Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА

Мендибаев Н.-. 1
1 Исламский университет Кыргызстана
В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки и повышения уровня квалификации сельского населения Кыргызстана. Профессиональная подготовка и переподготовка сельского населения, особенно его безработной части, являются важными мерами в условиях сложившихся проблем в сфере занятости. Человеческий капитал - важнейшее богатство общества. Поэтому политика содействия занятости и повышению доходности сельского населения должна быть направлена, прежде всего, на развитие и эффективное использование человеческих ресурсов. В современных условиях трансформационного периода нельзя ожидать повышения эффективности занятости сельчан только в результате улучшения параметров экономики. Необходимо совершенствовать характеристику самой занятости - ее профессионально-квалификационной структуры, мобильности, продуктивности. Уровень образования и квалификации кадров имеет огромное значение на рынке труда и влияет на повышение уровня жизни сельского населения, способствует решению проблем бедности, так как только в этом случае можно обеспечить экономическое развитие села и рост доходов сельских жителей. В рыночных условиях в проблеме преодоления бедности сельского населения большая ответственность возлагается на самих работников аграрной отрасли, в связи с чем возрастают требования к качеству труда, инициативности, повышению квалификации, совершенствованию знаний и навыков. В комплексе все эти элементы образуют «качество сельской рабочей силы».
проблемы образования
профессиональная подготовка
переподготовка сельского населения
уровень образования
квалификации кадров
повышение уровня жизни сельского населения
профессиональная образования
профессиональное обучение
повышение квалификации
1. Сухорукова Т. Социальные рычаги экономического роста // Экономист. 2009. №7. С. 54-59.
2. ЮНИСЭФ-Кыргызстан [Электронный ресурс]. URL: https://www.unicef.org/kyrgyzstan/ru/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 28.10.2018).
3. Данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/zanyatost/ (дата обращения: 17.10.2018).
4. Образование и наука в Кыргызской Республике. Статистический сборник. Бишкек: Нацстатком КР, 2014. 122 с.
5. Пичугина А.В. Трудовой потенциал в инновационной экономике [Электронный ресурс]. URL: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/11900/s018-035.pdf?sequence=1 (дата обращения: 12.10.2018).
6. Занятость и безработица. Итоги интегрированного выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы в 2015 году. Бишкек: Нацстатком КР, 2016. 187 c.

Совершенствование регулирования сельского рынка труда и решение проблем уровня жизни сельского населения должны сопровождаться рассмотрением социальных вопросов села, среди которых особое место занимают проблемы образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации сельской рабочей силы. Профессиональная подготовка и переподготовка сельского населения, особенно его безработной части, являются важными мерами в условиях сложившихся проблем в сфере занятости.

Человеческий капитал - важнейшее богатство общества. Поэтому политика содействия занятости и повышению доходности сельского населения должна быть направлена, прежде всего, на развитие и эффективное использование человеческих ресурсов. В современных условиях трансформационного периода нельзя ожидать повышения эффективности занятости сельчан только в результате улучшения параметров экономики. Необходимо совершенствовать характеристику самой занятости - ее профессионально-квалификационной структуры, мобильности, продуктивности.

В рыночных условиях высокое значение для рынка труда и развития человеческого капитала имеет непрерывное совершенствование кадров во всех отраслях экономики как в городской, так и в сельской местности. Переподготовка и повышение квалификации кадров – часто единственная возможность трудоустройства сельских граждан, навыки и знания которых со временем устаревают и становятся невостребованными. Это особенно актуально в условиях информационного общества, с ростом автоматизации труда и развитием экономики знаний. Процессы подготовки и повышения квалификации сельского населения имеют ряд проблемных аспектов, в частности доступность образовательных услуг, дискриминация в сфере занятости. Одной из проблем, возможно, менее всего исследованных в современном дискурсе, является проблема воспроизводства бедности через систему образования, включая такие его виды, как профессиональная подготовка и повышение квалификации.

Цель статьи: провести анализ тенденций и возможностей профессиональной подготовки и повышения уровня квалификации сельского населения в современном Кыргызстане. Гипотезой данного анализа явилось предположение о том, что современная система подготовки и повышения квалификации в сельской местности способствует развитию бедности, не позволяя социальной структуре быть мобильной и создавать возможности для повышения социального статуса сельским гражданам.

