Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Гарданова Ж.Р. 1 Манина В.А. 1 Василевская Е.А. 1 Есаулов В.И. 1 Артюков А.П. 1 Ильгов В.И. 1 Гарданов А.К. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
Статья посвящена анализу исследований отечественных педагогов, направленных на изучение способности к преодолению психологических барьеров учебной деятельности. В статье рассматривается как современное состояние изучения проблемы преодоления психологических барьеров учебной деятельности, так и данная проблема в трудах классиков педагогики. Авторами обосновывается необходимость оказания своевременной поддержки и помощи студентам педагогами и психологами в процессе преодоления психологических барьеров учебной деятельности. Процесс преодоления психологических барьеров учебной деятельности рассматривается как феномен волевой сферы, и аргументируется необходимость формирования способности к их преодолению. В статье приводится авторское определение понятия «психологический барьер учебной деятельности», а также ситуации, специфические для обучающихся в высших учебных заведениях, которые наиболее часто становятся психологическими препятствиями. Делается вывод о том, что готовность студентов к учебной деятельности обеспечивается не только за счет определенных интеллектуальных и личностных качеств, но и за счет способности к преодолению в целом, и преодолению психологических барьеров в частности. Несмотря на то что данная способность является врожденной у каждого человека, в современных условиях существует необходимость в развитии способности к преодолению психологических барьеров у обучающихся в высших учебных заведениях.
преодоление
психологические барьеры
психологические препятствия.
1. Введение в психологию / под ред. Петровского А.В. - М.: Академия, 1996. – 496 с.
2. Ермолаева Е.П. Мультидисциплинарный подход в модели «человек – профессия – общество // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2017. - Т. 2. - № 1. - С. 3-22.
3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. – СПб.: СПбГУП, 2010. - 533 с.
4. Мязина М.Б. Особенности психологического барьера, возникающего в процессе профессиональной подготовки у студентов технического вуза: дис. … канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2003. – 146 с.
5. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М.: Академия, 2010. - 288 с.
6. Золотой фон педагогики: А.С. Макаренко о воспитании. – М.: Школьная Пресса, 2009. – 192 с.
7. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / О.В. Сухомлинская. - М., 2016. - 346 с.
8. Степанова Л.А. С.Т. Шацкий в зеркале духовных исканий XX века // Педагогика. - 2009. - № 1. – С. 96-104.
9. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика, 1989. – 334 с.
10. Василевская Е.А., Манина В.А. Проблема преодоления психологического барьера учебной деятельности в отечественной психологии // Вестник УдГУ. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - № 1. – С. 59-65.
11. Манина В.А. Психолого-педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов // Вестник ОГУ. – 2013. - № 12 (161). - С. 46-52.

Вступление Российской Федерации в Болонскую систему преследует своей целью, прежде всего, вхождение в европейское образовательное пространство. Выстраивание современной системы высшего образования с учетом запросов общества является сложным, трудоемким и энергозатратным процессом. В настоящее время наблюдается противоречие, которое заключается в том, что высшее образование получает все большую личностную и общественную значимость, но при этом бакалавры, магистры и специалисты, получившие диплом о высшем образовании, часто не готовы выполнять свои профессиональные обязанности на необходимом в современных условиях уровне.

Профессиональная несостоятельность выпускника может быть вызвана разными причинами, одной из которых являются неразрешенные психологические барьеры, которые возникают в процессе обучения.

Современному рынку труда необходимы конкурентоспособные специалисты, которые не просто обладают определенным набором профессионально важных компетенций, но и являются развитыми личностями, способными действовать в сложных ситуациях.

В процессе учебной деятельности студент, являясь полноправным субъектом образовательного процесса, постоянно сталкивается с препятствиями, что приводит к психологическому дискомфорту, стрессу, фрустрации, неуспешности в учебной деятельности.

