Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Багачук А.В. 1 Пономарева Т.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
2 МАОУ «Лицей №6«Перспектива» г.Красноярска
В статье рассмотрены дидактические возможности проектирования и реализации организационно-методического обеспечения исследовательской деятельности обучающихся начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также опыта работы авторов в указанном направлении дается характеристика понятия «исследовательская деятельность младшего школьника», установлены особенности содержания и реализации данного вида учебно-познавательной деятельности младших школьников в формате основных требований к образовательным результатам ФГОС НОО. Предложен авторский вариант структурной модели исследовательской деятельности младших школьников, описаны ее компоненты и их особенности. Установлено соответствие между структурой и содержанием исследовательской деятельности обучающихся начальных классов и требованиями ФГОС НОО. На основе анализа психолого-педагогической литературы и мониторинговых исследований, проведенных авторами, выявлены и охарактеризованы принципы организации исследовательской деятельности обучающихся начиная уже с начальных классов с учетом их возрастных индивидуальных и психологических особенностей. Приведены некоторые рекомендации к проектированию и реализации организационно-методического обеспечения рассматриваемого вида учебно-познавательной деятельности младших школьников в процессе их предметной подготовки, предназначенные для использования в образовательной практике.
исследовательская деятельность
ФГОС
универсальные учебные действия
1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009 (дата обращения: 16.08.2018).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/1450 (дата обращения: 16.08.2018).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/ https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 16.08.2018).
4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2003. 204 с.
5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. 256 с.
6. Обухов А.С. Исследовательская позиция личности // Школьные технологии. 2007. №5. С. 21–24.
7. Гафурова Н.В., Феськова Е.В. Интеллектуально-личностное развитие учащихся в исследовательской деятельности. М.: МАКС Пресс, 2004. 115 с.
8. Багачук А.В. Проектирование исследовательской деятельности будущих учителей математики в условиях реализации компетентностного подхода // Фундаментальные исследования. 2014. №6. С 82–86.
9. Багачук А.В., Шашкина М.Б. Основы организации математической исследовательской деятельности учащихся. Красноярск, Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. 210 с.

Изменения, происходящие в современном мире, предъявляют новые, более высокие образовательные требования к человеку. Сегодня оказывается уже недостаточным усвоение возрастающего потока информации и повышение уровня предметной подготовки обучающихся различных ступеней образования. Основная задача современного образования заключается в формировании ценностных ориентаций гуманистической направленности, развитии продуктивного мышления обучающихся и их творческой инициативы. Только при выполнении этих условий человек может быть востребован в современных социокультурных условиях.

Учитывая вышесказанное, в последние годы в дидактике повысился интерес к вопросу разработки организационно-методического обеспечения исследовательской деятельности обучающихся, и это направление является актуальным в педагогической практике. Об этом свидетельствуют документы, принятые в последнее десятилетие и определяющие стратегию развития образования на ближайшие годы [1, 2]. Эта мысль нашла свое отражение в образовательных стандартах последнего поколения [3]. Успешность в реализации школьником различных видов деятельности во многом определяется уровнем сформированности его исследовательских умений. По этой причине создание эффективной системы организации исследовательской деятельности обучающихся весьма востребовано и во многом зависит от принципов, положенных в основу отбора содержания образования и используемых технологий обучения.

Однако, как свидетельствуют мониторинговые исследования, проводимые авторами, и многолетний опыт работы в данном направлении, а также анализ психолого-педагогической литературы, существующий потенциал для организации данного вида деятельности обучающихся в условиях современной школы реализуется не в полной мере. Согласно концепции развития основного среднего образования современный школьник в ходе участия в образовательном процессе должен осваивать способы планирования и реализации различных видов деятельности с целью их самостоятельного применения в жизни. Такая позиция обучающегося вызывает необходимость изменить и позицию учителя, которая не ограничивается только передачей предметного содержания, а значительно расширяется с использованием новых ролей в образовательной практике (тьютор, фасилитатор, консультант и др.). Одним из возможных способов реализации данных идей в образовательной практике, на наш взгляд, является целенаправленное включение в образовательный процесс индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности обучающихся уже с начальной школы. При этом эффективность исследовательской деятельности школьников обусловлена, с одной стороны, ее взаимодействием с учебным процессом, с другой – ее собственной системой организации, которая может опираться на широкое использование различных педагогических технологий.