Материалы и методы исследования

Статья выстроена на результатах анализа статистических материалов, опубликованных в официальных источниках информации. Автором проанализированы данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики по разделам «Образование и наука», «Занятость и безработица» за 2013-2014 гг. Использованы данные массового опроса, проведенного автором в Кыргызской Республике, с охватом всех ее районов по репрезентативной стратифицированной многоступенчатой выборке с соблюдением квот по возрасту и полу (2013-2014 гг., N=1200). Один из блоков анкеты, разработанной автором, посвящен сельской занятости; два других блока – уровню жизни сельского населения и бедности как явления.

Результаты исследования и их обсуждение

Уровень образования и квалификации кадров имеет огромное значение на современном рынке труда и влияет на повышение уровня жизни сельского населения, способствует решению проблем бедности, так как только в этом случае можно обеспечить экономическое развитие села и рост доходов сельских жителей. Например, в США повышение уровня образования населения в среднем на год дает увеличение ВВП на 5-15%. Отдача от вложений в образование в других, менее развитых, странах еще выше: инвестиции в начальное образование в странах центральной Африки обеспечивают рост ВВП на 24%. Значительные вложения в систему образования осуществляются и в странах Юго-Восточной Азии, благодаря чему в этих странах имеются высококвалифицированные кадры, укрепляется их уже достаточно высокое экономическое положение [1, с. 57]. Роль образования в развитии человеческого капитала является бесспорной. В то же время в странах постсоветского пространства наблюдаются негативные тенденции снижения образовательного уровня населения. Как показывают результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) за 2007, 2009, 2014 и 2017 гг., в современном Кыргызстане «около 6% детей школьного возраста не посещают школу, более 50% учащихся не достигают базового уровня по чтению, математике и естественным наукам» [2]. Свыше 80% школ находятся в сельской местности. Количество учащихся школ за последние 5 лет выросло на 16%, при этом городские школы переполнены. Подобная ситуация негативно влияет на благополучие детей и качество обучения [2]. Данные негативные тенденции приводят к росту необразованной части населения и продуцируют бедность.

В рыночных условиях в проблеме преодоления бедности сельского населения основная ответственность возлагается на самих работников, в связи с чем возрастают требования к качеству труда, инициативности, повышению квалификации, совершенствованию знаний и навыков. В комплексе все эти элементы образуют «качество сельской рабочей силы». Авторское исследование показало, что в последние годы возрастает стремление сельчан к ведению собственного хозяйства. Так, по результатам исследования в Кыргызстане, на вопрос «Чем вам нравится жить в селе?» половина (49,4%) опрошенных респондентов ответили, что имеют собственный земельный участок, свой дом, занимаются подсобным хозяйством, обеспечивают себя продовольствием и другими натуральными товарами. Таким образом, занятость на селе сегодня является проблемой, происходит постепенная «натурализация» села, если термин использовать как переход сельчан к натуральным способам самообеспечения. Данные анализа статистики показывают снижение сельской занятости в отдельных отраслях применительно к сельскому образу жизни [3].

В результате данных процессов усиливается миграция населения из села, снижается профессиональный уровень сельских тружеников, повышается финансовая неустойчивость сельскохозяйственных предприятий, что приводит к неэффективному межотраслевому переливу капитала.

Данные статистики показывают, что среднедушевые доходы необразованной части сельского населения почти в два раза ниже доходов той части населения, которая имеет более высокий уровень образования [4]. В то же время охват образованием в сельских поселениях ниже, что изначально дистанцирует сельских жителей от равного доступа к благам и ресурсам, снижает их шансы на капитализацию своего интеллекта и способностей (табл. 1).

Таблица 1

Валовой коэффициент охвата учащихся в образовательных организациях начального профессионального образования (лицеях, училищах) по городским поселениям и сельской местности, и территории (на конец года, в %) [4, с. 122]

Тип территории

2009

2010

всего

юноши

девушки

всего

юноши

девушки

Кыргызская Республика

5,3

7,3

3,3

5,4

7,5

3,3

городские поселения

10,4

14,2

6,7

11,0

15,1

6,9

сельская местность

3,0

4,3

1,7

3,1

4,5

1,7

 

Бедность и уровень образования часто взаимообусловливают друг друга. Так, например, бедность негативно сказывается на профессиональном и образовательном уровне сельского населения, особенно в неполных семьях, в силу того, что трудоспособные из этих слоев раньше прерывают образование и ищут работу; не имеют возможности получить качественное образование и профессиональную подготовку; не могут прервать работу и получить дополнительное образование и повысить профессиональный уровень.

Между тем структура и масштабы профессионального образования являются тем вектором, который задает аграрной сфере направленность развития: каковы будут кадры, таков и будет социально-экономический и технологический облик сельского хозяйства, а, следовательно, и уровень жизни сельского населения.

