Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ C ГЕРОИЧЕСКИМ ПРОШЛЫМ РОССИЙСКОГО НАРОДА

Костенко И.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
В настоящее время воспитание патриотизма у дошкольников в современной системе образования является одной из приоритетных задач. В представленной статье рассматриваются возможности и особенности осуществления патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе информации о героическом прошлом российского народа. В рамках исследования был проведен анализ особенностей применения исторического материала по этой тематике в процессе патриотического воспитания дошкольников. Показано, что изучение героического прошлого российского народа в рамках патриотического воспитания является необходимым компонентом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, так как исторический материал такого типа является наиболее близким и понятным для детей этого возраста, которым сравнительно сложно осознавать такие многофакторные концепты, как «Родина» или «любовь к Родине». Кроме того, показана возможность использования исторического материала о героическом прошлом российского народа в рамках обеспечения преемственности патриотического воспитания, поскольку в дальнейшем дошкольники будут изучать данный материал уже в ходе школьного обучения на уроках истории. Также показана актуальность проблемы организации патриотического воспитания в дошкольном возрасте как в контексте необходимости формирования гражданской идентичности и уважения к своей и чужим культурам, так и в рамках необходимости выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
патриотическое воспитание
гражданская идентичность
федеральные государственные образовательные стандарты (фгос)
исторические примеры
методы патриотического воспитания
1. Беглова С.В., Бачурина С.О., Власова Е.А. Быть патриотом и гражданином своей страны // Народное образование. 2012. № 9. С.70–74.
2. Богуславский М.В. С чего начинается Родина // Народное образование. 2012. № 9. С.45-57.
3. Ясева Н.Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3 (6). С. 346–348.
4. Костенко И.В. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на примере исторических личностей // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27729 (дата обращения: 20.09.2018).
5. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / АПН СССР, Научно-исслед. ин-т дошк. воспитания. М.: Педагогика, 1988. 103 с.
6. Артемихина Е.А., Федотова Н.Е. Программа внеурочной деятельности «Окно в историю» // Методист. 2013. №5. С.55-59.
7. Канащенкова В.В. Художественное мышление и условия его развития в старшем дошкольном возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2 (5). С. 104-107.

Патриотическое воспитание является частью общегражданского воспитания, которое опирается на общечеловеческие ценности в рамках воспитания культуры личности. В первую очередь это такие ценности, как жизнь, права и свободы личности, духовно-нравственное воспитание. Патриотическое воспитание направлено на воспитание граждан – патриотов России, которые могут активно действовать в условиях гражданского общества, уважают права и свободы личности, стремятся развивать свою Родину в рамках будущей профессиональной деятельности. Важным фактором в этом процессе является воспитание у детей устойчивых норм патриотического поведения, в частности национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к своему и другим народам, традициям и культуре [1].

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) сегодня также указывают на необходимость формирования патриотизма, гражданской идентичности, гордости за свою Родину и иных важных качеств гражданина России.

Цель исследования: оценка воспитательного потенциала информации о героическом прошлом российского народа в процессе осуществления патриотического воспитания дошкольников.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели достаточно важным является анализ литературных и исторических источников. На данный момент в кандидатских и докторских диссертациях по проблемам патриотического воспитания подрастающего поколения в целом и дошкольников в частности таких авторов, как С.Т. Алиева, С.А. Алиева, А.Н. Вырщиков, М.Ч. Алирзаев, Т.М. Шашло, Р.К. Гусейнов, А.Ю. Рустамова, отмечается недостаточная разработка существующих средств, форм и методов патриотического воспитания. При этом данная проблема особенно значима для дошкольников в силу специфики их возрастных особенностей и трудности понимания таких сложных концептов, как «Родина», «любовь к Родине» и т.д. [2].

Это обусловливает актуальность исследования разнообразных форм, средств и методов патриотического воспитания дошкольников, в том числе и использования методов, подразумевающих ознакомление дошкольников с героическим прошлым российского народа, подвигами, мужественными поступками, продиктованными любовью к родине.

Исторический материал о героическом прошлом российского народа может рассматриваться как эффективное средство патриотического воспитания дошкольников в связи с тем, что ему свойственна преемственность, поскольку дошкольники будут продолжать изучение данного материала в рамках предмета «История» в школе.

