Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Елагина В.С. 1 Демидов О.В. 1 Коваль И.И. 1 Ульянов И.В. 1 Кобзов В.С. 1 Хайрулин Ш.Ш. 1
1 Филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»
Актуальность данной проблемы обусловлена высокими требованиями государства и общества к личности военного специалиста. Значимость патриотического воспитания курсантов в современных условиях объясняется необходимостью формирования и развития у них патриотических чувств и сознания, высокой социальной активности, ответственности, способности действовать в соответствии с интересами России. В статье раскрывается сущность основных понятий, составляющих содержание патриотического воспитания (таких как патриотизм, патриотическое сознание, патриотические чувства и др.). На основе анализа нормативных документов, концепций и программ по патриотическому воспитанию определены направления патриотического воспитания курсантов в военном вузе, раскрыты составляющие понятия «патриотизм». Организация патриотического воспитания в военном вузе как педагогическая система призвана обеспечить целенаправленное формирование у курсантов государственно-патриотического сознания и развитие воинских традиций, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных и военных задач. Предложенная авторами система патриотического воспитания включает целевой, информационно-содержательный и процессуально-деятельностный компоненты, содержательно-функциональное наполнение которых позволяет комплексно и целенаправленно решать задачи военно-патриотического воспитания курсантов в военном вузе. Организация патриотического воспитания в военном вузе осуществляется поэтапно. Участие курсантов в различных воспитательных мероприятиях (выступления на конференциях, встречах с ветеранами войны и участниками боевых действий, участие в тематических вечерах, конкурсах и викторинах и др.) способствует формированию воинского коллектива, коллективистских чувств и межличностных отношений, позитивному настроению, развитию мотивации к выполнению учебных и воспитательных задач.
духовное и нравственное развитие человека
патриотизм
патриотическое воспитание
защита отечества
воспитание военнослужащих (курсантов)
военный вуз
1. Бузский М.П. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2015. 90 с.
2. Бурлакова И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике. М.: Центр «Перспектива», 2015. 174 с.
3. Волчкова А.А. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы. Москва; Самара: НТЦ, 2015. 139 с.
4. Лутовинов В. И. В патриотизме молодежи – будущее России. Москва: Фонд Андрея Первозванного, 2015. 208 c.
5. Акмалов А.Ю. Социокультурное воспитательное пространство современного университета // Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2012. Т. 8. № 2. С. 17.
6. Спицына Т. А., Веселов Д. В. Военно-патриотическое воспитание учащихся // Молодой ученый. 2016. №6.1. С. 76-78
7. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ» (Принятый Государственной Думой 6 марта 1998 года и утвержденный Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным 28 марта 1998 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/178405/ paragraph/11825051:0 (дата обращения: 10.11.2018)
8. Приказ Министра Обороны Российской Федерации С. К. Шойгу от 12 октября 2016 года № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/456046040 (дата обращения: 10.11.2018)
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» Постановление от 30 декабря 2015 года № 1493. [Электронный ресурс]. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 10.11.2018)
10. Стрельников В. Система военно-патриотического воспитания в Российской Федерации // Ориентир. 2010. №1. С.52-55.
11. Елагина В.С. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза //Журнал гуманитарных наук. 2016. № 15. С.110-112.

Одним из важнейших направлений подготовки будущих офицеров служит патриотическое воспитание, задачей которого является формирование патриотической культуры. Привязанность к Родине, готовность к защите своего Отечества, глубокие нравственные и патриотические чувства, беззаветное выполнение своего гражданского и воинского долга должны стать основой воспитания курсантов военного вуза.

Цель исследования: на основе анализа нормативных документов, концепций и государственных программ патриотического воспитания определить основные направления, компоненты системы патриотического воспитания курсантов и этапы его организации в военном вузе.

Материал и методы исследования. В исследовании данной проблемы были проанализированы программы, концепции и нормативные документы, определяющие требования к организации патриотического воспитания военнослужащих. Анализ работ М.П. Бузского, А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева [1], И.И. Бурлаковой [2], А.А. Волчковой и С.Н. Пищулина [3] и иных, опыт преподавательской деятельности в военном вузе убеждает нас в том, что вопросы воспитания патриотизма, организации патриотического воспитания обучающихся на всех уровнях образования, в том числе и в военном вузе, остаются актуальными и требуют разработки как теоретических, так и методических аспектов данной проблемы.

