Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Иванова Н.В. 1 Калюлина В.А. 1 Марунина Г.Н. 2
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
2 МАОУ №186 «Авторская академическая школа»
Статья посвящена изучению возможностей технологии проектной деятельности в экономическом воспитании учащихся начального звена школьного образования. Авторами проанализировано современное учебно-методическое обеспечение экономического воспитания младших школьников, констатировано недостаточное внимание к проектной технологии как средству повышения уровня экономической воспитанности учащихся начальных классов. На основе диагностики исходного уровня экономической воспитанности 110 четвероклассников с помощью комплексной методики Т.П. Шевыревой, на констатирующем этапе эксперимента сделан вывод о необходимости целенаправленной педагогической работы по экономическому воспитанию младших школьников. Авторами статьи представлен комплекс проектов различной типологии с экономическим содержанием, реализованный в рамках формирующего эксперимента на базе МАОУ № 186 «Авторская академическая школа» в течение учебного года в двух четвертых классах с целью оптимизации экономического воспитания младших школьников. По результатам диагностики на итоговом этапе исследования в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, установлена значимая позитивная динамика в сформированности экономической воспитанности учащихся четвертых классов. Результаты проведенного исследования доказали эффективность проектной технологии как одного из возможных средств оптимизации экономического воспитания учащихся начального звена школьного образования.
экономическое воспитание
экономическая воспитанность
проект
проектная деятельность
младший школьник
1. Савина Е. В. Формирование базисных элементов экономической культуры младших школьников в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 157 с.
2. Шабалина А.А. Формирование эколого-экономической грамотности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2002. 19 с.
3. Гришенко Т.В. Педагогические условия подготовки учителя к осуществлению экономического образования и воспитания школьников. М.: Академия, 2009. 270 с.
4. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие. М.: Вита-Пресс, 2009. 215 с.
5. Юсупова С.Г. Теоретические основы экономического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности // Фундаментальные исследования. 2014. № 1. С. 143-146.
6. Алябушева Г.В. Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2011. 23 с.
7. Деменева Н.Н., Иванова Н.В. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС: Учебно-методическое пособие. М.: АРКТИ, 2015. 224 с.
8. Иванова Н.В. Личностно-развивающий потенциал проектной деятельности для младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/113-11029 (дата обращения: 06.11.2018).
9. Землянская Е.Н. Экономическая подготовка как средство социализации младших школьников: дис. ... докт. пед. наук. М., 2003. 406 c.
10. Смирнова Т.В. Белка и компания. Экономика. 2 класс. Учебник. М.: Издательский дом «Фёдоров», 2009. 144 с.
11. Сасова И.А. Вопросы повышения уровня экономического образования и воспитания школьников. М.: Академия, 2012. 190 с.
12. Евтыхова Н.М., Хачемизова Н.М. Методические аспекты обучения решению экономических задач на уроках математики в 4 классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 9. С. 91-95.
13. Коваленко Е.Г., Кубанцева О.В. Система формирования основ экономических знаний младших школьников на уроках математики // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Том 4, № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/23PDMN616.pdf (дата обращения: 06.11.2018).
14. Шевырева Т.П. Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания: дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2012. 209 с.

Значимость и необходимость экономического воспитания младших школьников, обусловленная современными тенденциями развития общества и образования, а также возрастными возможностями учащихся начальной школы, подчеркнута в целом ряде психолого-педагогических исследований (Т.В. Гришенко, Е.Н. Землянская, Е.В. Савина, И.А. Сасова, А.А. Шабалина, Т.П. Шевырева и другие). В работах отечественных авторов раскрыты сущность понятия «экономическое воспитание», его соотношение с категориями «экономическое образование», «экономическая грамотность», «экономическая культура»; изучена взаимосвязь экономического и нравственного воспитания, социализации младших школьников [1; 2]. В современных публикациях проанализированы педагогические условия подготовки учителя к реализации экономического воспитания учащихся начальных классов, организация взаимодействия школы и семьи в экономическом воспитании детей [3-5]. Существенную прикладную значимость имеют работы, в которых освещены разнообразные формы, содержание, методы, приемы, технологии экономического воспитания младших школьников, представлено программное обеспечение этого процесса.