Результаты исследования и их обсуждение

Воспитание патриотизма у дошкольников в современной системе образования является одной из приоритетных задач, однако представление в педагогическом сообществе и в системе управления образованием о патриотическом воспитании в целом и на дошкольной ступени обучения в частности, методах его реализации, основных подходах и особенностях в настоящее время не имеет единого, общепризнанного подхода. В то же время сегодня выделены некоторые моменты, на которые могут ориентироваться педагог или педагогический коллектив в процессе организации патриотического воспитания: это в первую очередь целостность процесса патриотического воспитания, систематичность, последовательность и преемственность (в том числе и по ступеням образования – от дошкольного к школьному), учет возрастных и личностных особенностей [3].

При организации процесса и подборе методов и средств патриотического воспитания дошкольников можно выделить несколько достаточно значимых практических проблем. Во-первых, возрастные особенности дошкольников не позволяют педагогу при осуществлении патриотического воспитания донести до воспитанников многие ключевые понятия (для дошкольников в силу возраста характерна неосознаваемость ряда таких понятий, как «родина», «государство» и т.д.). Во-вторых, в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования достаточно сложно создать условия для систематичности и преемственности в процессе патриотического воспитания в силу наличия нескольких образовательных областей, которые согласно требованиям ФГОС ДО являются более приоритетными в системе дошкольного образования (речевое развитие, художественно-эстетическое и т.д.). Некоторую проблему составляют и недостаточная методологическая база для осуществления патриотического воспитания дошкольников, недостаточная профессиональная подготовка педагогов в области осуществления патриотического воспитания, неполнота его методов, форм и средств.

Также необходимо учитывать ряд психологических особенностей детей дошкольного возраста при организации процесса патриотического воспитания, в первую очередь это недостаточно сформированное у дошкольников волевое усилие, быстрое «переключение» детей в таком возрасте с одной деятельности на другую, превалирование непроизвольного внимания над произвольным, эмоциональность, завершение процесса формирования сенситивной сферы.

С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста процесс организации и осуществления патриотического воспитания должен исключить долженствование и навязываемость и напротив, включать игровую составляющую, ряд средств мотивации, которые будут ориентированы именно на дошкольный возраст. При организации занятий патриотического воспитания или иных форм работы (например, экскурсий к местам боевой славы) следует отдавать предпочтение красочным типам представления материала с целью воздействия на непроизвольное внимание [4].

Исследования таких авторов, как М.И. Богомолова, Л.К. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Н.В. Мельникова, продемонстрировали, что начинать формирование патриотизма и представлений о Родине у дошкольников нужно с материала, знакомого детям, с того, что их непосредственно окружает. И лишь в дальнейшем, применяя метод сопоставления, следует формировать представления о том, что далеко от их понимания. В этой связи исторические примеры героизма русских людей, информация о них (например, в рамках празднования Дня Победы) являются достаточно доступными для понимания дошкольникам и близкими им.

Так, например, образ народа – Победителя в Великой Отечественной войне обладает на современном этапе огромным воспитательным потенциалом для российских граждан. Под воспитательным потенциалом данного образа понимают его духовно-нравственный смысл и общее социокультурное значение защиты Отечества для отдельно взятой личности, государства, общества, мира в целом, а также степень возможности для приложения опыта воспитательной деятельности в целях воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

Образ победителей и героев Великой Отечественной войны является одним из примеров исторического материала для осуществления патриотического воспитания. Этот факт доказывают результаты проведенного социологического опроса, в рамках которого на вопрос «Образ победителя в Великой Отечественной войне для меня – это …» большая часть респондентов (81%) ответили, что «это мой родной человек (дед, бабушка, иные родственники), из рассказов которых я узнал о войне». В этой связи использование исторического материала о героизме советского народа в ходе Великой Отечественной войны апеллирует в первую очередь к образу семьи дошкольников как наиболее понятному и близкому для детей такого возраста. Немаловажным в данном образе является и то, что бои во время Великой Отечественной войны проходили также в местах, близких и понятных дошкольникам: в Подмосковье, под Ленинградом, в большинстве городов и населенных пунктов, где сегодня установлены памятники героям Великой Отечественной войны.

