Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Абдуллина Л.Б. 1 Головнева Е.В. 1 Головнева Н.А. 1 Синдикова Г.М. 1 Александрова А.Н. 2
1 Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
2 магистрант Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета
В статье авторами рассматривается актуальность проблемы этнокультурного воспитания учащихся начальных классов, значимость которой обосновывается ссылками на важнейшие государственные документы. Раскрываются основные положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в контексте заявленной проблемы. Представлена характеристика понятий «поликультурное воспитание», «этнокультурное воспитание», «этномузыкальное воспитание», «этнокультурная компетентность» разными исследователями. Отмечается, что результативность решения задач этнокультурного воспитания младших школьников во многом детерминирована качеством профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. Музыкальное искусство представлено как одно из действенных средств в решении заявленной проблемы. Эмоциональное погружение младших школьников в художественный образ способствует обогащению слухового опыта учащихся, развитию эмоционально-образной сферы, музыкального мышления, а также формированию духовно-нравственных ценностей. Подчеркивается значимость изучения курса «Теория и методика музыкального воспитания», в рамках которого студенты не только постигают теоретико-методические аспекты дисциплины, но и учатся решать важнейшие воспитательные задачи, связанные с формированием у обучающихся основ этномузыкальной культуры как части культуры духовной. Определены ведущая цель и задачи этномузыкального воспитания. Дана характеристика основных форм и методов организации воспитательного процесса. Приводятся примеры нетрадиционных форм организации учебного процесса: бинарный урок, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-экскурсия, урок-конкурс, урок-концерт и др.
поликультурное воспитание
этнокультурное воспитание
этномузыкальное воспитание
младшие школьники
образовательный процесс
1. Левитская А.А. Система поликультурного образования в современной школе как основа воспитания гражданина российской федерации // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. 2010. № 4. С.37-40.
2. Макаев В.В. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Пятигорск: ПГЛУ, 1999. 16 с.
3. Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование. М.: Академия, 2013. 240 с.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 24 с.
5. Проект «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/27273824-Proekt-koncepcii-razvitiya-polikulturnogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federacii.html (дата обращения: 15.10.2018).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
7. Гайсина Р.С., Головнева Е.В., Гребенникова Д.А. Этнокультурное образование младших школьников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-22. С. 4987-4991.
8. Поштарева Т.В. Содержание и структура этнокультурной компетентности личности // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития: материалы XXV Годичного научного собрания профессорско-преподавательского состава (г. Ставрополь, 16 апреля 2018 г.). Ставрополь: Издательство Северо-Кавказского социального института, 2018. С. 192-196.
9. Кюнкрикова И.В. Артаева Г.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в условиях современной школы // Вестник майкопского государственного технологического университета. 2016. № 1. С. 60-70.
10. Синдикова Г.М. Этномузыкальный компонент поликультурного воспитания младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/127-21266 (дата обращения: 20.10.2018).
11. Синдикова Г.М. Актуализация аксиологического потенциала музыки в профессиональном становлении студентов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-15609 (дата обращения: 20.10.2018).
12. Концепция непрерывного этномузыкального образования в Республике Башкортостан на 2013-1010 гг. / Автор-сост. Л.М. Кашапова. Уфа: БИРО, 2003. 59 с.

Российская Федерация, будучи многонациональной страной, является огромным пространством разнообразных культур и традиций, религий и языков, национальных и общечеловеческих ценностей. В условиях культурной глобализации проблема поликультурного, этнокультурного образования детей и молодежи приобретает особую остроту. В связи с этим одна из основных задач отечественного образования направлена на подготовку молодого поколения, способного жить и взаимодействовать в многокультурном социуме с учетом высших принципов общечеловеческой морали.

Цель исследования. Выявить наиболее эффективные формы, методы и средства этнокультурного воспитания учащихся в образовательном процессе начальной школы.

Материал и методы исследования. В данной работе основными методами теоретико-педагогического анализа, обобщения педагогического опыта исследованы организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

Результаты исследования и их обсуждение. Культура как ценность и источник развития ребенка находит свое воплощение в трудах М.А. Абрамовой, М.М. Бахтина, Ю.В. Бромлея, Н.А. Бердяева, Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, М.С. Кагана, К.Д. Уткина и др. Вопросы, связанные с проблемой этнокультурного, поликультурного воспитания, представлены в научных изысканиях Е.М. Алифановой, Н.И. Белоцерковец, М. Беннет, М.А. Богомоловой, А.Н Джуринского, М.С. Джунусовой, Г.Д. Дмитриевой, А.А. Пинского, Т.В. Поштаревой, Л.В. Свирской, И.Д. Фрумина, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского и др.

