Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Самко О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
В статье рассмотрены вопросы формирования экологического сознания и стимулирования подростков на экологическую деятельность. Целью экологического образования и воспитания является формирование системы знаний, взглядов и убеждений, интеллектуальных и практических умений и навыков, ценностных ориентаций, нравственно-экологических качеств, обусловливающих становление и развитие у школьников ответственного отношения к окружающей природной среде. Низкий уровень экологической культуры может привести к полному отсутствию экологических ценностных ориентаций и установок, к безответственному отношению в вопросах сбережения окружающей среды. В школьном подростковом возрасте важным является появление возможности реального действия в социуме, появление практического персонального опыта у учащихся. Поэтому необходимо создание творческих площадок, в которых учащийся может осуществлять интересующую его деятельность. В школах в значительной степени стала оцениваться эффективность образования не только по способности решать интеллектуальные задачи, но и по уровню овладения опытом решения реальных практических дел. Школьные общественные объединения обладают рядом значимых воспитательных и образовательных возможностей: открытость обществу; создание условий для личностного роста и самосовершенствования; формирование нравственных ориентиров и ценностей; овладение полезными умениями; организация условий для сплочения участников. Исследование показало, что в современном образовательном пространстве одним из эффективных средств по формированию экологического сознания подростков является организация волонтёрского отряда экологической направленности.
экологическое сознание
волонтёрский отряд
организация
подростки
экологическое воспитание
окружающая среда
опыт
внеурочная деятельность
становление личности
1. Маньковская Л.Н., Лопатина С.А. Школьный экологический центр ‒ образовательная среда для творческого саморазвития и самовыражения членов школьного сообщества // Биология в школе. 2014. № 4. С.56-59.
2. Дерябо С.Д. Экологическая психология: Диагностика экологического сознания. М.: МПСИ, 1999. 310 с.
3. Макарова Л.М. Экологическая психология. и педагогика: учеб. пособие. Самара: Самарский государственный университет, 2014. 123 с.
4. Воробьева Н.Ф., Максимова Е.В. Школьное экологическое образование: (воспитательный аспект) // Воспитание школьников. 2012. №4. С.32-39.
5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. фак-тов дошк. образования пед. вузов. М.: Академия, 2005. 336 с.
6. Сикорская Л. Добровольческая деятельность ‒ гуманистическая практика социального служения // Социальная педагогика в России. 2011. №1. С.53-57.
7. Загладина Х.Т., Арсеньева Т.Н. Продвижение культуры волонтёрства в современной российской школе: проблемы и перспективы // Воспитание школьников. 2015. №10. С. 10-14.
8. Ходакова О. Волонтёрская деятельность школьников ‒ способ социализации личности // Социальная педагогика в России. 2012. №4. С. 25-29.
9. Асафова Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов // Отчёт о научно-исследовательской работе «Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского Государственного Университета). Казань, 2002. С. 89-109.

Главная цель современного экологического образования заключается в формировании личности с экоцентрическим типом экологического сознания.

Экологическое образование и воспитание – это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающий становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.

Все эксперты в области педагогики и системы образования согласны с мыслью о том, что век нанотехнологий должен представлять человек, владеющий интегральной экологической компетенцией, которая позволит ему применять предметные и надпредметные знания для решения проблем окружающей среды [1].

Перед нами встал вопрос, каким образом можно повысить эффективность экологизации школьного образования, способствовать формированию экологического сознания и стимулировать подростков на экологическую деятельность? Исходя из этого, была поставлена цель исследования: повышение уровня экологического сознания у подростков.

Рассматривая сущность и особенности формирования экологического сознания у детей подросткового возраста, прежде всего, следует ознакомиться с определением понятия «сознание». Под сознанием понимают специфическую форму жизнедеятельности человека, некий продукт его взаимоотношений с окружающей действительностью. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий или предположении результатов, всё перечисленное обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека [2]. Если сознание имеет свою определенную специфику, направленность, которая, например, связана со своеобразным отражением мира дикой природы или конструктивно-творческим его преобразованием, то оно будет носить название экологическое сознание [3].

Целью экологического образования и воспитания является формирование системы знаний, взглядов и убеждений, интеллектуальных и практических умений и навыков, ценностных ориентаций, нравственно-экологических качеств, обусловливающих становление и развитие у школьников ответственного отношения к окружающей природной среде [4].

Как отмечает Н.С. Николаева, при планировании процесса по формированию экологического сознания, прежде всего, следует учитывать специфику возраста школьников, а также особенности их психического и личностного развития [5].

В последнее время всё более популярным среди людей становится организация общественно активных (инициативных) групп. Одним из наиболее ярких феноменов гражданской активности является организация волонтёрских объединений. Волонтёрская (добровольческая) деятельность – это форма добровольного социального служения, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на разных уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан. Школьные общественные объединения обладают рядом значимых воспитательных и образовательных возможностей: открытость обществу; создание условий для личностного роста и самосовершенствования; формирование нравственных ориентиров и ценностей; овладение полезными умениями; организация условий для сплочения участников [6].

