Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАЗНООБРАЗНЫМ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ, ТЕХНОЛОГИЯМ, МЕТОДИКАМ

Фирсин С.А. 1 Липский Е.В. 2
1 ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ)
2 Российский университет транспорта (МИИТ)
Исследование посвящено использованию преподавателями на занятиях физической культурой и спортом новых современных методов физического воспитания. В статье приводятся многочисленные авторские исследования по изучению отношения преподавателей физической культуры к разнообразным инновационным программам, технологиям, методикам. Результаты исследования позволили сформировать у преподавателей Российского университета транспорта (МИИТ) особую точку зрения к инновационной деятельности преподавателей физической культуры. Исследователями для организации мониторинга за состоянием здоровья студентов в течение всего периода занятий физической культурой был внедрен метод «Медискрин». Разработанные и внедренные в практику Российского университета транспорта (МИИТ) авторами статьи проекты гуманистических программ оздоровления, воспитания, целостного развития личности, организации досуга студентов под названием «Спартианские игры», «Мультикреативные игры», позволили разработать проект «Игровая рационализация комплекса ГТО в физическом воспитании и социализации школьников», который стал в 2016 году лауреатом интернет-голосования по направлению «Программы, проекты и мероприятия в области популяризации и развития массового спорта, физической культуры, оздоровительного досуга и активного отдыха для детей». После апробации гуманистической программы авторами статьи был разработан новый проект «ГТО-НИКА», в основу которого вошли передовые разработки отечественных и зарубежных научных школ по игровым технологиям.
инновационные формы
гуманистическое воспитание
физическая культура и спорт.
1. Коростёлева Е.Н. Проект «ГТО-НИКА» в физическом воспитании студентов // Научный альманах. 2016. № 2-2 (16). С. 145-147.
2. Немцова Е.В. Спортивный фестиваль «ГТО-НИКА» для дошкольников // Инновации и традиции в современном образовании: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 25 марта 2016 г.). Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 95-99.
3. Столяров В.И. Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов досуга детей и молодежи. М., 2008. 231 с.
4. Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Спартианская педагогическая технология интегративного подхода к организации физкультурно–спортивной работы в школе // Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Научно–издательский центр «Теория и практика физической культуры», 2009. С. 126–183.
5. Столяров В.И. Теория и методология современного физического воспитания: состояние разработки и авторская концепция: монография. Киев: НУФВСУ изд-во «Олимпийская литература», 2015. 704 с.
6. Столяров В.И., Фирсин С.А. Методы личностно ориентированного комплексного физического воспитания школьников: монография. Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2017. 272 с.
7. Фирсин С.А. Инновационные формы организации физического воспитания в вузе / С.А. Фирсин, И.А. Дорофеева // Научный журнал Евразийский Союз Ученых Материалы V Международной научно–практической конференции (г. Москва, 29–30 августа г.). 2014. № 5. С. 34–35.
8. Фирсин С.А. Применение инновационных технологий на уроках физической культуры // Академический вестник. 2015. № 2 (16). С. 112–116.
9. Фомина А.В., Минаева Г.А., Лопатов В.А. Программа спортивного фестиваля «ГТО-НИКА», как гармоничное развитие физических, психических и духовных качеств школьников // Научный альманах. 2016. № 2-2 (16). С. 270- 275.
10. Щетинина С.Ю. Гуманитарные технологии организации урочных и внеурочных форм занятий в условиях интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды // Теория и практика физической культуры. 2012. № 3. С. 102–106.

В современном мире в области физического воспитания и спорта за последний период произошли значительные перемены, которые способствовали пересмотру отечественной теории и методики физического воспитания.

Придуманный и организованный допинговый политизированный скандал, повлекший к многочисленным отстранениям российских спортсменов от соревновательной деятельности, способствовал переоценке современных методов подготовки спортсменов. С введением Федерального государственного образовательного стандарта разрабатываются и внедряются в практику инновационные проекты и программы физического воспитания [1].

В современном мире, с учетом политизированного отношения к нашим спортсменам зарубежных партнеров, необходимо пересмотреть формы и методы физического воспитания в России и обратить внимание не только на развитие основных физических качеств и формирование спортивной культуры, но также на развитие гуманистических ценностей с использованием новых форм соревновательной деятельности.

