Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ильина А.В. 1 Коптелов А.В. 1 Машуков А.В. 1
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
В статье описаны особенности научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования, характерные для Челябинской области. Данный аспект имеет существенное значение в условиях необходимости обеспечения доступности качественного общего образования. В качестве исходной точки для описания выделенной проблематики авторами рассмотрены существующие законодательные аспекты, регулирующие особенности развертывания инноваций в сфере образования. Кроме того, отмечается, что под инновационной инфраструктурой понимаются образовательные организации, реализующие инновационные проекты и программы и признанные федеральными или региональными инновационными площадками. Данное понимание позволило авторам рассмотреть понятие «научно-методическое сопровождение развития инновационной инфраструктуры общего образования». Оно представляет собой специально организованный процесс взаимодействия образовательных организаций Челябинской области, реализующих инновационные проекты (программы) и признанных федеральными или региональными инновационными площадками. Реализуемые ими проекты направлены на преодоление у педагогических работников указанных организаций профессиональных затруднений и удовлетворение их профессиональных потребностей. Особенности взаимодействия субъектов инновационной инфраструктуры зависят от приоритетных направлений развития региональной системы образования. При этом научно-методическое сопровождение подразумевает максимально осознанное взаимодействие участвующих сторон с разделением ответственности за осуществление процесса и получение результатов.
научно-методическое сопровождение
инновация
общее образование
инновационная деятельность
инновационная инфраструктура
федеральная инновационная площадка
региональная инновационная площадка
развитие профессиональных компетенций
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.06.2018).
2. Doss Henry. It's time to build a national innovation infrastructure. URL: https://www.forbes.com/sites/henrydoss/2016/06/01/its-time-to-build-a-national-innovation-infrastructure/#155220241dfd (accessed 15.07.2018).
3. Галицких Е.О., Давлятшина О.В. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы // Педагогический имидж. – 2016. - № 3 (32). – С. 16-27.
4. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Научно-методическое сопровождение преподавателя как фактор совершенствования образовательного процесса // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 2. – С. 35-40.
5. Давлятшина О.В. Профессионально-личностное развитие педагогов в условиях общеобразовательной организации: учеб.-метод. пособие / под науч. ред. Е.О. Галицких. – Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015. – 195 с.
6. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 448 с.
7. Басюк В.С. и др. Стратегия инновационного развития Российской Федерации: к вопросу о перспективных направлениях актуализации / В.С. Басюк, Д.А. Метелкин, Т.А. Южакова, И.В. Каракчиева // European Science. – 2015. – № 4 (5). – С. 14-17.
8. Басюк В.С., Фиофанова О.А. Анализ подходов к обновлению содержания образования: изменение роли носителей содержания образования и регуляторов образовательных стандартов // Наука и школа. – 2017. – № 4. – С. 50-56.
9. Мануйлова И.В. Государственная политика в сфере общего образования: система повышения квалификации педагогов как инструмент обеспечения единого образовательного пространства // Материалы IV Совещания руководителей государственных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального педагогического образования в субъектах Российской Федерации (23-24 марта 2017 года). – М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. – С. 7-14.
10. Зуева Ф.А. Аспекты организации научно-исследовательской деятельности слушателей курсов в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. – № 3 (28). – С. 47-51.
11. Кеспиков В.Н. Инновационные концепты ДПО в условиях реализации профессиональных стандартов педагогических работников // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2016. – № 1 (5). – С. 1-11.
12. Волков В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2015. – № 174. – С. 17-25.
13. Коротаева Е.В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 38-44.
14. Сеть научно-прикладных проектов [Электронный ресурс]. – URL: http://ipk74.ru/set-npp/ (дата обращения: 01.07.2018).