Как отмечает Х.Т. Загладина, в школах в значительной степени стала оцениваться эффективность образования не только по способности решать интеллектуальные задачи, но и по уровню овладения опытом решения реальных практических дел, по участию детей и подростков в волонтёрской деятельности [7]. В школьном подростковом возрасте важным является появление возможности реального действия в социуме, появление практического персонального опыта у учащихся. Поэтому необходимо создание творческих площадок, в которых учащийся может осуществлять интересующую его деятельность [8].

Для достижения поставленной цели наша работа состояла из следующих этапов:

1) опрос школьников 8–9 классов для выявления показателей сформированного уровня экологической культуры;

2) входное тестирование потенциальных участников волонтёрского отряда с целью получения первичных показателей когнитивного компонента экологического сознания;

3) организация и работа в волонтёрском отряде для повышения уровня экологического сознания участников;

4) заключительное тестирование участников отряда.

Материалы и методы исследования. В ходе исследования было опрошено 146 школьников 8-9 классов. Для определения сформированности уровня экологической культуры учащихся подросткового возраста мы выбрали методику Е.В. Асафовой, с помощью которой можно выявить уровень сформированной экологической культуры, а также экологической образованности, экологического сознания, экологической деятельности [9]. В работе волонтерского отряда приняли участие 11 добровольцев.

Проанализировав полученные данные опроса учащихся 8–9 классов, мы выяснили, что из 146 опрошенных около 28% учеников обладают низким уровнем сформированной экологической культуры, 68% имеют средний уровень и около 4% опрошенных обладают высоким уровнем сформированной экологической культуры.

Низкий уровень экологической образованности имеют 24% опрошенных подростков, средний уровень 74%, и только 2% опрошенных показали высокий уровень экологической образованности. По нашему мнению, низкий уровень экологической образованности может говорить о том, что у школьников имеются фрагментарные представления и знания в данной области, которые, к сожалению, не реализуются в повседневной жизни или творческой работе. Наряду с этим подростков, показавших средний и высокий показатель уровня сформированной экологической культуры, можно охарактеризовать как имеющих единство системы интересов и представлений в области экологии и реализацию полученных знаний в повседневной, а возможно и научно-исследовательской деятельности. Однако стоит отметить, что при этом необязательно у них также на высоком уровне могут быть показатели экологического сознания и экологической деятельности, ведь речь в первую очередь идёт о теоретических понятиях, закладываемых при обучении в школе.

Из 146 опрошенных подростков у 20% выявлен низкий уровень сформированного экологического сознания, у 61% ? средний уровень, а у 19% ? высокий уровень. Из данных результатов можно сделать вывод о том, что у большинства школьников, имеющих средний уровень сформированного экологического сознания, экологические ценностные ориентации и установки могут не всегда реализовываться в поступках. У школьников, имеющих высокий уровень, сформирована система убеждений и установок, которые могут побуждать к совершенствованию себя в экологической деятельности. У школьников с низким уровнем сформированного экологического сознания всё вышеперечисленное не проявляется в повседневной жизни.

Изучение уровня сформированной экологической деятельности показало, что около 87% опрошенных нами подростков имеют низкий уровень, что означает пассивность личности и неучастие в мероприятиях, связанных с изучением экологической проблематики. У 13% опрошенных сформирован средний уровень, который может характеризоваться достаточно активным участием в экологических мероприятиях, что основано на активной жизненной позиции личности. Ни один из участников опроса не показал высокого уровня сформированной экологической деятельности.

По нашему мнению, в сложившейся ситуации создание на базе школы волонтёрского отряда экологической направленности будет способствовать экологизации школьного образования, а также повышению экологического сознания у подростков.

На основании изученного материала и полученных данных нами была разработана рабочая программа волонтёрского отряда. Деятельность осуществлялась по двум направлениям: научному и эколого-просветительскому. Работа по каждому волонтёрскому направлению выполняла определённые функции, которые способствовали формированию экоцентрического типа сознания у волонтёров.

Научное направление включало в себя: углубленное изучение флоры и фауны Дальнего Востока, современных экологических проблем, исследовательскую деятельность при поддержке учителей и работников заповедника «Комсомольский», написание по полученным материалам проектов, научных статей и представление их на конференциях.

Экологическое просвещение включало в себя: организацию и проведение мероприятий, акций, уроков, флешмобов, анкетирование населения, взаимодействие со СМИ и подобную деятельность, которая способствовала информированию жителей города всех возрастных категорий об экологических проблемах и возможных путях их решения. По нашему мнению, такой дифференцированный подход даёт школьнику, желающему вступить в волонтёрский отряд, возможность выбора работы по интересующему направлению.

