Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дударева О.Б. 1 Борченко И.Д. 1
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Ориентации на потребителя, вариативность компетенций слушателей, самообследование и самооценка системы повышения квалификации, процессуальный подход к оценке качества и требования к управлению качеством образовательной услуги, актуальность осуществления мониторинга – вот тренды современного этапа развития дополнительного профессионального образования. Актуализируется необходимость развития информационно-образовательной среды организаций дополнительного профессионального образования в рамках реализации профессиональных стандартов, и, в частности, необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в контексте повышения качества обучения слушателей. Выделены условия, обеспечивающие развитие профессиональной компетентности слушателей, осваивающих дополнительные профессиональные программы. При этом высокая ИКТ-компетентность преподавателя института дополнительного профессионального образования, являясь значимым условием более эффективного достижения целей учебного занятия, рассматривается как стимул профессионального развития слушателя. Приводится инструментарий для оценки эффективности использования преподавателями информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности. Описываются результаты исследования, проводимого в ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» в 2017 году. Обосновывается вывод о том, что эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности организации дополнительного профессионального образования в контексте развития профессиональной компетентности педагога обусловливается четко выверенной политикой в части внедрения информационно-коммуникационных технологий и полным соответствием принципу педагогической целесообразности.
профессиональная компетентность педагога
информационно-коммуникационные технологии
эффективность
качество обучения
1. Смирнова С.В. Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования / С.В. Смирнова, А.К. Киселева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – № 3(32). – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – С. 29–34.
2. Дударева О.Б. Информационно-методическое обеспечение развития профессиональной компетентности учителя / О.Б. Дударева, Т.В. Таран //
Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения ; сборник статей восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами. // Под ред. С.Г. Воровщикова, О.А. Шкляровой. – М.: МПГУ, 2016. – 672 с.
3. Цветкова М.С. Информационная активность педагогов : методическое пособие / М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 352 с.
4. Везиров Т.Г. Педагогические условия развития информационной компетентности педагогических работников в системе повышения квалификации / Т. Г. Везиров // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – № 2(31). – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – С. 44–50.
5. Волобуева Т.Б. Дескрипторы развития профессиональной компетентности в системе повышения квалификации педагогов / Т.Б. Волобуева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – № 1(26). – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – С. 12–22.
6. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с.
8. Хафизова Н.Ю. Культура использования педагогом дополнительного профессионального образования информационно-коммуникационных технологий /
Н.Ю. Хафизова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – № 4 (29). – С. 140.
9. Нечаев М.П. Электронно-образовательные ресурсы в информационной среде дополнительного профессионального образования / М.П. Нечаев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – № 2(27). – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – С. 24–30.
10. Чигинцева Е.А. Моделирование и конструирование образовательных ситуаций как эффективный способ работы со слушателями на курсах повышения квалификации / Е.А. Чигинцева, Е.Л. Тележинская // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров; Материалы XVII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Челябинск : ЧИППКРО, 2016. – С. 28–34.

В условиях обновления системы образования главным признаком внедрения инноваций является активное включение разнообразных изменений не только в теорию и технологии образования, но и в образовательную деятельность на всех уровнях. В связи с этим педагоги, не успевая за всеми процессами модернизации, накапливают значительные профессиональные дефициты по всем составляющим профессиональной компетентности [1].

Цель исследования состоит в определении причин, влияющих на качество кадровых условий реализации дополнительных профессиональных программ в дополнительном профессиональном образовании в части использования научно-педагогическими работниками информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности.

Материалы статьи основываются на результатах проведенного в 2017 году исследования эффективности использования научно-педагогическим составом информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», а также входной и итоговой диагностик уровня подготовки слушателей курсов повышения квалификации в ГБУ ДПО ЧИППКРО. Методами исследования являются: систематизация, анализ, синтез, обобщение и сравнение полученных результатов, а также опрос (анкетирование).

В настоящее время не вызывает сомнения утверждение, что развитие информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) обусловливает развитие современного общества, причем любые достижения в области ИКТ влекут изменения во всех сферах жизнедеятельности, включая сферу образования. При этом, как следствие, открываются  качественно новые возможности достижения новых образовательных результатов [2, с. 480]. Примечательно, что скорость развития средств ИКТ намного опережает время достижения значимого эффекта от их применения в образовательной деятельности. Это связано с рядом факторов:  в частности, с человеческим фактором, поскольку основным носителем образовательных услуг в системе образования в настоящее время остается педагог, а в системе дополнительного профессионального образования – преподаватель [3].  Очень часто наблюдается отставание проникновения ИКТ в практику педагога от расширения ресурсной базы образовательной организации. При этом, как справедливо отмечает Т.Г. Везиров, зачастую профессиональная подготовка педагогов не соответствует требованиям и ожиданиям работодателей от качества труда педагогических работников [4].