Анализируя данную проблему, ученые подчеркивают мысль о том, что в условиях современности поликультурное образование учитывает актуальные тенденции развития социума и государства в целом, исходит из требований федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), содержание которого обусловлено особенностями структуры российской идентичности и направлено на передачу культурного наследия народов нашей страны как на российском, так и на мировом уровнях [1].

Дефиниция поликультурного образования в научных исследованиях связана с вопросами расширения у обучающихся поликультурного сознания, позволяющего жить в гармонии с представителями разных национальностей и верований, формирования этнокультурной компетентности, проявляющейся, в частности, в способности к конструктивной и гуманистической деятельности в условиях разнообразия культур [2, 3].

Различные аспекты заявленной проблемы отражены в Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, проекте Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 года), проекте Концепции поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России [4, 5].

Отечественная образовательная среда отличается богатым разнообразием культур и традиций, что также отражено в таком государственном документе, как ФГОС НОО, в котором подчеркивается, что педагог должен не только учитывать этнокультурный фактор в образовании, но и создавать необходимые условия для постижения культур других народов. Содержание Стандарта разработано с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации; оно направлено на обеспечение не только сохранения, но и развития культурного и языкового наследия каждого народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа нашей страны [6]. В документе также подчеркивается, что в ходе изучения образовательной программы у учащихся начальных классов должно быть сформировано толерантное, уважительное отношение к культуре разных народов, ее своеобразию и уникальности, целостное восприятие мира в единстве его культурного, религиозного и национального разнообразия; осознание своей этнокультурной идентичности, бережное отношение к духовным и культурным ценностям своей страны и др.

Эффективность решения поставленных задач во многом обусловлена уровнем профессионального мастерства будущих учителей начальных классов, их способностью достигать поставленных целей. Личностная компетентность будущего педагога предполагает не только наличие ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, знаний о культуре, традициях разных народов, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур, но и умения передавать эти знания, расширять границы сознания обучающихся от узконационального до интернационального, мирового.

Фундаментом для формирования и развития поликультурной личности является сформированная позитивная этническая идентичность. В связи с этим этнокультурное образование можно назвать одним из первых этапов в решении задач поликультурного образования. Р.С. Гайсина, Е.В. Головнева, Д.А. Гребенникова подчеркивают, что «внедрение этнокультурного содержания должно осуществляться на занятиях всех предметов начальной школы: русского языка, башкирского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии, физического воспитания» [7, с. 4987]. Демонстрация единства научного знания и народного творчества позволяет школьникам на более целостном уровне познакомиться с богатой и разнообразной культурой народов, проживающих в республике Башкортостан. Авторы также делают акцент на том, что успешность решения задач этнокультурного образования детерминирована выбором педагогических средств и технологий, которые должны соответствовать психоэмоциональным особенностям детей младшего школьного возраста. Приоритетными в данном случае должны стать игровые, проектные и коммуникативные технологии, технологии, учитывающие психофизическое здоровье учащихся, и другие.

Этнокультурное воспитание предполагает формирование у младших школьников этнокультурной компетентности. Ученые, исследующие данную проблему, отмечают, что этнокультурная компетентность представляет собой свойство личности интегрального характера, проявляющееся на познавательном и поведенческом уровнях. Данная компетентность синтезирует в себе объективные представления и знания о той или иной этнической культуре, реализующиеся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [8]. Очень важно, чтобы учащиеся не только имели необходимые знания о культуре своего народа, своеобразии и ценности культуры других народов, но и учились адекватно сотрудничать с представителями разных этносов и этнических общностей, владели поликультурными знаниями, опытом и нормами поведения в многокультурном социуме [9]. В решении данной воспитательной задачи важно не столько количество приобретенных обучающимися знаний в области культуры своего и других народов, сколько умение применять их в собственной жизни.

Одним из наиболее эффективных средств этнокультурного воспитания является искусство, которое во все времена было незаменимым в решении вопросов формирования у обучающихся ценностных мировоззренческих установок, основ духовной культуры в целом. Наиболее эмоциональным по своему воздействию на духовной мир ребенка, на наш взгляд, выступает музыкальное искусство. В связи с этим изучение будущими учителями начальных классов курса «Теория и методика музыкального воспитания» приобретает особое значение.