Отряд состоял из одиннадцати школьников в возрасте 14–15 лет, которые заинтересовались возможностью попробовать себя в роли экологических волонтёров. Они посещали организационные сборы, познавательные лекции, обучающие занятия по научной, просветительской деятельности и работе со СМИ, сами разрабатывали и проводили занятия на экологическую тематику. Также участникам предложили пройти тест-опрос на первом и заключительном мероприятиях, результаты которого отражали когнитивный компонент экологического сознания.

План работы волонтёрского отряда.

1. Организационный сбор.

Цель: знакомство потенциальных участников и куратора отряда, информирование о спектре возможностей осуществления волонтёрской деятельности, планирование дальнейшей работы.

2. Познавательная игра: «Путешествие по заповедным островам».

Цель: формирование обобщенного представления об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Хабаровского края, привлечение внимания волонтеров к проблеме охраны природы.

3. Познавательная лекция: «По страницам Красной книги».

Цель: расширение знаний об исчезающих видах растений и животных Хабаровского края.

4. Обучающее занятие по формированию базовых навыков полевых исследований.

Цель занятия: знакомство волонтёров с деятельностью научных сотрудников заповедников.

Оборудование: определители растений, гербарий.

5. Обучающее занятие по эколого-просветительской деятельности.

Цель занятия: формирование у волонтёров навыков эколого-просветительской деятельности для населения разных возрастных категорий.

6. Обучающее занятие по работе со СМИ.

Цель: формирование навыков проведения PR-компании и эффективного взаимодействия с местными представителями массовой информации.

7. Проведение занятия экологической направленности для школьников младших классов «Час Земли».

Цель: формирование ответственного отношения школьников младших классов к природным ресурсам.

Результаты и обсуждение. Уровень когнитивного показателя экологического сознания у волонтёров по результатам входного и итогового тестирования отражены на рисунке. До проведения тематических мероприятий полученные баллы лежат в диапазонах 19-30 баллов ? низкий уровень и 31-46 баллов ? уровень ниже среднего. Ни у одного из участников не было выявлено среднего и высокого уровня когнитивного показателя экологического сознания. Результаты итогового тестирования волонтёров показали, что все полученные значения лежат в диапазоне от 50 баллов и выше. У многих волонтёров показатель лежал в диапазоне 50-70 баллов ? средний и выше среднего уровень. Также были участники, показавшие значения, лежавшие в диапазоне 71-89 баллов ? высокий уровень экологических знаний.

Динамика изменений когнитивного компонента до и после мероприятий

Таким образом, если работа с учащимися будет направлена на организацию общественно-полезной деятельности в природной среде, то можно говорить о том, что это может стать движущим фактором для формирования экоцентрического типа экологического сознания. Результаты нашей работы показали, что правильная и продуманная организация волонтёрского отряда экологической направленности на базе школы может стать эффективным средством или дополнительным инструментом при формировании экологического сознания у учащихся подросткового возраста.

Для успешного развития добровольческого движения экологической направленности в общеобразовательной школе нами были подобраны следующие методические рекомендации:

1) любая волонтёрская организация должна иметь координатора (куратора) – ответственное лицо, имеющее опыт работы в общественных организациях, отвечающее за привлечение и обучение новых добровольцев и проведение работы в целом;

2) обязательно около 3-4 раз за учебный год куратору отряда следует проводить информационную кампанию по привлечению новых учащихся в волонтёрский отряд;

3) куратор совместно с участниками отряда должен сформировать цель работы своей организации, поставить задачи для достижения данной цели и рассмотреть более эффективные пути решения этих задач;

4) для развития у волонтёров управленческих навыков надо постоянно посещать обучающие занятия, мастер-классы, принимать участие в составлении плана работы и организации тематических мероприятий;

5) внедрение иерархической системы и распределение должностей для участников отряда является одним из эффективных стимуляторов добровольческой деятельности – участники отряда приобретают определённый статус, который при желании могут изменить. Такой подход к работе повышает у учащихся самооценку, чувство ответственности, а также ощущение своей важности и нужности в деле, которым он начал заниматься.

В процессе работы нами сделаны следующие выводы:

1. На сегодняшний день во многих общеобразовательных школах города Комсомольск-на-Амуре экологическому образованию уделяется мало внимания. Этому свидетельствует выявленный в ходе опроса низкий уровень сформированной экологической культуры у школьников подросткового возраста.

2. Низкий уровень экологической культуры может привести к полному отсутствию экологических ценностных ориентаций и установок, а также безответственному отношению в плане сбережения окружающей среды.

3. Существующие методы и средства, направленные на формирование и повышение экологического сознания учеников, надо постоянно комбинировать и применять как инструменты для эффективной экологизации школьного обучения.

4. Одним из современных средств, которое в настоящее время не самое популярное среди педагогов, но при этом действительно эффективно способствует повышению уровня экологического сознания школьников подросткового возраста, является организация волонтёрского отряда на базе общеобразовательной школы.


Библиографическая ссылка

Самко О.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28170 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252