Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Хованская Т.В. 1 Илясова А.Ю. 1 Стеценко Н.В. 1 Сандирова М.Н. 1
1 ФГБОУ ВО "Волгоградская государственная академия физической культуры"
В статье обосновывается необходимость внедрения дистанционных образовательных технологий в вузы физической культуры. Проведен анализ существующих параметров и методик оценки качества дистанционного обучения. Авторами выделены ключевые аспекты оценки качества обучения с использованием дистанционных образовательных технологий: качество учебных материалов дистанционных курсов, входящих в состав электронного учебно-методического комплекса дисциплины, и интегральная оценка качества обучения бакалавров в вузе в целом. Представлена авторская методика оценки качества обучения бакалавров по направлению подготовки «Физическая культура», включающая 4 параметра (технический, эргономический, методический и результативный) и критерии их проверки (доступность, интерактивность, открытость, привлекательность, удобство навигации и восприятия, соответствие ФГОС ВО, учет предметной области физической культуры и спорта, наличие диагностических материалов, структурирование и представление материала, логика изложения). Отмечается, что оценка качества обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в вузах физической культуры должна осуществляться тремя экспертными группами, в которые включены технические специалисты, специалисты предметной области, психологи, педагоги, студенты, а также сторонние преподаватели, на основе заполнения специально разработанных анкет под контролем специалистов службы качества образовательной деятельности вуза.
дистанционное обучение
дистанционные образовательные технологии
качество обучения
физическая культура
учебные материалы
методика оценки
1. Геращенко И.Г. Теоретические аспекты дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 9. С. 4-10.
2. Илясова А.Ю., Хованская Т.В., Коренева В.В. Создание адекватной среды дистанционного обучения в спортивном вузе // Теория и практика физической культуры. 2016. № 6. С. 54.
3. Абдрахманова И.В., Илясова А.Ю., Коренева В.В., Науменко Ю.В., Сандирова М.Н., Стеценко Н.В., Хованская Т.В., Широбакина Е.А. Организационно-методические основы обучения с использованием дистанционных технологий в вузах физической культуры: монография / под ред. Н.В. Стеценко, А.Ю. Илясовой. Волгоград, 2018. 222 с.
4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб., 2010. 336 с.
5. Гусева А.И., Весна Е.Б. Оценка результативности и эффективности сетевых образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11000 (дата обращения: 02.10.2018).
6. Киселёв Г.М., Червова А.А. Оценка и сертификация качества информационных образовательных ресурсов // Педагогическое образование в России. 2014. №7. С. 128-131.
7. Хадиуллина Р.Р., Чинкин А.С. Использование элементов дистанционного обучения в вузах физической культуры // Вестник Российского университета дружбы народов. Информатизация образования. 2012. №4. С. 34-39.
8. Стеценко Н.В., Илясова А.Ю., Сандирова М.Н., Коренева В.В. Эвристический метод оценки качества учебных материалов дистанционного обучения // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2017. № 4 (22). С. 99-107.
9. ГОСТ Р ИСО 9241 Эргономические требования по работе с компьютерными системами отображения информации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200113012 (дата обращения: 20.09.2018).

Построение информационного общества в России и, как следствие, стремительные темпы развития информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) способствовали развитию дистанционного обучения (ДО) [1], главной особенностью которого является «интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты методической системы обучения (цели, содержание, методы, формы, средства) и реализуемое средствами телекоммуникационных технологий» [2, с. 54].

Проведенный анализ электронных информационно-образовательных сред (ЭИОС) вузов физической культуры (ФК) показал, что большинство из них используют дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств ИТТ, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии субъектов обучения» [3, с. 14].

При этом вопрос об оценке качества обучения с использованием ДОТ остается самым сложным и субъективным, поскольку ни один из существующих нормативных документов не содержит требуемых методик оценки и вследствие этого качество определяется каждым вузом ФК самостоятельно.

Цель исследования. Выявить показатели качества ДО и разработать методику оценки качества обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура с использованием ДОТ.

Материалы и методы исследования. Сотрудниками лаборатории информатизации непрерывного педагогического образования Российской академии образования в 2010 году были предложены следующие параметры и соответствующие им критерии оценки качества ДО: состояние информационной образовательной среды, состояние учебно-методических материалов, уровень подготовки субъектов образовательного процесса, используемые методы обучения и педагогические технологии, способы осуществления контроля за ходом учебного процесса и управление им, средства и механизмы для поддержки субъектов образовательного процесса и информационной образовательной среды (рис. 1) [4].

В работах отечественных ученых предлагается оценивать качество обучения с использованием ДОТ через результативность и эффективность разработанных электронных учебных материалов (В.С. Киреев, 2011; М.А. Буралова, Н.Ч. Гусейнова, 2012; А.И. Гусева, 2013; Л.В. Караулова, 2017, и др.).

Результативность характеризуется достижением ожидаемого состояния объекта. В нашем случае объектом является не только студент, изучавший дисциплину дистанционно, но и сами электронные учебные материалы. Эффективность характеризуется связью между достигнутым результатом и ресурсными затратами. Поэтому для оценки эффективности обучения с использованием ДОТ необходимо не только оценить полученные результаты, но и сопоставить их с затратами.

Ученые Московского национального университета (А.И. Гусева, Е.Б. Весна и др.), много лет занимающиеся вопросами, связанными с различными аспектами оценки результативности и эффективности дистанционных образовательных программ, разработали соответствующую методику на основе иерархии укрупненных групп показателей (рис. 2) [5].