Однако, несмотря на достаточно большое количество публикаций, объектом которых выступает экономическое воспитание младших школьников, остается без должного внимания рассмотрение технологии проектной деятельности как средства повышения экономической воспитанности учащихся начального звена школьного образования. Между тем разноаспектные развивающие возможности учебных и внеучебных проектов для школьников, в том числе учеников начальных классов, убедительно доказаны в современных психолого-педагогических исследованиях [6-8]. В связи с этим считаем актуальным анализ и обобщение опыта применения проектной технологии для оптимизации экономического воспитания учащихся младшего школьного возраста.

Цель работы состоит в рассмотрении возможностей технологии проектной деятельности как средства экономического воспитания младших школьников.

Материал и методы исследования

В нашей работе, опираясь на исследования Т.В. Гришенко, Е.Н. Землянской, И.А. Сасовой, под экономическим воспитанием учащихся мы понимаем педагогическую деятельность, направленную на формирование экономических знаний, экономически значимых нравственных и деловых качеств, убеждений, а в целом, как формирование экономической культуры личности, необходимой для успешной социализации в современном обществе. Мы разделяем точку зрения Е.Н. Землянской, что в процессе экономического воспитания экономические знания преобразуются в убеждения и реализуются в поступках и поведении ребенка [9].

Проведенный нами анализ учебно-методического обеспечения экономического воспитания младших школьников позволил констатировать, что в настоящий момент для педагогов начального звена школьного образования предлагаются два учебно-методических комплекса. В комплекс «Экономика», разработанный Т.В. Смирновой, Т.Н. Просняковой [10] и предназначенный для внеурочной деятельности, входят учебники, рабочие тетради, методические рекомендации для учителей, экономический словарь. Учебно-методический комплекс «Экономика для младших школьников», разработанный И.А. Сасовой, Е.Н. Землянской, И.И. Нагумановой, М.М. Фирсовой [11], включает в себя пособия для учителей, тетради для творческих заданий для учащихся 1-4 классов, набор дидактических материалов и ориентирован к использованию на специальных уроках, за счет школьного компонента. Также отдельными авторскими группами созданы комплексы приемов, позволяющие решать проблемы экономического образования и воспитания на уроках математики [12; 13]. Кроме того, многие педагоги самостоятельно разрабатывают программы экономического воспитания младших школьников и реализуют их во внеурочной деятельности.

На основе анализа учебно-методических публикаций по проблеме экономического воспитания в начальной школе можно выделить следующие формы и методы работы с детьми, рекомендуемые авторами: производственные экскурсии, экономические беседы, решение экономических задач, моделирование экономических ситуаций с помощью деловых игр, ролевые и компьютерные игры, сюжетно-дидактические игры экономической направленности, викторины, мастер-классы, решение проблемных ситуаций, диспут, коллективное творческое дело, общественно-полезный труд, проекты. Поскольку роль проектов в экономическом воспитании учащихся начальных классов недооценивается и фрагментарно отражена в психолого-педагогической литературе, в нашей работе мы сосредоточили свое внимание именно на проектной деятельности как средстве экономического воспитания младших школьников.

Под проектной деятельностью, основываясь на работах Г.В. Алябушевой, Е.Н. Бичеровой, Н.В. Матяш, мы понимаем форму учебно-познавательной активности учащихся, реализуемую совместно с педагогом при максимально возможной самостоятельности детей и заключающуюся в решении актуальной проблемы через создание материального продукта или услуги. Проектную деятельность мы рассматриваем как интегративную, сочетающую в себе учебную, игровую, трудовую, исследовательскую, коммуникативную деятельность и выступающую средством развития личности ее субъекта.