Еще начиная с дошкольного, школьного возраста, необходимо закладывать детям гуманистическое воспитание на занятиях физической культурой и спортом. Научить детей не только правильно выигрывать, но и правильно проигрывать. Ведь любое поражение, если правильно проанализировать его результаты, помогает разобрать ключевые моменты поражения, исправить ошибки, сформировать интерес подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Кто должен закладывать эти правильные знания выигрыша и проигрыша? В первую очередь инструктор, учитель, преподаватель физической культуры с помощью различных физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий, в которых игровое соперничество направлено на сотрудничество и имеет гуманистический, культурный потенциал этой деятельности.

Успешность освоения любой специализации напрямую зависит от наличия интереса, который субъект испытывает по отношению к выбранной деятельности. Профессиональный интерес является основополагающим мотивом, стимулирующим индивида к эффективной работе.

О важности, глубине и качестве профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности узнавать одинаково необходимо как преподавателям, которые занимаются профориентационной деятельностью в школах; так и студентам, которые проходят обучение в физкультурных вузах, а также молодым специалистам, так как в первые годы выпускникам высших учебных заведений необходимо найти правильные ориентиры во взаимоотношениях со своей работой.

Отсутствие знаний о таком важном и многоструктурном образовании, как профессиональный интерес, может привести к трудностям в виде неэффективного обучения, смены специализации или ухода с места работы. Возникшие сложности не только наносят урон производству, но и отрицательно сказываются на моральном благополучии человека.

Чтобы разобраться в сложном и специфическом устройстве профессионального интереса и в дальнейшем использовать методы управления его компонентами для достижения результата, необходимо учитывать психические механизмы, лежащие в основе возникновения и формирования у субъекта заинтересованности к спортивно-педагогической деятельности.

Поэтому значительную важность для преподавателей физической культуры имеет отношение их к преподаваемому предмету. В исследовании мы попытались ответить на разнообразные вопросы:

  1. Какие условия создают преподаватели для развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом?
  2. Какие программы, инновационные технологии и методики они используют для освоения предмета?
  3. Как подготовлены преподаватели в области инновационных технологий на занятиях физической культурой?
  4. Какие факторы препятствуют регулярным занятиям физической культурой и спортом?

Основная цель исследования: изучение отношения преподавателей физической культуры к разнообразным инновационным программам, технологиям, методикам.

В исследовании была поставлена основная задача: определить подготовленность преподавателей в области инновационных технологий на занятиях физической культурой и спортом в вузе.

В начале исследований были взяты за основу показатели ранних исследований авторов, в период 2013–2014 гг., которые показали, что более половины преподавателей физической культуры «затруднились» оценить возможность или необходимость использования в своей работе инновационных программ, технологий, методик.

Изучение степени знакомства с новинками в области физического воспитания показывает, что многие инновационные проекты не доходят до практиков [2-4].

Исследование проходило в период с сентября 2017 по июнь 2018 года. За основу исследования были взяты используемые ранее исследования автора в период с 2013 по 2016 год, которые показали изменения отношений преподавателей к инновационным программам, технологиям и методикам.

Многие инновационные проекты не доходят до практиков, так как для внедрения инновационных программ преподаватели должны пройти специальный курс обучения, а преподаваемые на базе университета курсы повышения квалификации не содержат таких программ [2-4].

С 2013 г. кафедра «Физическая культура» Института экономики и финансов Московского государственного университета путей сообщения реализует инновационные проекты под названием «Спартианские игры», «Мультикреативные игры», «ГТО-НИКА». Преподавателями на занятиях физической культурой для подготовки и сдачи нормативов Всероссийского спортивного комплекса ГТО используются разнообразные игры, которые в игровой форме способствуют развитию основных физических качеств.

Социологический опрос, проведенный среди студентов, а также преподавателей физической культуры Российского университета транспорта (МИИТ) в период с сентября 2017 по май 2018 г., выявил следующие результаты по инновационным формам и методам современного физического воспитания на занятиях в вузе.

В практику физического воспитания и спорта студентов в Институте экономики и финансов РУТ (МИИТ) был внедрен метод «Медискрин», который показал, что он одинаково успешно работает как при обследовании студентов, занимающихся массовой физической культурой, так и спортсменов-разрядников. В основе метода лежит цифровая модель состояния здоровья человека, которая может послужить основой для организации мониторинга за состоянием его здоровья в течение всего периода занятий физической культурой.

