Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ «ЧЕЛОВЕК - СПОРТ» В СВЕТЕ ТЕОРИИ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА

Ниясова Н.С. 1 Кульмаметьева Э.С. 1 Булучевская О.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
2 БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 48»
В современных условиях теория отношения личности В.Н. Мясищева продолжает свое развитие на качественно новом, междисциплинарном уровне. Актуализируется интеграция накопленных междисциплинарных знаний в изучении связи «человек – спорт», где проявление природных двигательных способностей человека предопределено воздействием социальной среды спорта. Предметом статьи является теоретическое обоснование системно-структурной природы ценностного отношения личности к занятиям спортом. В спортивной науке до сих пор остаются дискуссионными вопросы о природе ценностного отношения личности к занятиям спортом, обосновать которые с использованием сложившихся исследовательских парадигм сложно по причинам разрозненности ключевых терминов, используемых в его описании, и неопределенности взаимодействия структурных элементов в целостной системе «человек – спорт». В процессе многолетней подготовки спортсменов конструирование связи «человек – спорт» пока еще малоэффективно: отсев начинающих спортсменов ДЮСШ и СДЮСШОР после первого года занятий избранным видом спорта достигает 90%, то есть только у 10% занимающихся возникает ценностное отношение к занятиям спортом, а управление процессом его формирования растянуто во времени, составляя в среднем 8 лет. К новым результатам исследования относится обращение автора к системно-структурному направлению исследования как к детальному способу уточнения природы ценностного отношения к занятиям спортом, раскрывающему перспективы построения синтетической концепции в решении вопросов спортивной практики: «Что человеку нужно, в чем он заинтересован и ради чего он занимается спортом?»
личность
спорт
ценностное отношение
системно-структурное исследование
1. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. М.: Издательство Юрайт, 2016. 245 с.
2. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды // под ред. А.А. Бодалева. М.: Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т, 2011. 153 с.
3. Визитей Н.Н. О концептуальных основах спортивной кинезиологии // Спортивный психолог. 2010. № 1. С. 18-24.
4. Виленский М.Я., Маслова О.Ю. Диагностика формирования ценностных отношений студентов в физической культуре // Современное педагогическое образование. 2017. № 1. С. 6-9.
5. Кардялис К.К., Шукис С., Янкаускене Р. Юношеский спорт - фактор социализации // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 87-95.
6. Лю Д. Социология спорта: учеб. пособие для студ. отд-ния востоковедения. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2006. 196 с.
7. Вилюнас В.К. Психологические подходы к исследованию полимотивации // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 4-2. С. 311-322.
8. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. М.: Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т, 2011. 423 с.
9. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А. М.Татлыбаева. СПб.: Питер, 2010. 352 с.
10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клинич. психология" / пер. на рус. яз. Д.А. Леонтьев, Б.М. Величковский. СПб.: Питер, 2003. 859 с.
11. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1997. 205 с.
12. Мильштейн О.А. Спорт и личность: метод. рекомендации. М., 2008. 45 с.
13. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности. М.: Советский спорт, 2014. 312 с.
14. Кульмаметьева Э.С. Изучение интереса к физической культуре в процессе самовоспитания школьников 11-13 лет // Омский научный вестник. 2011. № 5 (101). С. 195-197.
15. Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д., Ниясова Н.С. Модель удовлетворения социальных потребностей в спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2014. №8. С. 81-85.
16. Серова Л.К. Этапы психологического отбора в спорте // Спортивный психолог. 2016. №2. С. 50-53.
17. Пилоян Р.А., Пузенков Н. Ф. Универсальный метод изучения мотивации спортсмена // Спортивный психолог. 2008. № 2. С. 54-59 с.
18. Баландин В.И. Психолого-педагогические основы прогнозирования в спорте: дис. ... докт. пед. наук. Санкт-Петебрург, 2000. 359 c.
19. Корольков А.Н., Германов Г.Н., Буравова С.А. Модели прогноза рекордных результатов в мужском марафоне // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 12. С. 63-70.
20. Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г., Тарасенко И.Б., Усаева Н.Р., Банщиков А.Г. Прогнозирование результатов выступления спортсменов на основе диагностики психологической подготовленности // Теория и практика физической культуры. 2017. № 7. С. 87-89.
21. Зернова Т.И., Носенко Н.П. Особенности развития Я-концепции у спортсменов подросткового возраста // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26216 (дата обращения: 10.11.2018).
22. Логинов В.В., Багатырев С.А. Концептуальная модель актуализации потребности обучающихся в сфере физической культуры // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22745 (дата обращения: 10.11.2018).
23. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.
24. Знак З.В. Категории «потребность», «интерес», «цель» и их роль в анализе социального детерминизма: дис. … канд. филос. наук. Москва, 1984. 155 с.
25. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Книга по Требованию, 2012. 130 с.
26. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Питер, 2012. 224 с.
27. Morgan W.P. Effective beneficence of vigorous physical activity. Mtd. Sci Sport. 1985. vol. 35 no. 3. P. 151–154.
28. Knoblauch K., Maloney L.T. Modeling psychophysical data in R. NY-Heidelberg-London: Springer. 2012. 367 p.
29. Sansone C., Harackiewicz, J.M. (eds.). Intrinsic and extrinsic motivation: The search for optimal motivation and perfomance. San Diego, Acad. press, 2000. 489 p.
30. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. 3-е изд. СПб. : Питер, 2016. 608 с.
31. Скиннер Б.Ф. Поведение организмов / пер. с англ. Зуев А.Б. М.: Оперант, 2016. 363 с.