Для выполнения цели исследования в двух четвертых классах МАОУ № 186 «Авторская академическая школа» (сетевой партнер и экспериментальная площадка НГПУ им. К. Минина) в течение учебного года реализовывался разработанный комплекс проектов различной типологии с экономическим содержанием. Всего в экспериментальной группе участвовало 52 младших школьника. Два других четвертых класса в этой же школе являлись контрольной группой. Общая выборка испытуемых составила 110 детей. До начала эксперимента у всех испытуемых был продиагностирован уровень экономической воспитанности с помощью комплексной методики Т.П. Шевыревой [14]. В диссертационном исследовании Т.П. Шевыревой сформулированы критерии (познавательный, мотивационный, поведенческий) и показатели уровней экономической воспитанности младших школьников, на которые мы опирались в своей работе. Автором определены три уровня для оценки сформированности экономической воспитанности учащихся начальных классов: низкий, средний, достаточный, предложены их стандартизированные характеристики и методы изучения каждого из критериев отдельно:

  1. для познавательного критерия - беседа, наблюдение, тестирование,
  2. для мотивационного критерия - наблюдение, анкетирование детей, изучение продуктов деятельности учащихся,
  3. для поведенческого критерия – анкетирование родителей учащихся, наблюдение за участием младших школьников в различных видах деятельности (учебной, игровой, трудовой) [14].

Полученные нами результаты диагностики продемонстрировали преобладание у детей, вошедших в общую выборку испытуемых, среднего и низкого уровней экономической воспитанности (46% и 29% соответственно) и подтвердили необходимость целенаправленной педагогической работы по экономическому воспитанию младших школьников. Статистически значимых различий в уровне экономической воспитанности учащихся экспериментальной и контрольной групп установлено не было.

На этапе формирующего эксперимента был разработан комплекс проектов экономической направленности. В рамках названного комплекса были успешно апробированы в экспериментальных четвертых классах такие проекты, как:

  • «Экономический словарик» (межпредметный информационный проект средней продолжительности, продуктом которого является толковый словарь простейших экономических терминов, адресованный учащимся начальной школы);
  • «Смета ремонта школьного коридора (классного кабинета)» (математический практико-ориентированный проект средней продолжительности, продуктом которого выступает составленная детьми ремонтная смета);
  • «Семейная экономия» (семейный информационный и практико-ориентированный проект средней продолжительности, итогом которого является план семейной экономии);
  • «Экономика в литературе» (межпредметный информационный и творческий проект средней продолжительности, результатом которого является иллюстрированная книга с перечнем и отрывками из литературных произведений, содержащих экономическую лексику и проблематику);
  • «Реклама уникального товара» (межпредметный творческий проект с использованием приемов из технологии «Теория решения изобретательских задач», продуктом которого является реклама необычного товара, например школьных принадлежностей);
  • «Экономический задачник» (математический практико-ориентированный проект средней продолжительности, итогом которого является сборник задач экономического содержания, составленных и проиллюстрированных детьми).

Раскроем более подробно содержательно-организационные аспекты реализации одного из проектов. Запуск проекта «Смета ремонта школьного коридора» реализуется в четвертом классе через запрос о помощи. Инициатором запроса выступает учитель, исполнителем – заместитель директора по экономической работе или школьный бухгалтер. Четвероклассников просят, как уже взрослых учеников, помочь школьной бухгалтерии и сделать расчет средств, необходимых для проведения конкретных ремонтных работ в школьном коридоре (классном кабинете). Поскольку это практико-ориентированный проект, его продукт – смета - должен обладать реальными потребительскими свойствами.

На этапе организации проектной деятельности совместно обсуждаются: сроки выполнения проекта, формулируются его задачи, распределяются функции, происходит деление детей на группы. На уроке математики актуализируются знания и умения, необходимые для решения задач проекта: способы нахождения периметра, площади, объема, соотношение между именованными числами, решение задач на тройку величин «цена – количество – стоимость». Отдельно обсуждаются недостающие знания для выполнения проекта, способы получения этой информации.

На этапе реализации проектной деятельности организуется сбор необходимой информации из словарей, книг, интернет-ресурсов, а также с помощью видеосвязи с продавцом-консультантом магазина строительных материалов. При поддержке педагога производятся все необходимые измерения, вычисления, окончательно оформляются расчеты. Отметим, что данный проект может быть реализован на уроках математики или в комбинированном режиме: на уроках и во внеурочное время.