На вопрос о формах и методах физического воспитания, используемых на занятиях физической культурой, более 88% преподавателей вуза предпочитают в своей деятельности использовать разнообразные игры.

Изучение уровня осведомлённости об инновационных средствах телесного воспитания, известных студентам, показало, что среди мужчин 74% знакомы с шейпингом, 73% - степ-аэробикой, 68% - калланетикой, 67% - пилатесом, 38% - аквааэробикой, 27% - методикой игровой, телесной и танцевальной терапии, 12% - артпедагогическими средствами.

В процессе исследования выяснено, что у женщин 94% знакомы с шейпингом, 89% - пилатесом, 87% - степ-аэробикой, 78% - калланетикой, 53% - аквааэробикой, 37% - методикой игровой, телесной и танцевальной терапии, 23% - артпедагогическими средствами, 4% - релаксационным тренингом, дыхательными упражнения(ми) по системам А.Н. Стрельниковой, Г. Чайлдерс, П.С. Брегга и т.п. [5; 6].

Так, способность видеть и понимать красоту (эстетические способности) очень важной считают 2% мужчины и 24% женщин, важной - 12% мужчин и 56% женщин, второстепенной - 77% мужчин и 17% женщин, не имеет значения для 9% мужчин и 3% женщин. Умение разбираться в технике как очень важное качество считают 28% мужчин и 2% женщин, важное - 41% мужчин и 11% женщин, второстепенное - 27% мужчин и 78% женщин, не имеет значения для 4% мужчин и 9% женщин. Общественную активность как очень важное качество отметили только 4% женщин, важное - 5% мужчин и 8% женщин, второстепенное - 67% мужчин и 64% женщин, не имеет значения для 28% мужчин и 24% женщины. Хорошее телосложение (фигура, осанка) как очень важное отметили 17% мужчин и 11% женщин, важное - 33% мужчин и 38% женщин, второстепенное - 28% мужчин и 26% женщин, не имеет значения для 22% мужчин и 25% женщин.

Здоровье считают как очень важное 58% мужчин и 62% женщин, важное 39% мужчин и 37% женщин, второстепенное 3% мужчин и 1% женщин, не имеет значения - никто не отметил. Интеллект (творческие способности): очень важное 38% мужчин и 27% женщин, важное 45% мужчин и 58% женщин, второстепенное 10% мужчин и 8% женщин, не имеет значения 7% мужчин и женщин. Хорошее физическое развитие (сила, ловкость и т.п.): очень важное 45% мужчин и 12% женщин, важное 41% мужчин и 49% женщин, второстепенное 12% мужчин и 38% женщин, не имеет значения 2% мужчин и 1% женщин. Общительность, коммуникабельность как очень важное для преподавателей качество отметили 12% мужчин и 16% женщин, важное 32% мужчин и 58% женщин, второстепенное 47% мужчин и 22% женщин, не имеет значения 9% мужчин и 4% женщин. Красота и выразительность движений: очень важное 17% мужчин и 63% женщин, важное 39% мужчин и 26% женщин, второстепенное 29% мужчин и 9% женщин, не имеет значения 25% мужчин и 2% женщин. Честность, благородство, доброта: очень важное 3% мужчин и 8% женщин, важное 29% мужчин и 37% женщин, второстепенное 62% мужчин и 51% женщин, не имеет значения 6% мужчин и 4% женщин. Умение показывать высокие результаты в спорте: очень важное 5% мужчин и 2% женщин, важное 14% мужчин и 6% женщин, второстепенное 69% мужчин и 74% женщин, не имеет значения 12% мужчин и 18% женщин. Всестороннее и гармоничное развитие личности: очень важное 8% мужчин и 6% женщин, важное 27% мужчин и 34% женщин, второстепенное 62% мужчин и 58% женщин [7].

Эксперимент выявил закономерность, что большинство преподавателей имеют хорошее здоровье. По результатам оценивания своего физического потенциала большинство респондентов отметили, что могут заниматься только «щадящими» видами спорта и физической культуры, которые не требуют нагрузки.

В основном преподаватели физической культуры предпочитают заниматься физическими упражнениями на месте основной деятельности. В результате обследования выявилось, что у большинства преподавателей обнаружена заниженная самооценка уровня физической подготовленности.