В развитой рыночной экономике стран Западной Европы и США отмечаются три тенденции в отношении структуры профессионального образования и уровней подготовки кадров:

1) происходит сдвиг в спросе на рабочую силу от лиц, имеющих первичное среднее образование и ниже, к работникам с более высоким образовательным уровнем;

2) более высокий уровень образования в определенной мере защищает работника от безработицы;

3) в любых условиях сохраняется принцип большей отдачи при более высоком уровне подготовки работника [5].

Последняя тенденция крайне важна. Более высокая отдача на образовательный, а в конечном итоге и профессиональный уровень работника, важна не только с точки зрения его материальной поддержки активизации его трудовых усилий, но и как стимулирующая функция для всего общества.

Таблица 2

Уровень безработицы среди молодежи по уровню образования,
месту проживания и полу (в процентах к экономически активному населению соответствующей возрастной группы) [6, с. 187]

Группы населения

 

в том числе имеют образование

Всего в возрасте 15-28

высшее профессиональное

незаконченное высшее профессиональное

среднее профессиональное

начальное профессиональное

среднее (полное) общее

основное общее

начальное общее, не имеют начального общего и неграмотные

Все население

11,6

13,7

9,6

16,9

12,0

10,0

13,5

11,6

Мужчины

9,6

10,3

4,4

11,1

11,2

8,7

11,3

15,0

Женщины

15,0

17,3

17,5

20,8

15,9

12,3

19,5

5,7

Городское население

13,2

15,2

16,8

17,3

12,3

10,6

13,7

13,7

Мужчины

11,3

9,3

3,2

19,2

12,4

12,2

11,0

7,2

Женщины

16,3

21,6

44,5

15,9

11,7

7,9

35,4

24,9

Сельское население

10,8

11,8

7,2

16,5

11,9

9,8

13,4

11,0

Мужчины

8,8

11,7

4,9

1,7

10,6

7,7

11,5

17,1

Женщины

14,4

11,8

10,5

25,6

16,8

13,8

17,5

15,4

 

Перемены на рынке труда, рост безработицы изменили требования к качеству рабочей силы. Повышение спроса со стороны работодателей на квалифицированные кадры изменяет состав безработных в зависимости от уровня имеющегося образования. Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньшие шансы найти новое рабочее место. Удельный вес безработных без профессионального образования (имеющих среднее общее и ниже) составляет 69,6%. Соответственно выше показатели уровня безработицы среди сельского населения, имеющего более низкий уровень образования. В приведенной ниже таблице 2 отражены диспропорции в получении образования городскими и сельскими жителями. Из данных в таблице видно, что сельчане имеют меньшие возможности в профессиональной мобильности ввиду менее высокого уровня образования.

Приобретение первичных профессиональных и трудовых навыков, повышение квалификации, обучение новым профессиям становится одной из наиболее приоритетных задач содействия занятости сельского населения и, соответственно, позволяет повысить уровень его доходов. Качество рабочей силы следует развивать через систему непрерывного образования, включая восстановление систем внутрипроизводственного обучения, развитие возможности для самообучения и расширение обучающих услуг государственной службы занятости для безработного сельского населения.

Профессиональное обучение сельских безработных граждан, а также повышение квалификации всей рабочей силы играют важную роль в обеспечении занятости сельского населения и являются формой активной политики на аграрном рынке труда. В соответствии с изменившимися экономическими условиями рынок труда требует ныне особых профессиональных квалификаций и общего повышения квалификационного уровня. Это вызвано тем, что если нарастание открытой безработицы в сельской местности продолжится, то усилятся и тенденции конкурентной борьбы на рынке труда. Наилучшие из появляющихся вакансий будут доставаться лучшим и ценным работникам, подвижным в профессионально-квалификационном плане. В современных условиях необходимо изменить сам подход к организации профессиональной подготовки сельского населения.

Во-первых, образование и подготовка кадров сельского хозяйства должны начинаться со школьной скамьи и включаться в 4-ступенчатый уровень обучения. Первая ступень - обучение в рамках школьного образования. Школьники-старшеклассники должны изучать правила дорожного движения, учиться вождению автомобильного транспорта и других сельскохозяйственных машин, а также должны освоить основы рыночной экономики.

Вторая ступень - сельскохозяйственные профтехучилища, где необходимо создать несколько специальных групп обучающихся, которые получат необходимые знания по электрификации и механизации сельского хозяйства, изучат основы агротехнического возделывания сельскохозяйственных культур, а также ведение учета и отчетности в своих хозяйствах.