В качестве одной из стратегических целей государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, что является важным фактором обеспечения национальной безопасности России. В то же время процесс обеспечения доступности качественного общего образования возможен в условиях постоянного развития образовательных систем (региональных, муниципальных, институциональных), что осуществляется в условиях ведения указанными системами экспериментальной и (или) инновационной деятельности [1]. В психолого-педагогических исследованиях по вопросам инновационной деятельности в сфере образования термин «инновация» часто отождествляется с понятиями «изменение», «совершенствование», «реформа». Соответственно возникает необходимость в определении особенностей научно-методического сопровождения инновационной деятельности с учетом специфики Челябинской области как промышленного региона.

Цель исследования

Бесспорно, понятие «инновация» давно и прочно вошло в педагогическую действительность. В то же время, как отмечает Г. Досс (Henry Doss), инновационная наука до сих пор находится в зачаточном состоянии [2]. В нормативном поле сферы образования Российской Федерации появилось такое понятие, как «инновационная инфраструктура», под которой понимаются образовательные организации, реализующие инновационные проекты и программы и признанные федеральными или региональными инновационными площадками. При этом проблемой является определение ориентиров в развертывании инновационной деятельности в сфере общего образования. Хотя в законодательстве указана необходимость осуществления указанного рода деятельности в части совершенствования учебно-методического, организационного, кадрового, материально-технического и иного обеспечения системы общего образования [1]. В этой связи возникает необходимость определения особенностей научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования на региональном уровне.

Материалы и методы исследования

При определении особенностей научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области нами использовались аналитические методы, в том числе контент-анализ, анализ научных публикаций по рассматриваемой проблематике [3-6].

Государственная политика в области развертывания инноваций в настоящее время регулируется положениями Стратегии инновационного развития Российской Федерации и определяет перспективы развития инновационной инфраструктуры через создание и совершенствование ее объектов, информационную поддержку инновационной деятельности. Существенное внимание в указанной стратегии уделено задаче формирования у граждан Российской Федерации независимо от их социального статуса и имущественного положения компетенций инновационной деятельности, среди которых можно выделить:

- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

- способность к критическому мышлению;

- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;

- владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.

В указанном контексте совершенно очевидно можно рассматривать систему образования, как:

− во-первых, ключевой источник формирования и развития человеческого капитала;

− во-вторых, источник инновационных технологических решений [7].

Иным основанием для развертывания инноваций является Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, в которой сказано о том, что «произошло изменение модели повестки дня для исследований и разработок. Повестка теперь формируется как реакция науки на "большие вызовы"». Как отмечают В.С. Басюк, О.А. Феофанова, «большие вызовы» – это «не просто проблемы и возможности, а принятые и признанные самым важным делом в определенной временной перспективе. Для российской науки этот вызов заключается еще и в том, насколько быстро она меняется организационно и инструментально, насколько она способна порождать новые виды деятельности и создавать новые институты. В отношении к системе образования данный вопрос может быть поставлен как вопрос об изменении базовых видов деятельности школьников: кроме учебной, например, появляются исследовательская, проектная, изобретательская; а также вопрос изменения системы управления знаниями в целом и "предметной упаковки" содержания образования в частности» [8].

Научно-методическое сопровождение мы рассматриваем как научно обоснованный, специально организованный процесс взаимодействия субъектов сопровождения, направленный на преодоление профессиональных затруднений и удовлетворение профессиональных потребностей работников образования. При этом представляется, что важным элементом данного процесса является организация взаимодействия участников процесса сопровождения. Бесспорно, подобное понимание процессов развертывания научно-методического сопровождения инновационной деятельности определяет широкий спектр направлений его реализации на федеральном и региональном уровнях. В частности, говоря о научно-методическом сопровождении развития инновационной инфраструктуры общего образования, к таким направлениям целесообразно отнести разработку и апробацию:

1) нового содержания общего образования, форм и методов обучения в общеобразовательных организациях;

2) новых методик подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы общего образования;

3) механизмов управления образованием на различных уровнях.