На этапе презентации проекта заказчику предоставляется выполненная работа с комментариями. Дети отвечают на вопросы заказчика по сделанному проектному продукту (смете), а процесс выполнения продукта оценивают самостоятельно с помощью самооценочных бланков, где задания для детей сформулированы в форме незаконченных предложений. Также по итогам проектной деятельности учащиеся заполняют диагностическую таблицу, разработанную Н.В. Ивановой, в которой в баллах (от 1 до 10) оценивают выраженность ряда показателей:

  • заинтересованность проектом,
  • важность проекта,
  • приобретение новых экономических знаний,
  • активность в выполнении проекта,
  • старательность в выполнении проекта,
  • самостоятельность в выполнении проекта,
  • качество выполнения индивидуального поручения, задачи,
  • качество общего результата работы,
  • удовлетворенность выполненным проектом,
  • желание в будущем выполнить похожий проект и другое.

Для данного проекта характерен целый ряд «проектных приращений» в знаниях, умениях детей. В качестве новых понятий экономической направленности, усвоенных в рамках проекта, можно выделить такие, как смета, виды отделочных материалов, прайс, оптовая и розничная цена и другие. В процессе выполнения проектного продукта учащиеся освоили новый инструмент для измерений – лазерную линейку, познакомились с заполнением простейшей формы сметы ремонта. Также в процессе решения реальной проблемы младшие школьники закрепили различные математические знания и умения, предусмотренные программой. Кроме того, данный проект способствовал решению целого ряда воспитательных задач: формирование чувства ответственности за выполнение серьезного поручения, развитие бережливости к школьному и любому другому имуществу, воспитание практичности и умения экономно планировать расходы. Считаем показательным, что заинтересованность этим проектом на высоком уровне (8-10 баллов) отметили 84% учащихся из экспериментальной группы. Высокую важность данного проекта признали 69% детей. Приобретение новых экономических знаний высоко оценили все участники проекта из экспериментальной группы.

В целом по результатам наблюдения педагогов за выполнением учащимися экспериментальных классов представленных выше проектов экономической направленности была констатирована высокая познавательная мотивация детей. Также необходимо подчеркнуть, что значимость и ценность проектов, вошедших в экспериментальный комплекс, для развития школьников была отмечена родителями учащихся в анкетах.

Результаты исследования и их обсуждение

Для оценки эффективности проектной технологии как средства экономического воспитания младших школьников после окончания формирующего этапа исследования, был проведен контрольный эксперимент с помощью того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе работы. По итогам диагностики в экспериментальной группе констатировано: существенное возрастание числа младших школьников, демонстрирующих достаточный уровень сформированности экономической воспитанности (с 23% на констатирующем этапе эксперимента до 50% на контрольном этапе); уменьшение количества детей с низким уровнем сформированности экономической воспитанности (с 31% на констатирующем этапе эксперимента до 8% на контрольном этапе).

В контрольной группе значимой динамики в сформированности экономической воспитанности младших школьников не установлено: число детей с достаточным уровнем сформированности экономической воспитанности не изменилось (27%), ротация затронула только показатели среднего и низкого уровней экономической воспитанности учащихся. Число испытуемых контрольной группы с низким уровнем сформированности экономической воспитанности уменьшилось на 7% (с 28% до 21% соответственно), со средним - увеличилось на 7% (с 45% до 52%).

В целом итоги экспериментальной работы показали существенные статистически значимые отличия в результатах контрольной и экспериментальной групп, что позволяет сделать вывод об эффективности разработанного и апробированного комплекса проектов как средства формирования экономической воспитанности младших школьников и рассматривать проектную технологию в качестве действенного способа оптимизации экономического воспитания учащихся начальных классов.

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что проблема экономического воспитания современных младших школьников, безусловно, является многоаспектной, в нашей работе представлен лишь один из возможных подходов к ее решению с помощью организации проектной деятельности младших школьников, имеющей экономическую содержательную направленность. В качестве перспектив нашего исследования мы рассматриваем разработку и апробацию программы проектной деятельности экономической направленности, рассчитанной на учащихся с первого по четвертый класс. Также считаем важным рекомендовать педагогам начального звена школьного образования включать проектную деятельность учащихся в авторские программы по экономическому воспитанию младших школьников.


Библиографическая ссылка

Иванова Н.В., Калюлина В.А., Марунина Г.Н. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28238 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674