Термин «психологические барьеры» очень обширен, многоаспектен и многоопределяем, как правило, он рассматривается с нескольких позиций. Первая позиция подразумевает под психологическим барьером препятствие в жизни студента; вторая позиция, в свою очередь, предусматривает препятствие развитию и становлению личности студента как профессионала; третья позиция рассматривает барьер как явление, выполняющее развивающие функции. Независимо от того, с какой позиции рассматривается психологический барьер учебной деятельности, чтобы он выполнил свои функции, его необходимо преодолеть.

Целью исследования является анализ проблемы преодоления психологических барьеров в русле педагогической науки.

Методами теоретического исследования проблемы преодоления психологических барьеров в отечественной педагогической науке являлись индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, а также теоретический обзор литературы, посвященной изучаемой проблеме.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из феноменов волевой сферы является процесс сознательного преодоления человеком трудностей на пути осуществления действия. При столкновении с препятствием, возникающим в процессе учебной, общественной, спортивной деятельности, студент либо останавливается и прекращает движение в выбранном направлении, либо интенсифицирует усилия, чтобы пре­одолеть возникший барьер, т.е. осуществляет особое действие, выходящее за границы его изначальных побуждений и целей; это особое дейст­вие заключается в изменении самого побуждения к действию [1].

Для преодоления преград, возникающих в учебном процессе, студенту нужны знания и умения, воля, энергия, изобретательность, способность, характер. Преодоление психологических барьеров учебной деятельности может быть самостоятельным, когда обучающийся, с определенными усилиями, справляется с рассогласованиями, которые возникают между внутренним и внешним мирами. Иногда преодоление психологических барьеров происходит без участия нашего сознания, то есть на бессознательном уровне, в данном случае задействованы механизмы психологической защиты и прошлый опыт. Но в случае невозможности самостоятельного преодоления обучающимся возникших барьеров становится необходимой помощь преподавателей, психологов, близких людей.

У большого количества студентов, которые попадают в трудную ситуацию, возникает адекватная реакция на сложившуюся ситуацию, у них срабатывают мобилизационные механизмы; у тех, кто не может преодолеть барьер, преодолеть сложную ситуацию, срабатывают так называемые механизмы демобилизации, которые обычно приводят к тупиковой ситуации в развитии.

Проблема преодоления психологических барьеров учебной деятельности изучалась как в педагогических, так и в психологических исследованиях. Несмотря на то что понятие «психологический барьер» является психологическим, наличие неразрешенных психологических барьеров оказывает негативное влияние на учебную деятельность студентов. В толковых словарях встречаются следующие определения:

- в словаре В.И. Даля преодоление обозначается следующим образом: «преодолеть – одолеть, осилить, побороть, победить, превозмочь, покорить, низложить и подчинить себе (Преодолевают врага в битве, страсти свои в борьбе с ними, лень свою, отвращение от чего и пр. Преодолев сам себя (самотность свою), преодолеешь первого врага своего)»;

- в словаре С.И. Ожегова: «преодолеть – значит пересилить, справиться с чем-нибудь (Преодолеть препятствие преграду. Преодолеть все трудности)»;

- в словаре Д.Н. Ушакова представлено более развернутое определение: «преодолеть – Одолеть, победить (устар.). Преодолеть врага. В переносном значении – осилить что-нибудь, справиться с чем-нибудь (с каким-нибудь затруднением). (Преодолеть все препятствия. Преодолеть трудности. Пересилить, превозмочь. Преодолеть свою лень. Преодолеть горе. Проблема преодоления различного рода препятствий интересует специалистов разных направлений, в том числе и психологов)».

В рамках изучения преодоления психологических барьеров были получены определенные результаты. В таких областях, как образовательная, профессиональная и социальная, эти результаты показывают, что различия в способах преодоления данных психологических барьеров связаны с некоторыми характеристиками личности: мотивационной и волевой сферой, отношением личности к ситуации, а также со сферой установок [2; 3].

В данном контексте необходимо обозначить процесс сознательного преодоления личностью трудностей на пути осуществления действия. При столкновении с препятствием человек либо останавливается и прекращает движение по заданному вектору, либо активизирует волевые механизмы, осуществляя специальные действия, выходящие за границы его изначальных побуждений и целей. Эти действия указывают на возможные изменения в самопобуждении к действию.