Достаточно существенным воспитательным потенциалом в рамках воспитания патриотизма у дошкольников обладают и иные примеры героизма российского народа. В частности, важными фактами в данном контексте являются примеры героизма российского народа в Первой мировой войне, а также, к примеру, в Отечественной войне 1812 года и более ранних исторических моментах.

В качестве яркого примера можно привести Бородинскую битву, которая будет изучаться дошкольниками в дальнейшем не только на уроках истории в школе, но и в рамках изучения литературного наследия М.Ю. Лермонтова. Война 1812 года – одна из крупнейших войн своего времени, и она называется Отечественной по той причине, что в ней участвовала не только царская армия, но и весь народ, вставший на защиту своего Отечества. Наиболее ярко народный характер Отечественной войны 1812 года проявился в случаях героизма в партизанских движениях. Следует отметить, что эти случаи вполне доступны для понимания дошкольниками.

Например, это подвиги партизанских отрядов Д.В. Давыдова, генерал-лейтенанта И.С. Дорохова, генерал-лейтенанта А.Н. Сеславина, подполковника А.С. Фигнера. Смысл данных историй также вполне понятен детям дошкольного возраста. Кроме того, задача воспитателя в данном случае облегчена тем, что по мотивам событий Отечественной войны 1812 года снято множество художественных фильмов, которые дошкольники могут смотреть вместе с родителями (например, «Гусарская баллада» и т.д.).

Достаточно интересным и понятным для дошкольников примером героизма русского народа является то, что в войне 1812 года на борьбу с врагом поднялись и русские крестьяне, не имеющие опыта военной деятельности, но обладающие хитростью, и часто ценой собственной жизни они боролись с нашествием Наполеона. Организаторами крестьянских отрядов партизан часто становились отслужившие срок солдаты, обучавшие односельчан военному делу.

Также многие дошкольники слышали о подвиге Ивана Сусанина – русского национального героя, простого крестьянина, который прославился во время русско-польской войны тем, что спас царя Михаила Романова в 1613 году. В 1812 году было зафиксировано множество подвигов, сходных по своему значению и героизму с подвигом Ивана Сусанина, однако материал о них чаще всего не используется, причем не только в патриотическом воспитании дошкольников, но и при преподавании истории в школе. Это представляется значительным упущением.

Дошкольникам вполне доступно для понимания то, что из героических поступков отдельных людей формируется общая победа всего народа. Например, в период Шенграбенского сражения рота Тимохина, храбро сражавшаяся и не отступившая перед французами, а, напротив, перешедшая в атаку, сумела спасти соседние батальоны и в лучшую сторону для русских войск переломить ход сражений. Достаточно понятный для детей дошкольного возраста пример верности своему Отечеству и воинскому долгу показала и батарея капитана Тушина: это воинское подразделение, по свидетельству современников, «не взята французами только потому, что неприятель не мог предположить дерзости стрельбы ничем не защищенных четырех пушек» [5, c. 55].

При изучении Отечественной войны 1812 года для детей дошкольного возраста можно, к примеру, сделать акцент на том, что чувство патриотизма в тот период охватило не только военных, но и все слои русского общества, в том числе и детей, многие из которых ушли в партизанские отряды наравне со взрослыми, стремясь защитить от неприятеля свою Родину. Это также вполне доступно для понимания детей дошкольного возраста. Опасность, угрожающая Родине в период Отечественной войны, объединила людей из разных сословий и социальных групп. Подвиг народа стал одной из самых ярких и насыщенных событиями и славных страниц в истории России.

Достаточно часто недооценивается и воспитательный потенциал исторических событий и героизма русского народа в ходе Первой мировой войны при реализации патриотического воспитания дошкольников.

Первая мировая война остается недостаточно хорошо изученной не только дошкольниками, но и учениками школ, что также негативно сказывается не только на знании истории родной страны, но и на качестве патриотического воспитания [6, c. 72]. Наибольшим воспитательным потенциалом и более значительной наглядностью, особенно для дошкольников, обладают именно военные исторические события. Целесообразно использование исторического материала о Первой мировой войне в рамках реализации патриотического воспитания. В качестве примера можно привести материал о наступлении войск Юго-Западного фронта русской армии под командованием А.А. Брусилова в 1916 году (так называемый Брусиловский прорыв). Данная операция была осуществлена с 4 июня по 20 сентября 1916 года [7, c. 59] и позволила нанести ряд сокрушительных поражений армиям Германии и Австро-Венгрии. Брусиловский прорыв стал последней военной победой дореволюционной России [7, с. 31]. И интересно, что это единственное сражение Первой мировой войны, в названии которого присутствует имя командующего, что само по себе является достаточно знаковым и понятным, в том числе и для детей дошкольного возраста.