Состояние научной теории отношений человека к объективной действительности оценивается современными учеными как этап ускоренного ее развития. В течение последнего времени увеличивается количество исследований данной проблематики, зарождаются новые научные направления, расширяется круг проблемных вопросов, что сказывается на изменении понятийного аппарата.

Теория отношений углубляется новыми фактическими данными, создаются инновационные гипотезы и концепции, обновляются методики ее исследования. В формировании современного состояния фактуальных знаний и методологии исследования междисциплинарного феномена «отношение человека к окружающему миру» сохраняются преемственность социальной теории и классификация отношений А.Ф. Лазурского [1], идеальная конструкция отношений личности В.Н. Мясищева [2], но вместе с тем инициируется диалог между сторонниками разных теоретических парадигм [3-5].

Следует отметить, что теоретические концепции, схемы и парадигмы, сформировавшиеся к началу ХХI века [6-8], оказались сейчас перед необходимостью обосновывать этот уникальный феномен, в котором специфическим образом проявляется единство законов природы и общества, и решать практические задачи, связанные с перспективой развития связи «человек – спорт». При этом по причине развития общества (в том числе и спортивной науки) некоторые из них обнаруживают свою ограниченность, «неконструктивность», а иногда и просто несостоятельность.

В современных исследованиях проблемы ценностного отношения личности к занятиям спортом до конца еще не раскрыты:

1) многоуровневая сущность связи «человек – спорт», объясняющая способы взаимодействия структурных элементов в целостной системе;

2) педагогические условия управления процессами возникновения, конструирования и сохранения ценностного отношения к занятиям спортом в системе многолетней подготовки.

Теоретическая актуальность исследования ценностного отношения личности к занятиям спортом определяется проблемным полем исследования, обозначить его границы можно следующими вопросами: «Что спортсмену нужно? В чем он заинтересован? Что для него значимо при занятиях спортом?»

Ответы на поставленные в практике спорта вопросы лежат в обосновании многокомпонентной сущности ценностного отношения личности к занятиям спортом и многоуровневой структурно-функциональной модели формирования связи «человек – спорт», что позволит в теоретическом плане подвести преподавателей-исследователей к изучению психологических механизмов ее возникновения, конструирования и сохранения в процессе спортивной подготовки.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречий между значимостью теоретического обоснования сущности ценностного отношения личности к занятиям спортом, объясняющей динамику роста спортивных достижений, и недостаточностью системно-структурных знаний о природе связи «человек – спорт».

Цель исследования – определение сущности, содержания и структуры связи «человек – спорт» на основе системно-структурного подхода.

Методы теоретического исследования: анализ и синтез научно-методической литературы социальной философии, психологии личности и педагогики спорта по проблеме системно-структурного исследования связи «человек – спорт».

Результаты исследования. Человек, являясь основным компонентом сложноорганизованной социальной системы спорта, развивает свои физические и психические возможности, действуя сообразно своим ценностным ориентациям и стремясь к определенным целям [9, 10].