Иными словами, при определении направлений научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования следует учитывать абсолютно все аспекты развития системы образования. В связи с этим при выделении особенностей научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области нами был использован комплексный подход. Это позволяет представить научно-методическое сопровождение рассматриваемого процесса в единстве его социальной, психологической и педагогической составляющих на основе учета взаимосвязи и взаимообусловленности разнохарактерных факторов.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный в контексте реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» анализ информации, размещенной в открытом доступе, позволил выделить ключевые направления указанного сопровождения. Объектом аналитической деятельности явились материалы, размещенные на сайтах образовательных организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; органа государственной власти, осуществляющей управление в сфере образования на территории Челябинской области. В частности, среди ключевых направлений выделены такие позиции, как:

- реализация регионального образовательного проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП», в том числе Концепции образовательного технопарка «ТЕМП»;

- совершенствование региональной системы оценки качества общего образования, в том числе на основе использования механизмов независимой оценки;

- развитие образовательной среды, обеспечивающей выявление и поддержку одарённых и перспективных детей;

- управление качеством образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами обучения и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;

- развитие доступной безбарьерной образовательной среды и инклюзивного образования, в том числе введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

- современная школьная библиотека: формирование инфраструктуры чтения.

Представленные приоритеты обеспечивают признание общего образования в качестве ведущего направления реализации политики региона в социально-экономической сфере, что обеспечит рост удовлетворённости граждан предоставляемыми услугами. Общее образование признается важнейшим социокультурным институтом. Все это обеспечивает жителей региона равным доступом к получению качественного образования как основы самореализации личности, положительной мотивации к получению образования, а также социальной и профессиональной самореализации [9].

В результате выделенные выше позиции определили специфику инновационной инфраструктуры системы общего образования Челябинской области. В частности, она представляет собой совокупность субъектов – образовательных организаций, специфика деятельности которых отражена в таблице.

 

Специфика инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области

Субъекты региональной инновационной инфраструктуры общего образования

Особенности деятельности субъектов региональной инновационной инфраструктуры общего образования

8 общеобразовательных организаций, имеющих статус федеральных инновационных площадок (далее – ФИП)

- реализуют инновационные проекты по направлениям:

1) «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов»;

2) «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования»

72 общеобразовательные организации, имеющие статус региональных инновационных площадок (далее – РИП)

- созданы и функционируют для отработки технологий и содержания:

1) управления качеством общего образования;

2) развития естественно-математического и технологического образования;

3) развития социальной активности детей и молодежи в условиях общего и дополнительного образования;

4) формирования инфраструктуры чтения

10 образовательных технопарков

- созданы и функционируют для разработки и апробации новых технологий и содержания общего и дополнительного образования

Сеть образовательных организаций – базовых (опорных) площадок

- созданы и функционируют для разработки и апробации новых технологий и содержания образования для различных категорий обучающихся (дети, проявившие выдающиеся способности; дети с ограниченными возможностями здоровья и др.), а также по актуальным вопросам управления общим образованием

 

Структура сети образовательных организаций – базовых (опорных) площадок, особенности деятельности которых отражены в таблице, представлена на рисунке.

Структура сети образовательных организаций – базовых (опорных) площадок

Челябинской области

Представленные субъекты региональной инновационной инфраструктуры общего образования обеспечивают, с одной стороны, социально-экономическое развитие региона, с другой – продвижение региональной системы общего образования на уровне Российской Федерации. Соответственно они образуют такую взаимосвязанную совокупность, которая имеет подчиненное положение относительно главных задач системы общего образования и обеспечивает достижение новых образовательных результатов [12]. Кроме того, данная инфраструктура способствует проявлению инноваций на институциональном уровне (на уровне образовательных организаций), обеспечивая их инновационный поиск и популяризацию получаемых результатов [12].

Соответственно, в контексте развития инновационной инфраструктуры общего образования актуальным является вопрос о поддержке ее субъектов. В Челябинской области указанная поддержка осуществляется на основе апробации технологий научно-методического сопровождения реализации инновационных проектов.