Цель исследования

В этой связи при изучении обозначенной выше проблемы целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть организационно-методические возможности проектирования и реализации рассматриваемого вида деятельности младших школьников, направленного прежде всего на их вовлечение в освоение исследовательской деятельности с использованием дидактических средств косвенного и перспективного управления со стороны учителя. Это позволит активизировать исследовательскую деятельность школьников при дальнейшем обучении и обеспечить их подготовку к самостоятельной постановке и решению проблем, самообразованию на более старших ступенях образования. Целью настоящей работы является выявление и научное обоснование принципов организации исследовательской деятельности младших школьников.

Материал и методы исследования

Значимость проблемы организации исследовательской деятельности обучающихся различных ступеней образования подчеркивается в трудах Е.Д. Андреева, Н.В. Гафуровой, В.А. Далингер, Т.Е. Климовой, А.В. Леонтович, А.С. Обухова, А.И. Савенкова, А.В. Хуторского, А.В. Ястребова и др. Так, в работах А.И. Савенкова определены и научно обоснованы принципы исследовательского обучения младших школьников, направленного на интеллектуально-творческое развитие личности ребенка. На основе разработанной автором модели обогащения содержания образования применительно к начальной школе даны рекомендации по подготовке будущего учителя начальных классов [4]. По мнению А.В. Леонтовича, необходимым дидактическим условием эффективной организации исследовательской деятельности обучающихся основной школы является создание «многопозиционной образовательной среды» [4, с. 29], ориентированной на формирование и развитие исследовательской позиции личности школьника в процессе его обучения.

Обращаясь к психологической сущности исследовательской деятельности, можно сделать вывод о том, что она базируется на особом отношении к миру, выражающемся в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности [5]. По мнению ряда ученых, успешность реализации данного вида деятельности связана с устойчивостью интегративного качества личности, его исследовательской позиции. Последнее проявляется не только в активном реагировании личности на изменения окружающего мира, но и в постоянной потребности поиска ранее ею неизведанного. Отметим, что такая позиция подразумевает рефлексию по отношению к деятельности, к контексту ее реализации, а также к себе как субъекту деятельности [6].

При анализе структуры и содержания исследовательской деятельности обучающихся большинство авторов (Н.В. Гафурова, И.В. Клещева, С.И. Осипова, Г.Н. Прозументова и др.) подчеркивают, что данный вид деятельности в образовательном процессе представляет собой прежде всего взаимодействие педагога и школьника, целью которого является поиск неизвестного в проблемной ситуации (или ситуации неопределенности). В процессе такого взаимодействия происходит трансляция культурных ценностей [7]. Как отмечают большинство исследователей, в основу такого взаимодействия должны быть положены принципы партнерства и сотрудничества между различными субъектами образовательного процесса, прежде всего между обучающимся и педагогом. При этом в контексте данной работы с учетом особенностей организации образовательного процесса в начальной школе можно утверждать, что педагог выступает и как носитель опыта организации исследовательской деятельности, и как источник знаний. Что особенно важно: и обучающийся, и педагог являются субъектами рассматриваемого вида деятельности. Хотя нельзя не отметить, что роль учителя в организации такого вида познавательной деятельности обучающегося на начальном этапе является доминирующей. Фактически педагог является и проектировщиком, и организатором этой деятельности, постепенно ведя за собой младшего школьника к цели и увеличивая степень его самостоятельности от этапа к этапу реализации учебного исследования.