В некоторых исследованиях развивается идея о том, что в процессе профессиональной подготовки студентов возникают «противоречивые тенденции», «кризисы развития» и др.

К таким противоречиям, как правило, относятся противоречия, связанные с периодом адаптации: между новыми условиями и требованиями, закрепившимися в школьной стереотипизации поведения; между стремлением к автономности обучения и устоявшимися технологиями; между возрастающим информационным потоком и недостаточностью временных ресурсов для его осознания [4].

Проблема осмысления возникающих в процессе жизнедеятельности человека различного рода препятствий является объектом зарубежных и отечественных исследований. Данные исследования представляют личность как гармоничную и самостоятельную, способную самореализовываться в конструктивной деятельности.

Изучая проблему преодоления, Н.Г. Осухова рассматривала преодоление в качестве стратегии трансформации затруднительной ситуации с помощью материальных или символических действий (общения, языка) в системе связей с внешним миром. По мнению Н.Г. Осуховой, процесс преодоления происходит за счет деятельности личности, направленной на трансформацию трудности, решение проблемы в процессе практической деятельности или познавательной активности личности. Преодоление требует усилий и затрат энергии, высокого уровня саморегуляции, поисковой активности, интенсивной мыслительной деятельности [5].

О необходимости формирования способности к преодолению психологических барьеров у обучающихся говорят не только современные педагоги и исследователи. В трудах классиков педагогической науки, педагогов-новаторов, мы можем найти отсылки к невозможности развития личности обучающихся без сформированной способности преодолевать трудности, возникающие в процессе учебной деятельности и жизнедеятельности в целом.

В работах А.С. Макаренко, основанных на его педагогическом опыте и теоретическом анализе, доказано, что успешное воспитание личности возможно только в условиях коллектива, постоянно развивающегося, самосовершенствующегося. И базой этих процессов совершенствования и развития, их основой А.С. Макаренко называл не что иное, как самоактивную, социально ценную деятельность коллектива, которая организуется педагогами.

Ряд положений, которые выдвигал А.С. Макаренко в своей теории коллективного воспитания, связаны с проблемой преодоления психологических барьеров учебной деятельности, в частности такие как параллельное воздействие, перспективные линии, дисциплина борьбы и преодоления, самоуправление коллектива, имеют в своей основе понимание роли саморазвития и самосовершенствования как важного фактора [6].

Воспитательная система А.С. Макаренко является не теоретической методикой или труднореализуемой педагогической технологией, а образом жизни обучающихся или воспитуемых. Личностный рост, по мнению автора воспитательной системы, осуществляется не посредством единовременных педагогических воздействий, а в совместном преодолении объективных или субъективных трудностей, в совместной поисковой активности в отношении стратегий преодоления сложнейших ситуаций, в совместной радости преодолений, в сопереживании успехов, словом, в совместном преодолении препятствий на пути воспитуемых. И позиция педагога при этом - не над обучающимся, даже не рядом с обучающимся, а вместе с ним. Таков один из педагогических постулатов методики коллективного воспитания, который показывает, насколько важна психологическая и педагогическая поддержка и помощь в процессе преодоления как психологических барьеров, так и других трудных ситуаций, возникающих в процессе учебной деятельности, которые можно обозначить как педагогические барьеры [6].

Как отмечал В.А. Сухомлинский, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания. В своих работах В.А. Сухомлинский неоднократно утверждал, что обучающимся необходимо постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нужно дать обучающимся чувствовать, что он не менее способен преодолевать трудности, чем другие, поддерживать его. Педагогическая поддержка заключается не только в развитии мотивации к обучению, но и постоянной поддержке обучающихся, возможно, это даже будет выражаться в некоторой безоценочности до того момента, пока он не добьется успеха. Педагогам в рамках оказания поддержки необходимо научиться оценивать не знание, как таковое и не прилежность и старательность, а именно продвижение вперед как результат соединения всех этих положительных качеств в обучающемся. «Учение - труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат - все это надежные источники человеческой радости», - писал Сухомлинский.