Многие ученые, чьи интересы лежат в области музыкальной психологии и педагогики, музыкознания, не только говорят о полифункциональности музыкального искусства, но и приводят безапелляционные доказательства его воздействия на психику воспитуемого, его познавательные, творческие способности, нравственную сферу и т.п. Как отмечается в статье Г.М. Синдиковой, «многофункциональность музыкального искусства является механизмом развития поликультурности как части духовной культуры личности» [10, с. 251]. Изучение курса «Теория и методика музыкального воспитания», – пишет Г.М. Синдикова, – направлено на развитие у студентов способности к «одухотворенному», подлинному образованию и воспитанию, мыслимому как сотворение внутреннего мира личности ребенка посредством передачи духовного богатства человечества, его культурных, национальных и общечеловеческих ценностей» [11, с. 724].

Сопереживание музыкальным образам, причастность в момент музыкального восприятия к огромному миру человеческих чувств и эмоций, воплощенных в произведении, не только способствует психоэмоциональному и интеллектуальному обогащению учащихся, но и дает возможность погрузиться в различные музыкальные культуры, выявить и понять их единство на аксиологическом уровне. Приобщение ребят к народному музыкальному искусству, воплощающему в себе все разнообразие мира в его ценностном значении для человека, решает актуальную задачу этнокультурного воспитания подрастающего поколения.

Об аксиологическом потенциале музыки и ее воздействии на человека писали Е. Назайкинский, В. Медушевский, В. Холопова, Б. Целковников, Г. Коломиец и другие исследователи. Возможности музыки как средства этномузыкального воспитания освещены в изысканиях Э.С. Алёшиной, И.А. Богданова, В.В. Васильевой, Т.А. Жоробековой, Л.М. Кашаповой, Л.П. Карпушиной и др. Как отмечается в исследовании Г.М. Синдиковой, «Музыкальный язык, будучи универсальным, имеет интернациональный характер, и младшие школьники, обогащая свой интонационный, музыкально-слуховой опыт, не только приобретают способность к выявлению жанровой, национальной принадлежности музыкального произведения, но и повышают свою этномузыкальную культуру» [10, с. 256].

Этномузыкальное воспитание – это образовательный процесс, основная цель которого – формирование этномузыкальной культуры учащихся как части культуры духовной [12].

Задачами этномузыкального воспитания являются:

1)  формирование и развитие у младших школьников познавательного интереса к музыкальной культуре своего и других народов;

2)  формирование потребности в общении с различными образцами этномузыкальной культуры, основ этноэстетического вкуса;

3)  формирование системы знаний в области национальной музыкальной культуры, усвоение знаково-символической системы музыкального искусства, определение специфики музыкального языка разных народов, его выразительно-изобразительных средств; развитие умений находить жанровые и стилистические параллели между произведениями народной музыки;

4)  обогащение музыкального опыта и ценностного отношения обучающихся к произведениям музыкального искусства и фольклора, опыта их этномузыкальной деятельности;

5)  воспитание культурного плюрализма, толерантности, патриотизма и любви к народной музыке.

Эффективность решения задач этномузыкального воспитания обучающихся во многом зависит от форм и методов его организации. В связи с этим будущие учителя знакомятся с одной из классических форм образовательно-воспитательного процесса – уроком и его традиционными и нетрадиционными видами. Для студентов наибольший интерес представляют следующие.