Ценность ИКТ определяется тем, как они влияют на повышение  эффективности и качества образовательной деятельности образовательной организации. Поэтому на сегодняшний день, в условиях реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», особую актуальность приобретает задача изменения профессиональных качеств педагога в контексте развития его профессиональной компетентности [5], в частности развития его ИКТ-компетентности.

В свою очередь развитие профессиональной компетентности педагога в целом и его ИКТ-компетентности в частности предполагает создание в образовательной организации определенных условий. Таким условием является информационно-образовательная среда (далее – ИОС) –  комплекс, включающий в себя информационное, техническое, учебно-методическое обеспечение с учетом основных функций образования, неразрывно связанный с человеком как субъектом образования [6]. Создание современной ИОС является обязательным условием функционирования любой образовательной организации в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [7].

В данной связи несомненным является следующий вывод: создание современной информационно-образовательной среды в организациях дополнительного профессионального образования, включающее в том числе развитие профессиональной компетентности научно-педагогических работников этих организаций, в свою очередь обеспечит развитие профессиональной компетентности слушателей – осваивающих дополнительные профессиональные программы педагогов и руководителей образовательных организаций [8, с. 109]. При этом авторы разделяют точку зрения М.П. Нечаева о том, что активное использование современных ИКТ в образовательной деятельности – это путь, который позволит вывести дополнительное профессиональное образование на качественно новый уровень [9].

Свое практическое подтверждение все вышеизложенное нашло в опыте  государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее – институт). В рамках обсуждаемой проблемы необходимо отметить, что одним из приоритетных направлений развития института выбрано внедрение в образовательную деятельность и освоение преподавателями института новых образовательных технологий, к важным характеристикам которых можно отнести: взаимопроникновение различных образовательных методик и практик в условиях современных требований рынка, а также применение новейших достижений в области ИКТ, которые в свою очередь подбираются и применяются в соответствии с индивидуальными запросами каждого конкретного слушателя.

ИОС, созданная в институте, позволяет реализовывать на современном уровне функции обучения, повышая его качество. При этом ИКТ-компетентность преподавателя института дополнительного профессионального образования как составляющая его профессиональной компетентности, являясь важным  условием более эффективного достижения целей учебных занятий, может выступать опосредованным образом в качестве стимула профессионального развития слушателя. В этом случае, планируя учебное занятие, преподаватель должен не просто знакомить слушателей с ИОС института, в частности с его техническими и информационными возможностями, но и демонстрировать умение их целесообразно использовать, в том числе органично включая ИКТ в сценарий учебного занятия [10].

Использование ИКТ в управлении образовательной организацией – одно из наиболее перспективных и актуальных направлений, влияющих на качество образования, повышение эффективности управленческой деятельности, позитивное изменение профессиональной компетентности руководителя и управляемого им педагогического коллектива. ИКТ обеспечивают точность, оперативность и адекватность принимаемых управленческих решений, а также высвобождают время руководителя и развивают его информационную культуру, соответствующую международным стандартам управления.

В целях своевременного принятия управленческих решений в рамках управления образовательной деятельностью в институте ежегодно анализируется эффективность использования научно-педагогическим составом ИКТ при реализации дополнительных профессиональных программ. Для осуществления данного мероприятия была разработана анкета для научно-педагогических работников (далее НПР) института (рисунок).

Фрагмент анкеты для определения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

 

В рамках проводимого в 2017 году исследования на вопросы анкеты ответили 53 преподавателя института. В результате анализа данных, полученных в ходе исследования, был сделан вывод о том, что все научно-педагогические работники в рамках реализации дополнительных профессиональных программ осуществляют работу по знакомству слушателей с ресурсами, предоставляемыми институтом (виртуальный методический кабинет, форум, научно-методический журнал, публичные лекции, семинары и др.): 90,5% опрошенных преподавателей делают это регулярно/постоянно; пять человек (9,5%) такую работу осуществляют эпизодически.

Также уместно отметить, что все научно-педагогические работники в рамках реализации дополнительных профессиональных программ уделяют внимание вопросам необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, а также применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе для достижения новых образовательных результатов. Регулярно/постоянно делают это 90,5% и 92,4% НПР соответственно, эпизодически – 9,5% и 7,6% соответственно.

 При реализации дополнительных профессиональных программ регулярно используют систему дистанционного обучения 73,6% преподавателей, эпизодически – 26,4%.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что имеющиеся и приобретаемые преподавателями Института компетенции в области использования ИКТ в образовательной деятельности позволяют развивать и оптимизировать элементы созданной в Институте модели обучения слушателей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как составляющей ИОС. Так, расширяется спектр видов взаимодействия субъектов образовательной деятельности, а именно: привычной становится практика использования Skype-лекций и консультаций, Skype-защит дипломных работ, совместной синхронной работа в системе google-документов.

Особого внимания требует тот факт, что, организовывая образовательную деятельность в виртуальной среде, современный преподаватель должен не только владеть знаниями и навыками в работе с новыми технологиями и сервисами, но и обладать принципиально новым  типом мышления, позволяющим моделировать многовариантные образовательные взаимодействия в современной ИОС.