Преодоление трудностей делает человека выше. Тот, кто испытывал трудности и кто их преодолел, совсем по-иному - с позиции взрослого человека - воспринимает окружающую действительность и людей. Понимание людей - это особая форма человеческой мудрости, для постижения которой нет необходимости учиться в школе. Данной формой мудрости овладевает лишь человек, жизненная ситуация которого совмещает надо и трудно [7].

В работах педагога-новатора С.Т. Шацкого учебное заведение рассматривается как институт, задачей которого является развитие у обучающихся способности координировать свои усилия для достижения общей цели. В процесс учебной деятельности, как полагал автор, необходимо включить не только формирование навыков постановки цели, но и навыки поиска и планирования средств ее достижения, развития способности к анализу возникших препятствий, которые затормаживают достижение цели, и способности  к преодолению возникающих барьеров в процессе осуществления учебной деятельности. Большую роль в данном процессе, по мнению С.Т. Шацкого, играет поддержка, осуществляемая педагогами, сотрудничество обучающихся и педагогов, их взаимное доверие, открытость сообщества инновациям, критике, росту, совместное преодоление неизбежно возникающих трудностей являются основой благоприятного социально-психологического климата в учебном коллективе и, как следствие, гармоничного развития личности обучающегося [8].

Другой педагог-новатор, В.Ф. Шаталов, предлагал включить в программу педагогической поддержки обучающихся в преодолении возникших трудностей уроки открытых задач. На этих уроках предполагается возможность для каждого обучающегося обращения к педагогу с просьбой решить любую затрудняющую его задачу. Данные уроки позволяют педагогу активно управлять процессом самостоятельной работы учащихся и таким образом осуществлять педагогическую поддержку в преодолении возникающих барьеров, потому что зачастую неспособность решить какую-либо задачу может быть связана со страхом или же с низкой мотивацией к учебной деятельности, а с не интеллектуальной недостаточностью [9].

Заключение

Главной целью обучения в современных условиях является не просто получение диплома, а диплома, который основан на прочных и стабильных знаниях, и обеспечение студентов этими знаниями является важнейшей задачей в работе преподавателя. Студенты же в свою очередь должны быть готовы к эффективному восприятию знаний. А готовность студентов к учебной деятельности обеспечивается не только за счет определенных интеллектуальных и личностных качеств, но и за счет способности к преодолению в целом, и преодолению психологических барьеров в частности [10]. Данная способность, как отмечают большинство авторов, является у человека врожденной, но вот степень ее развитости у каждого индивидуальна. Соответственно, при тесном сотрудничестве педагогов и психологов возможно развитие способности к преодолению психологических барьеров у студентов в процессе учебной деятельности.

Таким образом, при столкновении с барьером человеку нужно сформировать адаптивную программу действий, которая приведет к успешному прохождению возникшего препятствия.

В случае если при возникновении психологического барьера вокруг индивида ситуация складывается положительно – отсутствуют факторы, препятствующие процессу преодоления барьера, подключаются адекватные ситуации механизмы защиты, то студент переходит на следующий этап сложного и многогранного процесса преодоления психологического барьера.

Несмотря на то что в статье отражены только теоретические аспекты исследуемой проблемы - преодоления психологических барьеров у обучающихся, проведенные эмпирические исследования показывают, что у большого количества студентов имеются неразрешенные психологические барьеры учебной деятельности. Именно поэтому для педагогов и психологов является актуальной проблема развития способности к преодолению психологических препятствий у студентов в процессе учебной деятельности. Для решения этой междисциплинарной проблемы осуществляется непрерывный поиск инновационных и модернизация уже применяемых форм, методов и средств реализации учебного процесса.


Библиографическая ссылка

Гарданова Ж.Р., Манина В.А., Василевская Е.А., Есаулов В.И., Артюков А.П., Ильгов В.И., Гарданов А.К. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27963 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674