Результаты исследования и их обсуждение. В последние годы ценностные ориентации молодежи претерпели существенные изменения, причиной которых является кризис ценностей в российском обществе. Воспитание, ориентированное на приоритет российских культурно-исторических ценностей и уважение традиций разных народов, приобретает особую значимость для страны, а возрождение патриотической идеи и воспитания патриотизма у будущих офицеров, их готовности надежно защищать Отечество должно стать одной из важнейших задач военного вуза. По мнению В.И. Лутовинова, «от патриотического и духовного воспитания молодежи зависит настоящее и будущее России, в том числе ее безопасность, успешность и стабильность» [4, с. 37]. Воспитание патриотизма в образовательных организациям всех уровней образования должно стать первостепенной задачей и занять ведущее место в воспитании подрастающего поколения. Образование в вузе, считает А.Ю. Акмалов, должно быть направлено на «воспитание творческой личности, способной к восприятию инновационных процессов в обществе и обладающей высокой общей и профессиональной культурой» [5, с. 17]. Патриотическое воспитание Т.А. Спицына и Д.В. Веселов рассматривают как «часть политики государства, направленной на воспитание у гражданина идейности, нравственности, патриотизма, моральной и психологической стойкости, физического совершенствования, овладения военными знаниями» [6, с. 76]. 

В своей работе по организации патриотического воспитания курсантов военного вуза мы руководствуемся Конституцией РФ, федеральными законами и приказами Министра обороны РФ. В Федеральном законе № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [7] и Приказе Министра обороны Российской Федерации С.Г. Шойгу от 12 октября 2016 года № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» [8] конкретизируются задачи патриотического воспитания личного состава, определяются ответственные за проведение данной работы. Согласно данному Закону задачами работы с личным составом являются:

1) поддержание уровня морально-психологического состояния военнослужащих;

2) развитие государственно-патриотического сознания;

3) формирование воинских коллективных ценностей и традиций.

В вышеперечисленных документах определены основные формы организации патриотического воспитания военнослужащих: информационно-пропагандистская работа, взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, религиозными, ветеранскими, молодежными и профсоюзными организациями, трудовыми коллективами – в интересах формирования объективного общественного мнения о деятельности Вооруженных Сил РФ, позитивного отношения к военной службе [7]. Формирование патриотического сознания, чувства верности и воинского долга, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, стремление к овладению профессией офицера и готовности к защите Отечества, офицерской чести и достоинства, гражданской позиции и высоких морально-нравственных качеств военнослужащего Вооруженных Сил РФ, а также организация мероприятий, направленных на реализацию государственных программ в области патриотического воспитания, проведение мероприятий, посвященных дням воинской славы, памятным дням Вооруженных Сил, празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, проведение воинских ритуалов и военных парадов, организация исторической и военно-музейной работы, участие курсантов в патриотических акциях, военно-исторических конференциях способствуют формированию их государственно-патриотического сознания, пропаганде воинских традиций. Развитие патриотического сознания у курсантов военного вуза начинается с первых дней зачисления в военный вуз и продолжается до самого выпуска. Результатом подготовительного этапа и важнейшей вехой в развитии патриотизма у курсантов является церемония принятия Военной присяги. День приведения к Военной присяге является праздничным днем для курсантов, для их семей. Военная присяга – торжественное обещание, клятва, которую дает гражданин, вступающий в ряды Вооруженных Сил РФ. Принимая ее, он берет на себя высокие обязательства, составляющие смысл военной службы. Согласно Закону № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» принимающий присягу «клянется в верности своему Отечеству – Российской Федерации, клянется соблюдать Конституцию РФ, достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость, конституционный строй России, народ и Отечество» [8, с. 60]. В этих строках, на наш взгляд, заключены смысл и значение патриотического воспитания курсантов.

В последние годы в России был принят ряд документов, а именно: «Концепция военно-патриотического воспитания», «Концепция патриотического воспитания граждан РФ», три государственные программы патриотического воспитания, в которых нашли отражение различные аспекты патриотического воспитания. Накопленный за последние десятилетия опыт, знания и традиции патриотического воспитания граждан, важность обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания, стали основой для разработки Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [9], в которой определены ведущие направления, содержание, формы и средства воспитания. Патриотическое воспитание в ней характеризуется как «систематическая целенаправленная деятельность всех институтов воспитания (органов государственной власти, институтов гражданского общества, семьи) по формированию патриотического сознания, отношения и деятельности, выражающихся в готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины» [9, с. 8]. На основе анализа Государственной программы патриотического воспитания, основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, Требований Главного управления кадров Министерства обороны РФ, предъявляемых к выпускникам военных вузов, нами определены и конкретизированы основные направления организации патриотического воспитания в военном вузе:

1) разработка системы патриотического воспитания, включающей содержательный и процессуально-деятельностный компоненты;

2) использование активных методов и интерактивных воспитательных технологий;

3) включение вопросов патриотического воспитания в учебные программы изучения дисциплин гуманитарного цикла;

4) поэтапная организация воспитательной деятельности, направленной на развитие у курсантов высоких морально-нравственных качеств и чувства патриотизма.