Воспитательное значение материала об операции генерала А.А. Брусилова состоит в том, что сама история ее проведения показывает дошкольникам силу воли русского народа. В ходе операции русские войска, несмотря на то, что были измучены долгими переходами и военными действиями и морально сломлены предыдущим «великим отступлением» 1915 года, когда поражение России казалось неминуемым, в условиях кризиса власти и народных революционных настроений сумели отразить одновременное наступление армий трех империй (Германской, Австро-Венгерской, Османской). Тем самым русские войска показали всему миру не только образец военного искусства и стратегии, но и пример мужества и героизма [1].

Операция генерала А.А. Брусилова как историческое событие показала всему миру (а в настоящее время может продемонстрировать современным дошкольникам), что русский солдат, несмотря ни на какие трудности и препятствия, остается верным своей Родине, мужественным и что роль морального духа в решении исхода любой, даже самой разрушительной войны, велика.

Следует отметить, что важность использования воспитательного потенциала героизма русских солдат, проявленного в Первой мировой войне, состоит также и в том, что в постсоветской историографии Первая мировая война и ее отдельные эпизоды, в том числе и Брусиловский прорыв, рассматриваются как рубеж, обозначивший переход к Новейшей истории, трагическое эпохальное событие, изменившее мир. Кроме того, в ряде трудов остается советская трактовка отдельных событий – война считается захватнической, империалистической, несправедливой. Рассматривается точка зрения, согласно которой этой войны возможно было избежать. В связи с этим особенно актуальной является демонстрация подвига русских солдат на фоне «навязанности» России Первой мировой войны.

В рамках осуществления патриотического воспитания дошкольников на материале о Брусиловском прорыве можно провести экскурсии к историческим памятникам, в частности:

  • в Санкт-Петербурге на углу улиц Шпалерной и Таврической находится памятник генералу А.А. Брусилову (открыт в 2007 г.);
  • в Москве (у здания Министерства обороны) состоялось открытие композиции скульптур, посвященной Первой мировой войне. Композиция изображает основные операции русской армии, в том числе Брусиловский прорыв, осаду Перемышля, штурм крепости Эрзурум (открыт в 2014 г.);
  • в ряде российских городов (Москве, Воронеже, Челябинске и др.) есть улицы, названные в честь А.А. Брусилова.

Заключение

В заключение следует отметить, что использование примеров героизма из истории российского народа при патриотическом воспитании детей дошкольного возраста формирует понимание взаимосвязи прошлого и будущего, знакомит с историческими событиями, развивает гражданские ценности, вырабатывает чувство гордости за страну и понимание ее места в мире на разных этапах исторического развития, что является эффективной подготовкой к обучению в школе.

Указанные задачи перед педагогом ставит и ФГОС ДО в части необходимости формирования познавательного интереса, эрудиции, стремления к познанию. Подобный комплексный подход к развитию указанных качеств личности при патриотическом воспитании предполагает применение прогрессивных (в первую очередь метакогнитивных) педагогических технологий, осуществление постоянного мониторинга их применения, оценки и при необходимости – коррекции.

В этой связи в деятельности любого педагога представляется актуальным в первую очередь анализ перспективных технологий на предмет возможности их использования в патриотическом воспитании дошкольников и по мере возможности изменение их под собственный опыт либо создание новых.

Главная задача применения современных педагогических технологий состоит в том, чтобы мотивировать дошкольников на изучение истории своей Родины, ее культуры, национальных традиций и ценностей, генерировать основы для осуществления ими самостоятельной познавательной деятельности, что согласуется с требованием ФГОС ДО.


Библиографическая ссылка

Костенко И.В. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ C ГЕРОИЧЕСКИМ ПРОШЛЫМ РОССИЙСКОГО НАРОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28057 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674