Продолжая анализировать данные проведенного исследования, констатируем, что 69,8% научно-педагогических работников постоянно используют материалы, выложенные в общий доступ (размещенные в облачном хранилище, скомпонованные для слушателей, осваивающих конкретную дополнительную профессиональную программу); 26,4% делают это эпизодически, а 3,8% делать этого не умеют, хотя данная компетенция необходима для работы.

Регулярно используют Skype 15,2% преподавателей; 77,2% делают это эпизодически. 5,7% испытывают затруднения в использовании Skype при реализации дополнительных профессиональных программ.

Являясь элементом ИОС, широкие возможности в процессе реализации дополнительных профессиональных программ предоставляет система видеоконференцсвязи. Объединяя технологические достижения в компьютерной области, телефонии и видео, такой вид связи на сегодняшний день представляет собой самый перспективный уровень коммуникации. В Институте имеется две такие системы. Это позволяет проводить параллельно два сеанса видеоконференцсвязи с возможностью одновременного  подключения до 60 точек, находящихся как в Челябинской области, так и за ее пределами.

В своей профессиональной деятельности при реализации дополнительных профессиональных программ и программ переподготовки видеоконференцсвязь постоянно/регулярно используют 13,3% преподавателей; 79,1% делают это эпизодически. Не владеют данной компетенцией 5,7% НПР, из них 1,9%  считают, что это им не нужно.

Подводя некоторые итоги, следует указать, что проведенное анкетирование позволило выявить затруднения в использовании информационно-коммуникационных технологий научно-педагогическими работниками. Это в свою очередь дало возможность простроить систему консультирования для устранения выявленных затруднений и формирования необходимых компетенций преподавателей.

Показателем эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности является повышение качества обучения слушателей. В этой связи можно привести еще один пример из работы Института, где ежегодно проводится еще одно мониторинговое исследование: входная и итоговая диагностики уровня профессиональной подготовки слушателей с использованием автоматизированной системы в онлайн-режиме.

Сравнение результатов входной и итоговой диагностик, проведенных у слушателей 192 групп курсов повышения квалификации в 2017 году, свидетельствует о положительных изменениях в профессиональной позиции педагогов. Положительная тенденция изменения представлений у слушателей по темам осваиваемых слушателями дополнительных профессиональных программ позволяет говорить об эффективности курсовой подготовки, целесообразности выбора форм и методов учебной работы со слушателями, в том числе применения информационно-коммуникационных технологий.

Об эффективности использования ИКТ преподавателями института в образовательной деятельности может свидетельствовать сформированное у слушателей понимание актуальности и необходимости использования ИКТ в профессиональной деятельности и сформированное понимание значимости умения работать в ИКТ-насыщенной образовательной среде, о чем говорит анализ полученных данных мониторинга.

Из 4855 слушателей – педагогов, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, у 2680 человек (55,2%) подтверждаются актуальность и востребованность необходимости использования ИКТ в профессиональной деятельности (37,3%) и сформировано понимание значимости умения работать в ИКТ-насыщенной образовательной среде (17,9%).

Из 308 слушателей – руководящих работников, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, у 247 (81,2%) по окончании курсовой подготовки сформировано понимание значимости ИКТ-насыщенной образовательной среды. У 61 слушателя (19,8%) сформировано понимание значимости ИКТ-насыщенной образовательной среды, демонстрируется устойчивая мотивация к созданию условий педагогам для работы в ИКТ-насыщенной образовательной среде.

В контексте рассматриваемой проблемы следует пояснить, что ИКТ-насыщенная образовательная среда рассматривается авторами как значимая составляющая информационной образовательной среды организации дополнительного профессионального образования. Вопросы формирования у педагогов понимания значимости умения работать в современной информационной образовательной среде, а у руководителей – устойчивой мотивации к созданию педагогам условий для работы в ИКТ-насыщенной образовательной среде являются целевыми ориентирами для научно-педагогических работников при реализации дополнительных профессиональных программ. Это возможно в том случае, как уже было отмечено выше, если преподаватель будет  демонстрировать умение целесообразного использования технических и информационных возможностей института на учебном занятии.

Таким образом, полученные данные проведенного анализа эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, результаты онлайн-анкетирования научно-педагогических работников института, а также результаты итоговой диагностики  позволяют сделать вывод о прямой зависимости эффективности курсовой подготовки от целесообразности выбора форм и методов учебной работы со слушателями в условиях современной информационной образовательной среды, в том числе применения информационно-коммуникационных технологий.

На основании вышеизложенного эффективность использования ИКТ в образовательной деятельности учреждений дополнительного профессионального образования в контексте развития профессиональной компетентности педагога обусловливается четко выверенной политикой в части формирования и развития современной информационной образовательной среды, в том числе внедрения информационно-коммуникационных технологий.


Библиографическая ссылка

Дударева О.Б., Борченко И.Д. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27846 (дата обращения: 19.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252