По мнению В. Стрельникова, патриотизм является «характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности» [10, с. 54]. Патриотизм, проявляющийся в любви к Отечеству, преданности ему, стремлении своими действиями служить его интересам, готовности к его защите, является определяющим качеством и одним из проявлений духовности человека. На наш взгляд, основными составляющими патриотизма выступают патриотическое сознание (осознание своего долга перед Отечеством), патриотическое отношение (субъективно-субъективные отношения в системах «человек – человек», «человек – общество», «человек – природа как естественная среда существования человека»), патриотическая деятельность (выполнение своего долга перед Отечеством). С позиций гуманистического подхода к воспитанию патриотизм следует рассматривать как социально значимую, общечеловеческую ценность. Усвоенные и принятые ценности проявляются в патриотическом поведении, нравственных и гражданских поступках, отношении человека к миру, себе и другим людям, в его деятельности.

Задачей патриотического воспитания курсантов в военном вузе является развитие патриотических чувств, сознания, высокой социальной активности, гражданской ответственности, государственного мышления, способности действовать в интересах России. В соответствии с этим система патриотического воспитания в вузе должна обеспечить целенаправленное формирование у курсантов активной жизненной позиции, развитие у них государственного мышления, готовности к решению важных государственных задач в соответствии с национальными интересами России. Она должна способствовать подготовке будущих офицеров к такой военно-профессиональной деятельности, в которой знания, опыт и личные интересы соединяются с позицией гражданского долга, сопричастностью к судьбе Родины и государственными интересами. На наш взгляд, «только офицеры с высокоразвитым чувством патриотизма, направленным на укрепление духовно-нравственных ценностей, национальных традиций и государственного менталитета, могут обеспечить национальную безопасность России» [11, с. 110]. Воспитание курсантов, обладающих чувством гордости, ответственности и веры в истинные ценности Родины, осуществляется в образовательной среде военного вуза, которая не только оказывает стимулирующее воздействие на развитие патриотических и гражданских качеств курсантов, но и способствует их самовоспитанию, самовыражению патриотических чувств, готовности к патриотической деятельности, направленной на защиту Отечества. Патриотическое воспитание в военном вузе мы рассматриваем как важную составляющую целостного воспитательного процесса, в котором оно представляет непрерывную и целенаправленную деятельность всех офицеров, гражданских преподавателей и курсантов. Патриотическое воспитание как педагогическая система включает целевой, информационно-содержательный и процессуально-деятельностный компоненты. Организация патриотического воспитания в военном вузе осуществляется поэтапно.

Целью патриотического воспитания на первом этапе является формирование и развитие у курсантов первого-второго курсов основных категорий («Отечество», «патриотизм», «воинский долг», «честь», « достоинство», «товарищество», «дружба») в процессе изучения ими учебных дисциплин «История Отечества», «Военная история России», «История военной педагогики», что способствует формированию патриотического сознания и мировоззрения. Кроме того, на этом этапе подготовки курсантов, будущих штурманов, мы предлагаем проводить факультативные курсы «История и традиции военного вуза», «История становления и развития Военно-воздушных сил России», «Долг и честь воинская в России», которые обладают большим духовно-нравственным и аксиологическим потенциалом. Их изучение способствует формированию у курсантов высокого гражданского и патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и обязанностей по защите интересов Отечества. С целью развития патриотического сознания преподавателями вуза проводятся беседы по следующим темам: «Нравственные основы военной присяги, воинских уставов», «Этика военной службы», «Критерии нравственности в поведении курсанта» и др. Для курсантов первого курса организуется кинолекторий «Профессия ‒ военный штурман», проводятся встречи с выпускниками вуза, его ветеранами, воинами-интернационалистами, а также встречи с известными людьми города и области. Важное место в патриотическом воспитании занимает деятельность музея Боевой славы, в создании которого активное участие принимали курсанты. Экскурсии в музее для офицеров, курсантов, солдат срочной службы, учащихся общеобразовательных организаций, техникумов и колледжей проводятся курсантами старших курсов, которые являются внештатными экскурсоводами. Большое значение в патриотическом воспитании курсантов первого курса имеет работа по формированию знаний о национально-государственной символике Российской Федерации – гербе, знамени, гимне, а также государственных и национальных праздниках. Особое место занимают воинские ритуалы, к которым относятся принятие военной присяги, вручение знамен и вымпелов, торжественное чествование героев, награждение правительственными наградами, участие в парадах Победы. Участие в этих мероприятиях вызывает у курсантов чувство гордости, развивает воинскую честь и достоинство, патриотизм и гражданские качества.