Подчеркивая учебный характер исследовательской деятельности школьников, Н.Г. Алексеев, В.А. Далингер, А.В. Леонтович, Е.А. Шашенкова и иные выделяют в качестве одного из ее отличительных признаков наличие в структуре данного вида деятельности основных этапов научного исследования. Среди них выделяют выявление и формулировку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Безусловно, что какие-то из этапов на ступени начального образования реализуются самим педагогом или обучающимся с дозированной помощью учителя.

Как было отмечено выше, большинство авторов полагают, что исследовательская деятельность обучающихся является видом их учебно-познавательной деятельности. Тем самым акцентируется то, что обучающиеся в процессе реализации исследовательской деятельности овладевают способами выполнения универсальных учебных действий, носящими метапредметный характер. Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической сущности понятия «исследовательская деятельность школьника» позволяет сделать вывод, что в процессе реализации исследовательской деятельности происходит формирование определенного опыта обучающегося по поиску новых подходов к решению тех или иных личностно-значимых проблем. В процессе планирования и реализации данного вида деятельности обучающийся должен самоопределяться, вынужден проектировать собственную деятельность, продумывать и организовывать условия ее осуществления.

Учитывая вышесказанное, под исследовательской деятельностью младших школьников будем понимать организуемую педагогом личностно-значимую учебно-познавательную деятельность, реализуемую в рамках образовательного процесса в школе в соответствии с логикой научного поиска с использованием доступных возрасту научных методов познания с целью формирования метапредметных качеств личности обучающегося [8]. Продуктом такого рода деятельности являются субъективно новые для ученика знания об исследуемом объекте, однако субъективный характер «открытий» может приобретать определенную объективную значимость и новизну, связанную с новообразованиями в развитии личности самого ребенка.

Анализ работ И.И. Ильясова, П.И. Пидкасистого, Л.М. Фридмана и иных позволил нам выделить четыре взаимосвязанные группы действий, составляющие содержание исследовательской деятельности обучающихся, исходя из общей структуры учебной деятельности [9]:

    • организационные (обеспечивают планирование, контроль и регулирование собственной исследовательской деятельности);
    • информационные (направлены на поиск, переработку и использование информации для решения задач исследовательского характера);
    • логические (обеспечивают логически выстроенную структуру содержания постановки и решения задач);
    • коммуникативные (предполагают организацию сотрудничества и общения в ходе совместной исследовательской деятельности с другими участниками образовательного процесса).

Результаты исследования и их обсуждение

Особую актуальность в условиях реализации ФГОС приобретает организация исследовательской деятельности обучающихся начальных классов в образовательной практике, способствующая прежде всего вовлечению школьников в творческий процесс освоения научных методов познания и их использования для добывания новых знаний. Приведем некоторые принципы организации исследовательской деятельности младших школьников, выявленные авторами в процессе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы.

Принцип соответствия пред­полагает организацию исследова­тельской деятельности обучающихся, учитывающую как определение проблематики исследовательской работы, так и возраст школьника. Если тема исследования оказывается выбранной сообразно возрасту младшего школьника, с учетом его психологических новообразований и является для него привлекательной и личностно-значимой, это повышает познавательную мотивацию ребенка. При этом нежесткое определение темы исследования, сформулированной совместно обучающимся и педагогом, на начальном этапе сразу вовлекает ребенка в творческий процесс по определению дальнейших задач. Это же служит весомым аргументом для поддержания мотивации младшего школьника в процессе всего исследовательского пути, которое обеспечивается с безусловной помощью учителя, направляющего его на всех этапах работы.

Принцип заинтересованности включает в себя учет степени подготовленности каждого субъекта образовательного процесса к ис­следовательской деятельности, их интересы, научные склонности, способности и воз­можности, мотивы. В этом случае изменяется роль учителя – он становится организатором деятельности, модератором, фасилитатором, подчас коллегой школьника по решению поставленной задачи, добыванию необходимой информации из разных источников. Работа над исследованием, таким образом, предполагает участие вместе с детьми в творческой результативной созидательной работе, способствует снятию существующих противоречий между школьником и педагогом, способствует развитию взаимопонимания. Велика роль в этом и родителей школьника, администрации, кафедр школ, всего педагогического коллектива, создающих благоприятные условия для реализации детьми данного вида деятельности и выступающих в роли помощников, а, возможно, и носителей опыта, как это нередко встречается в образовательной практике.