Рассматривая вопрос о роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования, Е.В. Коротаева выделяет три основные формы совместной деятельности партнеров-участников научно-методического сопровождения: манипуляция, со-участие, сотрудничество [13]. При этом эффективной формой научно-методического сопровождения является сотрудничество, поскольку оно характеризуется наиболее продуктивными отношениями между участниками-партнерами:

- открытым, согласованным и принятым партнерами-участниками целеполаганием;

- осознанной мотивацией к деятельности;

- открытым, согласованным по принципу «от каждого – по способностям» распределением действий;

- согласованным с целями, по принципу «каждому – по труду» распределением результатов;

- обязательной, осознанной, ориентированной на тактику и стратегию взаимодействия партнеров-участников коррекцией действий в процессе сопровождения;

- осознанной, определяемой перспективой (стратегией) взаимодействия партнеров-участников готовностью к дальнейшему сотрудничеству.

Другими словами, сотрудничество в научно-методическом сопровождении подразумевает максимально осознанное взаимодействие участвующих сторон с разделением ответственности за осуществление процесса и получение результатов [13].

Именно с учетом выше названных позиций осуществляется научно-методическое сопровождение образовательных организаций, имеющих статус федеральных и региональных инновационных площадок, реализующих инновационные научно-прикладные проекты и программы по различным аспектам управленческой и педагогической деятельности на территории Челябинской области. Научно-методическое сопровождение, осуществляющееся в равноправном сотрудничестве, закрепляется соглашениями о сотрудничестве. Данным соглашением стороны устанавливают между собой организационные и информационные связи, выражают стремление к объединению своих усилий в целях сотрудничества в части развертывания научно-прикладных исследований в сфере образования. Усилия объединяются для получения научно-методической поддержки, включающей в себя консультационную и информационную составляющие деятельности при реализации конкретного инновационного научно-прикладного проекта.

Основной целью сотрудничества в рассматриваемом контексте является обеспечение взаимодействия в методической, экспертно-аналитической и научно-исследовательской работе. Обязательной частью соглашения является календарный план совместной работы, в котором на паритетных началах распределяются полномочия и ответственность за совместную реализацию инновационного проекта. Кроме того, такая форма научно-методического сопровождения развития региональной инновационной инфраструктуры общего образования позволяет оперативно и результативно распространять инновационные практики в областной образовательной системе.

Неотъемлемой частью научно-методического сопровождения также рассматривается применение практики проведения предварительной профессионально-общественной экспертизы инновационных проектов с целью определения их значимости и востребованности другими образовательными организациями региона. Для экспертизы привлекаются члены регионального учебно-методического объединения в системе общего образования.

Немаловажное значение для научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры системы общего образования, на наш взгляд, имеет организация сетевого взаимодействия с использованием регионального интернет-ресурса «Сеть научно-прикладных проектов» [14], которое представляет собой специально организованное виртуальное пространство совместной деятельности образовательных организаций по разработке и продвижению инновационных образовательных продуктов. Использование возможностей виртуального пространства позволяет:

- объединить научно-методические ресурсы образовательных организаций;

- обеспечить разработку и продвижение продуктов совместной инновационной деятельности;

- организовать при минимальных затратах профессионально-общественную экспертизу данных продуктов;

- предоставить возможность непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций.

Иными словами, данный ресурс позволяет осуществлять обмен лучшими практиками субъектов инновационной инфраструктуры и способствует популяризации этих практик в региональной образовательной системе.

Выводы

Таким образом, научно-методическое сопровождение развития инновационной инфраструктуры общего образования представляет собой специально организованный процесс взаимодействия образовательных организаций Челябинской области, реализующих инновационные проекты (программы) и признанных федеральными или региональными инновационными площадками, направленный на преодоление у педагогических работников указанных организаций профессиональных затруднений и удовлетворение их профессиональных потребностей. Особенности взаимодействия субъектов инновационной инфраструктуры зависят от приоритетных направлений развития региональной системы образования. При этом научно-методическое сопровождение подразумевает максимально осознанное взаимодействие участвующих сторон с разделением ответственности за осуществление процесса и получение результатов, что, безусловно, требует дальнейшего изучения.


Библиографическая ссылка

Ильина А.В., Коптелов А.В., Машуков А.В. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27834 (дата обращения: 21.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252