На втором этапе целями патриотического воспитания являются формирование у курсантов патриотического отношения, развитие патриотического мировоззрения, проявляющегося в убежденности курсантов в необходимости защиты Отечества, в осознании сущности понятия «готовность к защите Отечества». На этом этапе курсанты третьего-четвертого курсов стремятся самостоятельно формулировать цели своей учебной, служебной и общественной деятельности, проектировать собственный образовательный маршрут. Курсанты становятся активными участниками дискуссий: «Что значит быть патриотом?», «В жизни всегда есть место подвигу» и иных, круглых столов по темам: «Кодекс чести курсанта. В чем он состоит?», «Творчество и разумный риск в летной деятельности» и иных, лекций-диалогов, в которых обсуждаются актуальные для курсантов проблемы: «Вооруженные Силы России, их место в государстве», «Военно-политическая ситуация в мире и национальные интересы России» и др. Кроме того, курсанты принимают участие в подготовке и проведении конкурсов, предметных олимпиад, научных конференций и подготовке выставок, иллюстрирующих историческую роль Военно-воздушных сил в укреплении оборонного могущества Отечества, героизм российских солдат и офицеров в Великой отечественной войне, а также в военных операциях за рубежом. В нашем вузе стало традицией проводить научную конференцию курсантов «Офицеры XXI века». В докладах курсантов находят отражение многовековая история нашей страны, ее славные боевые традиции, современные проблемы, которые являются неиссякаемым источником патриотических идей и действий многих поколений россиян.

На третьем этапе целью воспитательного процесса является формирование у курсантов высокого профессионализма, развитие их духовности, проявляющейся в готовности выполнять свой долг, в уважении к коллегам и сослуживцам, активной патриотической деятельности на благо Родине. Безусловно, воспитательная работа на данном этапе в большей степени должна быть ориентирована на развитие высокой общей и военно-профессиональной культуры, носить профессиональную направленность. На этом этапе курсанты привлекаются к организации воспитательных мероприятий, посвященных Дню призывника, Дню воинской славы и иным, которые проводятся при совместной деятельности военного вуза и общеобразовательных школ, колледжей и гражданских вузов г. Челябинска. Цикл встреч с военными специалистами разных поколений позволяет старшекурсникам познакомиться с профессиональным опытом штурманов, с особенностями воинских коллективов и эффективными способами адаптации в них, обсудить профессиональные проблемы, трудности штурманов, с которыми они могут встретиться в войсках при организации воспитательной, служебной и профессиональной деятельности. На развитие творческой направленности деятельности большое влияние оказывает участие курсантов в научно-исследовательской деятельности, всероссийских и международных научных конференциях, конкурсах на лучшую научную работу, семинарах межпредметного характера.

Заключение. Таким образом, патриотическое воспитание в военном вузе представляет собой целенаправленный, специально организованный процесс. Выполнение курсантами служебных задач является основой для воспитания у них высокого морального духа, любви к Родине, ее культуре и традициям, развития готовности самоотверженно защищать свое Отечество, его свободу и независимость. Поэтапное включение курсантов в подготовку, организацию и активное участие в различных воспитательных мероприятиях способствует развитию у них патриотического сознания, отношения и деятельности, формированию воинского коллектива, коллективистских чувств и межличностных отношений, позитивному настроению, развитию мотивации к выполнению учебных, воспитательных и служебных задач. Результаты воспитания патриотизма курсантов в военном вузе во многом зависят от скоординированной, совместной деятельности преподавателей и офицеров вуза с общественными и ветеранскими организациями, творческими научными коллективами. В процессе патриотического воспитания следует активно использовать примеры патриотического и нравственного опыта предшествующих поколений, идеи военных ученых и великих русских полководцев, беспримерного подвига и героизма российских военнослужащих, посвятивших свою жизнь защите своей Родины, укреплению мощи России.


Библиографическая ссылка

Елагина В.С., Демидов О.В., Коваль И.И., Ульянов И.В., Кобзов В.С., Хайрулин Ш.Ш. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28204 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674