Рис. 1. Параметры оценки качества ДО

Рис. 2. Методика оценки сетевых образовательных программ  по укрупненным группам показателей

Ученые Ивановского государственного университета Г.М. Киселёв и А.А. Червова в своих работах обосновывают оценку качества информационных образовательных ресурсов как систему трех компонентов-направлений, которые взаимодействуют внутри системы и по которым организовывается комплексная экспертиза. К таким компонентам специалисты относят технико-технологическую, психолого-педагогическую и дизайн-эргономическую экспертизы, осуществляемые следующими группами специалистов: преподаватели-предметники, методисты, психологи, разработчики, дизайнеры и учащиеся [6].

Таким образом, ученые предлагают различные модели, схемы, критерии и методики, которые опираются на нормативные документы и законы и поэтому в основных, стержневых аспектах сходятся. Однако оценке качества обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры педагогическим сообществом уделено недостаточно внимания.

Необходимость внедрения ДОТ в спортивные вузы обусловлена спецификой обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура: студенты, испытывая дефицит времени из-за частых отъездов на соревнования и учебно-тренировочные сборы, пропускают занятия или выбирают индивидуальную форму обучения [2, 7].

Говоря об оценке качества обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры, на наш взгляд, стоит остановиться на двух заслуживающих внимания аспектах. Первый – это качество учебных материалов дистанционных курсов, второй – это интегральная оценка качества обучения бакалавров с использованием ДОТ в вузе в целом.

Учебные материалы являются важнейшим компонентом, определяющим эффективность обучения с использованием ДОТ, и составной частью электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКД). Под ЭУМКД мы понимаем совокупность деятельностных элементов и ресурсов, необходимых для изучения конкретной учебной дисциплины. ЭУМКД является объединением всех необходимых учебно-методических материалов посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг (организационные, теоретические, методические, практические, экспериментальные, консультационные и др.), которые необходимы и достаточны для изучения конкретной учебной дисциплины [8]. В качестве примера на рисунке 3 представлена структура ЭУМКД «Спортивная метрология».

Для оценки качества учебных материалов дистанционных курсов сотрудники лаборатории информатизации непрерывного педагогического образования Российской академии образования используют 3 группы критериев.

1. Технологические (комплексное использование информационных технологий и программных средств, соответствие уровню развития информационных технологий, открытость (возможность дополнения и обновления), доступность для использования; соответствие международным стандартам, ориентированным на технологии дистанционного обучения, в частности стандарту SCORM).

2. Общепедагогические и дидактические (учет психологических и дидактических требований к учебным материалам, соответствие возрасту и возможностям обучающегося, учет опыта обучения с использованием дистанционных технологий, разные способы представления информации).

3. Методические (учет специфики предметной области, ориентация на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в предметной области) [3].

Рис. 3. Структура ЭУМКД «Спортивная метрология»

Многие эксперты при оценке учебных материалов предлагают опираться на эргономические принципы: удобство восприятия и понимания (ясность, четкость, лаконичность, последовательность, устранение перегрузки), удобство изучения (структурирование информации, понятная навигация, возможность возврата к важным точкам), привлекательность и т.п. (рис. 4) [9].

Таким образом, оценивание качества обучения через качество электронных учебных материалов сводится к экспертизе учебно-методического комплекса по различным критериям и группам, в которой принимают участие эксперты предметной области, технические специалисты, психологи и педагоги.

Результаты исследования. Для оценки качества обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры сотрудниками кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий в рамках научно-исследовательской работы была разработана соответствующая методика [3]. Научной группой были выделены четыре параметра оценки качества обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры (технический, эргономический, методический и результативный) и критерии их проверки (рис. 5).

Рис. 4. Принципы построения и оценки учебных материалов согласно ГОСТ Р ИСО 9241

Рис. 5. Параметры оценки качества обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры

Техническую сторону дистанционного курса и его элементов оценивают IT-специалисты по следующим критериям: доступность, интерактивность и открытость.

Методическую составляющую учебных материалов дистанционного курса оценивают специалисты предметной области, а также педагоги и психологи на основе следующих критериев:

– соответствие требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура;

– учет предметной области физической культуры и спорта;

– наличие контрольных диагностических материалов;

– структурирование учебной информации и разные способы представления материала;

– логика изложения учебного материала.

Эргономику материалов дистанционного курса (привлекательность, удобство навигации, удобство восприятия) оценивают студенты, изучившие данный курс.

Результативный критерий не подвергается экспертной оценке, показывает уровень усвоения учебной дисциплины студентами по результатам итоговой аттестации.

На основе выявленных параметров сотрудники службы качества образовательной деятельности вузов физической культуры реализуют оценку качества обучения с использованием ДОТ в 3 этапа.

1-й этап. Формирование трех экспертных групп для оценки учебных материалов дистанционного курса.

2-й этап. Разработка анкет оценки дистанционного курса экспертами на основе выделенных критериев технического, эргономического и методического параметров.

3-й этап. Определение среднего показателя эффективности освоения учебной дисциплины студентами.

Выводы. Проведенный в соответствии с предлагаемой методикой анализ качества учебных материалов дистанционных курсов позволит оценить в целом обучение с использованием ДОТ в вузах физической культуры.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная сотрудниками кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры», подтверждает эффективность разработанной методики оценки качества обучения с использованием ДОТ.

Учет выделенных параметров и критериев оценки качества обучения с использованием ДОТ будет способствовать повышению качества подготовки бакалавров по направлению 49.03.01 Физическая культура в условиях электронной информационно-образовательной среды спортивного вуза.


Библиографическая ссылка

Хованская Т.В., Илясова А.Ю., Стеценко Н.В., Сандирова М.Н. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28095 (дата обращения: 21.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252