению, констатируются факты отсутствия какой-либо деятельности по организации досуга молодежи.

Таким образом, вышесказанное позволяет сформулировать следующие выводы:

1) в настоящее время нет однозначного понимания термина «экстремизм», однако существующие определения понятия позволяют выделить признаки экстремизма, а, следовательно, разработать систему мер по его профилактике;

2) молодежный экстремизм в настоящее время расширяет свои территориальные границы, носит более агрессивный характер;

3) в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования работа по профилактике молодежного экстремизма, как правило, ведется формально.

Данные выводы подтверждают актуальность и значимость нашего исследования и предполагают решение задач, направленных на поиск наиболее эффективных средств для профилактики молодежного экстремизма в образовательной организации, установление возможности использования информационно-образовательный среды образовательной организации как средства профилактики молодежного экстремизма, внедрение профилактических мер в воспитательный процесс и оценку их эффективности. 


Библиографическая ссылка

Забиров Р.В., Иванчук О.В. ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28291 (дата обращения: 21.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252