Принцип диалогичности означает, что в основу организации исследовательской деятельности обучающихся положены равноправие различных точек зрения всех субъектов данного вида деятельности и диалог между ними. Этот принцип связан с открытым выражением позиций каждого субъекта, признанием права каждого на собственное мнение и права на его выражение. Предполагается строить отношения участников исследовательской деятельности, в число которых могут входить и родители младшего школьника, на основе доверия, где сомнению подвергаются различные продукты исследования. Такой подход дает возможность рассматривать всех участников исследовательской деятельности вне зависимости от ролей, как участников целеполагания, определения содержания исследовательской деятельности, выявления условий ее реализации, а также рефлексии и корректировки процесса исследования.

Принцип проблемности основан на выявлении и формулировании некоторой задачи проблемного характера, поставленной учителем или возникшей на уроке либо во внеучебной работе. На начальном этапе решения у школьника возникает необходимость в конкретной информации, ранее ему не известной. С помощью учителя, являющегося в этот момент направляющим звеном в поисковой деятельности младшего школьника, осуществляется отбор средств, необходимых для достижения поставленной цели. При этом реализация данного принципа предполагает включение обучающихся в ситуацию неопределенности и выбора с учетом уровня их познава­тельной самостоятельности. Для рассматриваемой категории обучающихся самостоятельное и полное прохождение ими всех этапов исследо­вательского поиска, безусловно, не представляется возможным. Здесь особенно велика роль учителя как наставника и носителя опыта проектирования и реализации данного вида деятельности, который ему необходимо передать ребенку, помочь освоить арсенал исследовательских методов. Реализация принципа проблемности, кроме того, направлена на усиление роли обучающегося в образовательном процессе в целом, на активизацию его познавательной активности на всех этапах обучения, начи­ная с целеполагания и закан­чивая оценкой и корректировкой результатов, с целью увеличения доли самостоятельности в прохождении тех или иных этапов исследовательской деятельности.

Принцип практико-ориентированности предполагает применение основных научных фактов и методов из тех или иных разделов школьного курса в процессе решения практических заданий из повседневной жизни. Тем самым устанавливается связь между различными областями научного знания, доступного младшему школьнику, и происходит осознание такого факта, что те или иные предметные курсы в системе начального образования представляют инструментарий для решения конкретных жизненных ситуаций. При этом решение такого рода задач исследовательского характера по рассматриваемой теме нацелено на использование актуальных вопросов из повседневной жизни, потребностей и запросов общества, представляющих личную значимость для школьника. В результате происходит развитие личности обучающегося, способного решать нестандартные задачи в конкретных ситуациях, имеющих практическую направленность, что особенно важно в современных социокультурных условиях.

Заключение

В заключение отметим, что приведенный и рассмотренный выше список принципов организации исследовательской деятельности младших школьников не претендует на полноту и может быть дополнен в зависимости от особенностей предметного поля, в котором ведется исследование, специфики образовательной организации, на базе которой осуществляется исследовательская деятельность, и т.д. Опытно-экспериментальная работа, осуществляемая нами в естественных условиях образовательного процесса МАОУ «Лицей № 6 “Перспектива”» города Красноярска, реальное взаимодействие учителя и родителей в ходе организации индивидуальной исследовательской деятельности младшего школьника убедили нас в перспективности представленных идей с целью формирования исследовательской деятельности младших школьников. Однако реализация представленных принципов в образовательной практике выявила и ряд трудностей и проблем, с которыми пришлось столкнуться и которые предстоит решать в ближайшем будущем. К ним относятся прежде всего повышенные временные затраты учителей и родителей, резко возросший объем учебной нагрузки обучающихся, собственные профессиональные стереотипы поведения педагогов, особенности современного поколения младших школьников и др. 


Библиографическая ссылка

Багачук А.В., Пономарева Т.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27996 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674