Вопросы о подготовленности преподавателей в области инновационных технологий в области физического воспитания выявили, что в основном они мало знакомы и не владеют такими технологиями.

Проблема повышения личностного и социального значения спортивного соперничества, методов ее решения – не только наиболее сложная и дискуссионная, но и наименее разработанная проблема спортивного воспитания детей и молодежи.

Ответы, поставленные на вопрос: «Что Вы предпочитаете в жизни?». Полученные результаты показали, что жить в свое удовольствие, делать то, что хочется в данный момент, хотят 67% респондентов, из них 71% мужчин и 63% женщин. 32% направляют все свои усилия на реализацию цели, которую они поставили перед собой, и в связи с этим отказывают себе во многом (28% мужчин и 36% женщин). Затруднились с ответом только 1% мужчин и женщин.

На вопрос о значении размера и массы тела, которые в физическом воспитании являются элементами структуры телесной культуры, «совсем нет» - ответили 95% мужчин и 96% женщин.

На вопрос о значении результатов деятельности по поддержанию в норме и совершенствованию физического состояния ответили «в полной мере» 27% мужчин и 33% женщин.

На вопрос о наличии соответствующих знаний, умений, ценностных ориентаций у преподавателей и т.д. ответили «в полной мере» 38% мужчин и 45% женщин.

На вопрос о значении современных средств телесного воспитания студенты отметили физические упражнения 62,5% (58% мужчин и 67% женщин), 14,5% выбрали спортивную деятельность, 9,5% - естественные силы природы. Туризм выбрали 7,5% респондентов, 2,5% выбрали подвижные игры и 2% - отдых, питание. Рациональный режим труда - 1,5% респондентов.

Больше половины опрошенных специалистов 41% - считают, что основной фактор, препятствующий регулярным занятиям физической культурой и спортом у детей и молодежи, – нехватка денежных средств и материально-технического обеспечения для полноценных занятий (43% мужчин и 39% женщин). У 38% респондентов – нехватка времени (34% мужчин и 42% женщины). 16% считают, что это усталость, лень, нежелание заниматься. У 4% опрошенных - отсутствие навыков и привычки к занятиям. 2% мужчин считают, что другое – плохая информационная пропаганда о занятиях физической культурой и спортом.

Большинство специалистов в области физического воспитания (79%) считают, что улучшение материального положения влияет на занятия физической культурой в системе досуга детей и молодежи (77% мужчин и 81% женщин). 14,5% специалистов считают, что это улучшение жилищных условий (14% мужчин и 15% женщин). 6% ответили, что это смена социального окружения (8% мужчин и 3% женщин). 1% мужчин и женщин считают, что объективным фактором, влияющим на занятия физической культурой в системе досуга детей и молодежи, является хорошая информационная пропаганда физического воспитания.

Выводы

  1. Использование на занятиях физической культуры и спорта разнообразных инновационных форм и методов значительно повышает уровень мотивации к занятиям физкультурой и спортом у студентов.
  2. Применение разнообразных форм и методов современного гуманистического воспитания в вузе таких проектов, как «Спартианские игры», «Мультикреативные игры», «ГТО-НИКА», позволит принять участие в этих увлекательных мероприятиях студентам, отнесенным к различным медицинским группам (основной, подготовительной, специальной). Проекты способствуют формированию интереса студентов к занятиям физической культурой, искусством, увеличению духовно-нравственной ориентации [8-10].
  3. Использование на занятиях тренажёра Агашина способствует приросту основных физических качеств, соответствующих среднему и высокому уровню их развития.
  4. При помощи метода «Медискрин» организация управления процессом физического воспитания на базе информации, связанной с комплексом изучаемых психофизиологических состояний организма студентов, позволила осуществить неинвазивный скрининг состояния основных органов и систем организма человека.

Исследование еще раз подтвердило, что на современном этапе профессиональный рост преподавателя физической культуры невозможен без потребности в самообразовании. Для современного преподавателя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, обязательно идти вперёд. Использование на занятиях физической культуры инновационных программ, технологий, методик с гуманистической направленностью поможет сформировать устойчивый интерес студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

 


Библиографическая ссылка

Фирсин С.А., Липский Е.В. ОТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАЗНООБРАЗНЫМ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ, ТЕХНОЛОГИЯМ, МЕТОДИКАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28012 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674