В этой связи с начала 1990-х годов по настоящее время актуализируется аксиологическая тематика, в которой теория ценностного отношения личности к занятиям спортом предлагает ряд универсальных принципов понимания его природы – и как системы, основанной на ценностях спорта, и как процесса, опирающегося на ценностные приоритеты спортсмена. Вместе с тем при изучении места спорта в жизни современного человека главным в аксиологическом подходе является не ориентация на изменение, а тенденция к сохранению прежних ценностей спорта [11, 12].

Таким образом, если иметь в виду дальнейшее развитие теории отношений в русле системно-структурного подхода, то нужно отметить, что данных, которые накапливаются в исследованиях только ценностных ориентаций спортсмена, для понимания взаимодействия спорта и личности недостаточно.

В определении природы ценностного отношения личности к занятиям спортом мы вынуждены обращаться к действиям, деятельности и поведению личности в социальной среде спорта. Это раскрывает значимость изучения закономерностей функционирования всех систем (точнее, подсистем) человека (ценности, интересы, потребности) в их взаимосвязях.

Изучение процесса превращения занятий спортом в первую жизненную потребность является попыткой специалистов-теоретиков взглянуть на спорт как на состязательную деятельность в тесной связи с внутренним миром человека. Исследуются внутренние связи между человеком и спортом, а именно его мотивация [13], устойчивость спортивных интересов [14], удовлетворенность содержанием и условиями спортивной тренировки [15] и ценностные ориентации спортсмена [16], В том числе, не умаляя роли природных двигательных задатков и наследственно обусловленных физических качеств человека в том, чтобы его физические и психические способности проявлялись и реализовывались, изучаются внешние связи человека со спортом. В этом направлении ведется научно-исследовательская работа по спортивному отбору и спортивной ориентации [16], спортивному долголетию [17]  и спортивному прогнозированию [18-20].

Системно-структурное исследование актуально потому, что, во-первых, развитие теории ценностного отношения личности к занятиям спортом есть прежде всего предмет рефлексии относительно уже добытого знания о социальных связях (система – среда), равно как и осмысления новых знаний, раскрывающих сложное личностное образование (элемент – система) в современной спортивной науке. Во-вторых, системно-структурное направление исследования ориентировано на выяснение содержания связи «человек – спорт», того, что способно вызывать психическую активность спортсмена. Это феноменологический аспект исследования, где ученые в наибольшей мере заняты определением ключевых терминов, применяемых в описании социальной и отражательной природы сложного личностного образования.

Систематизируя феноменологическую, функциональную, онтологическую предпосылки системно-структурного направления исследования природы ценностного отношения к занятиям спортом, мы выявили, что научное содержание междисциплинарного феномена «ценностное отношение личности к занятиям спортом» окончательно еще не сформировано из-за существующей разрозненности исследований его социальной и отражательной природы, затрудняющих представление о системном единстве внешних и внутренних связей «человек – спорт».

Феноменологическая предпосылка изучения природы отношений охватывает данные о содержании связи «человек – спорт», проявляющейся в потребностях, интересах, ценностях и представляющей собой сложное личностное образование [21-23]. В современной литературе термин «отношение» используется как категория, выражающая характер расположения элементов определенной системы и их взаимозависимости [24, 25]. Сущность ценностного отношения к занятиям спортом не составляет исключения и тоже предполагает процесс и закономерности образования системы различной степени сложности из соответствующих элементов.

Наличие в природе ценностного отношения к занятиям спортом отчетливо различаемых структур и традиций в их терминологическом обозначении, предполагает, во-первых, предварительную расчлененность этого феномена и, во-вторых, поиск того основания, которое определяет характер расположения элементов в единой системе и их взаимодействие. Это заставляет обратиться к системно-структурному направлению исследования как к детальному способу уточнения природы ценностного отношения к занятиям спортом.

Базируясь на трудах отечественных и зарубежных ученых, рассматривающих системно-структурный подход как универсальный способ анализа сложного личностного  образования «ценностное отношение к занятиям спортом» [26-28], следует переосмыслить, как социальная система детерминирует психическую активность спортсмена и за счет каких системных механизмов.

Функциональная предпосылка. Многочисленные попытки упорядочивания и систематического описания природы ценностного отношения к занятиям спортом в последние годы подводят исследователей к изменению парадигм в изучении связи «личность – спорт». Проблема исследования социальных связей (система – среда) должна быть направлена в сторону изучения сложного личностного образования (элемент – система) путем поиска источников внутренней активности в достижении максимальных спортивных результатов и обоснования способов утверждения себя в виде субъекта этих связей.