Третья ступень - обучение в сельскохозяйственных колледжах на базе полного среднего образования, где учащиеся получат технический уровень образования. Четвертый уровень - обучение в высших сельскохозяйственных учебных заведениях, где получат более глубокий и широкий уровень знаний. Такая мобильная система обучения могла бы в некоторой степени решить проблему подготовки крестьян-фермеров.

Во-вторых, учитывая место и значение сельского хозяйства в экономике Кыргызстана, необходимо сформировать единый образовательный комплекс АПК, обеспечивающий универсальную систему непрерывного образования. Для этого необходимо упорядочить сеть учебных заведений с учетом отраслевого принципа ее организации, организовать новые типы учебных заведений сельскохозяйственного профиля на всех уровнях образования (аграрные университеты, колледжи, агролицеи).

В-третьих, профессиональная подготовка должна быть более конкретной, учитывающей особенности ситуации на рынке труда в каждом отдельном сельском регионе. Рыночная экономика требует развития предпринимательских качеств и других универсальных умений. Поэтому в условиях рыночной экономики необходимо поднять уровень подготовки менеджеров агробизнеса, усилить переподготовку и повышение квалификации работающих специалистов по таким направлениям, как аудит, экономика и управление, маркетинг, менеджмент, финансово-кредитное обеспечение бизнеса. Выделенные профессии и сферы приложения труда сегодня являются наиболее востребованными на рынке труда республики. В связи со структурной перестройкой экономики переподготовка кадров становится одним из приоритетных направлений повышения квалификационного уровня рабочей силы.

Выводы

Система образования сельского населения должна способствовать развитию потенциала индивидуально каждого сельского жителя. В этой связи профессиональную подготовку необходимо пройти лицам, не имеющим основного профессионального образования. Лица с низкой квалификацией или имеющие невостребованную специальность должны пройти переобучение. Также сезонность сельскохозяйственного производства диктует необходимость организации временных работ в период межсезонья, что, в свою очередь, требует освоения сельскими тружениками новых профессий. Тем сельским жителям, которые лишились способности работать, необходимо оказать соответствующую социальную поддержку. В целом для постоянного повышения профессионального уровня сельской рабочей силы необходима система непрерывного образования.

Основной костяк системы образования и профессиональной подготовки сельскохозяйственного направления в Кыргызской Республике сформировался в эпоху централизованного планирования, отличительной особенностью которой был высокий уровень занятости сельского населения. В современных условиях данная система требует изменений в направлении гибкого реагирования на запросы рынка труда. Необходимо менять структуру, объемы, профили подготовки кадров для села и повышать его уровень. Немаловажное значение имеет ориентация учебных заведений не на количественную, а на качественную сторону образования. Погоня за количеством приводит к росту подготовки специалистов не по востребованным аграрным рынком труда специальностям, а «модным» специальностям, которые востребованы населением, порой только согласно правилу «не отстать от толпы». Такая практика приводит к дисбалансу между имеющимися рабочими местами в сельском хозяйстве и профессионально подготовленной рабочей силой. Этот дисбаланс, в свою очередь, порождает безработицу на селе, которую приходится решать через систему переобучения. Таким образом, происходит двойная трата сил, времени и финансов на подготовку, а затем переобучение рабочей силы.

Тем не менее профессиональное обучение и переобучение сельских безработных способствует повышению их конкурентоспособности на рынке труда, вовлечению в занятость и повышению их уровня жизни. Поэтому необходимо установить устойчивые связи между аграрным рынком труда и рынком образовательных услуг. Их обособленное функционирование приводит к неэффективности обоих. Восстановление же связи между рынком образовательных услуг и сельским рынком труда будет способствовать улучшению подготовки рабочей силы в силу возникновения тесноты связи между содержанием обучения и практикой. Обострение проблемы квалифицированной рабочей силы в сельской местности требует разработки правительством специальных целевых программ подготовки и переподготовки рабочей силы для села.

Сельскому хозяйству нужны квалифицированные кадры. Необходимо развивать региональные учебные заведения в райцентрах, поселках городского типа, административных центрах района, специализирующихся на подготовке кадров для производственной и непроизводственной сферы села. Эффективный вариант повышения уровня сельских жителей - развитие дистанционных форм обучения и подготовки кадров. Дороговизна транспортных расходов, привязанность к домашнему подворью делают недоступными получение образования для многих сельских жителей. В перспективе идея дистантного обучения - завтрашний день села.

 


Библиографическая ссылка

Мендибаев Н.-. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28186 (дата обращения: 25.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252