  1. Бинарный урок, где интегрируются такие предметы, как музыка и литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир, иностранный язык.
  2. Урок-путешествие можно проводить при изучении таких тем, как «Путешествие по музыкальным страницам народов республики Башкортостан», «Музыка без границ», «Мировые музыкальные сокровищницы» и др. На уроке данного типа ребята способны отправиться в путешествие, например, в Третьяковскую галерею, рассмотреть художественное произведение В. Васнецова «Три богатыря», познакомиться с музыкальными жанрами былина и сказание, а также раскрыть тему защитников Отечества в русском народном эпосе.
  3. Урок-игра. Даная форма позволяет инсценировать, проигрывать народные песни, сказки, колыбельные песни, народные бытовые сцены и т.д.
  4. Урок-спектакль, который может быть построен на материале сказок или народных праздников: «Рождественская сказка», «Масленица», «Коляда», «Курбан Байрам»; «Сабантуй, «Каргатуй», «Науруз», «Башкирская свадьба» и др.
  5. Урок-экскурсия. Темами данного урока могут быть: «Заглянем за кулисы», «Концертные площадки мира», «Позвольте представиться – Филармония» и др.
  6. Урок-характеристика. Такие уроки раскрывают образы исторических деятелей и народных героев (в частности, при изучении таких произведений, как: кантата «Александр Невский» С. Прокофьева, опера «Иван Сусанин» М. Глинки, опера «Салават Юлаев» 3.Г. Исмагилова и др.). Здесь же можно провести сравнительный анализ разных жанров народной музыки, музыкальных инструментов (например, «Колыбельные песни разных народов», «Волшебный кубыз», «Как-то встретились думбыра и балалайка» и др.).
  7. Урок-исследование, урок-конкурс: «В чем особенность башкирской и русской народной песни», «Башкирские вокальные жанры», «Интеграция народного и профессионального национального музыкального искусства», «Разрешите представиться: Частушка и Кыска кюй» и др.
  8. Урок-концерт. В рамках такого урока ребята могут исполнять наиболее понравившиеся музыкальные произведения, связанные с каким-либо событием, к примеру «Знакомство с творчеством З. Исмагилова» – исполнение произведения З. Исмагилова «Кукушка», «Основатели башкирской оперы. Нариман Сабитов» – слушание фрагментов из детской оперы «Безусый волшебник», балета «Буратино», «Мурзилка-космонавт», пьес из «Детского альбома». Данная форма урока является одной из наиболее любимых у учащихся начальной школы.

На практических занятиях студенты, используя игровые технологии, демонстрируют разработанные ими уроки в самых различных формах. Такая деятельность является довольно эффективной в решении образовательных задач. При проигрывании игровой ситуации будущие учителя не только овладевают методикой преподавания музыки, но и учатся адекватно оценивать свою работу и работу сокурсников, повышают свой профессиональный уровень. Эффективной в решении задач этномузыкального воспитания младших школьников выступает преемственность форм урочной и внеурочной деятельности. На занятиях по «Теории и методике музыкального воспитания» студенты знакомятся с многообразием форм внеурочной и досуговой деятельности. Интересными для ребят могут быть такие познавательные формы, как посещение музыкальных кружков, выставок; краеведческие и этнографические экскурсии (к примеру, просмотр музыкального спектакля в театре оперы и балета; анализ музыкальных произведений русских, башкирских, татарских музыкантов и др.). Большой потенций имеют такие формы, как музыкальный ринг, музыкальные игры, концерт народной музыки, конкурс семейных музыкальных ансамблей и др.

Также занятия могут проводиться в условиях различных социально-ориентированных форм работы, к которым относятся круглый стол, музыкальная конференция, общение с представителями различных этнических диаспор, музыкантами, историками, этнографами. С особым интересом и увлечением ребята участвуют в работе национальных музыкальных гостиных, темы которых могут быть различными: «Музыкальное путешествие в семьи народов мира», «Музыкальные традиции и обычаи народов», «Музыка моего народа», «Образы природы в песенном фольклоре русского и башкирского народов», «Русские народные мелодии в опере “Садко”», «Музыкальные фильмы на народные сюжеты», «Особенности народной музыки народов России», «Народный эпос в творчестве русских и башкирских композиторов», «Образы войны и мира в народной песне», «Образы природы в песенном фольклоре русского и башкирского народов» и др.

Также студенты при составлении конспектов используют ведущие способы музыкального образования: метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста, метод создания художественных композиций; метод развития стилеразличия; метод интонационно-стилевого постижения музыки и многие другие. Закрепление приобретенных знаний осуществляется в период педагогической практики, когда каждый студент имеет возможность в условиях внеурочной деятельности провести музыкальное занятие в любой из вышеперечисленных форм. Использование различных форм организации образовательного процесса способствует повышению качества этномузыкального воспитания младших школьников.

Заключение. Таким образом, в данной статье представлены примеры реализации различных форм и методов этнокультурного воспитания учащихся в начальной школе средствами музыки. Реализация на занятиях по курсу «Теория и методика музыкального воспитания» современных образовательных технологий и методических приемов способствует формированию у студентов навыков решения важнейших воспитательных задач, а также осознанной потребности в перманентном профессиональном самосовершенствовании.


Библиографическая ссылка

Абдуллина Л.Б., Головнева Е.В., Головнева Н.А., Синдикова Г.М., Александрова А.Н. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28157 (дата обращения: 20.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252