Онтологическая предпосылка системно-структурного направления исследования разрабатываемой проблематики раскрывает развитие ценностного отношения личности к занятиям спортом. Процесс развития связи «человек – спорт» определяют физкультурные ценности и нормы, присваиваемые личностью в ходе занятий спортом под влиянием условий состязательной деятельности и оказываемых на нее тренером-преподавателем воспитательных воздействий. Данный процесс проходит не линейно, скорее скачнообразно, так как биологические и социальные детерминанты развития связи «человек – спорт» могут находиться в противоречии [29-31].

Заключение. В исследованиях ценностного отношения личности к занятиям спортом разрозненно представлены знания о внешних и внутренних связях «человек – спорт», параллельно изучаются структурные элементы целостной системы. В теории спорта акцентируется внимание  на единичных детерминантах, чаще на ценностных ориентациях, при этом упускаются интересы и нужды спортсмена.

В другом случае, наоборот, при изучении единства потребностей, интересов и ценностей в социальной философии остаются неисследованными механизмы их взаимодействия, так как характеризующие их данные изучаются другой наукой – психологией. Это формирует тенденцию к междисциплинарному изучению ценностного отношения личности к занятиям спортом, что позволяет обратиться к разработке синтетической концепции.

В процессе исследования природы ценностного отношения личности к занятиям спортом на основе системно-структурного подхода разработана концептуальная схема связи «человек – спорт» (рисунок) и определены следующие методологические позиции.

1. Природа ценностного отношения личности к занятиям спортом представляет собой субъект-объектную связь, подчиненную действию законов социальной целостности и механизмов психической активности личности.

2. Руководствуясь учением В.Н. Мясищева об объективных общественных отношениях и их отражении во внутренних субъективных психических отношениях к действительности, субъект-объектная природа ценностного отношения включает внешние связи «система – среда» (социальный уровень) и внутренние связи «элемент – система» (психический уровень). Внешние связи обусловлены объективным развитием социальной среды спорта и материально-технических условий избранной спортивной специализации. Внутренние связи предопределены психической деятельностью спортсмена.

3. Ценностное отношение к занятиям спортом – это сложное личностное образование, выражающееся в потребностях, интересах и ценностях, проявление и взаимопереходы которых обусловлены социальной средой спорта и активностью личности, достигшей определенного уровня психической деятельности, что в целом отражает содержание и форму связи человека со спортом, предопределяющие спортивный результат и динамику его развития.

4. Сущность ценностного отношения к занятиям спортом представляет связанность множества элементов, составляющих единое целое (концепция одновременности В.Н. Мясищева), переходящих друг в друга (концепция последовательности А.Г. Здравомыслова) и проявляющихся одновременно на разных этапах развития связи (концепция единства А.С. Макаренко).

5. В содержании ценностного отношения личности к занятиям спортом установлено сложное многокомпонентное, многогранное и многоуровневое строение, в котором составные элементы, имея свои качественные особенности, функционируют объединенно. Потребности являются причиной возникновения отношения (концепция эмоциональной мотивации В.К. Вилюнаса) и выражают собой источник его структурирования. Интересы отражают процесс конструирования отношения (С.Л. Рубинштейн выделил три типа – созерцательный, познавательный и деятельный) и характеризуют направление движения элементов в структуре. Ценности характеризуют устойчивость связи и раскрывают уровни его развития (неосознаваемый, осознаваемый, самосознания).

6. Структура связи «человек – спорт» изменяется за счет приобретения спортивных знаний и двигательного опыта по мере увеличения стажа занятий спортом и повышения спортивной квалификации.

7. Структурные изменения осуществляются по спирали, обусловливая возникновение отношения на уровне более высокого порядка. Это может происходить в двух направлениях: «сверху вниз» – от ценностей к интересам и потребностям и «снизу вверх» – от удовлетворения одного круга потребностей, реализации интересов и создания системы ценностей.


Библиографическая ссылка

Ниясова Н.С., Кульмаметьева Э.С., Булучевская О.А. СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ «ЧЕЛОВЕК - СПОРТ» В СВЕТЕ ТЕОРИИ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28219 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674